Потребности и активность индивида
Именно потребности вынуждают человека проявлять активность в полном объеме и в присущей человеку форме. В зависимости от степени осознания испытываемой потребности активность может проявляться в разных формах и не быть связана напрямую с его потребностями, так как может стимулироваться извне. Однако стимул для человека оказывается значимым лишь тогда, когда он, хотя бы опосредованно, способствует… Читать ещё >
Потребности и активность индивида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, или состояниях, или отношениях, или переживаниях, объективно или субъективно необходимых для его существования или развития[1][2].
Состояние потребности имеет под собой биологические корни, поскольку все животные не могут, подобно растениям, синтезировать необходимые им для жизни органические вещества непосредственно из окружающих их неорганических веществ. Потребность в пище — древнейшая жизненная потребность, лежащая в основе активности человека, как и любого животного. Жизнь в обществе существенно умножила реальные потребности человека, изменила даже извечную потребность в пище. «Голод есть голод, — писал К. Маркс, — однако голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, — это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, разрываемое с помощью ногтей и зубов»[3].
Потребности — явление субъективное: у разных людей они различные в одних и тех же условиях, поскольку предшествующее развитие и направленность личности у людей различны. Потребности человека вынуждают его оценивать окружающее прежде всего с точки зрения возможности удовлетворения испытываемых потребностей.
Значимость любого объекта для индивида — это запечатление в этом объекте его личных потребностей, возможность удовлетворить с его помощью свою конкретную потребность.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата активности человека1.
Стимул — внешнее воздействие на человека, побуждающее его решать определенную задачу, достигать стимулируемой цели, проявлять активность, не связанную напрямую с осознанием испытываемой потребности.
Стимул — внешнее воздействие, побуждающее к активности. Его влияние на активность индивида опосредовано психикой: чувствами, настроениями, интересами, склонностями, взглядами, азартом. «Стимул становится наибольшей побудительной силой тогда, когда он превращается в мотив»[2][5].
Именно потребности вынуждают человека проявлять активность в полном объеме и в присущей человеку форме. В зависимости от степени осознания испытываемой потребности активность может проявляться в разных формах и не быть связана напрямую с его потребностями, так как может стимулироваться извне. Однако стимул для человека оказывается значимым лишь тогда, когда он, хотя бы опосредованно, способствует удовлетворению каких-либо его потребностей. В качестве стимула может выступать и общественное мнение. Например, в Америке утверждают: «Доступ к высоким положениям в обществе… обеспечивается высшим образованием — единственно прочным гарантом успеха»[6]. Это стимулирует стремление молодежи к получению высшего образования даже без осознания индивидом потребности в изучении нового.
Потребности человека весьма разнообразны. Они зависят от его развития и направленности личности, от внешних обстоятельств и уровня притязаний самого субъекта. Рассмотрение потребностей как источника активности человека имеет прочные традиции в отечественной психологии.
Существует множество классификаций потребностей и взглядов на их взаимодействие. Некоторые авторы считают, что вид потребности определяет соответствующую ему деятельность: биологическую — материальную (производственную), социальную — социально-политическую, идеальную — духовную[7].
Другие подчеркивают, что доминирующее влияние на человека оказывают высшие потребности, и предлагают ограничить задачи воспитательной работы формированием только высших потребностей1[8].
На рис. 12 приведена одна из классификаций потребностей человека, доработанная автором с использованием упомянутых выше работ.
Рис. 12. Классификация потребностей человека
Биогенные потребности наиболее естественны для человека, как и для любого живого существа, поскольку их удовлетворение обеспечивает функционирование организма, а следовательно, и жизнь. Только удовлетворив их, индивид может осознать наличие и более высоких потребностей. Недаром говорят, что голодный человек думает о хлебе, сытый — о смысле жизни. Действительно, биогенные потребности наиболее явно осознаются человеком. Но субъект, осознавший высшие потребности, может ограничить удовлетворение биогенных потребностей минимальным уровнем, направив свою активность на удовлетворение потребности в познании.
- [1] См.: Асмолов А. Г. Экология, психология и историко-эволюционный подход к развитию человека. — М., 1996.
- [2] См.: Психология: Словарь. — М., 1990.
- [3] Маркс К.
Введение
из экономических рукописей 1857—1858 гг. //ПСС. —Т. 12. —С. 718.
- [4] См.: Психология: Словарь. — М., 1990.
- [5] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
- [6] Георгиева Т. С. Высшая школа США. — М., 1989.
- [7] См.: Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991.
- [8] См.: Каверин С. Б. О психологической классификации потребностей //Вопросыпсихологии. — 1987. — № 5.