Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие и социально-экономическая роль государственных и местных бюджетов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, чтобы бюджет приобрел юридическое значение, необходимо соблюдение установленной правовой формы. Ст. 11 БК РФ устанавливает, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов на конкретный период времени, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных… Читать ещё >

Понятие и социально-экономическая роль государственных и местных бюджетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ст. 6 БК РФ бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, существование бюджета перестало увязываться лишь с необходимостью финансирования государственных органов, кроме того, учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (п. 2 ст. 3, ст. 12,132 Конституции РФ).

Роль бюджета заключается в следующем:

  • его посредством создается финансовая база функционирования не только государства, но и муниципальных образований. Средства бюджета направляются на содержание государственного аппарата, на социально-культурные мероприятия, на финансирование административно-политической деятельности (армия и правоохранительные органы);
  • бюджет является центральным звеном финансовой системы государства, в непосредственной взаимосвязи с бюджетом функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает определенные возможности всем звеньям финансовой системы совершать определенные маневры при использовании денежных средств, с учетом определенных приоритетов для общества, с учетом чрезвычайных ситуаций, с учетом непредвиденных расходов;
  • бюджет позволяет решать особые государственные задачи, связанные с особенностями того или иного государства и особенностями государственного устройства, а именно задачи национальной политики государства, региональной политики и другие специфические задачи. Например, создание единого экономического пространства, но так как сегодня у каждого субъекта РФ есть особенности экономического функционирования, сформировавшиеся под влиянием региональных элит, говорить о едином экономическом пространстве пока не приходится.

Бюджет может быть рассмотрен в трех аспектах: в материальном смысле; как экономическая категория; как правовая категория.

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государственного или административнотерриториального образования для осуществления задач и функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, поскольку меняются доходная и расходная части бюджета, постоянно осуществляется процесс движения денежных потоков. В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов страны. Основные характеристики федерального бюджета определяются исходя из прогнозируемого объема внутреннего валового продукта. При этом доходы и расходы бюджета утверждаются на предстоящий год и два плановых периода.

В экономическом аспекте бюджет — это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общезначимых задач государства и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

В правовом аспекте бюджет (ст. 84, 104, 105, 106, 114 Конституции РФ, ст. 11 БК РФ) — это закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством РФ, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. В этом случае бюджет должен пониматься как финансово-плановый акт, утверждаемый в установленном законом порядке соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Сущность бюджета реализуется через его функции: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

В реализации этих функций выражается социально-экономическая роль бюджета, сущностное его предназначение. Указанные функции бюджета взаимозависимы.

Так, распределительная (регулятивная) функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. Именно при помощи бюджета осуществляется многоуровневое (федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет) перераспределение денежных средств. Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета (денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления) и использование бюджетных средств (расходы бюджета — экономические отношения возникающие между государством и организациями, учреждениями, гражданами в ходе использования централизованных фондов денежных средств). Суть данной функции заключается в том, что через нее реализуется общественное назначение бюджета — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Посредством контрольной функции осуществляется контроль за движением, перераспределением, целевым использованием денежных средств, отображаются все экономические и социальные процессы. Посредством реализации данной функции бюджета общество получает сведения о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают финансовые ресурсы в распоряжение субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они ими используются, имеет возможность наблюдать финансовые потоки в государстве с целью своевременного вмешательства.

Бюджет, как основной финансовый план, обладает рядом признаков:

  • • во-первых, является универсальным финансовым планом, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития;
  • • во-вторых, по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Данная координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов (например, смет министерств).

При этом нельзя путать финансово-плановый акт как способ оформления фонда бюджетных средств с юридической формой его закрепления — нормативным правовым актом высшей юридической силы.

Так, чтобы бюджет приобрел юридическое значение, необходимо соблюдение установленной правовой формы. Ст. 11 БК РФ устанавливает, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов на конкретный период времени, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации на конкретный период времени, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований на конкретный период времени.

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства; бюджет является собственностью соответствующего государственного или муниципального образования, используемой посредством системы императивных экономических (денежных) отношений по распределению и перераспределению национального дохода страны в интересах финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, показатели которого закрепляются в виде финансового плана, имеющего универсальный и координирующий характер, утверждаемого правовым актом высшей юридической силы соответствующего представительного органа государственной власти (местного самоуправления).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой