Развитие трудовой мотивации на разных этапах становления субъекта труда
Главное противоречие — осознание того, что нередко поступают не самые достойные. Это осознание еще больше усиливается, когда молодой человек узнает о случаях коррупции при поступлении. Особая проблема возникает у абитуриентов, которые сами воспользовались нечестными способами поступления (проблема «утраты идентичности» и самоуважения). Примечание. Заметим, что возрастные границы разных периодов… Читать ещё >
Развитие трудовой мотивации на разных этапах становления субъекта труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая логика развития позитивного отношения к труду на разных этапах становления личности.
В какой-то степени общая логика развития субъекта труда, его подготовка к труду и отношение к будущей трудовой деятельности отражены в известных периодизациях развития личности работника[1]. Общая логика развития трудовой мотивации на разных этапах жизни представлена в специальной таблице, где в основе — частое несовпадение формирующихся собственных представлений о путях своего развития и ожидания со стороны общества на каждом этапе развития личности, что, по мнению Э. Эриксона и его последователей, нередко порождает «кризисы идентичности»[2] или «кризисы разочарования»[3] (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Развитие мотивации к труду на разных этапах становления личности[4]
Ожидания со стороны социума. | Индивидуальные ожидания. | Возможные кризисы развития трудовой мотивации («кризисы разочарования»). |
Дошкольный возраст (3—6 лет) | ||
Быть прилежным ребенком, гордиться своими родителям и их профессиями, а также позитивно относиться к доступным пониманию. | Связаны со стремлением ребенка чаще быть самостоятельным (феномен «Я сам!») как в отношении с окружающими, так и в выборе игр, не всегда одобряемых взрослыми. | Возможные противоречия могут быть связаны с увлечением социально сомнительными играми, связанными с криминалом, насилием и т. п. Проблема ребенка выражается в противоречии: «Мне. |
Ожидания со стороны социума. | И иди видуальн ыс ожидания. | Возможные кризисы развития трудовой мотивации («кризисы разочарования»). |
идеям труда (через сюжетно-ролевые «игры в профессию» или через сказки, где главные герои — часто люди труда). | это интересно, а взрослые запрещают…". | |
Начальная школа (6—12 лет) | ||
Быть прилежным учеником и почитать старших. Ведущая деятельность — учебная, где вырабатываются навыки самоорганизации, самооценивания, самоконтроля, что пригодится и в трудовой деятельности. | Не все в обучении нравится школьнику. Его больше интересуют практические дела, в том числе и определенные работы, связанные с кружковой деятельностью, спортивными секциями, освоением некоторых трудовых действий (в мастерских, дома и на даче, освоение компьютерных программ). | Основное противоречие — постепенно усиливающаяся несостыковка получаемых в школе знаний и реальной жизни (практики). |
Средняя школа, младшие подростки (12—14 лет) | ||
Быть прилежным учеником (см. выше). | Необходимость выполнять учебные действия, еще больше оторванные от реальной жизни. Иногда — стремление компенсировать это во внешкольной деятельности (кружки, секции, общение со сверстниками), но при условии (со стороны семьи и учителей), что «школа — важнее»! | Главное противоречие — усиливающийся разрыв между содержанием школьного образования и реальной жизнью. Первые сомнения в справедливости оценки успешности обучения, когда обнаруживается, что глупые ученики, выполняющие все требования (даже нелепые), могут быть и отличниками, и наоборот. |
Старшие подростки, «оптантыИ, 8—9 классы (14—16 лет) | ||
Быть прилежным учеником (см. выше). Для кого-то — думать о выборе профиля дальнейшего обучения или о поступлении в колледж (соответствен но,. | Осознание необходимости прагматичности школьного образования — «не столько для развития своей культуры, сколько для последующих карьерных шагов (подготовка и поступление в колледж или вуз). Все это усугубляется необходимо; | Главное противоречие — между творческим и прагматичным отношением к образованию. Все большее осознание того, что успех достигается нс только талантами и порядочностью, но и хитростью (например, работа с репетиторами),. |
Ожидания со стороны социума. | Индивидуальныс ожидания. | Возможные кризисы развития трудовой мотивации («кризисы разочарования»). |
предполагается подготовка к поступлению). | стыо учить то, что нужно, и меньшее внимание уделять тому, что действительно интересно учащемуся («обучение — по принуждению»). | или «зубрежкой», или через построение «правильных» отношений с учителями и администрацией школы. |
Старшие подростки, «оптанты», 10—11 классы (17—18 лет) | ||
Быть прилежным учеником, и главное — готовиться к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). | Все большее понимание, что ЕГЭ во многом не отражает всей сложности настоящего качественного образования. | Главное противоречие — все более усиливающееся чувство, что для успеха не нужно быть творческим и порядочным, а нужно быть прагматичным, усидчивым и терпеливым (нс забивать голову всякими «лишними идеями и проблемами», которые не вписываются в ЕГЭ, и т. п.). |
Выпускники школ, «оптанты» (выбор профессии и места обучения) | ||
Успешная сдача ЕГЭ, выбор доступного учебного заведения и престижной профессии. | Обычно многие выпускники на данном этапе поддаются общему ажиотажу и стремятся оправдать ожидания ближайшего окружения, школы и социума. | Захваченные общим ажиотажем, связанным со сдачей ЕГЭ, многие выпускники сильных противоречий не испытывают, хотя кто-то может «разочароваться» в самом себе (при низких результатах ЕГЭ). |
Абитуриенты, «оптанты» (уточнение выбора специальности) | ||
Успешное поступление в вуз, часто предполагающее занятия с репетитором. | Для кого-то — стремление подготовиться самостоятельно, а для кого-то, наоборот, максимально мобилизовать родных и близких для оказания помощи в поступлении. | Главное противоречие — осознание того, что нередко поступают не самые достойные. Это осознание еще больше усиливается, когда молодой человек узнает о случаях коррупции при поступлении. Особая проблема возникает у абитуриентов, которые сами воспользовались нечестными способами поступления (проблема «утраты идентичности» и самоуважения). |
Студенты | ||
Быть прилежным студентом и строго выполнять все требования учебно; | Осознание того, что вузы часто еще больше оторваны от реальной жизни и производства. | Главное противоречие — необходимость выполнять много бессмысленных учебных действий при постоян; |
Ожидания со стороны социума. | Индивидуальныс ожидания. | Возможные кризисы развития трудовой мотивации («кризисы разочарования»). |
профессиональной деятельности. | ном страхе быть отчисленными. Нередко — сильное разочарование в преподавателях, которые все чаще воспринимаются либо как «неудачники» (из-за низких зарплат и невысокого социального статуса профессоров и доцентов), либо как непорядочные люди (если в вузе процветает коррупция при сдаче зачетов и экзаменов). | |
Молодые специалисты (первые 2—3 года профадаптации в организации) | ||
Усердие и эффективность труда, стремление побольше научиться хорошо работать у коллег и руководителей. | Стремление взять на себя более творческие и более ответственные задания. | Главное разочарование — в осознании примитивности многих работ. Для кого-то — осознание, что можно было и не учиться в вузе, чтобы выполнять многие поставленные задачи. Другое разочарование — в несовершенной оплате труда и небольших перспективах развития во многих организациях. Усугубляется это на фоне понимания того, что нередко большие успехи в карьере достигаются либо за счет жесткой и даже недостойной конкуренции, либо с помощью «особых отношений» с руководством и лидерами организации. |
Этап вхождения в профессию (<�стабильное выполнение поставленных производственных задач) | ||
Уверенная и качественная работа в полном соответствии с имеющимися требованиями. Лояльное отношение к организации и руководству. | Стремление к выработке индивидуального стиля груда, предполагающего некоторое отклонение от существующих стандартов работы. | Главное противоречие и разочарование — усиливающееся ощущение, что с помощью творческого отношения к груду и порядочности многого не достигнешь. Усиливающееся разочарование в несовершенстве систем оплаты труда, особенно когда у работника появляется семья, дети и возрастают материальные потребности. |
Ожидания со стороны социума. | Индивидуальныс ожидания. | Возможные кризисы развития трудовой мотивации («кризисы разочарования»). |
Этап мастера (лучшая работа на фоне коллег) | ||
Более высокие результаты труда. Иногда ожидают смелых творческих предложений (мастеру уже разрешено творить). | Осознание сильных «бюрократических» ограничений для творчества и порядочности, на фоне опасений испортить отношения с коллегами и руководством, которые складывались «с таким трудом». | Главное противоречие — стремление реализовать свои идеи и опыт, но ощущение своей неготовности занять более решительную и смелую позицию, чтобы отстоять свое право на творчество и самореализацию в труде (часто именно отсутствие воли мешает многим в самореализации). |
Авторитет (лучший среди мастеров) | ||
Еще более высокие результаты труда и смелые предложения по совершенствованию работы в организации. | Осознание своей неготовности мылить более масштабно и выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, на фоне ожиданий со стороны менее авторитетных коллег. Па первый план выходят даже не «бюрократические» ограничения, а нежелание портить отношения с высшим руководством, которое уважает авторитетного работника и создает для него более льготные и «выгодные» условия труда и вознаграждения. | Еще более усиливающееся противоречие между накопленным опытом и профессионализмом работника и его страхом использовать это в совершенствовании труда в организации, совершенствовании системы мотивации, стимулирования и вознаграждения, а также в совершенствовании морального климата организации. |
Наставник (способен передавать лучший опыт своим ученикам) | ||
Готовность передавать свой лучший опыт ученикам, быть может, и раскрывая какие-то секреты своих успехов. | Стремление передать свой опыт ученикам, но при усиливающихся сомнениях в том, каким образом: либо бескорыстно, либо за определенную плату (еще вопрос, за какую плату)? Нередко, из жадности, многие авторитетные работники так и не передают свой лучший опыт коллегам и ученикам, о чем потом сильно раскаиваются, уже выйдя на пенсию. | Либо ощущение своей неготовности быть эффективным наставником, либо ощущение страха поделиться секретами мастерства, либо ощущение того, что накопленный опыт никому и не нужен в данной организации. |
Ожидания со стороны социума. | Индивидуальныс ожидания. | Возможные кризисы развития трудовой мотивации («кризисы разочарования»). |
Пенсионер | ||
Либо ожидание, чтобы пенсионер продолжал работать, быть может, и по несколько щадящему графику. Либо ожидание того, чтобы пенсионер безропотно согласился с тем, что «для него работы не нашлось». | Либо стремление продолжить работу (если позволяет здоровье и есть ощущение, что «еще мог бы сделать много полезного»). Либо, наоборот, стремление отдохнуть (если здоровье уже не позволяет или человек чувствует, что «исчерпал себя»). Либо сильно разочаровался в той деятельности, которую выполнял, и теперь, на старости лет, стремится заняться «чем-то более достойным». | Главное противоречие — в ощущении неполноценной самореализации (когда человек считает, что «мог бы добиться большего» в работе, в карьере и в жизни). Для многих — противоречие между не очень выдающейся жизнью и стремлением ее приукрасить в собственных глазах и в глазах окружающих (детей, внуков). Это ощущение усиливается на фоне сомнительных трудовых мотивов на этапах активной трудовой деятельности и переосмыслением своего отношения к труду (в сторону его социальной значимости) перед лицом смерти и возможным судом на Небесах (для верующих или «почти верующих»). |
Примечание. Заметим, что возрастные границы разных периодов развития в возрастной психологии однозначно не определены. Существует даже тенденция к увеличению периодов детства, подростничества и юности, связанная с необходимостью тратить больше времени на подготовку к взрослой (трудовой) жизни, что вызвано усложнением производства.
Часто такие кризисы появляются на основе несовпадений собственных представлений о развитии (в частности, и о своем отношении к труду) и ожиданий со стороны общества (на разных этапах развития — в лице родителей, школы, организаций, общества). Если человеку приходится отказываться от собственных представлений и, не желая осложнять отношения с окружающими, следовать их ожиданиям, то возможен «кризис идентичности», когда человек как бы спрашивает самого себя: «Так кто же я на самом деле: самостоятельная личность с собственными представлениями о развитии или человек зависимый и ведомый, подверженный манипуляциям и запугиванию?» Соответственно, Э. Эриксон на каждом этапе развития рассматривает два возможных исхода: либо человек развивается как ответственная самостоятельная личность и с радостью открывается миру (если его в этом поддержать и тактично направить в сторону достойного развития), либо человек ломается, ожесточается, замыкается (если его постоянно ограничивать в самовыражении и заставлять выполнять унизительные и непонятные для него действия, формируя негативное отношение к миру и самому себе).
«Кризисы разочарований» связаны с постоянной переоценкой ценностей и смыслов своего существования[3]. Проявляются они примерно в следующем. Еще в дошкольном возрасте мир труда должен, по возможности, восприниматься позитивно (в том числе и через игровую деятельность), так как ребенок еще не способен адекватно отнестись ко многим проблемам взрослых. Но уже в школе, и особенно в подростковом возрасте, могут возникнуть рассогласования в представлениях, когда «вдруг» оказывается, что все не так просто, что есть взятки и что далеко не всегда достойные и творческие люди зарабатывают по справедливости, а негодяи и бездари могут быть миллионерами и даже миллиардерами («олигархами»). Эти разочарования могут усиливаться в студенческом возрасте, например, когда «вдруг» выясняется, что многие знания, полученные в вузе и колледже, оказываются не востребованы в организациях или что сама учебно-профессиональная деятельность организована крайне бестолково. Во время трудовой деятельности разочарования могут быть связаны с необходимостью работать в неоправданно сложных условиях, получая за это ничтожные зарплаты и т. п.; в пожилом возрасте — с переосмыслением своей жизни и даже некоторых достижений (особенно перед лицом смерти).
- [1] См.: Зеер Э. Ф. Психология профессий; Климов Е. Л.
Введение
в психологию труда;Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни; Михайлов И. В. Проблема профессиональнойзрелости в трудах Д. Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110—122; Пряж-пиков Н. С. Профориентология; Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста.СПб.: Ювента, 1999; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.
- [2] См.: Идентичность: хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во МОД ЭК, 2003; Эриксон Э. Указ. соч.
- [3] См.: Пряжников Н. С. Психология элиты. С. 193—197.
- [4] За основу взяты основные этапы развития субъекта труда и субъекта профессионального самоопределения Е. А. Климова (1998), несколько уточненные нами (Пряжников, 2016).
- [5] См.: Пряжников Н. С. Психология элиты. С. 193—197.