Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие навыков выявления причинно-следственных связей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ФГОС есть требование, имеющее непосредственное отношение к освоению школьниками навыков выявления причинно-следственных связей: «Осознание целостности окружающего мира». Осознание такой целостности достигается различными приемами и, конечно же, предполагает формирование у школьников идеи взаимосвязанности предметов и явлений окружающего мира. По своему характеру изучаемые в «Окружающем мире… Читать ещё >

Развитие навыков выявления причинно-следственных связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мышление — есть форма психического отражения, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познавательными феноменами[1]. То есть естественнонаучное мышление, как, впрочем, и любое другое, включает установление связей. Способность устанавливать и изучать причинно-следственные связи — необходимее качество человека, познающего окружающий мир. Эта работа стимулирует мыслительную деятельность детей, активизирует учебный процесс. Кроме того, выявление связей между объектами, явлениями, событиями необходимо для формирования и развития большинства естествоведческих понятий.

В ФГОС есть требование, имеющее непосредственное отношение к освоению школьниками навыков выявления причинно-следственных связей: " Осознание целостности окружающего мира" . Осознание такой целостности достигается различными приемами и, конечно же, предполагает формирование у школьников идеи взаимосвязанности предметов и явлений окружающего мира.

В ФГОС называется один тип связей — связи причинноследственные. Это связи, которые не только выявлены, но и установлена, понята причина их возникновения. Однако возможен вариант, когда связь установлена, но причина связи неизвестна. Назовем такие связи эмпирическими. Уже первоклассникам известно, что на севере холодно, а на юге тепло. Но почему так, многие школьники еще не знают. То есть у них сформирована эмпирическая связь: «север — холодно», «юг — тепло». В причинно-следственную эта связь трансформируется только после того, как дети установят и осознают другие связи, а именно: а) зависимость наклона солнечных лучей от широты местности (на севере солнечные лучи падают под острым углом) и б) зависимость интенсивности нагревания поверхности земли от угла падения солнечных лучей (па севере холодно, потому что падающие под острым углом солнечные лучи слабо нагревают земную поверхность).

Усвоение школьниками связей лишь на эмпирическом уровне приводит к тому, что школьники, особенно младшие, часто путают причину и следствие изучаемых явлений и делают неверные выводы. В разделе, посвященном организации наблюдений в природе, упоминается случай, когда па вопрос «Какие ветры в Татарстане преобладают зимой?» не только школьники, но и многие учителя отвечают, что северные, хотя па самом деле имеет место значительное преобладание южных ветров. В данном случае как раз и срабатывает названная эмпирическая связь «север — холодно», «юг — тепло» .

По своему характеру изучаемые в «Окружающем мире» и эмпирические, и причинно-следственные связи можно упорядочить:

  • • по пространственно-временным характеристикам:
    • — пространственные (север — низкие температуры; юг — тепло);
    • — временные (последовательная смена дня и ночи, времен года);
  • • по структуре:
  • — двухкомпонентные (хищник — жертва);
  • — цепи (лист дерева — тля — божья коровка);
  • — сети (переплетение пищевых цепей в экосистемах);
  • • по направленности:
  • — односторонние (влияние солнечного света на развитие растений);
  • — двусторонние, взаимные (взаимовлияние гриба и дерева).
  • [1] Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб, пособие. М.: Высшая школа, 1981.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой