Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Наследственное право. 
История государства и права зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии. Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью… Читать ещё >

Наследственное право. История государства и права зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более 1/3 имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя.

Преступления и наказания

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т. п. Все преступления делятся на три группы: а) преступления, восходящие к указаниям самого Мухаммеда — посягательства на «права Аллаха», не допускающие прощения (отступничество от ислама, бунт и сопротивление государственным властям, кража, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии — наказание в виде смертной казни); б) противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц (умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого, которая по желанию родственников могла быть заменена денежным выкупом; за неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю рабамусульманина; для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т. е. талиона); в) действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата (неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т. п. — мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей).

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии. Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть. В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание; возможны также были утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т. п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т. п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т. д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой