Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональное самосовершенствование личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наставник должен помнить и о том, что самосовершенствование предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности адаптивную и творческую стороны. Адаптация, по его мнению, позволяет человеку… Читать ещё >

Профессиональное самосовершенствование личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях модернизации деятельности государственных педагогических университетов возникла и начала обсуждаться новая система ценностей и целей образования, основанная на идеях личностно-ориентированной педагогики. Такая смена акцентов предусматривает рассмотрение студента не как объекта, получающего знания и приобретающего систему умений и навыков, а как самоценного субъекта профессиональной подготовки, способного к самосовершенствованию с учетом личных мотивов, интересов, способностей и личностных смыслов.

Результаты практической деятельности, а также целевые психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия обучаемого с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые обеспечивают успех в учебной, профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, профессиональное самосовершенствование студентов педагогического университета можно рассматривать как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Истоками рассматриваемого феномена являются требования общества и профессии к личности современного специалиста, причем они должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного студента. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности человека, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Следующей важной предпосылкой, обусловливающей начало профессионального самосовершенствования, является отношение самого обучаемого к предъявляемым требованиям. Закономерно, что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований студент будет испытывать потребность в самосовершенствовании.

Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования студентов находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности.

Таким образом, современное высшее образование приобретает смысл и значение лишь через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой. Оно связано со становлением личности, и в этом его высшая ценность. В связи с этим мастерство преподавателя вуза заключается в том, чтобы общественно значимое (предусмотренное государственным образовательным стандартом) преобразовать в личностно значимое, в целенаправленном побуждении будущих специалистов к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на самовоспитание и самообразование, в создании для этого соответствующих условий.

Руководство процессом самосовершенствования студентов будет более эффективным, если рассматривать его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания. Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов:

  • 1) самосознание и принятие решения на самосовершенствование;
  • 2) планирование и выработка программы самосовершенствования;
  • 3) непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;
  • 4) самоконтроль и самокоррекция этой деятельносги.

Началом большой и кропотливой работы студента по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Оно представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности.

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:

  • 1) самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
  • 2) самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих посгупков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности; самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявляемыми требования;
  • 3) адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.

На основе самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.

Решение о самосовершенствовании конкретизируется на этапе планирования.

Планирование самосовершенствования — процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования; с разработкой программы личного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Эффективность самосовершенствования студентов значительно возрастет, если они приложат достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность их деятельности на данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой, постоянно держат ее в поле своего сознания и на этой основе своевременно устанавливают или предотвращают возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшей работы. С этой целью преподаватели педагогического университета могут рекомендовать своим воспитанникам вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой. Таким образом, самосовершенствование можно рассматривать как производную взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительного потенциала развития будущих специалистов.

Наставник должен помнить и о том, что самосовершенствование предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности адаптивную и творческую стороны. Адаптация, по его мнению, позволяет человеку ознакомиться и ассимилировать имеющиеся уже наработанные знания, умения и навыки из арсенала своей будущей профессии, а самостоятельная творческая деятельность дает ему возможность развивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и на основе этого «двинуть себя вперед».

Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Поэтому на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности будущего специешиста, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой.

Целесообразно выделить следующие направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования:

  • 1. Формирование положительных мотивационных установок на профессиональное самосовершенствование.
  • 2. Формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.
  • 3. Актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у студентов в процессе организации их познавательной деятельности.

Цель первого направления — сформировать предварительную потенциальную готовность студента к положительному восприятию учебно-профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней. Для осуществления поставленной цели преподаватель может использовать такие дидактические приемы, как предоставление высокой степени самостоятельности и свободы для проявления инициативы и творчества, при одновременном контроле и оценке результатов; введение элементов состязательности, здоровой конкуренции в учебном процессе; организация пропаганды опыта самосовершенствования лучших студентов; периодическое обсуждение вопросов профессионально-педагогического самосовершенствования на лекциях, семинарских занятиях, индивидуальных беседах и консультациях.

Следует отметить, что в интересах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования конкретного студента необходимо сравнивать не с другими, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в решение тех или иных учебно-профессиональных и познавательных задач.

Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у студентов культуры учебного труда.

Третье направление — актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у студентов в процессе организации их познавательной деятельности — предусматривает целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых студенты будут постоянно сталкиваться с необходимостью активно применять и расширять свои знания, умения и навыки, попадать в условия, требующие от них проявления формируемых профессионально-значимых качеств.

Профессиональное самосовершенствование студентов осуществляется в двух взаимосвязанных формах, самовоспитания и самообразования, взаимодополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Основным же содержанием самообразования является обновление и совершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

В связи с этим при выборе педагогических условий управления процессом профессионального самосовершенствования студентов в процессе обучения в вузе необходимо учитывать следующие закономерности:

  • 1. Студент способен к продуктивному профессиональному росту там и тогда, где и когда ему предоставляется возможность для творческого развития, в процессе которого строится опыт достижения, осмысливаются приобретаемые знания, умения и навыки, ведущие к самостоятельному выбору новых целей и задач. Иначе говоря, успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта.
  • 2. Развитие творческого потенциала (и в целом профессионализация) может быть продуктивным только при наличии взаимосвязи между его содержанием и способами, с одной стороны, и смыслами, целями человека — с другой.

Важным приемом стимулирования профессионального роста являются и педагогические требования, способствующие выработке положительной мотивации.

Личностная значимость процесса профессиональной подготовки прежде всего должна распространяться на самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которую сориентированы основные формы и методы обучения в вузе.

Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. В этом смысле она может быть понята и как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелости в той или иной области социальной практики.

При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель вуза может использовать разнообразные приемы развития мотивации профессионального самосовершенствования:

  • 1) обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки;
  • 2) убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях;
  • 3) проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке;
  • 4) применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой;
  • 5) применение методов активного обучения (анализ профессиональных ситуаций, дискуссий, тренинги, деловые игры и др.);
  • 6) выдача студентам методических указаний, содержащих подробный алгоритм выполнения работы, разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, задачи для решения и методические указания;
  • 1) рейтинговый метод контроля и результатов самостоятельной познавательной деятельности;
  • 8) присвоение статуса «студент-консультант» наиболее продвинутым и способным студентам и др.

Практический опыт позволяет утверждать, что одним из основных путей руководства самосовершенствованием будущих педагогов является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций для самостоятельной познавательной деятельности, при которых студенты постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, становятся в условия, требующие от них проявления профессионально важных качеств.

Задания для активизации учебно-познавательной деятельности.

1. Основные особенности личности, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности:

1).

ум;

2).

обаяние;

3).

сильный характер;

4).

физическая привлекательность;

5).

чувство юмора;

6).

сильная воля;

7).

искренность;

8).

адекватность;

9).

трудолюбие;

10).

ответственность.

Выставить себе оценки по шкале от 0 до 10 баллов.

  • 2. Написать эссе (15 мин) по темам:
  • 1. Личностный рост и профессиональное самосовершенствование.
  • 2. Ключевые и профессиональные компетенции, влияющие на профессиональную.

Рекомендуемая литература:

  • 1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. Г1. Ильин. — СПб., 2000.
  • 2. Кричевский, Р. Л. Если Вы — руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. — М., 1993.
  • 3. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан [и др.]. — СПб. М., 2000.
  • 4. Симонов, П. В. Мотивационный мозг / П. В. Симонов. — М.,
  • 1987.
  • 5. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М. 1994.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой