Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Банковские расчеты. 
Правовое обеспечение профессиональной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, но согласованию с руководителями организаций. При необходимости в соответствии с Положением о наличном денежном обращении лимиты остатков касс могут пересматриваться. Предприятия, организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх… Читать ещё >

Банковские расчеты. Правовое обеспечение профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ). Порядок же расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется законом весьма жестко. При этом необходимо отметить, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить деньги в банках.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (и. 2 ст. 861 ГК РФ). При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 862 ГК РФ).

Основными специфическими принципами отношений, возникающих из правовых обязанностей участников расчетов по платежу безналичных денежных средств, являются следующие.

  • 1. Участники могут выбирать любую форму расчетов, предусмотренную законом, банковскими правилами и договором.
  • 2. Банки нс вправе отказывать клиентам в совершении операций, предусмотренных законом для счетов определенного вида.
  • 3. Денежные средства могут списываться только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев бесспорного и безакцептного списания.
  • 4. Банк не вправе определять и контролировать направление и использование денежных средств, находящихся на счете.
  • 5. Банк, участвующий в расчетах, сам не становится стороной основного обязательства.
  • 6. Не допускается ограничение прав клиентов на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, или приостановление операций по счету, кроме как в случаях, прямо предусмотренных в законе.
  • 7. Платеж со счета производится при наличии средств плательщика либо при предоставлении последнему банком кредита.
  • 8. Безналичные расчеты производятся на основании документов определенной формы.

В настоящее время безналичные расчеты регламентируются Положением Банка России о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком РФ от 3 октября 2002 г. № 2−11 (далее — Положение о безналичных расчетах). Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банки нс вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: а) платежные поручения; б) аккредитивы; в) чеки; г) платежные требования; д) инкассовые поручения.

К расчетным документам предъявляются определенные требования: они должны соответствовать установленным стандартам и содержать ряд обязательных реквизитов. Содержание документов и правила их оформления определены Положением о безналичных расчетах.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты: а) наименование расчетного документа; б) номер расчетного счета документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами (в документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами); в) наименование банка-плательщика (вместо наименования в тексте документа может быть поставлено фирменное обозначение банка); г) наименование плательщика, номер его счета в банке; д) наименование банкаполучателя (в чеке не указывается); е) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием можно проставить кодовое обозначение; ж) сумма платежа, обозначенная цифрами и прописью. Исправления в расчетных документах не допускаются.

Расчеты с использованием платежных поручений — наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, тем более что современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи «день в день». Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов заключается в том, что инициатива платежа исходит от плательщика.

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 863 ГК РФ).

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:

  • а) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей;
  • б) в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • в) в целях возврата или размещения кредитов (займов), вкладов (депозитов) и уплаты процентов по ним;
  • г) по решениям суда и арбитража; по арендной плате за помещения; в качестве платы транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.;
  • д) в качестве взносов средств в уставные фонды организаций; для приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить ее перевод на счет получателя, т. е. платежное поручение считается надлежаще исполненным банком, когда денежные средства поступят на счет получателя. Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов: в течение двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. Банк обязан незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения.

В случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций банком, привлеченным для исполнения поручения плательщика, ответственность может быть возложена судом на этот банк (п. 2 ст. 866 ГК РФ). Эта норма позволяет при наличии спора применять ответственность непосредственно к допустившему нарушение банку.

Если нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных сг. 395 ГК РФ.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование получателя средств по договору к плательщику об уплате определенной денежной суммы через банк.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

Платежные карты — инструмент безналичных расчетов. Договоры участников карточных расчетов и внутренние документы организаций определяют особенности расчетов с использованием банковских карт. Электронные карты позволяют осуществлять прием и выдачу наличных денег во вклад и с вклада, а также на счет и со счета, т. е. кассовые операции; безналичные расчеты; предоставление кредита.

В соответствии с Положением Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» установлены обязательные реквизиты для электронного документа: 1) идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт; 2) вид операции; 3) дата совершения операции;

4) сумма операции; 5) валюта операции; 6) сумма комиссии (если это имеет место); 7) код авторизации; 8) реквизиты платежной карты.

Оформлению расчетного документа предшествует процедура авторизации банковской карты — разрешение, предоставляемое эмитентом для проведения операции с использованием банковской карты и порождающее его обязательство по исполнению представленных документов, составленных с использованием банковской карты.

Авторизация может быть проведена: 1) посредством обращения соответствующей организации к банку-эмитенту с запросом о предельной сумме доступных на момент совершения операции денежных средств, отсутствии ограничений на использование карты держателем; 2) посредством обращения к представителю банка-эмитента.

Часть 2 ст. 861 ГК РФ устанавливает для расчетов с участием граждан, чьи операции не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, иной правовой режим расчетов наличными деньгами, чем для расчетов между юридическими лицами или с участием граждан, чьи операции связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, — без ограничения суммы.

10.5. Наличное обращение и порядок ведения кассовых операций Правила обращения с наличными деньгами определяет Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России от 5 января 1998 г. № 14-П (далее — Положение о наличном денежном обращении). Это Положение обязательно для выполнения всеми учреждениями банков, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории РФ.

Ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации" (письмо Банка России от 4 октября 1993 г. № 18). При этом применяются унифицированные учетные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88.

Порядок ведения кассовых операций должен применяться для юридических лиц (предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от организационноправовых форм и сферы деятельности) и для индивидуальных предпринимателей.

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольнокассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, регламентированным данным Законом (ст. 1,2) могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

На субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих денежные расчеты в связи с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, возложены обязанности по регистрации в налоговых органах, обеспечению исправности, обеспечению доступа работникам налоговых органов и центров техобслуживания к используемым контрольно-кассовым аппаратам. Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения указанных аппаратов, утверждается Правительством РФ по согласованию с высшим законодательным органом РФ.

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, но согласованию с руководителями организаций. При необходимости в соответствии с Положением о наличном денежном обращении лимиты остатков касс могут пересматриваться. Предприятия, организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками (на договорных условиях). Они могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторами или в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банки. Предприятия по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России, в первую очередь Положения о наличном денежном обращении.

Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью. Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем банка. Это зависит от объема налично-денежного оборота, а также имеющейся информации о соблюдении предприятиями указанного порядка.

Для обеспечения надлежащей выдачи наличных денег с банковских счетов, а также со счетов по вкладам кредитные организации обязаны выполнять требование о наличии суммы минимально допустимого остатка наличных денег (лимита) в операционной кассе на конец дня. Указанная сумма устанавливается банком в зависимости от объема оборота через кассу, графика поступления наличных денег и других факторов. Предел лимита остатка кассы рассчитывает сама организация, но утверждает его каждый год обслуживающий банк на основании заявления организации, в котором приведен расчет лимита наличных денег в кассе. Банк на основании этого заявления устанавливает для юридического лица лимит (предельный размер) наличных средств в кассе.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям, независимо от формы собственности и сферы деятельности. Предприятия, не имеющие лимита, должны ежедневно сдавать в банк всю денежную наличность. Не сданная в банк денежная наличность в этом случае считается сверхлимитной.

Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольнокассовых машин.

На основании ст. 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовой техники рассматривают налоговые органы. При осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг допускается применение только зарегистрированной в налоговых органах контрольнокассовой техники. Поэтому применение не зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин является нарушением законодательных требований и рассматривается как осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, что влечет привлечение нарушителей к ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ. Использование контрольно-кассовой техники должно осуществляться в соответствии с условиями допуска ее к применению. Кроме того, указанная техника, на которой отсутствует или повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля, не должна допускаться к применению. Применяться должна только исправная контрольно-кассовая техника с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, посредством использования фискального режима. Нарушение данных требований является основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, которые противодействуют законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа, воспрепятствуют осуществлению этим должностным лицом обязанностей по контролю за использованием указанной техники, привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный чек за покупку (услугу), который подтверждает исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. Неисполнение вышеперечисленной обязанности является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, и влечет привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 14.15 КоАП РФ.

Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (т.е. на сумму свыше 100 тыс. руб. по одной сделке), неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ организация привлекается к ответственности, если не будет доказано, что накопленная сверх лимита в кассе наличность предназначена для выплаты заработной платы, выплат социального характера или стипендий на определенный срок (не свыше 3 или, соответственно 5 дней).

Статьей 15.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.

Проверка правильности ведения кассовых операций — право и обязанность уполномоченных органов. Соответственно организации, предприятия, учреждения и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленные в установленном порядке документы (например, по учету первичной документации), иные сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, в полном объеме. Невыполнение указанных требований влечет ответственность, предусмотренную ст. 15.6 КоАП РФ.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет применение санкций, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ. Поскольку в данном случае речь идет о нарушениях в области кассовой дисциплины, под грубым нарушением следует понимать искажение соответствующей статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Ответственность в связи с несоблюдением кассовой дисциплины предусматривается также ч. 1, 3, 4 ст. 15.25 (нарушения валютного законодательства) и ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ (нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований).

По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Вкладчиками могут быть как физические, так и юридические лица. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором: банк не вправе отказать гражданину в заключении договора банковского вклада; при этом условия договора банковского вклада устанавливаются одинаковыми для всех граждан. Право на привлечение денежных средств во вклады физических лиц имеют только те банки, которые внесены в установленном порядке в реестр банков, признаваемые страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

Как инструмент государственного регулирования в сфере рыночных отношений банковское законодательство постоянно развивается, совершенствуется, находится в постоянной динамике. Эволюция банковского законодательства имеет определенную тенденцию — повышение эффективности функционирования банковской системы. Банковское законодательство развивается в соответствии с изменяющейся экономической сферой. Вследствие этого оно обладает особой спецификой — во многие законодательные и нормативные акты вносится множество поправок и дополнений, исходя из условий действующего рынка, за которыми постоянно надо следить лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой