Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Карло Гоцци. 
Очерки по истории западноевропейского театра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальнейшее содержание пьесы заключается в изображении приключений, пережитых принцем во время поисков трех апельсинов. Покровительствующий ему волшебник Челио вручает принцу мазь, метелку, хлеб и дает совет вынести на солнце веревку, которая ему попадется. Вскоре принц получает возможность оценить услуги, оказанные ему Челио. Мазь помогает открыть заржавленную дверь, хлеб — успокоить сердитого… Читать ещё >

Карло Гоцци. Очерки по истории западноевропейского театра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформа, произведенная Гольдони, встретила решительного противника в лице графа Карло Гоцци (1722—1806), аристократа и фантаста, который противопоставил простоте и реализму Гольдониевского театра самую необузданную фантастику, который в покушении на комедию масок видел чуть ли не оскорбление национальной славы.

Гоцци — одно из своеобразнейших явлений в истории театра. Это — драматург эпохи декаданса, интерес к которому возрождается в сходные периоды, во времена романтизма, расцвета мистики и эстетизма. Своим успехом в Венеции, откуда ему удалось надолго оттеснить Гольдони, Гоцци обязан благоприятному стечению обстоятельств. Сам он принадлежал к обедневшей аристократии, к тем слоям ее, которые утратили былое политическое и экономическое значение, из среды которых к концу его жизни вышли представители дворянского романтизма, уходившего от жизни в свой душевный мир, в мир острых и глубоких душевных переживаний. Восходящая буржуазия наносила удар не только дворянству. Ее силу тяжело ощущал и «народ», т. е. та пестрая толпа, к которой одинаково принадлежали и лавочники, и студенты, и ремесленники, и гондольеры, и солдаты, и рыбаки. Поскольку театр Гольдони был выражением стремлений, воззрений и морали могущественных слоев буржуазии, овладевавшей производством, постольку театр Гоцци удовлетворял вкусам классов, отброшенных историей от участия в производстве, или от тех видов производства, в которых проявляется творческая мощь класса. Это искусство — забава, искусство — развлечение, искусство, позволяющее уйти от неприглядной действительности и Забыться в чарованьи «красных вымыслов», искусство — сказка, в котором фантастика является главным элементом.

Неудивительно, что Гоцци выступил таким фанатическим защитником Commedia dell’arte. Она была для него отрицанием всяких правил и стеснений, наиболее ярким выражением индивидуального, ничем не ограниченного вдохновения, театральной формой, которая открывала возможности «свободному полету фантазии».

Как отмечено выше, комедия масок никак не может быть охарактеризована как исключительно площадное массовое искусство.

Известно, что она являлась любимым зрелищем не только городской уличной толпы, она была желанной гостьей во дворцах князей и вельмож. Именно это обстоятельство вызывает даже сомнение в народном происхождении Commedia dell’arte, которая представляла собою настоящее искусство, тонкое и изощренное, причем исполнителями являлись высокие мастера.

Гоцци был последним и величайшим представителем этого жанра, который он довел до совершенства. Неудивительно, что у нас он стал знаменем за несколько лет до Октябрьской революции в эпоху расцвета реакционного символизма и декадентства.

Пьесы Гоцци — часто сценарии, оставляющие простор для импровизации исполнителей. В его «фиабах» (fiabe — сказка) переплетались различные жанры и стили, реальные бытовые сцены умещались рядом с самой необузданной фантастикой, трагическое и комическое чередовалось с возвышенным и сентиментальным.

«Любовь к трем апельсинам» — наиболее показательная из его пьес. Ее главный герой — принц Тарталия, страдающий ипохондрией. Первый министр по приказу короля устраивает празднество, чтобы рассеять больного, так как, по указанию врачей, принц выздоровеет только тогда, когда засмеется. Бурю восторгов и взрывы хохота вызывала фигура больного принца, сидевшего в своей спальне на судне, окруженного склянками всех форм и банками с мазями. Аудитория прерывала постоянными «браво» его комические жалобы. Наконец удается рассмешить принца, он исцеляется, но злая фея Моргана заставляет его влюбиться в три апельсина. Принц охвачен новой тоской, так как апельсины находятся у волшебницы Креонты.

Дальнейшее содержание пьесы заключается в изображении приключений, пережитых принцем во время поисков трех апельсинов. Покровительствующий ему волшебник Челио вручает принцу мазь, метелку, хлеб и дает совет вынести на солнце веревку, которая ему попадется. Вскоре принц получает возможность оценить услуги, оказанные ему Челио. Мазь помогает открыть заржавленную дверь, хлеб — успокоить сердитого пса, метелку он отдает булочнице, которая за неимением таковой, очищала печь собственной грудью, веревка от колодца, полуизъеденная влагой, высохла и окрепла на солнце, двери открылись, собака перестала лаять и т. д., и принц со своим оруженосцем Труффальдино выходят с тремя апельсинами. Таинственный голос призывает гибель на голову путников, Креонта призывает булочницу бросить их в печь, пса — разорвать их в куски, веревку — удавить их, дверь — задержать похитителей, но никто не хочет быть неблагодарным и помочь злой великанше, которая всех держала в черном теле, ни разу не позаботилась о том, чтобы накормить пса или смазать дверь.

Но враждебные принцу силы не успокаиваются. Мы в волшебных садах феи Морганы, орошаемых прекрасным озером, среди ярких цветов. Моргана передает мавританке Смеральдине две булавки, обладающие чудодейственной силой. Появляется Труффальдино с тремя апельсинами. Не зная о чарах, скрытых в апельсинах, томимый жаждою, он разрезает один из них, чтобы утолить жажду. Оттуда выходит молодая девушка, которая изнемогает от жажды. Труффальдино разрезает второй апельсин, из него появляется вторая девушка, обе умирают от сильной жажды. Труффальдино разрезает третий апельсин, но третья девушка, оказавшаяся дочерью короля антиподов Нинеттой, успевает напиться из озера. Смеральдина незаметно вонзает булавку ей в голову, благодаря чему она превращается в голубя. Орел схватывает голубя и улетает. Мы на кухне бубнового короля, отца принца Тарталии, где Труффальдино готовит блюда к торжественному королевскому обеду. Прилетает голубь и усыпляет Труффальдино. Проснувшись, Труффальдино с ужасом видит, что жаркое превратилось в уголь. При помощи Панталоне он схватывает голубя и замечает булавку, которую вынимает из его головы. Птица снова становится принцессой Нинеттой. Между тем раздраженный король со всем двором лично приходит на кухню, чтобы выяснить причину запоздания обеда. Нинетта рассказывает всю историю, король наказывает виновных и соединяет принца и Нинетту тут-же на кухне, важно усевшись на печи, которая превращается таким образом в импровизированный трон, — и пьеса заканчивается к общему удовольствию и веселью.

Это краткое изложение ее содержания показывает, какой богатый простор открывала она для импровизации исполнителей. Зритель с напряженным вниманием следил за сложными запутанными интригами злых сил, за всеми разнообразными перипетиями борьбы между принцем и его друзьями — с одной стороны и его врагами — с другой. Чудесные превращения, опасности, подстерегающие на каждом шагу принца, счастливые случайности, спасающие его, смены декораций — все это как нельзя более соответствовало вкусам публики, искавшей в театре прежде всего красочного зрелища, жаждавшей радости и веселья.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой