Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой режим коммерческой тайны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, т. е. отсутствует второй признак коммерческой тайны. Например, если информация опубликована в печати или была, скажем, представлена в Интернете, то с этого момента она может свободно разглашаться всеми лицами, которые обладают ею, включая тех, кто давал обязательство о неразглашении этой информации… Читать ещё >

Правовой режим коммерческой тайны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие коммерческой тайны и признаки информации, составляющей коммерческую тайну.

Развитие рыночных отношений поставило перед законодателем задачу регулирования отношений по поводу различных видов экономической информации, в том числе обеспечение конфиденциальности сведений в режиме коммерческой тайны.

В Федеральном законе 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна определена как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Под информацией, составляющей коммерческую тайну, понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Согласно Федеральному закону «О коммерческой тайне» признаками информации, в отношении которой может быть введен режим коммерческой тайны являются:

  • — действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу неизвестности этих сведений третьим лицам;
  • — отсутствие свободного доступа на законном основании;
  • — введение обладателем режима коммерческой тайны в отношении этих сведений.

Первый признак означает, что к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, которые заведомо не могут обладать коммерческой ценностью. Коммерческая ценность может как существовать в момент распространения на определенные сведения режима коммерческой тайны («действительная коммерческая ценность»), так и возникнуть через определенный промежуток времени после придания им статуса коммерческой тайны («потенциальная коммерческая ценность»).

Второй признак характеризует меру свободы получения сведений. В ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

  • 1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • 2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • 5) о численности, составе работников, системе оплаты и условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
  • 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • 7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2001 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну. В соответствии со ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении информации, обязательной для предоставления акционерам.

Информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, т. е. отсутствует второй признак коммерческой тайны. Например, если информация опубликована в печати или была, скажем, представлена в Интернете, то с этого момента она может свободно разглашаться всеми лицами, которые обладают ею, включая тех, кто давал обязательство о неразглашении этой информации.

Третий признак — обеспечение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Содержание мер по охране конфиденциальности информации для целей установления режима коммерческой тайны раскрывается в ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне». Согласно указанной статье меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

  • 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • 5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Наряду с указанными мерами, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству РФ меры.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

  • 1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  • 2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой