Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кредитно-денежная политика в период кризиса 2008-2009 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для преодоления последствий глобального кризиса 2008;2009 гг. власти большинства стран мира реализовали комплекс мер, которые включали и средства кредитно-денежной политики. В арсенале антикризисных мер монетарных властей наряду с привычным набором средств кредитно-денежной политики, например, изменением процентных ставок, операциями на открытом рынке и резервными требованиями, появились новые… Читать ещё >

Кредитно-денежная политика в период кризиса 2008-2009 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для преодоления последствий глобального кризиса 2008;2009 гг. власти большинства стран мира реализовали комплекс мер, которые включали и средства кредитно-денежной политики. В арсенале антикризисных мер монетарных властей наряду с привычным набором средств кредитно-денежной политики, например, изменением процентных ставок, операциями на открытом рынке и резервными требованиями, появились новые инструменты воздействия на рынок и участников финансовой системы. Изобретение новых инструментов монетарной политики потребовалось потому, что привычные меры перестали действовать. Во время последнего кризиса центральные банки большинства стран мира оказались в условиях «ликвидной ловушки». Эта ситуация возникает, когда ЦБ для стимулирования потребления и инвестиций опускает процентные ставки почти до нуля. В нормальных условиях при снижении процентных ставок кредиты становятся доступнее и дешевле, что оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос, а следовательно, на занятость и выпуск. Но когда снижение процентных ставок происходит в период финансового кризиса, трансмиссионный механизм перестает работать. Банки, избегая риска, предпочитают накапливать полученные от ЦБ средства вместо того, чтобы использовать их для выдачи кредитов. В условиях нестабильности финансовых рынков возникает кризис доверия. Снижения процентных ставок оказывается недостаточно для того, чтобы заставить банки кредитовать друг друга, поэтому фактическая цена кредитных средств может быть значительно выше. Например, в США разность между процентной ставкой по краткосрочным государственным облигациям и трехмесячной ставкой LIBOR в период кризиса достигала 465 пунктов вместо 30 пунктов в нормальных условиях. Традиционные инструменты кредитно-денежной политики в условиях «ликвидной ловушки» становятся недостаточно эффективными. Чтобы справиться с этой проблемой, монетарные власти стали создавать новые инструменты, которые делали дешевые кредитные ресурсы доступными для всех, кто в них нуждался.

В рамках антикризисных мероприятий ФРС применила политику «количественного смягчения», при которой ЦБ покупает или берет в обеспечение финансовые активы для непосредственного вливания определенного количества денег в экономику, тогда как в нормальных условиях операции на открытом рынке используются для поддержания на определенном уровне процентных ставок. ФРС, отказавшись от обычного сокращения ставки «овернайт» по федеральным фондам, стала выдавать кредиты нуждающимся финансовым учреждениям напрямую. Монетарные власти могут проводить количественное смягчение с помощью покупок долгосрочных финансовых активов, а не только краткосрочных, понижая тем самым долгосрочные процентные ставки. В результате ухудшения экономической ситуации в марте 2008 г. ФРС снизила дисконтную ставку, что позволило банкам занимать средства у ФРС через «дисконтное окно» на срок до девяноста дней без штрафных процентов. Затем ФРС стала проводить кредитные аукционы (TAF) для депозитных учреждений, на которых можно было приобрести наличные средства на срок, значительно превышающий одну ночь («овернайт»). Для дальнейшего обеспечения ликвидностью ФРС разработала инструменты, которые обеспечили доступ к ресурсам федерального резерва тем участникам финансовой системы, которые раньше его не имели. Одним из таких инструментов стало кредитование первичных дилеров (PDCF), при помощи которого ФРС выдавала займы «овернайт» банкам и брокерам-дилерам, с которыми заключала торговые сделки на открытом рынке. Среди инструментов финансовой поддержки, которые реализовала ФРС, можно назвать также программу фондирования под коммерческие бумаги (CPFF), когда ФРС предоставляла свои кредиты не только банкам, но и компаниям, которые не являлись банками; программу кредитования срочными ценными бумагами (TSLF); программу финансирования инвесторов денежного рынка (MMIFF) и др. Еще одним важным инструментом ФРС стало решение платить процентный доход как на обязательные резервы, так и на излишки денежных средств банков, хранящиеся на счетах ФРС.

Российские монетарные власти для преодоления последствий кризиса так же, как и другие центральные банки, реализовали ряд антикризисных мер. Банк России проводил не только традиционную политику предоставления дополнительной ликвидности, но и применил методы количественного смягчения.

Для смягчения напряженности на финансовом рынке и предоставления дополнительной ликвидности банковской системе уже в середине сентября 2008 г. Банк России пошел на снижение норматива фонда обязательных резервов (ФОР) до минимального исторического уровня в 5%. В результате банковская система получила не меньше 350 млрд руб. Помимо этого с середины сентября до конца октября 2008 г. Минфин России дополнительно разместил на счетах в коммерческих банках депозиты на сумму 691,2 млрд руб. В связи с интенсивным оттоком вкладов для прекращения паники среди населения 13 октября 2008 г. был принят закон, который улучшил условия возмещения средств, подпадавших под действие законодательства о системе страхования вкладов. Кроме этих мер, направленных на поддержание ликвидности банковской системы, были снижены дисконты по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, введен механизм предоставления кредитов без обеспечения. Принятые ЦБ меры привели к росту избыточной ликвидности, которую в условиях снижения цеп на нефть и курса рубля по отношению к доллару банки направили на приобретение иностранной валюты. В отличие от действий денежных властей в других странах, которые использовали краткосрочные (однодневные или недельные) кредиты, Банк России существенно удлинил сроки (вплоть до года) предоставления своей кредитной поддержки банкам, что превратило эти инструменты в механизмы поддержания не ликвидности, а платежеспособности банковской системы.

В середине ноября 2008 г. Банк России принял решение больше не удерживать валютный курс рубля на прежнем уровне и отказаться от введения ограничений на объемы продаваемой им валюты, что соответствовало принципам валютной либерализации. Однако одновременно он предоставил банковской системе почти неограниченный доступ к своим кредитам. Как следствие, валютные резервы Банка России стали быстро снижаться. В начале января 2009 г. денежным властям пришлось позволить рублю практически свободно падать. Э го падение остановилось в начале февраля 2009 г., как только Банк России прекратил предоставлять новую ликвидность банковской системе.

Кроме поддержания банковской ликвидности, ЦБ принял меры, направленные на увеличение капитала банковской системы. К таковым относится решение, принятое в начале кризиса (в октябре 2008 г.) предоставить крупнейшим байкам субординированные кредиты на общую сумму более 900 млрд руб., из них 725 млрд досталось государственным банкам (Сбербанку, ВТБ и Россельхозбанку). Позднее был увеличен капитал ВТБ (сентябрь 2009 г.), Россельхозбанка (февраль 2009 г.) и ВЭБа (ноябрь 2008 г., июнь и декабрь 2009 г.) непосредственно за счет приобретения акций на общую сумму 421 млрд руб. К пакету антикризисных мер в России можно отнести и санацию проблемных банков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой