Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интегративные типы правопонимания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для адекватного правопонимания эти три критерия классификации должны быть показаны как взаимодополняющие друг друга, так как ни один из них не дает полной картины правопонимания. Так, философский критерий страдает умозрительностью; социологическому, напротив, недостает концептуализма в объяснении фактического положения вещей; культурно-исторический избегает недостатков первого и второго… Читать ещё >

Интегративные типы правопонимания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Либертарная концепция правопонимания

(В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) По мнению В. С. Нерсесянца, «история и теория правовой мысли и юриспруденции пронизаны борьбой двух противоположных типов правопонимания. Эти два типа понимания права и трактовки понятия права условно можно обозначить как юридический (от jus — право) и легистский (от lex— закон) типы правопонимания и понятия права»[1]. В основу такой типологии положен «момент различения или отождествления права и закона»[2].

Для юридического правопонимания право — это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом, — своим принципом. Этим принципом права является принцип формального равенства, выражающий существо и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов. В рамках юридико-либертарной концепции правопонимания внутреннее единство юридической онтологии, аксиологии и гносеологии обусловлено тем, что в их основе лежит один и тот же принцип формального равенства[3].

Закон (то, что устанавливается как позитивное право) может как соответствовать, так и противоречить праву, быть (в целом или частично) формой официально-властного признания, нормативной конкретизации и защиты как права, так и иных (неправовых) требований, дозволений и запретов. Только как форма выражения права закон (позитивное право) представляет собой правовое явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства (и вместе с тем всеобщность равной меры свободы) получает государственно-властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь будучи формой выражения объективно обусловленных свойств права закон становится правовым законом. Правовой закон — это и есть право, получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом, законную силу, т. е. позитивное право, обладающее объективными свойствами права.

Коммуникативная концепция правопонимания

(А. В. Поляков)[4]

В рамках коммуникативной концепции правопонимания «право рассматривается как включающее в себя и идеальное, и материальное, рациональное и иррациональное, должное и сущее, объективное и субъективное, «естественное» и «сконструированное», статичное и деятельностное. Природа права несводима ни к каким искусственным конструкциям и социокультурным закономерностям. Право может возникнуть как в государстве, так и непосредственно в обществе. При этом условием правогенеза (возникновения права) является не возникновение государства, а формирование психосоциокультурных реалий, имеющих коммуникативную направленность, в которых находят свою объективацию правовые тексты, правовые нормы и правовые отношения, порождаемые интерсубъективной (коммуникативной) деятельностью членов социума.

Право одновременно представляет собой идею и текст, норму и правоотношения, императивно-атрибутивные переживания и социализированные ценности. Ни одно из этих положений не истинно (т. е. не может быть сведено к праву в целом) в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они приобретают эйдетический смысл.

Собственно правовую природу юридическим текстам придает эйдос права, представляющий собой коррелятивную связь правомочий и правообязанностей, конституируемых общезначимой и общеобязательной правовой нормой в процессе межсубъектной коммуникации. Причем эйдетический центр права заключается в правомочии, являющемся той точкой, из которой расходятся лучи правового смысла, в совокупности своей образующих общий правовой эйдос.

Правовые ценности, по мнению А. Полякова, могут иметь как эйдетический (общий) смысл, так и социокультурное (конкретное) значение. К основным эйдетическим ценностям, представляющим собой объективные правовые категории, можно отнести общественный порядок, личную свободу и ответственность, формальное равенство, справедливость и др. В свою очередь, понимание таких ценностных установок, как периодичность сроков властных полномочий главы государства, патриотизм, приоритет международного права по отношению к национальному законодательству и др. определяется особенностями политико-правовой ситуации, сложившейся в данном обществе на данном историческом этапе.

Диалогическая концепция правопонимания

(И. Л. Честнов) По мнению И. Л. Честнова, в основу правопонимания положены три критерия классификации: философский, социологический, культурноисторический.

Для адекватного правопонимания эти три критерия классификации должны быть показаны как взаимодополняющие друг друга, так как ни один из них не дает полной картины правопонимания. Так, философский критерий страдает умозрительностью; социологическому, напротив, недостает концептуализма в объяснении фактического положения вещей; культурно-исторический избегает недостатков первого и второго, но ограничен узкими рамками конкретной цивилизации. И лишь все вместе они могут более или менее точно отразить правопонимание. Решение проблемы может быть достигнуто в рамках диалогического типа правопонимания, основывающегося на признании многогранности правовой реальности, которая включает субъект права, нормы права, их отражение в правосознании и реализацию в правопорядке[5].

В рамках диалогической концепции правопонимания основное внимание акцентируется на воспроизводстве, динамике правовой реальности, складывающейся из диалога индивидуального действия (включающего персональное восприятие права) конкретного субъекта и порождаемой им нормы (структуры), которая понимается не только как образец юридически значимого поведения, но и ее восприятие в общественном правосознании и реализация в массовом юридически значимом поведении (правопорядке).

Сущность права в рамках диалогического подхода определяется социологически — как объективная функциональная значимость некоторых норм для выживания социума. Такой подход близок диалектической социологии права Е. Б. Пашуканиса, И. П. Разумовского, Л. И. Спиридонова, так как предполагает историческую и социокультурную обусловленность субъекта права, определяющую содержание меры свободы в данных конкретных условиях. Акцент на субъекте права дает основание И. Л. Честнову квалифицировать этот подход также как антрополого-диалогический[6]. Не отрицая важности законодательства, последнее понимается как одна из форм внешнего выражения права, которая должна соответствовать «генеральной» функции права — обеспечивать воспроизводство общества.

Концепция реалистического позитивизма

(Р. А. Ромашов)[7]

Концепция реалистического позитивизма основана на интеграции юридического позитивизма и социологической юриспруденции. В рамках данной концепции утверждается, что правом регулятивно-охранительная система будет являться только в том случае, если нормы, из которых данная система состоит, являются общезначимыми и оказывают результативное воздействие на общественные отношения. При этом юридическая догма (формальное право) и правовая жизнь (содержательное/субстанциональное право) представляют собой логически взаимосвязанные и взаимно обусловливающие конструкции.

Восприятие права в контексте реалистического позитивизма предполагает выделение абстрактного и реального права.

Абстрактное право представляет собой объективное явление, существующее вне непосредственной связи с конкретными государством, обществом, историческим периодом. Структуру абстрактного права образует совокупность норм, в основу систематизации которых положено деление права на публичное позитивное, публичное негативное и частное.

Пример В любом обществе существуют установленные и гарантированные запреты, обязательства, возможности, сам факт установления и реализации которых свидетельствует о существовании такого феномена, как право. Естественно, что содержание названных регуляторов носит изменяющийся характер и зависит как от особенностей социально-политической среды, так и от исторического времени. Однако происходящие изменения не влияют на структуру самой правовой конструкции, в которой запреты и обязанности определяются, соответственно, негативным и позитивным публичным правом, а возможности — частным правом.

Реальное право представлено правом в формально-юридическом и функциональном смысле. Право в формально-юридическом смысле представляет совокупность формальных источников, включающих в себя первичные и основные (законодательные акты); производные (нормативные интерпретационные акты); вторичные (международные акты, нормативные договоры, юридические обычаи). Право в функциональном смысле складывается из правовых норм, общественных отношений, на урегулирование которых нормы направлены, гарантий реализации и достигаемых посредством правового воздействия результатов.

Действие реального права включает в себя действие права в формальном смысле, определяемое моментами вступления и утраты юридической силы правовыми актами, и действие права в функциональном смысле, определяемое результативностью правового воздействия. Для обеспечения результативного правового воздействия государством (либо иным «центром публичности») используются стимулы, которые в наиболее общем виде могут быть сведены в две группы: стимулы, в основе которых лежит страх перед нарушением права, и стимулы, предполагающие выгодные для субъекта последствия правомерного поведения.

Пример

В качестве одной из наиболее значимых угроз современному Российскому государству и праву называется такое явление, как коррупция. В рамках правовых оснований борьбы с коррупцией следует выделять формальное право и функциональное право. Формальное антикоррупционное право представлено совокупностью нормативных и правоприменительных актов, закрепляющих дефиницию коррупции, определяющих факторы, характеризующие преступления коррупционной направленности, а также устанавливающих средства и методы противодействия этой правовой девиации. Функциональное право состоит из юридически значимых отношений, в рамках которых поведение субъектов определяется совокупностью факторов как формально-юридического, так и экономического, психологического, культурного и т. п. характера. При этом функциональное право рассматривается одновременно и как результат практического воплощения норм формального антикоррупционного права, и как оценочный критерий его правовой эффективности.

  • [1] Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. С. 133; также: Он же. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философииправа. 1973; Он же. Из истории правовых учений: два типа правопонимания // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. 1978; Он же. Правои закон. М., 1983; Он же. Философия права: учебник для вузов. М., 2001. С. 32.
  • [2] Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов. С. 32.
  • [3] Нерсесянц В. С. Либертарно-юридическая концепция правопонимания и юриспруденция // Нерсесянц В. С. Юриспруденция.

    Введение

    в курс общей теории права и государства. М., 1999. С. 40—50.

  • [4] Поляков А. В. Общая теория права. С. 125—127; Коммуникативная концепцияправа: вопросы теории. СПб., 2003. С. 6—19; Антонов М. В.; Поляков А. В., ЧестноеИ. Л. Коммуникативный подход и российская теория права // Известия высших учебныхзаведений. Правоведение. 2013. № 6(311). С. 78—95.
  • [5] Честное И. Л. Диалогическая онтология права в эпоху постмодерна // Известиявысших учебных заведений. Правоведение. 2001. № 3. С. 45—52.
  • [6] Социальная антропология права современного общества / под ред. И. Л. Честнова.СПб., 2006.
  • [7] Ромашов Р. А. Реалистический позитивизм: интегративный тип современного пра-вопонимания // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 1(258).С. 12—20.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой