Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отражательная функция лексической семантики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но с точки зрения обыденного — нашего с вами! — сознания цветок очевидно не то, что для ботаника (если он, конечно, не преподносит букет любимой девушке). Это самая красивая, часто ещё и ароматная часть растения с соцветием или венчиком разной формы и окраски (цветок розы, тюльпана, ромашки, орхидеи и т. п.) или всё растение с такими цветами (поле цветов, садовые цветы, подарить цветы… Читать ещё >

Отражательная функция лексической семантики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории науки существовали различные способы интерпретации значения слова: одни учёные считали, что значение слова — это понятие о предмете; другие — что значение есть представление предмета. Чем были вызваны эти споры, можно увидеть, в частности, на примере слов здание и банк. Знание значения первого слова связано прежде всего с представлением, т. е. обобщённым образом многоэтажного городского дома, но знание второго слова основывается не на представлении здания, а на знании функций этого финансового учреждения, т. е. на признаках понятия «банк». Однако в любом случае лексическое значение слова соотносится с формами отражения действительности человеческим мышлением.

Ранее достаточно подробно говорилось о двух типах понятий, научном и обиходном (наивном) и об их соотношении с лексическим значением => [Гл. 7]. В этой главе нам хочется предупредить одну ошибку, порождённую термином «наивное понятие». Слово «наивное» может вызвать естественный вопрос: не является ли такое знание примитивным, неполным, неточным? На самом деле форма отражения предмета обиходным сознанием, а следовательно, и лексическое значение обычного слова, — это знание отнюдь не примитивное по сравнению с научным — оно просто другое. Попробуем убедиться в этом на примере слова цветок.

Рассуждаем вместе

Что такое цветок как ботаническое научное понятие? Это орган размножения растений, и с этой точки зрения главное в цветке, безусловно, — пестики и тычинки с пыльцой.

Но с точки зрения обыденного — нашего с вами! — сознания цветок очевидно не то, что для ботаника (если он, конечно, не преподносит букет любимой девушке). Это самая красивая, часто ещё и ароматная часть растения с соцветием или венчиком разной формы и окраски (цветок розы, тюльпана, ромашки, орхидеи и т. п.) или всё растение с такими цветами (поле цветов, садовые цветы, подарить цветы).

Следовательно, для нас цветок представляет прежде всего эстетическую ценность. И стоит вспомнить, что понятие красоты и эстетическое чувство — одно из самых сложных и загадочных свойств человеческой психики. Таким образом, ни о какой примитивности или неточности обиходного понятия «цветок» и речи быть не может.

Важно отметить следующее обстоятельство: лексическое значение нередко сравнивают с верхушкой айсберга знаний, входящих в содержание обозначенного словом понятия-концепта. Значительно большая «подводная» часть этого «семантического айсберга» охватывает самые разнообразные лингвистические и нелингвистические (энциклопедические) знания о данном предмете: интеллектуальные, образно-чувственные, эмоциональные, культурно и социально обусловленные. Но эта часть семантики слова спрятана в глубинах памяти и, как правило, не фиксируется толковыми словарями.

Лишь в последнее время лексикографы начали отходить от этой традиции: например, в «Большом толковом словаре русского языка» иод ред. С. А. Кузнецова в словарной статье БЕРЁЗА, кроме обычного толкования, приводится следующая культурно значимая информация: «Берёза — один из символов России. В весенний праздник семик существовал обычай „завивать и развивать берёзку“, когда вокруг этого дерева, украшенного лентами и платками, водили хороводы. Плакучие берёзы высаживают у мемориалов как символ скорби. Ветви березы — атрибут праздника Троицы: [в этот день] ими украшают жилище, их возлагают на могилы усопших и т. п. Верхний слой коры этого дерева [береста] широко используют в народных промыслах».

Подобные компоненты знаний, закреплённых за словом, могут «подниматься на поверхность», актуализироваться в той или иной ситуации пользования словесным знаком. В частности, лексема берёза как символ России часто встречается в русской поэзии и прозе XX в.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой