Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности процесса обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Познавательная деятельность подростка 14—15 лет характеризуется становлением субъектности. Он овладевает целеполаганием, способен планировать свою учебную деятельность. Наиболее ценным для учащегося этого возраста является общение со сверстниками, что приводит к выводу о предпочтительности групповой формы работы. Подростку интересно попробовать себя в разных социальных ролях, занять позицию… Читать ещё >

Особенности процесса обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастные особенности учащихся. Подростковый возраст — период сложной физиологической и психологической перестройки организма, вызванной половым созреванием школьника. Мощные сдвиги наблюдаются во всех областях жизнедеятельности школьника. Физическое развитие проходит бурно и неравномерно. Стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками может носить протестный характер. Самооценка подростков неустойчива, недостаточно целостна, противоречива.

У многих учащихся возникают проблемы с успеваемостью, однако чаще всего это связано не с интеллектуальными возможностями или работоспособностью, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Вместе с тем этот период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности.

Познавательная деятельность подростка 14—15 лет характеризуется становлением субъектности. Он овладевает целеполаганием, способен планировать свою учебную деятельность. Наиболее ценным для учащегося этого возраста является общение со сверстниками, что приводит к выводу о предпочтительности групповой формы работы. Подростку интересно попробовать себя в разных социальных ролях, занять позицию учителя, эксперта, консультанта.

Эти особенности должны быть обязательно учтены при организации учебной деятельности школьников в сложный период становления их личности.

Общие требования к организации усвоения нового содержания. Изучаемый курс завершает географическое образование в основной школе. Здесь актуализируются все предшествующие предметные знания, умения и другие содержательные компоненты школьной географии, а также структурнологические связи со смежными учебными дисциплинами. Рассматриваемый курс является единственным в школе, который комплексно решает задачи гуманизации, социологизации, экологизации и экономизации образования учащихся. Формирование новых знаний, умений и навыков в значительной мере обеспечивается развитием творческой деятельности учащихся, их способностей оценивать изучаемую действительность, события и процессы. В итоге изучения курса должен сформироваться географический образ России.

Разработка эффективной методики формирования географических образов является важной и перспективной научной задачей. Географический образ, отражающий многообразные характеристики объекта, никогда не предстает нейтральной категорией (вне природы, нации, идеологии и культурно-исторической реминисценции). Поэтому воздействие такого образа рождает потребности передачи чувств, мыслей, воззрений и инициирует универсальную человеческую солидарность.

Успешное усвоение содержания материала осуществляется в технологии личностно-коммуникативного обучения, которая учитывает две взаимосвязанные составляющие — обучение и учение. Существенной в этой технологии считается идея уникальности личности школьника. Методические особенности технологии применительно к школьному курсу «География России» раскрыты в исследованиях В. В. Миколиной (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Особенности личностно-коммуникативного обучения (по В. В. Никол иной)1

Составляющая обучающей системы.

Основные особенности.

Цели.

Развитие качеств личности каждого обучаемого в процессе усвоения материала курса географии России. Воспитание географической и экологической культуры школьников.

Ролевые позиции учителя.

Личностно-ориентированная позиция; преобладают организационная, стимулирующая и коммуникативная функции.

Ценностные позиции учителя.

Открытость учителя; ориентация на сотрудничество; индивидуальный подход; участие каждого ученика в постановке цели; планирование учебной ситуации и учебных действий. Принятие решений, самооценка своей позиции.

Ценностные позиции учащихся.

Направленность на знание смысла деятельности, самоактуализацию, понимание и принятие «другого». В содержании географического образования ориентация на общечеловеческие и социально значимые общественные ценности.

Характер организации учебно-познавательной деятельности.

Главное место отводится самостоятельной работе, содержащей творческие, проблемные и рефлексивные задания, направленные на зону «ближайшего» развития школьников.

Формы учебного взаимодействия.

Преобладают многообразные взаимодействия: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — ученический коллектив, ученик — окружающая среда, ученик — учебник, направленные на актуализацию личностного опыта учащихся и самопознание. Совместная проработка целей учителем и учащимися. Освоение школьниками различных позиций личности в межличностном взаимодействии (ролях). Направленность на эмпатию.

Контроль и оценка.

Преобладают взаимои самооценка в q^yiniax, устремленных к общечеловеческим общественно значимым и личностным целям. Вводятся разнообразные поощрения для усиления публичного признания достижений.

Управление.

Единицей управления является учебная ситуация «ученик — субъект учения», преобладает рефлексивное управление.

Основой управления учебной деятельностью школьников по усвоению материала курса географии России является рефлексивное управление[1][2].

Различают предметную, процессуальную и личностную рефлексию:

  • — предметная рефлексия направлена на осмысление предметных оснований задачи;
  • — процессуальная рефлексия представляет собой мыслительную деятельность по поводу процесса решения учебной задачи;
  • — личностная рефлексия — это обращение мыслей ученика на себя, свой внутренний мир, психическое состояние, личностные качества.

Основные формы организации учебного процесса. Современный урок географии направлен на развитие личности школьников, воспитание географической культуры. Основным условием его эффективности является занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. С учетом содержания курса географии и возрастных особенностей учащихся доля самостоятельных и практических работ в 8—9-м классах увеличивается.

Отличительной особенностью технологии личностно-коммуникативного обучения является ориентация на диалогические способы общения. Обмен мнениями, обсуждение результатов работы — непременный аспект современного урока географии. В рамках комбинированного урока необходимо обращать внимание на рефлексивную сторону образовательного процесса: обсуждение текущих событий в стране и мире; обобщение изученного материала с оценкой и самооценкой учащихся («Подведение итогов», «Проблема ждет решения», «Мой край в судьбе России», «Анализ проблемы») и др.

Диалог является основной формой общения в дискуссиях по обсуждению ценностных ориентаций и отношений; заданий с альтернативными точками зрения; ситуаций с элементами прогноза. Вопросы для дискуссии могут быть взяты из учебников географии различных УМК и средств массовой информации (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Примеры дискуссионных вопросов по курсу «География России»1

Тема.

Информация.

Дискуссионный вопрос.

Государственная территория.

С одной стороны, Россия, являясь самой большой по площади страной мира, отличается огромными запасами разнообразных природных ресурсов. С другой стороны, нередко размеры российской территории оценивают как «бич», «зло и проклятье». Наши необъятные пространства как бы «высасывают соки» из страны, постоянно толкая се на путь экстенсивного развития. Большие затраты требуются и на охрану государственной границы.

Огромная территория — «добро» или «зло» для развития нашей страны?

1 Примеры дискуссионных вопросов разработаны учителем географии, кандидатом педагогических наук Е. К. Павленко.

Окончание табл. 11.2

Тема.

Информация.

Дискуссионный вопрос.

Топливная промышленность.

Более 50% добываемой в России нефти экспортируется. Однако экспортировать сырую нефть невыгодно. Ее стоимость намного меньше, чем стоимость продуктов нефтепереработки.

Как оценить увеличение добычи нефти в России — положительно или отрицательно?

Высокий уровень самостоятельности учеников обеспечивается во время семинаров — как традиционных, на которых ученики выступают с сообщениями и обсуждают их, так и проблемного характера (обсуждение проблемных ситуаций с возможностью высказывать свою точку зрения, принимать решение). При обсуждении проблемных ситуаций достигаются не только предметные, но и метапредметные результаты обучения (табл. 11.3).

Таблица 113

Примеры проблемных ситуаций в темах курса «География России»1

Проблемная ситуация.

Примеры заданий для развития У УД.

Тема курса: «Границы России». Россия располагается в девяти часовых поясах (зонах).

С какими проблемами могут столкнуться предприятия, имеющие филиалы по всей территории России?

Регулятивные: оцените положение России на карте часовых поясов и его значение для хозяйства.

Познавательные: разработайте свои варианты решения проблем сообщения между филиалами. Коммуникативные: представьте результат своей работы в виде устного доклада.

Тема курса: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

Г руина исследователей-геологов подает заявку на получение гранта для геологической разведки северного района Среднесибирского плоскогорья.

Познавательные: проведите анализ физической и тектонической карты местности, выявите группы полезных ископаемых, которые могут быть целью геологоразведки.

Регулятивные: оцените природные условия для добычи полезных ископаемых, благоприятны ли они?

Коммуникативные: подготовьте презентацию своей заявки для комиссии по грантам.

Тема курса: «Металлургия». Крупный металлургический концерн принимает решение о размещении нового предприятия медной промышленности. Собственники должны выбрать для нового завода город X или город У.

Регулятивные: выделите важнейшие факторы размещения для предприятия медной промышленности, оцените значение фактора для каждого города по пятибалльной шкале.

Познавательные: сравните город X и город У по предпочтительности для размещения производства.

Коммуникативные: от имени жителей города сформулируйте положительные моменты размещения в вашем городе и отрицательные — в городе-конкуренте.

Приведенные проблемные ситуации могут быть основой для конструирования ситуационных задач. (Вариант разработки ситуационной задачи для курса «География России» представлен в кейсе.).

В 8—9-х классах возрастает роль проектной деятельности. Целесообразно предлагать учащимся задания социокультурной направленности (социологические опросы — анкетирование и интервьюирование населения; посещение предприятий; сбор статистических материалов о своем родном крае и т. п.). Материалы ученических проектов обобщаются в виде презентаций, графических моделей, картосхем, видеофильмов и т. п.

  • [1] Николина В. В., Алексеев А. И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: книга для учителя. М., 1997.
  • [2] Рефлексия — концентрированное самоотражснис, самоосмысление, самонаблюдение, самосознание. Рефлексия выражает осознание человеком своего собственного состояния, поведения, деятельности, а также понимание внутреннего мира других людей, раскрывающегося в их поведении, общении, деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой