Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В общем, результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных действий, должны содержать: информацию о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; сведения, которые можно получить из определенных процессуальных источников; данные о местонахождении орудий и средств преступления, денег и иного имущества, полученных преступным путем, предметах и документах… Читать ещё >

Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ч. 1—3 ст. 11 Закона об ОРД результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; они могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств; для использования налоговыми органами при реализации ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Исходя из содержания вышеназванной и других норм Закона об ОРД, можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в уголовном процессе: а) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; 6) в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела; в) в доказывании по уголовным делам.

А. Использование результатов ОРД для подготовки и осуществления процессуальных действий. Под использованием результатов ОРД для осуществления следственных действий следует понимать возможность учета указанных результатов как при принятии решения о производстве этих действий, так и при непосредственном их проведении.

Так, в соответствии со ст. 182 УПК РФ обыск производится при наличии «достаточных данных полагать», что в каком-либо месте или у какоголибо лица могут находиться объекты, имеющие значение для дела: орудия преступления, предметы, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела, разыскиваемые лица и трупы. Оперативно-розыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном месте или у какого-либо лица искомых следователем объектов, что поможет следователю в процессе принятия решения о производстве обыска, а также в подготовке и производстве обыска.

В процессе подготовки к допросу (очной ставке) результаты деятельности оперативных работников призваны обеспечить выполнение задач, имеющих важное значение для получения полных и правдивых показаний: установление свидетелей, выяснение взаимоотношений между ними, а также взаимоотношений между свидетелями и подозреваемыми и др. В общем, результаты ОРД, используемые для подготовки к допросу (очной ставки), — это те, что содержат информацию, способствующую всестороннему изучению личности допрашиваемых (сведения об образе жизни, круге их связей, намерениях и т. д.).

Аналогично результаты ОРД могут использоваться для принятия решения о задержании, а также для принятия решения о производстве таких следственных действий, как осмотр, получение образцов для сравнительного исследования, эксгумация, освидетельствование, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, назначение и производство экспертизы, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

А такое относительно новое следственное действие, как контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ), вообще нельзя произвести без привлечения возможностей органов, осуществляющих ОРД, которым поручается техническая реализация контроля и записи переговоров. Данное следственное действие по своему содержанию включает в себя и следственную, и оперативно-розыскную составляющую. Потому как собственно техническая сторона осуществления контроля и записи переговоров происходит негласно, способами и средствами, присущими оперативно-розыскным действиям.

Если наличествуют достаточные данные того, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного процесса, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными деяниями, то согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении названных лиц соответствующие меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Эти меры безопасности в отношении указанных лиц не могут быть правильно выбраны и оптимально использованы без результатов ОРД.

В случае сложности предварительного следствия, которая определяется большим количеством расследуемых эпизодов преступной деятельности, числом их участников, совершением преступлений на большой территории и необходимостью выполнения ряда ложных следственных действий, криминалистических тактических операций[1], производство предварительного следствия по делу поручается следственной группе (ст. 163 УПК РФ). Как правило, к работе следственной группы через приказ начальника органа дознания о выделении подчиненных ему должностных лиц для проведения ОРМ по делу, находящемуся в производстве следственной группы, привлекаются должностные лица органов, осуществляющих ОРД (подробнее см. параграф 15.2 настоящего учебника).

В общем, результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных действий, должны содержать: информацию о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; сведения, которые можно получить из определенных процессуальных источников; данные о местонахождении орудий и средств преступления, денег и иного имущества, полученных преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами, подлежащими доказыванию; другие данные, позволяющие определить круг и последовательность проведения процессуальных действий, избрать эффективную тактику их производства, составить методику расследования по данному уголовному делу. Рекомендуется ОРО, представляя результаты ОРД следователю (органу дознания), высказывать свое мнение насчет возможных форм и направлений использования оперативно-розыскных данных; это можно сделать письменно или при личной встрече оперативника со следователем.

«…Важным … является своевременное уведомление следователем субъекта ОРД о результатах использования представленной им оперативной информации. Это имеет большое значение для последующей ОРД, проводимой с тем же или аналогичным источником оперативной информации. Кроме этого, уведомление оперативного работника о результатах использования следователем оперативной информации имеет важное психологическое значение, поскольку наглядно демонстрирует оперативному работнику, что его труд не пропал даром и его роль в этом очень значительна»[2].

О возможности использования результатов ОРД для подготовки и осуществления судебных действий следует сказать, что эти результаты судом используются крайне ограниченно. Так, результаты ОРД могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому, например, когда в них имеются фактические данные о препятствии подсудимым судебному разбирательству.

Согласно п. 19 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения: о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Б. Использование результатов ОРД в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный закон прямо не предусматривает результаты ОРД в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, но косвенно говорит о них. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривается в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной. Таким источником может быть, в частности, рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ), составленный конкретным должностным лицом, получившим соответствующую информацию (фактические данные), указывающую на подготовку или совершение деяния, подпадающего под признаки какого-либо преступления.

«Результаты ОРД являются вспомогательным средством для установления юридически значимых фактов и обстоятельств, имеющих значение для принятия предусмотренного ст. 145 УПК РФ процессуального решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении» (Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. № 27-П).

Результаты ОРД могут служить в качестве повода для возбуждения уголовного дела в случаях получения субъектом ОРД информации в процессе проведения ОРМ при проверке заявления о преступлении[3] или оперативной информации из конфиденциальных источников, мероприятий, обеспечивающих проведение следственных действий в ходе расследования других преступлений.

В большинстве своем именно данные, полученные оперативными подразделениями ОРО, указывающие на признаки преступления, закладывают основу любого уголовного дела.

Согласно п. 18 Инструкции результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности, или иными словами, эти сведения должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

В. Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам. Результаты ОРД доказательствами не являются, так как они не соответствуют требованиям УПК РФ. Они могут отвечать требованию относимости, т. е. содержать сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела. Но поскольку эти данные получаются из источников и способами, не предусмотренными уголовно-процессуальным законом, их нельзя считать отвечающими требованию допустимости. А как известно, доказательство должно отвечать трем требованиям, которые предъявляются соответственно к его содержанию и форме — относимости, допустимости и достоверности. Поэтому результаты ОРД могут служить основой для формирования (собирания) доказательств в уголовном процессе, а также создавать условия и предпосылки для их установления. Результаты ОРД станут доказательствами только тогда, когда окажутся в соответствующих процессуальных источниках, обозначенных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, посредством проведения соответствующих следственных действий.

Судебная практика В Определении Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 17−0 разъяснено, что непосредственные «результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности“, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем», а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона. В Определении от 1 декабря 1999 г. № 211−0 Конституционный Суд РФ отмстил, что «проведение опсративно-розыск-[4]

ных мероприятии, сопровождающих производство предварительного расследования по уголовному делу, не может подменять процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом".

Научная дискуссия По мнению И. Ф. Пантелеева, «результаты уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в смысле полноты раскрытия преступления могут быть одинаковы, однако правовое значение их различно: результаты ОРД, не введенные в дело процессуальным путем, не могут быть положены в основу судебного приговора. Для того чтобы по делу был вынесен приговор, преступление должно быть расследовано и рассмотрено судом с соблюдением установленных законом уголовно-процессуальных правил. Иначе говоря, раскрытое оперативно-розыскным путем, но не расследованное преступление ие может породить уголовно-правовых последствий»[5].

Еще значительно ранее и более лаконично написал о том же А. Г. Птицын. Он сделал аргументированный вывод о том, что «оперативно-розыскная деятельность не входит в процесс доказывания»[6][7].

Практически важные соображения по данному вопросу были высказаны С. А. Шейфером. Он указа.'!, что результаты ОРД «могут быть введены в дело не в виде любого доказательства, а только в виде вещественных доказательств и иных документов (объяснения и т. д.). Это объясняется тем, что только предметы и документы вводятся в процесс с сохранением своей первоначальной формы»[8]. Добавим, что до этого они должны быть осмотрены, а также должно быть допрошено в качестве свидетеля лицо, получившее эти результаты, с целью выяснения обстоятельств их получения и содержания, включая пояснения, какие сведения, из каких источников и когда им полученные стали основанием для проведения ОРМ.

Результаты ОРД являются доказательствами, если они получены и проверены в порядке, предусмотренном Законом об ОРД, и содержат сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ. Результаты ОРД представляются органу дознания, следователю или в суд органом, осуществляющим ОРД, в виде подлинных оперативно-служебных материалов, копий и других предметов и документов. Они должны быть осмотрены и приобщены к уголовному делу постановлением органа дознания, следователя, судьи или определением суда. К результатам ОРД, обладающим признаками, указанными в ст. 81 УПК РФ, применяются правила, предусмотренные ст. 82 УПК РФ. В случаях, связанных с необходимостью обеспечения безопасности лиц, предоставивших информацию органу, осуществляющему ОРД, допускается допрос должностного лица, которому достоверно известно происхождение проверяемых данных и которое должно засвидетельствовать их подлинность и обстоятельства получения. Результаты ОРД, не соответствующие требованиям, изложенным в ч. 1 ст. 82 УПК РФ, возвращаются в орган, осуществляющий ОРД. В случае необходимости орган дознания, руководитель следственного органа, следователь и суд направляют ОРО поручение, в котором называются недостатки, подлежащие устранению.

Если в ходе ОРД были допущены нарушения закона, то доказательства, основанные на результатах ОРД, полученных с нарушением положений Закона об ОРД, не будут признаны судом допустимыми[9].

Согласно п. 20 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Особый случай использования результатов ОРД в доказывании в рамках арбитражного процесса описан Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности». В ч. 6 ст. 13 этого Закона сказано, что в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законодательством РФ об оперативно-розыскной деятельности. Результаты ОРД оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по указанным в ст. 15 указанного Закона судебным искам.

Что касается особенностей использования результатов ОРД, связанных с гарантией сохранения адвокатской тайны, г. е. любых сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, то согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 65-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» полученные в ходе ОРМ в отношении адвоката (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Эти ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на объекты, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Бланк оперативно-служебного документа — постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Рис. 7.1. Бланк оперативно-служебного документа — постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Бланк оперативно-служебного документа — постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну.

Рис. 7.2. Бланк оперативно-служебного документа — постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну,.

и их носителей.

Бланк оперативно-служебного документа — сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Рис. 7.3. Бланк оперативно-служебного документа — сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности

  • [1] Под криминалистическими операциями понимаются комплексы следственных, оперативно-розыскных, превентивных, организационно-технических и иных действий, объединенных для решения отдельной задачи расследования уголовного дела и проводимыхпо единому для них плану (см.: Криминалистика: учебник / под ред. И. Ф. Крылова, А. И. Бастрыкина. М., 2001. С. 431).
  • [2] Кривенко А. И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: монография. М., 2008. С. 168—169.
  • [3] Так, согласно п. 30 приказа Генпрокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г.№ 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» должностное лицо, правомочное либо уполномоченное проверку или организацию проверки сообщения О
  • [4] о преступлении обязано в пределах своей компетенции принять, в частности, незамедлительные меры по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или «по горячим следам» лиц подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.
  • [5] Криминалистика: учебник / под ред. И. Ф. Пантелеева, Н. А. Селиванова. М., 1993. С. 5.
  • [6] Птицын А. Г. Основные вопросы теории и практики координации следственных действий и оперативно-розыскных мер при расследовании хищений, совершенных должностными лицами: автореф. дис… каид. юрид. наук. Харьков, 1969. С. 11.
  • [7] Шейфер С. А. Доказательство и доказывание по уголовным делам: проблемы теориии правового регулирования. Тольятти, 1998. С. 59.
  • [8] 5 Поляков М. Я. Использование результатов ОРД в доказывании // Уголовный процессРоссии: учебник. М., 2003. С. 229.
  • [9] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12. С. 24.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой