Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

А. Кураев о факультативе «Основы православной культуры»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что является альтернативой (г. е. отрицанием) «основ православной культуры»? — спрашивает А. Кураев. И отвечает: — «Без-основательное, не-православное бес-культурье» Если большинству народа отказывают в праве изучать свою культуру — всегда ли в ответ будет покорная реакция? Разве не все чаще звучит вполне резонный вопрос: «Почему у нас такое странное понятие демократии, что это всегда право вето… Читать ещё >

А. Кураев о факультативе «Основы православной культуры» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня российский закон разрешает вводить в школах (при согласии самих школ) факультативный курс «Основы православной культуры». Диакон А. Кураев четко показал, чем этот культурологический предмет должен отличаться от Закона Божия (подробнее см.: Кураев А. «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма // Голос православия. 2005. Нояб. С. 5—7). Его тезисы таковы.

Религиозное образование ставит своей целью привести детей к религиозной практике, добиться согласия учеников с верой той религиозной группы, от имени которой ведется преподавание. Законоучитель ссылается на библейские тексты как на тексты авторитетные, доказывающие правоту его веры. Культуролог ссылается на те же самые тексты Библии с иным акцентом: он тоже видит в них доказательство своей правоты, но правоты не религиозной, а исследовательской.

Для законоучителя Библия — исключительный авторитет. Для культуролога Библия авторитетна лишь в качестве свидетельства о верованиях тех групп людей, которые се создали или чья жизнь создавалась с опорой на Библию. Если же он обратится к анализу индийских верований, то таким же и никак не меньшим авторитетом для культуролога станут тексты Упанишад. Реальность, о которой говорит законоучитель и к которой он обращает, — Бог.

Реальность, о которой говорит культуролог, — люди и созданные ими тексты.

Законоучитель доказывает, а культуролог объясняет. В религии есть много недоказуемого, но нет ничего бессмысленного. Для сознательного носителя религиозной традиции каждый жест, символ, каждая деталь его вероучения осмысленны. Задача религиоведа и культуролога — попробовать передать этот смысл на языке современной культуры.

Об одном и том же можно говорить гомилетически (т. е. с интонацией и с целью проповеди) и культурологически. Законоучитель диктует детям молитву «Отче наш», поясняет ее смысл и просит детей выучить молитву и каждое утро начинать с нее. Культуролог может напомнить детям «Снежную королеву» и обратить их внимание па то, что Герда победила армию холода именно с помощью молитвы «Отче наш». Попытаемся разграничить религиозное и культурологически-религиоведческое образование: если преподаватель считает, что ту информацию, которую он дал, дети должны принять личностно, перевести в свою жизнь; если на экзамене оценка ученика будет зависеть от того, согласен ли он с учителем или нет, как часто он ходит в храм, постится и т. д. — вот это будет религиозное образование. Только один призыв уместен на уроках основ православной культуры: «Подумайте!».

«Что является альтернативой (г. е. отрицанием) „основ православной культуры“? — спрашивает А. Кураев. И отвечает: — „Без-основательное, не-православное бес-культурье“ Если большинству народа отказывают в праве изучать свою культуру — всегда ли в ответ будет покорная реакция? Разве не все чаще звучит вполне резонный вопрос: „Почему у нас такое странное понятие демократии, что это всегда право вето, имеющееся у меньшинства“»?

Кураев полагает, что «Основы православной культуры» — это, в частности, рассказ о том, «как не потеряться в Церкви, не потерять в ней ориентации. Это рассказ о сложности. И о том, что даже святые не всегда были согласны между собою. И о том, что не надо и сегодня бояться дискуссий. Предупрежденный об этой сложности человек поостережется ломать свою судьбу о совет случайно встреченного монаха, призвавшего (ввиду наступления „последних времен“) разрушить обычную колею жизни, семью, бросить работу или институт. Человек, знающий основы православной культуры, готов к тому, чтобы при встрече с такими наставлениями хотя бы про себя сказать: в Церкви есть иные мнения по этим вопросам» (Кураев А. «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма. С. 7).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой