Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведены исследования, в которых проанализированы проблемы совершенствования учебного процесса в учреждениях повышения квалификации (Н. М. Чегодаев, 1997; И. К. Шалаев, 1998; А. П. Ситник, 2000 и др.), предложены новые формы организации методической работы (В. В. Давыдов, 1986; Е. Н. Жаркова, 1998; Ю. А. Долженко, 1999; А. П. Ситник, 2000 и др.). В последние десять лет в ряде педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащих- 14 ся в системе повышения квалификации
    • 1. 1. Сущность и содержание направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в современных ус- 14 ловиях
    • 1. 2. Анализ теории и практики формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации
    • 1. 3. Модель формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации
    • 2. 1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации

Формирование направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях демократизации учебно-воспитательного процесса в современной школе, развития личностно-ориентированных педагогических технологий на первый план все больше выходят педагогические проблемы обеспечения здоровья учащихся (А. Г. Щедрина, 1989; Н. К. Смирнов, 1995; Г. К. Зайцев, 1997; Э. М. Козин, 1997; Е. А. Ямбург, 1997; В. Н. Касаткин, 1998; Е. Е. Чепурных, 2000; Э. Н. Вайнер, 2001; В. А. Вишневский, 2002 и др.).

В ряде работ указывается, что в структуре образовательного процесса системообразующее значение имеет психолого-валеологический компонент, сущность которого состоит в обеспечении условий обучения детей с учетом принципов сохранения, укрепления и формирования здоровья детей (И. И. Брехман, 1990; JI. Г. Татарникова, 1995; В. Н. Ирхин, 1998; В. В. Колбанов, 1998; В. Н. Максимова, 2001 и др.). В качестве основного аргумента необходимости развития здоровьесберегающих подходов приводятся научные данные (Р. И. Айзман, 1996; Э. М. Казин, 1997; В. Н. Дзятковская, 1998; Г. К. Зайцев, 1998; Г. А. Калачев, 2000; В. Н. Ирхин, 2002; Н. К. Смирнов, 2002 и др.), свидетельствующие о негативных тенденциях в здоровье учащихся, выражающихся в замедлении их физического развития, снижении физической работоспособности, росте заболеваемости, в т. ч. болезней, передающихся половым путем, нервно-психических расстройств, широком распространении вредных привычек, негативно влияющих на здоровье детей: табакокурение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ. При этом отмечается, что негативные тенденции в здоровье учащихся усугубляются во время их обучения в школе второй ступени, так как именно в подростковом возрасте они наиболее остро переживают противоречия между своими потребностями и системой школьного образования. В результате происходит ущербная трансформация мотивационно-смысловой сферы подростков, что приводит к снижению их социальной активности (прежде всего в учебе как основной общественно значимой для них деятельности), замедлению развития и ослаблению здоровья, а также к аддиктивному поведению).

По данным института возрастной физиологии Российской Академии образования (М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, 2001), уже в 1-й класс поступает 19−20% детей с пограничными нарушениями психического здоровья, а к концу первого года обучения число таких детей увеличивается до 60−70%. Причем среди учащихся школ нового типа детей со сниженными функциональными резервами, дефицитом массы тела, патологией органов зрения в 1,5−2 раза больше, чем в массовых школах. У гимназистов состояния нервно-психического напряжения достигают 55%, из них: психастенические состояния — 65−70%- истероподобные реакции — 20−25%- психастении — 10−15%- патохарактерологические изменения личности — 8−10% [62, С. 5−17].

Анализируя факторы риска здоровья детей, большинство исследователей приходят к выводу, что большая роль принадлежит комплексу педагогических факторов, воздействие которых непрерывно, систематично и длительно, а значит самые минимальные имеют способность накапливаться, действуя в течение 10−11 лет (Н. А. Ананьева, 1994; 10. А. Ямпольская, 1994; Г. К. Зайцев, 1997; В. Н. Ирхин, 1998 и др.).

Образовательные технологии и экспериментальные программы, используемые в разных типах школ, до настоящего времени не входят в круг проблем, рассматриваемых медиками и физиологами, несмотря на обеспокоенность ряда авторов (В.Ф. Базарный, 1996; А. Г. Румянцев, 1996; В. Н. Касаткин, 1998; А. А. Баранов, 1999; Н. Б. Мирская, 2000; В. А. Полесский, 2000 и др.) в связи с возможностью отрицательного влияния педагогических воздействий на характер и здоровье учащихся.

Переход от существующего здоровьезатратного к здоровьесбере-гающему личностно-ориентированному образованию невозможен без педагога, мотивационно-ориентированного, направленного на обеспечение здоровья учащихся в процессе обучения, самостоятельно определяющего приоритеты собственной профессиональной деятельности, способного к рефлексии и саморазвитию.

С учетом этого актуальной становится задача научного обоснования, разработки и практической апробации различных подходов мотивации, стимулирования формирования и развития направленности педагогов на обеспечение здоровья учащихся. Специфика педагогической направленности и особенности личности педагога достаточно подробно исследованы в работах многих ученых (Н. В. Кузьмина, 1967; В. А. Петровский, 1975; В. А. Сластенин, 1976; Л. С. Выготский, 1991; JI. М. Митина, 1991; А. К. Маркова, 1993; К. Роджерс, 1994; И. А. Зимняя, 1997; А. Н. Леонтьев, 1997; В. Д. Шадриков, 2001; Е. А. Климов, 2003; А. Маслоу, 2003; Л. И. Анцыферова, 2004; Н. С. Колмогорова, 2004 и др.). Изучая профессиональную направленность педагога в различных контекстах, они определяют профессионально значимые составляющие направленности, способствующие его успешной деятельности в области обеспечения здоровья учащихся. Сформированность направленности педагога на обеспечение здоровья в существенной мере зависит от того, насколько развита его субъектность в деятельности повышения собственной квалификации. Одним из видов такой деятельности является обучение на курсах в учреждениях системы повышения квалификации работников образования (СПКРО).

Анализ массового и передового опыта повышения квалификации работников образования, а также теоретических исследований по данной проблематике свидетельствует о необходимости создания новых форм и методов обучения педагогов с учетом разработок андрагогики. Ряд ученых (10. Н. Кулюткин, 1985; В. Г. Воронцова, 1994; К. М. Ушаков, 1997; И. А. Колесникова, 2003; Э. М. Никитин, 2003 и др.) предлагает варианты решения данной проблемы.

В теории и практике повышения квалификации разработаны и апробируются различные подходы к решению проблем подготовки учителя к творческой деятельности (Ф. И. Гоноболин, 1951; Н. В. Кузьмина, 1961; В. А. Сластенин, 1978; В. А. Кан-Калик, 1980, 1999; Ю. Н. Кулюткин, 1985; И. А. Зязюн, 1989; В. А. Бухвалов, 1992; Ю. П. Азаров, 1999; В. И. За-гвязинский, 1999; О. С. Анисимов, 2002 и др.), к исследовательской и опытно-экспериментальной работе (Н. В. Кузьмина, 1970; Ю. К. Бабан-ский, 1977; Г. С. Сухобская, 1990; Ю. А. Конаржевский, 1993; В. С. Лазарев, 1995; М. М. Поташник, 1995; JI. С. Подымова, 1997; В. И. Загвязин-ский, 1999; JI. JI. Горбунова, 2001; О. С. Орлов, 2001; И. А. Колесникова, 2003; Е. М. Муравьев, 2003 и др.).

Проведены исследования, в которых проанализированы проблемы совершенствования учебного процесса в учреждениях повышения квалификации (Н. М. Чегодаев, 1997; И. К. Шалаев, 1998; А. П. Ситник, 2000 и др.), предложены новые формы организации методической работы (В. В. Давыдов, 1986; Е. Н. Жаркова, 1998; Ю. А. Долженко, 1999; А. П. Ситник, 2000 и др.). В последние десять лет в ряде педагогических ВУЗов страны были введены специальные курсы, учебные модули валео-логического содержания, однако большая часть учительского корпуса, получившая образование ранее, не ориентирована на сохранение здоровья учащихся, как первоочередную задачу образовательного процесса. Отсюда важность и необходимость формирования направленности учителей на обеспечение здоровья учащихся. Одним из возможных мест для реализации такой работы становится система повышения квалификации работников образования. В последние годы апробированы и внедряются в практику дополнительного профессионального образования ряд авторских программ повышения квалификации в области обеспечения здоровья учащихся (Н. М. Полетаева, 1998; JI. И. Уткина, 1998; М. Г. Колесникова, 1999; JI. В. Куклина, 1999; Н. А. Тригуб, 1999 и др.), однако в основном они направлены на передачу информации в области анатомии, физиологии и психологии ребенка, изучение методов и средств коррекции нарушений в состоянии здоровья детей. Тем самым данные программы не снимают проблемы формирования направленности учителя на обеспечения здоровья в профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время сформировались противоречия:

• между осознаваемой в обществе необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья детей и недостаточным вниманием к этим проблемам педагогов при разработке теории и практики педагогического процесса;

• между сформировавшейся стрессовой тактикой педагогической деятельности на фоне низкого уровня здоровья детей и недостаточным уровнем направленности педагогов на обеспечение здоровья учащихся в процессе обучения;

Данные противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в недостаточно эффективном формировании направленности учителя на обеспечение здоровья Решение выдвинутой проблемы составляет цель нашего исследования: формирование направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся.

Объектом настоящего, исследования является направленность учителя на обеспечение здоровья учащихся.

Предметом исследования является процесс формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся будет более эффективным, если:

• в процессе повышения квалификации педагогов сочетать вопросы мотивации педагога на обеспечение здоровья учащихся и проектирование своей педагогической деятельности по обеспечению здоровья учащихся;

• при организации и реализации технологии процесса повышения квалификации опираться на выявленную типологию слушателей по уровням направленности и их личностное самоопределение;

• использовать различные организационные формы, способы и средства повышения квалификации, состав и соотношение которых определяется нацеленностью на достижение слушателями направленности на обеспечение здоровья учащихся.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и изучения опыта работы учреждений СПКРО обосновать необходимость разработки модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации, выявить существующие для этого предпосылки.

2. Определить сущность и структуру направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся, выявить ее уровни и характеризующие их показатели.

3. Разработать и апробировать модель организации процесса повышения квалификации учителя, способствующего формированию его направленности на обеспечение здоровья учащихся, определить условия ее реализации.

4. Установить, адекватные разработанной модели, формы, способы и средства процесса повышения квалификации педагогов, способствующие эффективному формированию их направленности на обеспечение здоровья учащихся.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации.

Теоретико-методологической основой исследования являются теория единства сознания и деятельности (В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, С. JI. Рубинштейн и др.) — психологическая теория деятельности (П. К. Ано Г' ' I хин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев и др.) — методология комплексного и системного исследования в области психологии и педагогики (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов и др.) — интегративный подход к обучению как процессу управления психическим развитием человека (Б. Г. Ананьев, Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.) — акмеологический подход к профессионально-педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, Е. И. Степанова и др.) — принцип гуманизации образования (М. Н. Берула-ва, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Н. Д. Никандров, И. С. Якиманская и др.) — теория профессиональной направленности (А.А. Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.) — теория учебной деятельности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — психологическая теория профессионального становления (Е. А. Климов, Л. М. Митина и др.) — андрагогическая теория обучения взрослых (С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин), принципы и подходы профессионально-ориентированного и личностно-ориентированного обучения основам здоровья (Г. К. Зайцев, В. Н. Касаткин, Л. Г. Татарникова и др.).

Для решения задач исследования применялись следующие методы исследования: теоретические — анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследованиямоделирование процесса повышения квалификации педагогов, изучение и обобщение опыта работы учреждений СПКРО по теме исследования. эмпирические — сопоставительный анализ документации, регламентирующей курсовую подготовку педагогов в учреждениях системы повышения квалификации работников образованияпрямое, косвенное и включенное наблюдениеопрос (анкетированиебеседы со слушателями) — методы оценивания (самооценка, экспертная оценка) — методы математической статистики.

На этапе формирующего эксперимента были использованы следующие методики: анкета по изучению позиций педагогов к проблеме обеспечения здоровья учащихся- «Методика диагностики системы ценностных ориентации личности» (Е. Б. Фанталова) — модифицированная нами анкета по выявлению уровня направленности учителя (анкета Е. И. Рогова «Барьеры педагогической деятельности») — анкета-задание для слушателей «Показатели валеологической направленности» — рефлексивный самоанализ слушателей.

Исследование выполнялось в три этапа:

1 этап (1999;2000 гг.) — изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, определение исходных методологических позиций.

2 этап (2001;2003 гг.) — разработка модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся и программы ее реализации в системе повышения квалификации, ее опытно-экспериментальная проверка эффективности.

3 этап (2004 гг.) — анализ и обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой служил Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в работе:

• раскрыта сущность понятия «направленность учителя на обеспече j ние здоровья учащихся», определены основные компоненты и показатели направленности педагога на обеспечение здоровья учащихся, разработана уровневая структура сформированности направленности педагога на обеспечение здоровья учащихся, повышающего квалификацию в системе повышения квалификации работников образования;

• направленность учителя на обеспечение здоровья учащихся определена как условие профессионально-личностного роста педагога и как один из критериев оценки эффективности системы повышения квалификации;

• разработана модель формирования направленности учителя на f обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации работников образования;

• разработан механизм реализации модели формирования направленности в процессе повышения квалификации педагога в СПКРО.

Практическая значимость исследования состоит в том, что внедрен механизм реализации процесса формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации учителей Алтайского края;

• внедрены программы повышения квалификации педагогов по проблемам обеспечения здоровья;

• внедрены диагностические процедуры по оценке сформированно-сти направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся.

Исследование приближено к конкретным ситуациям обучения педагогов в учреждениях системы повышения квалификации работников образования, поэтому при наличии специалистов, имеющих опыт проведения таких обучающих циклов, аналогичные программы могут быть реализованы в любой региональной структуре дополнительного педагогического образования по формированию направленности на обеспечение здоровья учащихся. Материалы исследования могут быть использованы для разработки психолого-педагогической части программ обучения работников образования в условиях СПКРО, а также при структурной реорганизации процесса обучения в учреждениях системы повышения квалификации. Модель формирования направленности может быть использована при работе с педагогами в условиях методических объединений педагогов, в различных формах дистанционного повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечиваются научной методологией и выбором комплекса методов исследования, адекватных его предмету и задачам, репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом полученных данных, опытноэкспериментальной проверкой гипотезы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Направленность учителя на обеспечение здоровья учащихся является профессионально значимым качеством личности педагога, центральным мотивом поведения которого являются сохранение, укрепление, формирование здоровья учащихся и создание условий для снижения поведенческих рисков, опасных для здоровья. Направленность педагога на обеспечение здоровья учащихся является условием профессионально-личностного роста педагога.

2. Реализация модели, включающей целевой, содержательный, дея-тельностно-творческий и оценочно-результативный компоненты, способствует формированию направленности педагога на обеспечение здоровья учащихся в процессе повышения квалификации.

3. Модель формирования направленности педагога на обеспечение здоровья учащихся, опирающаяся на потребности, мотивы, интересы учителя по изучению основ здоровья, реализуется в логике последовательных этапов: подготовительного, содержательного, практического, творческого.

Апробация результатов исследования осуществлена через доклады и сообщения на международных конференциях (Барнаул, 2003, 2004), краевых научно-практических конференциях по проблемам здоровья школьников (Барнаул, 1996; 1998; 2000; 2002; 2004), посредством публикаций (Новосибирск, 1997; Москва, 2001; Барнаул, 1996;2005), выступления на заседаниях Центра валеологии Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), краевых открытых методологических семинарах по проблемам развития образования, в циклах курсов повышения квалификации учителей на базе АКИПКРО, а также в педагогических коллективах средней школы № 120 и гимназии № 85 города Барнаула.

Внедрение результатов исследования осуществлено путем публикаций, экспериментальной апробации учебных программ повышения квали7 I фикации педагогов «Стратегия и тактика построения школы здоровья», «Научно-методические и практические основы валеологизации образовательной среды» в условиях повышения квалификации работников образования Алтайского края (2002;2004) на базе АКИПКРО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 234 источника, 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 179 страниц машинописного текста. В работе содержится 16 таблиц, 17 рисунков.

Выводы по второй главе:

Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной проверки модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации позволяет сделать следующие выводы.

1. Для обеспечения высокого уровня повышения квалификации учителей в области обеспечения здоровья учащихся необходимо формировать взаимосвязь системы различных знаний в области педагогики здоровья и профессионального опыта педагогов.

2. Поэтапная программа реализации модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся через систему повышения квалификации должна включать:

• различные сочетания форм и методов работы (индивидуальные, групповые) в зависимости от целей и задач этапа;

• учебные имитационные игровые ситуации, максимально приближенные к реальным ситуациям;

• рефлексию педагогами собственных изменений в области мотивации к деятельности по обеспечению здоровья учащихся;

• проектную деятельность, как ведущую для формирования устойчивого интереса, навыков и осознания перспектив в области обеспечения здоровья учащихся.

3. Одним из ведущих факторов формирования направленности. учителя на обеспечение здоровья учащихся на курсах повышения квалификации является актуализация ценностного отношения к здоровью учащихся.

4. Направленность слушателей на обеспечение здоровья учащихся — это осознанное, положительно-действенное отношение к знаниям, навыкам и умениям, проявляющееся в понимании важности этих знаний, навыков и умений для общей и профессиональной подготовки.

5. Динамика изменения направленности слушателей на обеспечение здоровья учащихся в экспериментальной группе, в сравнении с данными контролыюй группы, подтверждает гипотезу о том, что сочетание вопросов мотивации педагога к обеспечению здоровья учащихся и проектирования своей педагогической деятельности в этом направлении является основой формирования направленности учителей на обеспечение здоровья учащихся.

6. Разработанная нами модель формирования направленности учителей на обеспечение здоровья учащихся рациональна и эффективна, так как является интегральным выражением потребностей и интересов педагогов, позволяет учитывать развитие компонентов направленности и управлять процессом формирования интереса к здоровью детей, а также осваивать методы и средства обеспечения здоровья учащихся.

7. Роль апробированного механизма перехода от одного уровня направленности к другому заключается в сознательной фиксации учителями своих мотивов, интересов и уровня владения методами, средствами работы с точки зрения достаточности для обеспечения здоровья учащихся.

8. Положительная динамика таких системообразующих показателей направленности педагогов на обеспечение здоровья, как «осознание здоровья как ценности», «желание пополнять знания о здоровье», «осознанное представление деятельности по обеспечению здоровья учащихся», «стремление к саморазвитию», а также мотивы и перспективы их дальнейшей деятельности, отраженные в рефлексии педагогов, убедительно свидетельствуют о том, что направленность на обеспечение здоровья учащихся — не только необходимое условие, педагогической деятельности, но вполне самостоятельный компонент системы повышения квалификации работников образования.

Таким образом, опытно-экспериментальным путем были решены следующие задачи исследования:

• апробирована модель организации процесса повышения квалификации учителя, способствующего формированию его направленности на обеспечение здоровья учащихся, определить условия ее реализации;

• установлены, адекватные разработанной модели, формы, способы и средства процесса повышения квалификации педагогов, способствующие эффективному формированию их направленности на обеспечение здоровья учащихся;

• проверена эффективность разработанной модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации.

Заключение

В настоящее время совершенствование подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации признано важнейшим условием развития образования в целом. Обоснованная в данном исследовании модель формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся является одним из подходов, обеспечивающих становление субъектных качеств педагога, преодоление им формально-функциональной позиции исполнителя поставленных извне целей.

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований позволил уточнить содержание понятий «обеспечение здоровья», «направленность» в их взаимосвязи. В работе получили развитие теоретические представления о сущности и назначении направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся. На основе модели направленности личности, в диссертации раскрыта сущность профессиональной деятельности учителя, направленной на обеспечение здоровья учащихся. В качестве структурной единицы направленности педагога в работе рассматривается совокупность интересов, мотивов и отношений в области здоровья, сфокусированных в профессиональной деятельности на обеспечение здоровья учащихся. На основе данных, полученных в результате теоретического исследования, мы построили модель формирования направленности учителей на обеспечение здоровья учащихся и разработали программу по ее реализации. Модель опирается на потребности, мотивы, интересы слушателей по изучению основ здоровья, содержит в себе четыре компонента: целевой, содержательный, деятелыюстно-творческий и оценочно-результативный. В представленной модели формирования направленности раскрыто содержание уровней направленности учителей на обеспечение здоровья (осознанно-действенный, осознанно-положительный, нейтральный, низкий), которые объективируют необходимую систему действий, обеспечивающих полноценную реализацию модели.

Реализация модели предусматривает четыре этапа: подготовительный, содержательный, практический и творческий.

Особое внимание в исследовании было уделено характеристике обеспечения здоровья учащихся как предмета педагогической деятельности учителя. В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблемам обеспечения здоровья учащихся установлены соответствия между потребностями включения здоровьесберегающих методов и средств 'обучения школьников в педагогическую деятельность и изменениями содержания и форм повышения квалификации педагогов, основные моменты которого отражены в разработанной нами модели формирования направленности педагогов на обеспечение здоровья учащихся через систему повышения квалификации. Исследование природы направленности педагога на обеспечение здоровья учащихся, ее предмета выявило в качестве основных психолого-педагогических механизмов ее формирования способы осознания здоровья как ценности в педагогической практике и проектирование собственной профессиональной деятельности. В зависимости от наличия интереса у учителя к обеспечению здоровья учащихся и владения им навыками такой деятельности нами выделены и обоснованы четыре уровня направленности на обеспечение здоровья учащихся:

• осознанно-действенный уровень, в основе которого лежит твердая установка учителя на перспективу и общественную значимость обеспечения здоровья школьников, устойчивый интерес к здоровью школьников;

• осознанно-положительный уровень характеризуется четкой направленностью слушателей не только на приобретение знаний, но и на способы познавательной деятельности, наличием чувства ответственности за здоровье школьников.

• нейтральный уровень связан с фрагментарным интересом освоить методы и средства обеспечения здоровья школьников, без проявления личной инициативы;

• низкий уровень характеризуется малочисленностью положительных мотивов, целей и потребностей слушателей к изучению основ здоровья, при этом здоровье детей не является предметом профессиональной деятельности учителя.

Комплексный анализ практической деятельности учителей Алтайского края, результаты которого представлены в работе, показал, что преобладающей в практике педагогов является направленность нейтрального и низкого уровней, что серьезно препятствует процессу обеспечения здоровья учащихся, с одной стороны, и росту профессионального мастерства самих учителей, с другой.

Выявленные затруднения и проблемы владения педагогами методами и средствами обеспечения здоровья учащихся сделали необходимым анализ теории и практики формирования направленности на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации. Исследование современных подходов к решению данной проблемы показало, что в настоящее время существуют две стратегии подходов в обучении педагогов в системе повышения квалификации. Первая отражает реализацию традиционного подхода к обучению взрослых, который ориентирован на обновление знаний, совершенствование соответствующих умений учителя. Вторая стратегия связана с практикой развивающего образования взрослых, в основе которой лежит проектирование развития профессиональной деятельности.

В диссертации обоснованы психолого-педагогические условия формирования направленности учителей на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации. Среди них:

• интеграция знаний о человеке и его здоровье через раскрытие взаимосвязей между различными научными направлениями и науками в содержании обучения;

• раскрытие значимости включения здоровьесберегающих подходов через индивидуально-дифференцированные задания и игровые ситуации в ходе курсов;

• включение педагогов в проектную деятельность на основе индивидуальной и групповой работы;

• предоставление педагогам возможности презентации, анализа и рефлексии собственного опыта по обеспечению здоровья учащихся;

• изучение творческого опыта конструирования и проектирования педагогической деятельности.

Организация повышения квалификации, направленной на развитие здоровьесберегающей деятельности учителя, потребовала разработки специальных приемов и средств обучения, создания системы заданий по овладению учителями способов понимания, рефлексии, коммуникативных действий в различных ситуациях, реализуемых в совместном проектировании педагогической деятельности.

Рациональное сочетание в учебном процессе разнообразных форм и методов (информационные лекции, частично-поисковые беседы, психолого-педагогические и деловые игры, ролевые ситуации, творческие дискуссии, тренинги и др.) позволяют моделировать в учебном процессе профессиональное содержание валеологической деятельности, формировать не только интеллектуальные функции, но и потребности развития валеологической культуры и их мотивы, способствующие успешной профессиональной деятельности.

К основным типам заданий, целенаправленно включаемым в процесс повышения квалификации учителей по формированию направленности на обеспечение здоровья учащихся, мы отнесли:

1. Индивидуально-дифференцированные задания с точки зрения потребности формирования общей положительной установки учителей на деятельность по обеспечению здоровья школьников.

2. Групповые задания, связанные с организацией совместной деятельности педагогов и учащихся.

3. Типы заданий, формирующие навыки и умения осуществления здоровьесберегающей деятельности учителя.

Числовые характеристики динамики уровней направленности, достигаемой учителями в результате деятельности на курсах повышения квалификации, свидетельствуют об устойчивой тенденции «перехода» слушатеи II II •• II VJ леи курсов от низкого и нейтрального уровней направленности к «осознанно-положительному» и «осознанно-действенному» уровням.

Опытно-экспериментальное обучение показало, что организация повышения квалификации на основе интеграции вопросов мотивации педагога к обеспечению здоровья учащихся и проектирования своей педагогической деятельности в этой области с включением рефлексивных моментов обеспечивает:

• положительную динамику внутренней мотивации слушателей курсов к своему повышению квалификации;

• высокую эффективность освоения содержания всех образовательных модулей курсов повышения квалификации;

• усиление мотивов самопознания, самосовершенствования, саморазвития.

К значимым результатам реализации представленной модели мы относим следующие:

• осознание педагогами здоровья как ценности,.

• осознанное представление слушателями деятельности по обеспечению здоровья учащихся,.

• удовлетворение педагогами собственным уровнем владения методами и средствами обеспечения здоровья.

Таким образом, полученные результаты исследования формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации позволяет считать его задачи решенными.

Опытная апробация модели формирования направленности педагогов на обеспечение здоровья учащихся, проходившая в рамках курсовой подготовки в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования подтвердила гипотезу исследования.

В целом, необходимо отметить многоаспектное значение реализации модели формирования направленности учителя на обеспечение здоровья школьников. Возможной для реализации оказывается сеть проектов от школьного и районного до краевого уровня, в которые могут войти: организация подготовительного докурсового периода, проведение совместных семинаров, мастер-классов и презентаций проектов в послекурсовой период, ¦участие сотрудников учреждения повышения квалификации в работе районных сетевых объединений школ и учителей, направленных на обеспечение здоровья учащихся с целью распространения опыта, проведение проблемных семинаров с коллективами школ, педагогами, имеющими разный уровень сформированности направленности на обеспечение здоровья учащихся, проведение практических семинаров с учителями, ведущими определенный школьный предмет, по здоровьесберегающим методам и средствам обучения с учетом специфики предмета и пр.

Обобщение результатов анализа теоретических и эмпирических работ и результатов нашего опытно-экспериментального исследования позволяет сделать вывод о возможностях личностно-ориентированных преобразований процесса повышения квалификации педагогов в области обеспечения здоровья школьников. Организационно-педагогическую основу такого процесса могут составить принципы, которые ориентируют образовательный процесс на максимальное содействие формированию и развитию направленности педагога на обеспечение здоровья учащихся от низкого и нейтрального уровней к более высоким — осознанно-действенному и осознанно-положительному уровням направленности, а также адекватные им ведущие организационные формы, средства и способы обучения. Процесс строится с учетом поэтапной реализации названных принципов и требует продолжительного обучения педагогов в условиях коллектива. Существенным и значимым результатом такого процесса будет развитие образовательной активности педагога в области обеспечения здоровья учащихся.

Настоящее исследование, безусловно, не рассматривает все аспекты формирования направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся в системе повышения квалификации. На наш взгляд, дальнейшей разработки требуют вопросы, связанные с особенностями формирования и развития здоровьесберегающей деятельности учителя в рамках дистанционной формы повышения квалификациис обеспечением преемственно-перспективных связей в подготовке и повышении квалификации педагогов по данной проблемес выявлением роли педагогических коллективов в формировании направленности учителя на обеспечение здоровья учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой