Основные этапы коррекционных программ
![Реферат: Основные этапы коррекционных программ](https://gugn.ru/work/6555426/cover.png)
Составление психокоррекционной программы предполагает последовательное выполнение следующих действий. Четко сформулировать общие цели коррекционной программы в целом и каждого ее этапа в отдельности. Запланировать формы участия других лиц в работе (родителей, воспитателей, педагогов и т. д.). Определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы. Определить частоту… Читать ещё >
Основные этапы коррекционных программ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолог может самостоятельно, исходя из сущности проблемы и личностных особенностей клиента, разработать авторскую программу, определив цели и задачи отдельных этапов коррекции и программы в целом, продумывая ход встреч, намечая ориентиры достижений для перехода на следующий этап, разрабатывая адекватные системы диагностики и оценки эффективности. Коррекционная программа в этом случае должна представлять собой системное комплексное воздействие и включать несколько взаимосвязанных блоков. А. С. Спиваковская |1986], разрабатывая коррекционную программу для детей, имеющих невротические нарушения, предложила в качестве основных этапов психокоррскционного комплекса выделить 4 блока, реализующих различные задачи и состоящих из специфически организованных методов и приемов, — диагностический, установочный, коррекционный и блок оценки эффективности.
- • Целью диагностического блока являются комплексная диагностика особенностей развития, выявление факторов риска, формирование программы психологической коррекции.
- • Целью установочного блока являются побуждение клиента к психологическому взаимодействию, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
- • Целью коррекционного блока являются гармонизация и оптимизация развития клиента, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, а также определенными способами деятельности.
- • Целью блока оценки эффективности коррекционных воздействий является оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции, оценка эффекта коррекции.
Составление психокоррекционной программы предполагает последовательное выполнение следующих действий.
- 1. Четко сформулировать общие цели коррекционной программы в целом и каждого ее этапа в отдельности.
- 2. Определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы.
- 3. Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы.
- 4. Четко определить формы работы (индивидуальная, в микрогруппе, групповая или смешанная); если это групповая работа, то сформулировать принципы объединения клиентов в психокоррекционную группу.
- 5. Отобрать конкретные методики и техники коррекционной работы.
- 6. Определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы.
- 7. Определить частоту необходимых встреч (ежедневно, один, два раза в неделю).
- 8. Определить длительность каждого коррекционного занятия (в зависимости от возраста: продолжительность занятий детей до 7 лет — не более 20—25 мин, старше 7 лет — от 30 мин до 1 часа, в начале цикла занятий продолжительность их небольшая. к заключительному этапу она может значительно возрасти).
- 9. Разработать содержание коррекционных занятий.
- 10. Запланировать формы участия других лиц в работе (родителей, воспитателей, педагогов и т. д.).
- 11. Предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможность внесения дополнений и изменений в программу.
- 12. Подготовить необходимый материал и оборудование.
Для контроля реализации коррекционной программы необходимо предусмотреть ведение как психологом, так и клиентом дневниковых записей, в которых отмечаются особенности проведения каждого занятия, пропуски занятий, достижения клиента, фиксируются любые изменения в эмоциональном состоянии клиента, его поведении, контакте между ним и психологом. Если клиент еще не может писать сам, то его достижения, особенности эмоциональных состояний, взаимоотношений с окружающими и другие события, происходящие с ним в период между занятиями, фиксируют в дневнике родители.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое заключение о целях, задачах, результатах и эффективности реализованной программы.