Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональная этика как основа деятельности юриста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В деятельности юриста должны сливаться правовые и нравственные требования. Правила для внешних деяний в своем практическом осуществлении неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести. Чтобы не быть простым орудием внешних правил… Читать ещё >

Профессиональная этика как основа деятельности юриста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этика юриста как первооснова профессиональной деятельности

Этика — философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Существует и другое значение этого понятия — совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-либо общественной группе).

Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием. Моральные нормы изначально были направлены на сплачивание общества и преодоление индивидуализма и агрессивности. Характерная особенность моральных норм связана с их условностью и отсутствием мер ответственности за их нарушение. Сложность применения таких норм связана с тем, что это неписаные правила, которые каждый человек трактует и оценивает по-своему. В связи с этим осознание и освоение этики является обязательным условием становления человека не только как личности, но и как профессионала.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Существуют профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Особенно это касается тех видов профессиональной деятельности, в которых существует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т. е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика, парламентская этика).

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Привитие профессиональных этических навыков должно быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики базируются на общечеловеческих нормах морали и предполагают: профессиональную солидарность, часто перерождающуюся в корпоративность; особое понимание долга и чести; особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Юридическая этика может считаться разновидностью профессиональной этики. Вопросы юридической этики были предметом научных дискуссий со времен Аристотеля. Обращаясь к новой истории, нельзя не вспомнить высказывание Е. В. Васьковского[1] о том, что «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как адвокатура». Адвокат, «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох…». По его мнению, «судьи и прокуроры находятся в таком же положении». Предлагая изменить юридическое образование, расширив его в пользу изучения нравственных норм, А. Ф. Кони отмечает[2], что изучение судопроизводства «должно распадаться на изучение:

  • а) необходимых свойств этой деятельности, выражающейся главным образом в постановлении приговора, заключающего в себе вывод о виновности на основании внутреннего убеждения судьи, толкование закона в приложении к данному случаю и определение меры наказания;
  • б) необходимых условий этой деятельности и
  • в) поведения судьи по отношению к лицам, с которыми он приходит в соприкосновение вследствие своей деятельности.

В деятельности юриста должны сливаться правовые и нравственные требования. Правила для внешних деяний в своем практическом осуществлении неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести. Чтобы не быть простым орудием внешних правил, действующим с безучастной регулярностью часового механизма, судья должен вносить в творимое им дело свою душу и наряду с предписаниями положительного закона руководиться безусловными и вечными требованиями человеческого духа…". Кони указывал: «надо поставить на первое место нравственные требования и задачи. Это дело университетского преподавания. Университет — эта almamater своих питомцев — должен напитать их здоровым, чистым и укрепляющим молоком общих руководящих начал. В практической жизни среди злободневных вопросов техники и практики об этих началах придется им услышать уже редко. Отыскивать их и раздумывать о них в лихорадочной суете деловой жизни уже поздно. С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом, надо войти в жизнь». Эти глубокие по смыслу рекомендации не только не утратили актуальность, но и обрели новое звучание в современных условиях предоставления юридических услуг.

Изучение разнообразных юридических корпоративных кодексов этики позволяет выделить следующие основные нормы и принципы профессиональной юридической этики.

  • 1) приоритетом в деятельности является соблюдение общественных интересов, законности и правопорядка;
  • 2) свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
  • 3) цели юридической деятельности должны соотноситься с нравственными средствами ее достижения;
  • 4) в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
  • 5) при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
  • 6) в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
  • 7) следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
  • 8) в работе с клиентами и коллегами необходимо проявлять уважительное отношение к участникам правового процесса, корректность, самокритичность, готовность к конструктивному диалогу с оппонентом;
  • 9) недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В высшем юридическом образовании среди профессиональных компетенций, формируемых в результате освоения учебной дисциплины «Учебная практика. Юридическая клиника», есть и такая, как «формирование навыков взаимодействия на основе этических норм и осознание ценности человеческих отношений, основанных на принципах морали и нравственности, значения норм профессиональной юридической этики». В связи с этим есть основания рассматривать этику деятельности юридической клиники как элемент профессиональной юридической и педагогической этики.

Прикладным аспектом освоения норм профессиональной этики в юридической клинике является способность студента ответить на вопрос: «Как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы не нарушить нормы этики юриста».

  • [1] Васьковский Е. В. Основные вопросы адвокатской этики. СПб., 1895. С. 1—2.
  • [2] Кони Л. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) //Закон и справедливость. Судебные речи и статьи. М.: Эксмо, 2013. С. 15—32.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой