Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей в Российской Федерации проводится аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Ее проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. Аттестации предшествует профессиональное обучение в учебно-методических центрах, учрежденных… Читать ещё >

Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Национальные особенности формирования российской модели регулирования аудиторской деятельности изначально носили жесткий характер государственного регламентирования.

Широко разветвленная система законодательных и нормативных правовых актов подробно прописывает все взаимоотношения между субъектами аудита, определяет их права, обязанности и ответственность.

Уровни регулирования аудиторской деятельности

В настоящее время нормативно-правовую основу аудита в Российской Федерации составляет совокупность нормативных документов различных уровней, которые отражают особенности регулирования современного исторического этапа развития аудита в нашей стране (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Виды и подвиды регулирования.

Уровни регулирования.

Виды и наименования нормативных документов.

Государственный.

Общегосударственный.

I.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности «.

II.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Законодательные и подзаконные нормативные акты.

Ведомственный.

III.

Нормативные документы министерств и ведомств.

Негосударственный.

Саморегулируемый.

IV.

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений.

V.

Внутренние аудиторские стандарты.

Таких уровней пять — в группировках по видам регулирования (государственный и негосударственный) и подвидам (общегосударственный, ведомственный, саморегулированный).

I. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет основные концептуальные подходы, место, цель и задачи аудита в финансовой экономической системе.

II. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правительством РФ, законодательные и подзаконные нормативные акты. Документы этого уровня определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, устанавливают общие нормы и положения, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг.

III. Нормативные документы министерств и ведомств, определяют специфические особенности проведения аудита для страховых компаний, инвестиционных институтов, финансово-кредитных учреждений.

IV. Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений обеспечивают регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне СРО аудиторов.

V. Внутрифирменные аудиторские стандарты — инструмент регулирования качества аудиторских услуг на уровне аудиторских организаций.

Таким образом, структура системы нормативного регулирования аудиторской деятельности отражает не только инструменты государственного регулирования, по и позиции реализации саморегулирования, проходящие в профессиональных аудиторских объединениях.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-?3 «Об аудиторской деятельности» представляет собой концептуальный документ, где сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского, Налогового кодексов РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О саморегулируемых организациях» и др.

Закон № 307-?3 определяет правовые основы аудиторской деятельности в России и содержит:

  • • формулировку понятия и цели аудиторской деятельности;
  • • требования к аудиторам и аудиторским организациям;
  • • состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
  • • перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
  • • требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
  • • требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для обеспечения этого принципа;
  • • определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
  • • определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;
  • • требования к обязательному контролю качества аудита;
  • • требования к аттестации аудиторов и условия аннулирования аттестата;
  • • требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
  • • определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) над деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
  • • требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в соответствующий государственный реестр.

Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

К органам, осуществляющим контроль над аудиторской деятельностью в России, относятся:

  • • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ (Минфин России);
  • • аккредитованные саморегулируемые организации (СРО) аудиторов.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона № 307-?3 на таковой в лице Минфина России возложены следующие функции:

  • • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • • нормативно-правовое регулирование в этой сфере, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных законодательством;
  • • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Для осуществления функций, предусмотренных Законом № 307-?3, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и их специализированных органов и иную необходимую информацию и документацию.

При уполномоченном федеральном органе создан Совет по аудиторской деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных регулирующих ее нормативных правовых актов, оценка деятельности СРО аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

Совет по аудиторской деятельности

В соответствии со ст. 16 Закона № 307- ФЗ Совет по аудиторской деятельности (САД) осуществляет следующие функции:

  • • рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • • рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  • • одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также Кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • • оценивает деятельность СРО аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по ее совершенствованию;
  • • вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • • рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • • осуществляет в соответствии с законом и положением о САД иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Для осуществления функций, предусмотренных ч. 2 ст. 16 Закона № 307-?3, Совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов СРО и иную необходимую информацию и документацию.

Состав САД утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. В него входят:

  • • десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих ротации один раз в три года не менее чем на 25% их общего числа;
  • • два представителя уполномоченного федерального органа;
  • • по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка РФ;
  • • два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми СРО. Эти представители подлежат ротации один раз в год.

Членами Совета по аудиторской деятельности не могут быть члены рабочего органа Совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа.

Председатель САД избирается на первом заседании Совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в его состав.

Секретарем Совета является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов САД.

Заседания Совета созываются его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют нс менее двух третей членов Совета.

Решения САД принимаются простым большинством голосов его членов, участвующих в заседании.

Сведения о деятельности САД и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

В целях подготовки решений Совета создается его рабочий орган. Состав рабочего органа и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом и включает руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления и других представителей всех СРО аудиторов, руководителя единой аттестационной комиссии, представителей уполномоченного федерального органа, а также научной и педагогической общественности.

Число представителей СРО аудиторов в рабочем органе Совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа членов рабочего органа Совета.

Состав рабочего органа (за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления СРО аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с законодательством) подлежит ротации одни раз в три года не менее чем на 30% общего числа его членов.

Положения о САД и о рабочем органе Совета утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламенты САД и его рабочего органа утверждаются Советом.

Саморегулируемые организации аудиторов

Профессиональные аудиторские объединения в соответствии со ст. 17 Закона № 307-?3 являются саморегулируемыми и создаются в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля над качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в соответствующий государственный реестр при условии соответствия ее следующим требованиям:

  • • объединения в составе СРО в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным законодательством требованиям к членству в такой организации;
  • • наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов и принятого Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • • обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО.

Для осуществления деятельности в качестве СРО аудиторов некоммерческая организация должна создать специализированные органы, осуществляющие контроль над соблюдением членами СРО требований Закона № 307-?3, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов и рассматривать дела о применении в отношении членов СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает свои стандарты, принимает Кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в подготовке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

СРО аудиторов имеет право устанавливать дополнительные требования в отношении своих членов, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия за нарушение требований Закона № 307-?3, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов и пр.

Кроме того, саморегулируемая организация аудиторов:

  • • участвует в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии;
  • • сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о СРО для внесения в соответствующий государственный реестр, а также о возникшем несоответствии СРО аудиторов требованиям не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения указанных изменений или несоответствия;
  • • сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею Кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, определяемые уполномоченным федеральным органом;
  • • представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, определяемые уполномоченным федеральным органом (Минфином России);
  • • подтверждает соблюдение аудиторами — членами СРО требования об обучении по программам повышения квалификации (минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год);
  • • не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган и Совет по аудиторской деятельности, но их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРО;
  • • оказывает содействие представителям САД в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

Представители уполномоченного федерального органа и Совета по аудиторской деятельности вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов СРО аудиторов, а также на иных проводимых ею мероприятиях.

Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой СРО аудиторов.

Если членами саморегулируемой организации аудиторов являются физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, в деятельности органов управления такой СРО должна быть обеспечена независимость аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью.

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов СРО аудиторов могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью (с участием в аудиторской деятельности).

Независимые члены постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов должны составлять не менее одной пятой числа его членов.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой СРО аудиторов.

Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов и размещение его (их) средств осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом № 315-?3 «О саморегулируемых организациях» .

Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности

Для обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей в Российской Федерации проводится аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Ее проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. Аттестации предшествует профессиональное обучение в учебно-методических центрах, учрежденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. К ней допускаются лица, имеющие высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее грех лет, и не менее двух лет (из трех последних) работы в аудиторской организации, оплатившие сбор за проведение аттестации.

По итогам положительной аттестации выдается бессрочный квалификационный аттестат аудитора единого образца. В подп. 3 п. 6 ст. 11 Закона № 307-?3 указано, что претенденту может быть отказано в выдаче квалификационного аттестата, если со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения СРО аудиторов от претендента заявления о его выдаче прошло более одного года. Все спорные вопросы с выдачей аттестатов решаются в судебном порядке. Статья 12 Закона № 307-?3 предусматривает положения об аннулировании квалификационного аттестата (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Поводы аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Причина аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Срок, в течение которого претендент не допускается к сдаче экзаменов.

Получение квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получение его лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным ст. 11 Закона № 307-?3.

В течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока.

В течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Несоблюдение аудитором требований конфиденциальности и независимости.

В течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Систематическое нарушение аудитором при проведении аудита требований Закона № 307-ФЗ или федеральных стандартов аудиторской деятельности.

В течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Подписание аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным.

В течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществление индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет[1]. Не распространяется на:

— лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов СРО аудиторов, или осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов;

Срок в Законе № 307-ФЗ не оговаривается.

— работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

— лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций.

Несоблюдение аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, за исключением случая, когда СРО аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь).

Срок в Законе № 307-?3 не оговаривается.

Уклонение аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Срок в Законе № 307-?3 не оговаривается.

Мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимает СРО аудиторов, членом которой он является. Из выше сказанного следует, что для законной аудиторской деятельности физическое лицо — аудитор должен вступить в члены аккредитованной саморегулируемой аудиторской организации, периодически проходить внешний контроль качества и быть внесенным в единый реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Порядок[2] ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Статьей 19 Закона № 307-?3 устанавливается, что сведения о члене СРО должны быть внесены СРО в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о приеме в члены СРО.

Членство в саморегулируемой организации

Согласно ст. 18 Закона № 307-?3 саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в пей аудиторских организаций и аудиторов. Требования к членству аудиторских организаций следующие:

  • • коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муницииального унитарного предприятия;
  • • численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех человек;
  • • доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
  • • численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа;
  • • безупречная деловая репутация;
  • • наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
  • • уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, установленных ею;
  • • уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО аудиторов;
  • • наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для индивидуального аудитора.

Требованиями к членству аудиторов являются:

  • • наличие квалификационного аттестата аудитора;
  • • безупречная деловая (профессиональная) репутация;
  • • уплата взносов в СРО аудиторов в размерах и порядке, установленных ею;
  • • уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО аудиторов.

Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной СРО. Для вступления в члены СРО в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает заявление о вступлении, а также представляет:

  • • учредительные документы;
  • • документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • • список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;
  • • список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором;
  • • список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации;
  • • письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций нс менее чем за три года до дня выдачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;
  • • один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
  • • иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены СРО аудиторов.

Для вступления в члены СРО аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подает заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также:

  • • квалификационный аттестат аудитора;
  • • письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня выдачи рекомендаций;
  • • справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • • документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), — для физического лица — индивидуального предпринимателя;
  • • один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • • иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены СРО аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем представления указанных документов, должна принять решение о приеме либо об отказе в приеме в члены данной СРО.

Решение СРО о приеме в свои члены вступает в силу со дня уплаты взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО аудиторов, а также взносов, установленных при приеме в ее члены.

В случае неуплаты взносов в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приеме в члены СРО аудиторов, такое решение признается саморегулируемой организацией аудиторов недействительным. Физическое лицо, в отношении которого принято такое решение, вправе снова подать документы для приема в члены СРО аудиторов при условии, что со дня выдачи ему квалификационного аттестата аудитора либо со дня завершения прохождения им обучения по программам повышения квалификации, установленного ст. 11 Закона № 307-?3, не прошел один год.

Основанием для принятия решения об отказе в приеме в члены СРО аудиторов является:

  • • несоответствие требованиям к членству, утвержденным СРО аудиторов;
  • • представление документов, не соответствующих требованиям;
  • • установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в СРО аудиторов;
  • • обнаружение после выдачи физическому лицу квалификационного аттестата аудитора обстоятельств, препятствовавших такой выдаче;
  • • прекращение членства аудиторской организации, аудитора в данной или иной СРО аудиторов.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об отказе в приеме в ее члены должно быть сообщено в письменной форме не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем принятия данного решения.

Решение об отказе в приеме в члены СРО аудиторов может быть оспорено в судебном порядке.

Основанием для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов является:

  • • заявление аудиторской организации или аудитора в письменной форме о выходе из членов СРО;
  • • решение СРО об исключении из ее членов аудиторской организации или аудитора в качестве меры дисциплинарного воздействия;
  • • выявление недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены СРО;
  • • реорганизация аудиторской организации, за исключением случая реорганизации в форме присоединения;
  • • ликвидация аудиторской организации;
  • • аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
  • • признание аудиторского заключения заведомо ложным;
  • • исключение сведений о СРО аудиторов из соответствующего государственного реестра;
  • • другие основания, предусмотренные федеральными законами.

Членство аудитора в СРО считается прекращенным с даты принятия ею соответствующего решения.

СРО аудиторов не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства аудиторской организации, аудитора в этой СРО уведомляет в письменной форме:

  • • лицо, членство которого в СРО прекращено;
  • • аудиторскую организацию, работником которой на основании трудового договора является аудитор, чье членство в СРО аудиторов прекращено;
  • • иные СРО аудиторов, за исключением случая прекращения членства по заявлению аудиторской организации, аудитора.

Аккредитованное профессиональное объединение осуществляет проверку соблюдения претендентами профессиональных требований и может применять меры дисциплинарного воздействия при их нарушении.

В отношении аудиторских организации или аудитора, допустившего нарушение требований Закона № 307-?3, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, СРО аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия (ст. 20 Закона № 307-?3):

  • • вынести предписание, обязывающее устранить выявленные, но результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки их устранения;
  • • вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Закона № 307-?3, федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • • наложить штраф;
  • • принять решение о приостановлении членства в СРО аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
  • • принять решение об исключении из членов СРО;
  • • применить иные установленные внутренними документами СРО аудиторов меры.

Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его членства в СРО, в течение всего срока действия такого решения не может:

  • • участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;
  • • давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию лицам, желающим вступить в члены СРО аудиторов;
  • • участвовать в работе выборных и специализированных органов СРО аудиторов.

Аудиторская организация или индивидуальный аудитор, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в СРО аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе:

  • • заключать договоры оказания аудиторских услуг;
  • • вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации, индивидуального аудитора изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия СРО аудиторов указанного решения.

За семь рабочих дней до истечения срока, на который было приостановлено членство аудиторской организации, аудитора в СРО аудиторов, СРО принимает решение о восстановлении членства либо их исключении из членов.

В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований Закона № 307-?3, федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, уполномоченный федеральный орган (Минфин России) может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • • вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные нарушения и установить сроки исполнения;
  • • вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований;
  • • направить СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства в ней этой аудиторской организации;
  • • направить СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении аудиторской организации из ее членов.

Права и обязанности аудитора, аудиторской организации

Эти права и обязанности определены в ст. 13 Закона № 307-?3. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

  • • самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
  • • исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие отраженного в ней любого имущества;
  • • получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
  • • отказаться от проведения аудита или выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
    • а) непредставления клиентом всей необходимой документации;
    • б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние па мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • • страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
  • • осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

  • • информировать аудируемое лицо о своем членстве в СРО аудиторов;
  • • предоставлять по требованию клиента обоснования замечания и выводы аудиторской организации, индивидуального аудитора;
  • • передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудируемому лицу аудиторское заключение;
  • • обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, когда они были получены и (или) составлены;
  • • исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Ответственность аудитора (аудиторской организации) в законодательстве Российской Федерации рассматривается широко и подробно. Ответственность аудитора (аудиторской организации) — это санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита.

Формы и виды ответственности определяются законодательством и соглашением сторон.

Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 Гражданского кодекса РФ в виде возмещения убытков, к которым относятся:

  • • расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы);
  • • упущенная выгода.

Кроме того, гл. 25 ГК РФ раскрывает ответственность за нарушение обязательств по договору.

В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность в форме возмещения причиненных убытков.

Уголовная ответственность определена ст. 202 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Так, использование частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Права и обязанности аудируемого лица

Статья 14 Закона № 307-?3 регламентирует права и обязанности лица, заключившего договор на проведение аудита. Клиент имеет право:

  • • требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в СРО аудиторов;
  • • получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • • осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В то же время аудироемое лицо обязано:

  • • содействовать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
  • • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
  • • своевременно оплачивать аудиторские услуги в соответствии с заключенным договором об их проведении, в том числе и в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица;
  • • исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
  • [1] С 1 января 2010 г. согласно п. 9 ст. 11 Закона № 307-ФЗ аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается СРО для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
  • [2] Установлен приказом Минфина России от 30.10.2009 № 111 н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой