Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие логического мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В средних классах обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свести отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном целое. Так, в разделе «Животные», необходимо, в частности, сформировать у школьников умение выделять у рассматриваемых представителей признаки, общие для типа или класса животных, давать им общую характеристику, уметь по признакам определять соответствие типу… Читать ещё >

Развитие логического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим значение некоторых логических приемов в развивающем обучении.

Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформулирован основной вопрос или проблема. Если нечетко поставлена проблема, отсутствует главный вопрос, развитие мышления учащихся значительно затруднено. Их знания остаются на уровне формального усвоения учебного материала без умений группировать факты, определять и вычленять в них главное, существенное.

Различные формы развивающего обучения, в том числе лабораторные, практические занятия, экскурсии, способствуют успешному решению школьниками выдвинутой перед ними проблемы.

Сравнение. Этот логический прием широко используется в преподавании биологии. Изучение биологических закономерностей невозможно без сравнения объектов, явлений, процессов. Чтобы понять сущность биологического явления, его необходимо сравнить с другими явлениями и процессами. Однако использование приема сравнения с целью познания биологических закономерностей часто вызывает трудность у школьников. При сравнении выявляются не только отличия сравниваемых объектов, но и черты их сходства. Различие дает возможность установить многообразие явлений природы, а сходство — выявить их общность.

Следует обратить внимание учащихся на то, что именно на основе определения общего в явлениях живой природы открыты ее закономерности и сформулированы законы.

Учащиеся нередко пытаются сравнивать явления несравнимые. В связи с этим им необходимо объяснить, что основа для сравнения — одномерность явлений. Так, орган сравнивается с органом по строению или функциям, вид — с видом, тип — с типом.

Обобщение — один из логических приемов, который имеет определяющее значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемом нужно расширить систему творческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими для доказательств и обоснований.

В средних классах обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свести отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном целое. Так, в разделе «Животные», необходимо, в частности, сформировать у школьников умение выделять у рассматриваемых представителей признаки, общие для типа или класса животных, давать им общую характеристику, уметь по признакам определять соответствие типу, классу, отряду.

Выявление признаков. Данный прием также основан на анализе и синтезе в мыслительной деятельности. Школьник по ряду известных ему признаков может определить их в другом объекте и сделать соответствующий вывод. Этот прием требует активной мыслительной работы, обобщения на основе синтеза известных фактов, их сопоставления.

Использование логических приемов необходимо при всех формах и методах развивающего обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой