Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Норвегия. 
Морское право в 2 т. Том 1. Международное публичное морское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Норвегия граничит с полярными областями, прилегающими к острову Шпицберген. С момента своего открытия в 1596 г. экспедицией голландца В. Баренца архипелаг, получивший название Шпицберген, никому не принадлежал. Впервые правовой режим территории самого острова был установлен еще в 70-х гг. XVIII в., когда на переговорах между российским и норвежским правительствами (1871—1872) было решено принять… Читать ещё >

Норвегия. Морское право в 2 т. Том 1. Международное публичное морское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Норвегия граничит с полярными областями, прилегающими к острову Шпицберген[1]. С момента своего открытия в 1596 г. экспедицией голландца В. Баренца архипелаг, получивший название Шпицберген, никому не принадлежал. Впервые правовой режим территории самого острова был установлен еще в 70-х гг. XVIII в., когда на переговорах между российским и норвежским правительствами (1871—1872) было решено принять так называемый Международный закон о статусе Шпицбергена, считая его ничейной землей — «terra nullius» (лат. — ничья земля). С обнаружением на острове промышленных запасов угля и других полезных ископаемых, с осмыслением выгодности его стратегического расположения Швеция, Дания и некоторые другие европейские страны стали настаивать на заключении многостороннего соглашения, основные постановления которого определяли бы территорию Шпицбергена как территорию — «res communis» (лат. — общая вещь). Шведско-норвежской и российской сторонами 7 июля 1905 г. была заключена уния, согласно которой Шпицберген становился территорией совместного пользования. После Первой мировой войны вновь возникли попытки пересмотра статуса острова, и в 1920 г. в Париже 42 странами было принято Соглашение о Шпицбергене, которое провозгласило «полный и абсолютный суверенитет Норвегии на архипелаге» (ст. 1). Советский Союз присоединился к Договору о Шпицбергене в 1935 г.

Согласно Парижскому соглашению суверенитет Норвегии распространяется на все острова архипелага, расположенные между 10 и 25° в. д. и 74 и 81° с. ш. Вместе с тем Соглашение обязывало Норвегию «предоставлять гражданам государств, его заключивших, право на использование территории острова для жизни и осуществления любой деятельности, включая горнорудную промышленность, кроме использования острова в военных целях» (ст. 9).

По имеющимся сведениям, территориальные воды Норвегии составляют 4 морские мили1. Актом о территориальных водах и особой экономической зоне 30 марта 1978 г. Норвегия установила 200-мильную экономическую зону, что распространило ее юрисдикцию и на часть приполярных пространств[2][3].

Законодательство Норвегии не определяет полярные владения страны, однако при подписании 13 июня 1997 г. министрами по окружающей среде арктических государств Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике определено, что для целей этого Руководства арктическую территорию Норвегии образуют районы Норвежского моря севернее 65° с. ш. Площадь полярных владений Норвегии оценивалась в 0,746 млн км[3].

Подписанное 15 февраля 1957 г. Соглашение между СССР и Норвегией о морской границе между двумя странами проблему разграничения экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море не решало. В 1975 г. Норвегия выступила с предложением провести разграничение континентального шельфа по линии, проходящей восточнее границы полярных владений Советского Союза. Таким образом, Норвегия выступила с претензиями на 155 тыс. км[3] советских (российских) морских пространств, а также претендовала и на 10 тыс. км[3] в качестве своей экономической зоны при выпрямлении на север от «Шпицбергенского квадрата» границы полярных владений России. Последняя в этом случае «теряла участок акватории площадью в 25 тыс. км[3]. Ввиду невозможности заключения делимитационного соглашения, 15 октября 1976 г. правительства СССР и Королевства Норвегии подписали Соглашение о взаимных отношениях в области рыболовства, all января 1978 г. — Протокол о временных правилах рыболовства в так называемой «серой зоне». Часть Баренцева моря, простирающаяся от гипотетических точек соприкосновения внешних пределов морской границы и далее на север, представлена на рис. 19.

Гипотетические границы между прибрежными Баренцеву морю государствами, включая районы «серых зон», существовавших до 2010 г.

Рис. 19. Гипотетические границы между прибрежными Баренцеву морю государствами, включая районы «серых зон», существовавших до 2010 г.

Россия и Норвегия 15 сентября 2010 г. подписали Договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Ссылаясь на КМП-82 и положения Соглашения о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда от 11 июля 2007 г., стороны установили линию разграничения морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, определив ее как геодезические линии, соединяющие согласованные точки. Иллюстративно линия разграничения и точки, перечисленные в п. 1 ст. 1 Договора, изображены на карте-схеме (рис. 20).

Российско-норвежская линия разграничения в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Рис. 20. Российско-норвежская линия разграничения в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Примечательно, что конечная точка линии разграничения определена как точка пересечения геодезической линии, проведенной через точки 7 и 8, и геодезической линии, соединяющей самую восточную точку внешней границы континентального шельфа Норвегии и самую западную точку внешней границы континентального шельфа России, «как они установлены в соответствии со ст. 76 и Приложением II» КМП-82. Заметим, что ст. 76 КМП-82, равно как и ее другие положения, морские границы конкретных государств не определяют.

В ст. 3 и вовсе содержится довольно путаная формула, однако, по-видимому, вполне очевидная для авторов соглашения: в районе к востоку от линии разграничения морских пространств, находящемся в пределах 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря материковой части Норвегии, но за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (далее именуемом Специальным районом), Российская Федерация, с даты вступления в силу этого договора, вправе осуществлять суверенные права и юрисдикцию, вытекающие из той юрисдикции в исключительной экономической зоне, которую Норвегия иначе была бы вправе осуществлять по международному праву.

Заметим, что какое бы отношение данный Договор ни вызывал у специалистов, вполне очевидным можно признать, что существовавшим с начала прошлого столетия вначале у Канады, а начиная с 1926 г. и у Советской России притязаниям на секторальное деление Арктики пришел конец. Время покажет, в какой мере это выгодно России, с учетом разграничения арктических пространств с США и другими приарктическими странами.

  • [1] Шпицберген — Острые горы. Норвежское название архипелага — Свальборг, русские называли его Грумант.
  • [2] Королевским постановлением от 22 февраля 1812 г. были установлены границы территориальных вод в одну артиллерийскую милю (примерно четыре морские мили).
  • [3] Советский Союз, а затем и Россия, не признают правомерность установления ИЭЗ вокруг архипелага, отмечая, что море вокруг архипелага — территория такой же свободной экономическойдеятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.
  • [4] Советский Союз, а затем и Россия, не признают правомерность установления ИЭЗ вокруг архипелага, отмечая, что море вокруг архипелага — территория такой же свободной экономическойдеятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.
  • [5] Советский Союз, а затем и Россия, не признают правомерность установления ИЭЗ вокруг архипелага, отмечая, что море вокруг архипелага — территория такой же свободной экономическойдеятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.
  • [6] Советский Союз, а затем и Россия, не признают правомерность установления ИЭЗ вокруг архипелага, отмечая, что море вокруг архипелага — территория такой же свободной экономическойдеятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.
  • [7] Советский Союз, а затем и Россия, не признают правомерность установления ИЭЗ вокруг архипелага, отмечая, что море вокруг архипелага — территория такой же свободной экономическойдеятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой