Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философские аспекты управления развитием организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе определения центрального звена, подлежащего развитию и одновременно являющегося его источником (технических ресурсов, сущностных сторон организации, ценностей организации и личности, ресурсов личности) в работе выделены и охарактеризованы следующие группы концепций организационного развития: технократические, социотехнические, ценностные, личностно-ориентированные. Технократические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Концептуальный анализ основных понятий («развитие», «управление», «организация»)
    • 1. 2. Социально-философский анализ основных моделей управления развитием организации
    • 1. 3. Взаимовлияние внутренних и внешних факторов управления развитием организации
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ '.. ?
    • 2. 1. Лидерство руководителя как фактор управления развитием образовательного учреждения
    • 2. 2. Субъектно-субъектные отношения в процессе управления и развитие лидерского потенциала последователей
    • 2. 3. Развитие лидерского потенциала обучающихся

Социально-философские аспекты управления развитием организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования связана с социально-философской значимостью вопросов управления и развития, с убеждением, что решение проблем социального бытия во многом зависит от компетентного руководства обществом и входящими в него социальными системами.

Процесс управления в конечном итоге имеет глобальный эффект (позитивный или негативный), воздействует на все бытийности человека.

Проблемы в сфере управления отечественными социальными системами имеют конкретный исторический характер и в настоящее время связаны с несовершенством структурной и процессуальной организации, низкой управленческой культурой руководящего звена, недостаточным участием в управлении большинства его субъектов. Чрезмерно критическое отношение советской управленческой бюрократии к опьггу Запада сменилось сегодня в ряде случаев его слепым копированием. В российском обществе сложилось традиционно эмоционально — негативное отношение к специалистам, занятым в сфере управления. В создании такого (негативного) образа чиновника сыграла свою роль русская литература. В то же время общеизвестно, что первопричиной процветания или, напротив, упадка любых социальных систем (как организаций, так и государства) является соответственно хорошее или плохое управление ими. Идеи управления стали неотъемлемым фактором общей культуры человека. Процесс управления имеет свои закономерности, которые следует не только знать, но и применять в практике общественных отношений.

По мере развития человечества роль управления социальными системами всё более возрастает. Система управления на государственном уровне дробится на множество подсистем, которые сами по себе могут быть самостоятельными системамиони взаимозависимы и влияют друг на друга. Место прежних человеческих общностей (семья, деревня, церковный приход и т. п.) в информационном обществе занимает новая единица социальной интеграции — организация. В организации находит своё осуществление тенденция и возможность развития со-бытия людей через развёртывание сил составляющих её индивидов. Организация и управление ею как элементом социальной системы зеркально не повторяют государственное управление, не являются его абсолютным отражением и опосредованно зависимы от него. Совершенствование управления организацией представляется важным фактором эффективности преобразований, охвативших все сферы человеческого общества.

В большинстве работ, посвящённых управлению, в качестве ключевого рассматривается понятие «развитие» (развитие личности, организации, общества), которое связывается с их будущим. Развитие определяет изменение среды, внутренней структуры организации и способствует росту потенциала каждого её субъекта. Социально-философский анализ управления развитием организации предполагает рассмотрение её не как самодостаточной, содержащей в себе самой причины своего существования и изменений, а как открытой подсистемы общества. В центре анализа процесса управления развитием организации должен стоять вопрос о человеке, о личности и её самореализации. В социально-философской и социологической литературе существуют различные подходы к проблеме развития, определяющие широкий спектр концепций управления процессом развития. Субъектом процесса развития во многих подходах выступает руководитель, что не совсем корректно по отношению к другим участникам, без которых нет не только развития, но и самой организации. На наш взгляд, в современных условиях необходим синтез основных положений разных подходов к управлению развитием, т. е. следует подойти к проблеме комплексно. Особенность научного менеджмента состоит в том, что субъекты организационного процесса рассматриваются не столько как основной ресурс, а как активные творцы, соучастники процесса управления, следовательно, необходимо учитывать их аксиологические, волевые мотивы, например, желание идти за лидером, а не просто быть субъектом управления. Центральным звеном предлагаемой нами комплексной модели развития организации мы полагаем развитие субъектно-субъектных отношений, при этом субъектами процесса управления выступают как руководитель, так и рядовые сотрудники (последователи). Развитие активизирует лидерский габитус1 его организаторов (в том числе, и прежде всего, руководителя). Развитие организации, иначе говоря, осуществляется через развитие её субъектов.

Особую роль в современном обществе играют организации в сфере образования. Эти организации следует рассматривать как инструмент прогресса, нуждающийся — при сохранении целесообразных традиций — в постоянной и бережной коррекции, внедрении новых эффективных идей, так как здесь закладывается основа будущего общества. В условиях трудного и противоречивого обновления, нестабильности во всех сферах жизнедеятельности, когда остро встаёт вопрос о выживании системы образования и её субъектов, ей невозможно сохраниться, не развиваясь. Процесс развития организаций в сфере образования имеет свои особенности. Встречаются как объективные препятствия в инновационной практике, в становлении новых типов образовательных учреждений и систем управления ими, так и субъективные трудности. Управление развитием организации, в том числе в образовании, рассматривается нами как необходимая составляющая процесса социального управления.

На образовательное учреждение как на социальный организм распространяются принципы управления любой организацией, однако, существуют и некоторые специфические особенности. В качестве субъектов образовательного процесса, субъектов развития, выступают руководители — администраторы и менеджеры, педагоги, учащиеся. Раз.

1 Лидерский габитус, или габитус лидера, — это совокупность социально приобретённых предрасположенностей к практике лидерства, ментальных и когнитивных структур — особенностей восприятия, мышления, действия, на основе которых индивиды конструируют лидерские роли. См.: Ананченко М. Ю. Габитус лидера: сущность, витие их лидерского потенциала представляется нам основным фактором развития организации (образовательного учреждения). Если от руководителя и его команды зависит, прежде всего, создание условий для функционирования лидерских габитусов педагогов, то задачей последних видится формирование габитусов будущих лидеров. Активизируется своеобразная «цепная реакция» развития лидерства: руководитель — лидер создаёт условия для проявления лидерства педагогами, которые стимулируют лидерство учащихся. Особая роль в становлении лидеров будущего отводится педагогическим учебным заведениям, от выпускников которых зависит, какими станут в дальнейшем их воспитанники.

Взаимосвязь между будущим цивилизации, системой образования отдельно взятой страны и развитием конкретного образовательного учреждения — это зависимость между целым и его частью. По существу, интерес к проблеме развития образовательного учреждения — это интерес общества к своему будущему.

Анализ процесса управления строится от общего к частному, от множественного к единичному, от общества и его систем к человеку как субъекту управленческой деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие общества и его подсистем всегда осуществлялось под сознательным управляющим началом. В изучении процесса управления, в том числе управления развитием, можно условно выделить несколько этапов. На первом — с древности до конца XIX века — внимание исследователей привлекало прежде всего управление государством, наряду с которым выделялись и другие виды общности — семья, община. Проблемы управления процессом трудовой деятельности интересовали древних египтян и греков. Связывали управление с насилием и поощрением древние индийские мыслители. Особенности управления социальной системой природа, развитие. / Философия и образование — пространство диалога: Материалы педагогических чтений и выделяли многие философы прошлого: Конфуций, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и другие. Начало теории управления было положено Платоном в «Законах» и «Государстве», Аристотелем в «Политике» и «Никомаховой этике». Платону принадлежит мысль о необходимости разделения труда. Сократ рассматривал управление (государством, трудом, торговлей, войсками) как особую область деятельности. Механизмы самоорганизации общества ещё не были развиты, государство рассматривалось как узловой пункт общественной жизни, ключ к рассмотрению общества. Средневековые мыслители (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ж. Боден, Н. Макиавелли, и др.) подчёркивали естественное происхождение социального порядка, государства как природной необходимости человеческого бытия. В России появление ряда важнейших идей управления государством и экономикой связано с эпохой Петра I. Общество и государство в большинстве философских систем прошлого возвышались над индивидом, который чаще всего рассматривался как объект для управления. Субъектами управления в социально-философских концепциях в то время выступали, как правило, мудрецы, полководцы, правители. В XIX столетии, с вычленением социально-философской проблематики в качестве особой области, общество стало рассматриваться как система взаимосвязанных социальных общностей, а управление — как необходимый элемент общественной жизни (О. Конт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, К. Маркс, П. Сорокин и др.). Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, за рубежом были предприняты первые попытки научного обобщения опыта управления малой и средней социальной системой. В XX веке проблема управления обществом и его подсистемами привлекла внимание социологов, социальных психологов, теоретиков и практиков менеджмента. Управление рассматривалось на уровне государства и региона, отрасли, а его субъектами назывались элиты и выдающиеобластной студенческой научной конференции. — Архангельск: АРМА, 2000. — С. 25−31 ся личности (3. Фрейд, В. Парето, X. Ортега-и-Гассет и др.). Новую организацию процесса управления малой и средней социальной системой предложили Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон и др. Противоречивость общества и его институтов, через которые человек объективирует свои силы и которые одновременно порабощают его, отмечали русские философы (Н. Бердяев, В. Соловьёв, С. Франк и др.) Идеи научного управления в нашей стране в 20−30-е гг. развивали A.A. Богданов, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, др. Историко-логический анализ литературы позволил определить, что до 20-х гг. XX века вопросы управления учреждениями образования России велись на чисто эмпирической основе. Наиболее сложной и трудной проблемой в организации управления образовательным учреждением являлось отслеживание и оценка деятельности руководителя. В 30-е годы более отчётливо становится курс на единообразие, унификацию всей жизни образовательного сообщества. Руководитель превращается в исполнителя требований вышестоящих органов управления. Становление и усиление административно — командной системы управления сделало невозможным поиск принципиально новых форм и методов управления в сфере образования.

В начале 60-х годов в менеджменте появилась теория развития организации, обновление в которой связывалось с изменением её культурных постулатов. На современном этапе — с середины 70-х годов — можно выделить несколько подходов к разработке проблемы управления и развития организации. Среди них — философский (предполагающий выявление сущности, закономерностей управления, его роли в развитии человеческого бытия), социологический (изучающий механизмы групповой динамики и организационного развития), психологический (рассматривающий психологические особенности межличностных отношений в организации), практический (дающий рекомендации по управлению социальными системами разного уровня в различных сферах деятельности, в том числе в сфере образования).

Анализ сущности и закономерностей управления содержится в работах В. Афанасьева, П. А. Кохно, С. Е. Комарова, М. Маркова, В. А. Микрюкова, А. Омарова, Э. Тоф-флера и др. Управление социальными системами стало предметом рассмотрения А. Н. Аверина, И. Ансоффа, Г. А. Антонюка, Г. В. Атаманчука, И. В. Баровской, И. Кузьмина, Т. Питерса, 3. К. Румянцевой, Л. Н. Суворова, М. В. Удальцовой, Р. Уотермена, P.M. Фалме-ра, А. П. Федяева, К. Ходжкинсона и др. Вопросам управления организацией как одной из социальных систем посвящены работы И. Адизеса, Д. М. Гвишиани, B.C. Ефремова, A.B. Кулинченко, У. Мастенбрука, Э. А. Смирнова, А. Г. Поршнева, С. Р. Филоновича, Е. И. Кушелевич, Е. П. Поповой, В. В. Щербины, С. Янга и др. Развитие организаций и управление развитием стали предметом рассмотрения A.M. Моисеева, H.H. Моисеева, Г. Николиса, И. Пригожина, В. Н. Южакова и др. Психологическим аспектам управленческой деятельности уделяли внимание JI.K. Аверченко, Е. Е. Вендров, P.JI. Кричевский, A.JI. Свенцицкий, A.B. Филиппов, Л. И. Уманский и др. Теоретическим основам управления образованием посвящены работы А. И. Куприной, В. Ю. Кричевского, B.C. Лазарева, Л. Л. Леоновой, М. М. Поташника, П. В. Худоминского и др. В последние годы появились исследования Ю. В. Васильева, К. Я. Вазиной, Ю. А. Конаржевского и др. в области педагогического менеджмента. Проблемы управления организацией в сфере образования рассматривали H.A. Аминов, А. Н. Джуринский, В. Г. Казаков, B.C. Лазарев, Л. Н. Малова, Е. Г. Мартынов, М. М. Поташник, Н. М. Стороженко, K.M. Ушаков, Т. Н. Шамова, В. Н. Чудинов, И. П. Чучалин, В. З. Ямпольский, Н. Я. Янковская и др. С 90-х гг. теоретики и практики управления главное внимание уделяют социальным аспектам управления, связывая будущее организаций и их развитие с вниманием к субъектам организационного процесса.

Цель и задачи исследования

.

Целью данного диссертационного исследования является философский анализ сущности и содержания процесса управления развитием организации. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

— дать социально — философский анализ основных концепций управления развитием организации как элемента социальной системы и обосновать необходимость создания интегративной модели управления;

— выявить основные тенденции в развитии образования как подсистемы социальной сферы общества, влияющие на специфику развития организации;

— выявить сущность и содержание, общее и особенное в деятельности образовательного учреждения как особой формы социальной организации;

— раскрыть сущность лидерской модели управления организационным развитием, обосновать на её основе механизм развития организации — образовательного учреждения;

— проанализировать значение лидерства руководителя и других субъектов процесса управления для развития организации как социальной системы.

Научная новизна определяется целью и задачами и может быть сформулирована следующим образом: на основе определения технических ресурсов, сущностных сторон организации, аксиологической основы, субъектов организационного процесса и ресурсов личности выделены и охарактеризованы следующие группы концепций (моделей) организационного развития: технократические, социотехнические, ценностные, личностно-ориентированныеохарактеризованы ведущие тенденции в развитии образования (в том числеэкологизация, политизация, автономизация, информатизация, регулярная оценка обществом эффективности работы образовательных учреждений, непрерывность и др.) — показано, что выбор концепции развития организации зависит не только от доминирующих в конкретном социуме ценностно-мировоззренческих установок и сложившейся практики, но и от общемировых тенденцийвыявлены сущностные характеристики педагогического образовательного учреждения как особой формы организации, заключающиеся в наличии широкого слоя менеджеров, в качестве которых по отношению к учащимся выступают преподавателив подготовке будущих руководителей (класса, группы, деятельности) — в изначально формальном занятии педагогом руководящих позиций, требующих не только профессиональной, но и лидерской компетентностив активизации лидерской «цепочки» руководитель (администратор) — руководитель (менеджер — педагог) — студент — ученикраскрыта философская сущность лидерской модели управления организационным развитием (концепция лидерского потенциала), предполагающей моделирование ситуационно — деятельностной среды, адекватной условиям формирования лидерского габитуса субъектов управленияна основе концепции лидерского потенциала предложен механизм развития организации (образовательного учреждения), включающий в себя формирование организационной философии, культурыопределение межличностной позиции администраторов, менеджеров, всех субъектов управленияразработку и реализацию программы развитияпрактическую работу по развитию лидерского потенциала субъектов процесса управлениявыделены социально-философские особенности феномена лидерства руководителя развивающейся организации в сфере образования: широкое использование опосредованных методов управления, влияние посредством концепций и идейграмотное использование информационных потоков и организационного знаниязнание лидерских качеств и формирование в себе потребности их развитияориентация на группу как метод осуществления лидерских полномочийвосприятие педагогов и учащихся в качестве равноправных участников отношенийснижение уровня многофункциональности деятельности лидера — руководителя и др.- введены в научный оборот и проанализированы не переводившиеся ранее исследования зарубежных авторов по проблемам управления и развития.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит во введении данных новых зарубежных исследований по проблемам управления, в систематизации и классификации концепций управления развитием организации. Материалы работы могут найти применение при чтении курсов социальной философии, социологии, философии образования, менеджмента, спецкурса по теории и практике лидерства, оказать помощь в практике управления администраторам и менеджерам, послужить основой для исследований в области организационного лидерства, изучения механизмов взаимовлияния процессов развития организации и её участников и развития общества. Проведённое исследование позволяет уточнить и дополнить теоретическую базу организационных изменений, выявить пути повышения эффективности управления изменениями в организации.

Апробация работы. Структура работы.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на научных конференциях в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (1992, 1993, 1998, 1999), Архангельском педагогическом колледже (2000), российско-американских семинарах по проблемам развития лидерства в Институте психологии Российской Академии Образования (1991;92), публикациях по данной проблеме (1992, 1995, 1998, 1999, 2000). Эмпирической базой исследования послужила экспериментальная работа по программе развития лидерства в образовательных учреждениях г. Архангельска и реализация программы развития Архангельского педагогического колледжа. Апробация исследования.

13 прошла на заседании кафедры философии Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова 18.04.2000. Исследование включает введение, две главы, состоящие из трёх параграфов, заключение, библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Организация в современном мире заняла место основной единицы социальной интеграции. Её уникальность, индивидуальность как ценнейшее достояние общества и её самой, находят отражение в её культуре, философии. Происходят определённые сдвиги в организационном мышлении: в концепциях преуспевающих организаций организационная культура занимает теперь центральную позицию. От компетентного управления организацией зависит не только удовлетворенность её участников, но и эффективное развитие общества в целом. Современные системы управления могут и должны учитывать перспективы развития.

К наиболее общим причинам, стимулирующим развитие организации, следует отнести повышение общественного давления в направлении усиления эффективности и экономичности (это может быть как внутреннее, так и внешнее давление) — ущерб, наносимый бюрократической борьбой за властьвсё более недостаточные, ограниченные ресурсы (ограничения могут быть как внутренними, так и внешними). Последнее особенно важно для государственных организаций, в том числе в сфере образования. Сохранение темпов роста и конкурентоспособность требуют радикальных, стратегических изменений.

Сущность управления развитием заключается в деятельности его субъектов по достижению нового качественного состояния организации. Организационное развитиеэто процесс позитивных качественных изменений в организациях, деятельность, включающая в себя стратегическое планирование, диагностику и выработку миссии организации.

В управлении развитием организации необходимо учитывать следующие позиции: социальную ответственность (являясь порождением социума, организация не может до конца решить вопрос о взаимоотношениях с ним, в частности — проблему социальной ответственности и её иерархии) — уровень развития организации и её субъектовстадию стабильности или кризисадинамику внешней среды (организация всегда включена в более широкое системное образование, постоянно контактирует с внешней средой, которая находится в постоянном движении) — «резонансные точки» — темпы преобразованийресурсывероятное сопротивление. Управление без противодействия (то есть без отрицательных обратных связей) невозможно. Тотальное доминирование положительных (взаимостимулирующих) обратных связей ведёт к быстрому саморазрушению системы из-за цепных реакций, вызывающих лавинообразное разрастание любого процесса.

На процесс управления организацией оказывают воздействие как внутренние источники, так и факторы внешней среды, взаимовлияние которых требует учёта и отражения в действиях руководства. В основу управления развитием организации должен быть положен мониторинг внешней среды и анализ внутренних факторов развития, на основе которых происходит выбор модели развития и воплощение её в программе. Мониторинг внешней среды и её возможных изменений, соотнесение его с внутренними потребностями организации и её членов позволяет представить организацию как целостную систему, находящуюся в тесной взаимосвязи с другими социальными системами, увязать прошлое с настоящим и будущим. Среди наиболее часто выделяемых мировых тенденций развития образования — демократизация, интернационализация, фундамента-лизация, университезация, информатизация, гуманитаризация и гуманизация, экологизация, политизация, индивидуализация учебной деятельности, переход к массовому высшему образованию, автономизация, непрерывность, создание учебных комплексов, рост требований к профессионализму преподавателей, регулярная оценка обществом эффективности работы образовательных учреждений. Выбор концепции развития организации зависит как от общемировых тенденций, так и от доминирующих в конкретном социуме ценностно-мировоззренческих установок и сложившейся практики. Изучение зарубежного и российского опыта позволит избежать некорректных решений, раскроет дополнительные источники новых подходов, создаст предпосылки для отказа от сложившихся стереотипов.

На основе определения центрального звена, подлежащего развитию и одновременно являющегося его источником (технических ресурсов, сущностных сторон организации, ценностей организации и личности, ресурсов личности) в работе выделены и охарактеризованы следующие группы концепций организационного развития: технократические, социотехнические, ценностные, личностно-ориентированные. Технократические модели опираются на развитие материальных ресурсов организации. Современные модели управления развитием делают акцент на иных источниках. Более многочисленные социотехнические модели (теория жизненных циклов организации, теорию организационного развития, инновационные модели, теорию случайных трансформаций, неоинституциональный подход, феноменологическую концепцию, селекционную модель, структурно-ситуационную, модель сетевых организаций, синергетическая и др.) определяют источник организационных изменений факторами функционирования и развития организации как социотехнической системы. При глубоком описании частных параметров эти модели не учитывают других, не менее значимых. Управление развитием в ценностных концепциях (модели «обучающейся организации», конфликтные, силы (принуждения), эмпирическая (рациональная), нормативная (перевоспитательная), фаси-литативная и др.) опирается на ценности субъектов управления как компонент организационной культуры. Выделение в последние годы из ценностных концепций личностно-ориентированных моделей организационного развития (мотивационные модели, модель управления изменениями через лидерство, концепция лидерского потенциала) объясняется поворотом организаций к человеку как субъекту деятельности, развитие которого неизбежно повлечёт за собой развитие самой организации. Личностно-ориентированные модели в системе образования ставят в центр образовательной системы личность обучающегося, обеспечение условий её развития.

Не все выделенные в настоящем исследовании модели организационного развития отражают тенденции в сфере образования, изменения во внешней среде образовательного учреждения и, следовательно, не все из них могут найти применение в реальной практике управления развитием. Комплексный подход к анализу внутренних и внешних факторов развития характерен для синергетической модели. По сравнению с социотехническими и технократическими, ценностные и личностно — ориентированные концепции уделяют больше внимания тенденциям во внешней среде образовательного учреждения.

На наш взгляд, в современных условиях необходим синтез основных положений разных подходов к управлению развитием. Выдвигаемая нами лидерская модель управления развитием, или концепция лидерского потенциала, предполагает моделирование ситуационно — деятельностной среды, формирующей габитус будущих лидеров и адекватной условиям формирования лидерского габитуса педагогов. В основе модели — развитие лидерского потенциала руководителей и сотрудников. От лидерского потенциала субъектов организации во многом зависит её будущее. Особую роль данная модель играет в системе образования. Если от руководителя и его команды зависит, прежде всего, создание условий для функционирования лидерских габитусов педагогов, то задачей последних видится формирование габитусов будущих лидеров. Активизируется своеобразная «цепная реакция» развития лидерства: руководитель — лидер создаёт условия для проявления лидерства педагогами, которые стимулируют лидерство учащихся. Особая роль в становлении лидеров будущего отводится педагогическим учебным заведениям: от их выпускников зависит, какими станут в дальнейшем их воспитанники. Построение среды, в которой развивается лидерский габитус обучающихся, функционируют лидерские габитусы педагогов — центральное звено лидерской концепции управления развитием.

При проведении организационных изменений следует учитывать психологические особенности работников, их поведение перед лицом предстоящих изменений и антиинновационные реакции противников. Руководителю необходимо научиться управлять сопротивлением. Его управленческое мастерство оттачивается в работе с оппозицией. Оппозиция может работать и на пользу преобразованиям, оберегая от управленческих ошибок. Руководитель развивает свой собственный стиль управленческой деятельности, постоянно рефлексируя, анализируя свои решения, в том числе с позиции оппонентов, представляя своё назначение по отношению к организации, т. е. свою личную миссию.

Анализ процесса организационного развития и управления им не может не учитывать новых тенденций в обществе. Одна из них, особенно актуальная в период становления информационного общества, заключается в необходимости грамотного использования информационных потоков и организационного знания. Исходя из возрастающей роли знания, именно учреждения образования становятся центром общественной жизни. Современные организации начинают обретать более плоскую иерархию, что в своё время — в качестве перспективы — было замечено Э. Тоффлером Они менее подвержены давлению верхушки и состоят из небольших компонентов, связанных во вре до менные конфигурации. В них наиболее приемлемой формой осуществления руководства, на наш взгляд, является групповое, или разделённое, лидерство. Руководитель может конструировать разные лидерские роли или создать команду, каждый участник.

198 Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ACT, 1999. — С. 427 которой ответственен за какую-либо из этих ролей. Во многих подходах руководитель выступает субъектом процесса развития, что не совсем корректно по отношению к другим участникам, без которых нет не только развития, но и самой организации. Организации необходима единая команда администраторов и менеджеров, обладающих различными лидерскими характеристиками. Администрирование — это высшее руководство в организации, предполагающее философию, планирование и политику. Философия является центральной частью административного поведения. Значимость включения философии в поле управленческого действия заключается в том, что руководители (администраторы) представляют власть, принимают решения относительно других людей, влияют на качество жизни, на работу. Философия управления может рассматриваться как попытка цивилизовать власть в условиях организации. Философия — центральная часть административного поведения, присутствует в организации в любом случае, осознаёт это администратор или нет. Чем более человек менеджер и менее — администратор, тем меньше он нуждается в философии. Менеджеры — руководители среднего и низшего звеньев — осуществляют политику, продуманную и сконструированную администраторами, мобилизуют ресурсы.

С нашей точки зрения, специфика управления образовательным учреждением состоит в том, что — с определённой долей условности — к числу руководителей можно отнести большую часть педагогического коллектива. В качестве администрации мы рассматриваем обладающих стратегическим ресурсом руководителя и его заместителей, к числу менеджеров первого уровня относим обладающих ситуационным ресурсом заместителей и руководителей структурных подразделений. Менеджеры второго уровня — педагоги (преподаватели, учителя), обладающие ситуационным ресурсом.

Педагогическое образовательное учреждение является открытой системой, субъекты развития которой — не только администраторы, менеджеры, но и студенты, транслирующие лидерскую практику в дальнейшем на своих воспитанников. От образовательного учреждения, созданной в нём развивающей среды зависит возможность формирования лидеров. Студент педагогического учебного заведения, став специалистом, выступит руководителем — менеджером по отношению к своим учащимся. Поэтому перед учебным заведением стоит задача развития лидерского потенциала сегодняшних администраторов, менеджеров и студентов — руководителей ученических коллективов завтрашнего дня. Для этого им необходимы опыт принятия решений и достижения успеха, подготовка к выживанию в кризисном социуме. Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалистов новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, информационную и коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельной деятельности в условиях неопределённости, приобретению новых знаний. В процессе педагогического формирования лидерских качеств, воспитания и образования следует активизировать индивидуальные природные задатки студентов и на этом строить развитие и формирование социальных качеств (инициативу, креативные способности и др.). Лидерство в учебном заведении может лежать в основе лидерства во взрослой жизни.

Лидер всегда рассматривается как элемент групповой структуры. Лидерство представляет собой динамический, возникающий в живом контакте с социальной средой групповой феномен, следовательно, одно из первых его проявлений должно происходить на генетически ранней ступени социальной организации, то есть в группе дошкольного учреждения или классном коллективе. Знание особенностей развития лидерских качеств, путей оптимизации индивидуального подхода к детям-лидерам, формирование социально приемлемой ориентации детского коллектива необходимо для педагогов.

Формирование лидера происходит в определённой развивающей среде, при определённой ситуации. Эта среда может и должна быть создана в учебной организации, где будущий специалист получает профессию. С нашей точки зрения, формированию лидеров будет способствовать и основанный на изучении международного и российского опыта междисциплинарный курс развития лидерства, направленный на соединение творческого потенциала учащегося с потребностью общества и организации в лидерах. И если оратором можно стать, только выступая, то осознать, почувствовать себя лидером можно лишь в ситуациях, где требуется лидерство.

Концепция развития лидерского потенциала может быть положена в основу программы развития образовательного учреждения, которая одновременно выступает как форма фиксации всей совокупности инноваций, осваиваемых в организации, и как способ осуществления процесса развития образовательного учреждения, способствуя преодолению неопределённости внешней среды, привлекая к управлению всех его субъектов. Подобный подход к управлению развитием отражает смену управленческих парадигм: если прежнее общество и его институты полностью зависели от высшего руководства, иерархии «интеграторов», то развитие новых социальных систем связывается с деятельностью всех участников процесса управления. Децентрализация власти происходит сегодня на всех уровнях социального управления. Всё больше людей начинает понимать, что ответственность за изменения лежит не только на руководстве, но и на них самих, что начинать следует с себя, научившись не закрывать свой ум для нового.

Настоящее исследование позволяет не только уточнить и дополнить теоретическую базу управления организационными изменениями, но и предлагает для практической реализации модель развития на основе лидерского потенциала. Лидерство рассматривается нами как необходимая составляющая педагогической и управленческой деятельности. Особую роль лидерская концепция управления развитием играет в системе.

157 образования, и, прежде всего, в педагогических учебных заведениях. Будущее за образовательными учреждениями, ведущими подготовку специалиста по индивидуальной траектории, развивающими лидерские качества участников образовательного процесса, влияющими на формирование неповторимого стиля педагогической деятельности, строящими субъектно-субъектные отношения между руководителями, педагогами и студентами.

Рассмотренный в настоящей работе комплекс проблем выдвигает целый ряд перспективных направлений исследований в сфере управления развитием организации: анализ новых связей, возникающих между условиями и формами деятельности субъектов управленияизучение воздействия личностного развития, в том числе лидерских характеристик, на организации как объективированные структуры обществаанализ влияния субъектов управления на модификацию организацийвыявление путей повышения эффективности управления развитиемвлияние образовательного учреждения на формирование габитуса и стиля лидера и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Смятских A.JL, Янковская Н. Я. Некоторые вопросы эффективности развития средних профессиональных учебных заведений. // Среднее профессиональное образование. — 1998. — № 9. — С. 23−31
  2. М.Ю. Лидер как субъект процесса социального управления: социально-философский анализ. Дис. канд. филос. наук. Архангельск: ПГУ, 1999.- 151 с.
  3. М.Ю., Овсянкин П. Е. Колледж 21 век. Программа развития. — Архангельск: Литера, 1998. — 59 с.
  4. М.Ю., Овсянкин П. Е. Курс «Лидерство» в школе. Книга для педагогов и учащихся. Архангельск: НУМЦ «Надежда», 1995. — 130 с.
  5. М.Ю. Габитус лидера: сущность, природа, развитие. / Философия и образование пространство диалога: Материалы педагогических чтений и областной студенческой научной конференции. — Архангельск: АГМА, 2000. — С. 25−31
  6. Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1994. 17 с.
  7. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  8. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. -Минск: Наука и техника. 1986. 203 с.
  9. В.Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе. /Руководство и лидерство. / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1973. — С. 64−77
  10. Ю.Аскольдова С. М. Колледжи и университеты США. М.: Развитие, 1993. — 272 с.
  11. П.Астахова А. Свобода выбора и конкурентность. // Вестник высшей школы, 1992. -№ 1. с.13−18
  12. Г. В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления. // Вопросы философии, 1974. № 7. — С. 29−37
  13. Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978, — 136 с.
  14. Г. К. Современная теория элит. М.: Международные отношения, 1985. — 256 с.
  15. И.В. Принцип детерминизма и проблема управления развитием социальных систем: Дис.. канд. филос. наук. Саратов, 1992. — 176 с.
  16. В.Ф. Лидерство одна из доминант современного российского образования. // Среднее профессиональное образование. — 1998. — № 7−8. — С. 23−25
  17. П.Бирюков Н. И. Критика современных буржуазных теорий политического лидерства: Дис.. канд. филос. наук. -М.: МГИМО, 1982. 174 с.
  18. В.В. Явление лидерства как объект социального познания: Дис.. канд. филос. наук. Ярославль: ЯГУ, 1986. — 143 с.
  19. И.А. Философия управления. СП б, Наука. 1999. — 232 с.
  20. Т. Как улучшить управление организацией. М.: ИНФРА-М, 1995. 204 с.
  21. М. К вопросу о цене информации. // Проблемы теории и практики управления, 1999.-№ 1.-С. 79−83
  22. М. Избранные произведения. Пер. с нем. /Под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990.-808 с.
  23. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  24. В.И. Общественно-политическое лидерство (Понятие и механизм практического действия): Дис.. канд. филос. наук. Ростов — на — Дону: РГУ, 1991. — 129 с.
  25. Власюк JI. J1. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективного управления образовательным учреждением инновационного типа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 26 с.
  26. Вопросы теории и практики управления и организации науки. / Под ред. Д.М. Гви-шиани. М.: Наука, 1975. — 358 с.
  27. A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы: Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1995. — 207 с.
  28. Э.Б. Личность руководителя в системе управления: социолого-экономический анализ: Дис.. канд. соц. наук. Тюмень: ТГУ, 1993. — 162 с.
  29. Высшее образование перед лицом современности / Материалы всемирной конференции по высшему образованию (октябрь 1998). // Университетская книга. 1999. — № 6. -С. 3−6
  30. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. — 536 с. 31 .Генов Ф. Психология управления. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982. — 422 с.
  31. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. -М.: РАО, 1993. 130 с.
  32. . Что такое психология: В 2-х т. т.2. М., 1992. — 370 с.
  33. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. М.: МНИИПУ. — 1998, т. 1. — 816 е., т. 2. — 784 с.
  34. Т.Н. Устойчивое развитие: какой должна быть стратегия России. // Вопросы философии.-1996. № 10.-С. 157−162
  35. Ю., Давыдов И., др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года. // Народное образование, 1993. № 1. — С. 16−25
  36. Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М., 1992. — 511 с.
  37. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. -М.: Просвещение, 1993. 190 с.
  38. А. Куда качнётся «маятник». // Народное образование. 1990. — № 4 — С. 41−45
  39. В.К. Высшее образование за рубежом. Л.: ЛГУ, 1989. — 50 с.
  40. B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1. — С. 3−13
  41. А., Шеин В. Ключевое условие успеха (анализ подходов компаний США к проблеме миссия и философия фирмы). // Управление персоналом. 1999. — № 12. — С. 28−36
  42. Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. М. Д993. — 304 с.
  43. Л.П. Педагогические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  44. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 28 с.
  45. Т.В. Психологические особенности лидерства в дошкольных детских объединениях: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 18 с.
  46. Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в стране. /Развивающая психология основа гуманизации образования: материалы I Всероссийской научно-методической конференции. — М.: 1998, т.2. — С. 8−14
  47. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  48. С.В., Кордон С. И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению. // СоцИс: 2000. — № 1. — С. 44−50
  49. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства. // Вопросы философии. 1996. — № Ю. — С.46−53
  50. A.C., Папушина С. Н. Сфера образования в Архангельске: состояние и проблемы развития. Архангельск, 1997. — 46 с.
  51. Н.П. Педагогические условия создания и развития русской национальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  52. ., Князев Е. Ещё раз о концепции образования. // Вестник высшей школы. 1991. -№ 4. с. 4−7
  53. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.-224 с.
  54. .И. Лидерство: Социально-политические проблемы. М.: МГУ путей сообщения, 1996. — 64 с.
  55. В.А. Управление персоналом: политико-институциональный аспект: Дис.. канд. полит, наук. М.: МГУ, 1997. — 174 с.
  56. Критический анализ буржуазных теорий и практики управления. Материалы международной конференции в Будапеште в 1978 г. / Под ред. С. Е. Каменицера. М.: Прогресс, 1980, — 189 с.
  57. Критический анализ теории и практики менеджмента. Пер. с нем. /Под ред. П. Ф. Почкина, Г. А. Шпилько. М.: Прогресс, 1976. — 431 с.
  58. Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии. // Вопросы психологии. 1977. — № 6. — С. 119−130
  59. Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: Дис.. доктора филос. наук. М.: МПГУ, 1996. — 350 с.
  60. Е.В. Социально-философский анализ лидерства. М.: МПГУ, 1996. 160 с.
  61. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив: Социально-психологический очерк. -Л.: Лениздат, 1974. 168 с.
  62. И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 189 с.
  63. A.B. Управление и организация: социально-философский анализ: Дис.. канд. филос. наук. -М., 1992. 197 с.
  64. А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 18 с.
  65. Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1995. — 253 с.
  66. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993. — 46 с.
  67. Г. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. — С. 76−80
  68. В.И. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990. — 176 с. 73 .Леонова Л. Л. Философско-методологические основания формирования образовательного пространства современного университета: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Томск, 1997.- 17 с.
  69. О.В. Лидерство и управление организацией рыночной экономики: Дис.. канд. эконом, наук. М., 1997. — 121 с.
  70. .М. Философский анализ развития образования Автореф. дис. доктора филос. наук. М., 1999. — 51 с.
  71. Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сборник статей./ Под. ред. Р. П. Шпаковой. С,-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. — 213 с.
  72. Л.Н. Психолого-педагогические условия эффективного управления инновационным средним профессиональным учебным заведением: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 24 с.
  73. С. Япония: государственная политика в области образования. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2 — С. 80−83
  74. М. Технология и эффективность социального управления. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982.-268 с.
  75. Е.Г. Формирование системы управления процессом развития профессионального учебного заведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 19 с.
  76. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. — 300 с.
  77. , У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996. -254 с.
  78. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1994.-702 с.
  79. Р. Генри. Менеджмент: достижение цели. С.-Пб.: ЛИК, 1992. — С. 116−126
  80. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  81. Ф.Т. Образование как философская проблема. Материалы круглого стола по теме Философия образования: состояние, проблемы и перспективы. // Вопросы философии. -1995.-№ 11. С. 9−15
  82. Ф.Т. Философия образования: её реальность и перспективы // Вопросы' философии. 1999. -№ 8. — С. 92−118
  83. H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. — 302 с.
  84. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. — 226 с.
  85. Л.П. Современные проблемы философии образования: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1999. — 66 с.
  86. A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980.-269 с.
  87. Основы внутришкольного управления. / Под ред. П. В. Худоминского. М.: Педагогика. 1987. — 166 с.
  88. Г. Человек в современном мире. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. — 429 с.
  89. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. Сборник научных трудов. /Под ред. В. Пилиповского. М.: АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1991. — 95 с.
  90. A.B. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства. // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С.29−41
  91. Л. Организация внутришкольного управления в ФРГ. // Педагогика, 1996. -№ 6. С. 98−103
  92. П.Э. Менеджмент искусство управлять. — М.: Инфра-М, 1995. — 144 с.
  93. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Перевод с англ. М.: Прогресс, 1986.-418 с.
  94. Ю1.Пищулин Н. П. Воспитывать лидеров //Уроки МаксаВебера. -М., 1995. С. 18−21
  95. А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. 1999.-№ 8. — С. 119−128
  96. Н.М. Управление развитием образования в сельском улусе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 16 с.
  97. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  98. М.М. Управление развитием образовательного учреждения. // Педагогика. 1995.-№ 2. — С. 20−25
  99. Ю8.Пригожин A.M. Современная социология организаций.-М.:Интерпракс, 1995. 295 с.
  100. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 46−52
  101. A.C. Специализированный тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня» // Соц.-полит, журнал. М.: 1997. № 1 — С. 130−147
  102. Психология управления. / Аверченко JI.K., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И., Никола-енко В. М. Новосибирск: НГАЭиУ- М.: ИНФРА-М, 1999. — 150 с.
  103. И.П. Проблемы научной организации труда в школе. М.: Педагогика, 1987.- 152 с.
  104. Е. Нужен эффективный директор (По страницам зарубежной печати). // Народное образование. 1995. — № 8−9. С. 121−125
  105. Руководство и лидерство. /Сборник научных трудов под ред. Б. Д. Парыгина. JL: ЛГПИ, 1973.- 143 с.
  106. П.Румянцева 3. К обоснованию новой управленческой парадигмы. // Российский экономический журнал. 1993. — № 8. — С. 61−70
  107. Д.Р. Тенденции развития и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Англии (1979 1997 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1998. — 24 с.
  108. А.Л. Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты.- М.: Политиздат, 1983. 159 с.
  109. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом.- М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  110. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. — 271 с.
  111. Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 1998. — 375 с.
  112. Социальные аспекты управления. / Под ред. P.A. Белоусова, Г. Я. Фролова. — М.: Экономика, 1981. 216 с.
  113. Э.К. Философия менеджмента в корпорации IBM (США). // Управление персоналом. 1998. — № 3. — С. 32−35
  114. Н. М. Об одном из подходов к управлению педагогическим колледжем. // Специалист. 1997. — № 2. — С. 29−30
  115. Дж. Управление организационным знанием. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. — С. 14−26
  116. Л.Н., Аверин А. Н. Социальное управление. Опыт философского анализа. -М.: Мысль, 1984.-232 с.
  117. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Перевод с англ. М.: Контроллинг, 1991.-104 с.
  118. H.A. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. СП б.: Фирма «С и Б», 1997. 168 с.
  119. Ш. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  120. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М.: Автор, 1993. — 160 с.
  121. М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 144 с.
  122. JI.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  123. Управление организацией. /Под ред. Поршнева А. Г. М.: ИНФРА-М, 1999. — 667 с.
  124. Управление развитием школы./ Под ред. М. Поташника, В. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  125. А. Миссия директора миссия фирмы. // Управление персоналом. — 1999. -№ 12.-С. 24−27
  126. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1997.- 176 с.
  127. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-и т. М.: ВИПКэнерго, 1992. — Т.5. — Специальные вопросы теории управления. — 120 с.
  128. А.К. Реализация социально-педагогических функций реальной школы: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук СП б, 1999. — 20 с.
  129. НО.Федяев А. П. Организационное развитие: принцип синергетизма в управлении сложными системами: Дис.. доктора филос. наук. Набережные Челны, 1997. — 390 с.
  130. С. Проблема лидерства в управлении человеческими ресурсами // Кадры.- 1996. -№ 12-С. 21−22
  131. С.Р., Кушелевич Е. И. Теория жизненных циклов организации И. Адизе-са и российская действительность // СоцИс. М., 1996. — № 10. — С. 63−71
  132. Философия образования пространство диалога: Материалы II педагогических чтений и VII областной студенческой научной конференции / Сборник тезисов и статей.- Архангельск: АГМА, 2000. 140 с.
  133. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы. / Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1995. — № 7. — С. 3−34
  134. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1994. — 127 с.
  135. Нб.Фрейденберг М. История в западногерманских университетах. // Вестник высшей школы. -1991. -№ 1−4. -С.102
  136. X. Мотивация и деятельность. Перевод с нем. Т.2 М.: Педагогика, 1986.- 406 с.
  137. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. — № 10.-С. 112−123
  138. А., Михай О. Глобализация образования и Восточная Европа. // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО. — 1991. — № 2. — С. 10−11
  139. И.П., Ямпольский В. З., Чудинов В. Н., др. Модели управления учебным процессом вуза. Томск: ТГУ, 1992. — 240 с. 151 .Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и отражение // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 3−14
  140. Ш. Формирование и реализация претензий групп интересов связанных с предприятием. // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6 — С. 67−72
  141. Г. П., Розин В. М., Непомнящая Н. И., Алексеев Н. Г. Педагогика и логика. М.: КАСТАЛЬ, 1993. — 415-с.
  142. В.В. Социология организаций // СоцИс. 1998. — № 8. — С. 116−125
  143. В.В., Попова Е. П. Современные концепции структурных изменений в организациях // СоцИс. 1996. — № 1. — С. 98−107
  144. С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // СоцИс. 1996. -.№ 7. — С. 47−55
  145. Экк К. Д. Знание как новая парадигма управления. // Проблемы теории и практики управления, 1998. — № 2. — С. 68−73
  146. С.Дж. Политические элиты в современных обществах: Эмпирические исследования и демократическая теория. Реферат. М.: ИНИОН, 1992. — 20 с.
  147. В.Н. Философско-методологические основания управления развитием как целостным процессом: Дис.. доктора филос. Наук. М., 1989. — 341 с.
  148. Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философии для детей». // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 32−45
  149. Янг С. Системное управление организацией. Перевод с англ. М.: Советское радио, 1972.-455 с.
  150. A Study of Organizational Leadership. Harrisburg: Stackpole Books, 1976. — 600 p.163 .Adair J. Effective Teambealding. Vermont: Brookfield Gover Publishing Co, 1986. -212 p.
  151. Adair J. The Acion-Centered Leader. London: The Industrial Society, 1988. — 150 p.
  152. Belbin M. Team Roles At Work. Oxford London Boston: Butterworth, Heinemann, 1993.- 122 p.
  153. Bryman A. Leadership and Organization. London / Boston: Henley Routledgeand Kegan Paul, 1986.-235 p.
  154. Burns J.M. Leadership. New York: Harper & Row, Publishers, 1978. — 540 p.
  155. Contemporary Issues in Leadership./ Ed. By W.E. Rosenbach, R. L. Taylor. London: Westview Press, 1984. — 345 p.
  156. Cribbin J.J. Leadership Strategies For Organizational Effectiveness. New York: AMACOM, 1981.-296 p.
  157. Flanagan J.C. Leadership Skills: Their Identification, Development and Evaluation. / Leadership and Interpersonal Behavior. / Ed. by L. Petrullo, B.M. Bass. New York: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1961. — P. 275−279
  158. Hodgkinson C. The Philosophy of Leadership. New York: St. Martin’s Press, 1983. -240 p.
  159. Holloman Ch.R. Leadership and Headship: There is a Difference. / Contemporary Issues in Leadership./ Ed. By W.E. Rosenbach, R. L. Taylor. London: Westview Press, 1984. — P. 109 116
  160. Johnson R.S. TQM: Leadership For Quality Transformation. Milwaukee: ASQC Quality Press, 1993.-342 p.
  161. Korda M. How to Be a Leader. / Contemporary Issues in Leadership./ Ed. By W.E. Rosenbach, R. L. Taylor. London: Westview Press, 1984. — P.61−63
  162. Kotter J. Leading Change. Boston: Harvard Business School Press, 1996. — 187 p.
  163. McGregor D. Theory X: The Traditional View of Direction and Control- Theory Y: The Integration of Individual and Organizational Goals. '/ A Study of Organizational Leadership. -Harrisburg: Stackpole Books, 1976. p.334−340 166
  164. Mintzberg H. A Comprehensive Description of Managerial Work. / Contemporary Issues in Leadership./ Ed. By W.E. Rosenbach, R. L. Taylor. London: Westview Press, 1984. -P.78−85
  165. Moore C.M. The Anatomy, Roles and History of Community Leadership Organization. // National Civic Review. Community Leadership. 1988. — Vol.77. — № 6, Nov. — Dec. — pp. 500−585
  166. Nahavandi A., Malekzaden A.R. Leader Style in Strategy and Organizational Performance: An Integrative Framework. // Journal of Management Studies. 1993. — Vol.30, № 3, May. -P.405−426
  167. Peters S. Leadership Wane County: Stemming Decline, Encouraging Development.. // National Civic Review. Community Leadership. 1988. — Vol.77. — 6, Nov. — Dec. — pp. 530 542
  168. Robbins S.P. Organizational Behavior: Concepts, Controversies, and Applications. New Jersey: Prentice Hall, 1991. — 719 p.
  169. Sisk D., Rosselli H. Leadership: A Specific Type of Giftedness. New York: Buffalo, 1987. — 114p.
  170. Sisk D., Shallcross D. Leadership: Making Things Happen. New York: Buffalo, 1986. -139 p.
  171. Scott W.G., Hart D.K. Organizational Values in America. New Brunswick London: Ttansaction Publishers, 1990. 196 p.
  172. Stogdill R.M. Handbook Of Leadership. New York London: The Free Press, 974, — 613 p.
  173. Tannenbaum R., Margulis N., Massaric F. Human System Development. San-Fransisco: Jossey — Bass Publishers, 1987. — 605 p.
  174. Vopel, Klaus W.: Handbuch fur Gruppenleiter / innen: zur Theorie und Praxis der Interaktionsspiele. Salzhausen: iskopress, 1994. -247 c.
  175. Whinney W.M. The Realities of Leadership. / Tannenbaum R., Margulis N., Massaric F. Human System Development. San-Fransisco: Jossey — Bass Publishers, 1987. — P.273−301
  176. Zaleznik A. Managers and Leaders: Are They Different? / Contemporary Issues in Leadership./ Ed. By W.E. Rosenbach, R. L. Taylor. London: Westview Press, 1984. — P.86−104
Заполнить форму текущей работой