Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Контрольные органы Европейской социальной хартии 1996 года

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейский комитет по социальным правам (далее — Европейский комитет) состоит из 15 независимых экспертов, избираемых Комитетом министров СЕ сроком на шесть лет с правом однократного переизбрания. В составе Европейского комитета формируется Бюро, возглавляемое председателем, которому помогают в работе один или несколько вице-председателей и Генеральный докладчик. Организация деятельности… Читать ещё >

Контрольные органы Европейской социальной хартии 1996 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

18 октября 1961 г. в Турине была пописана и 26 февраля 1965 г. вступила в силу Европейская социальная хартия (далее — Хартия 1961 г.), которая, в отличие от ЕКПЧ, ориентированной на гражданские и политические права, закрепляет права социальные. Среди 19 социальных прав человека, включенных в Хартию: право на труд; право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на справедливое вознаграждение; право мужчин и женщин на равную оплату труда; право на объединение в организации и право на заключение коллективных договоров (в том числе право на забастовку); право на социальное обеспечение; право на социальную и медицинскую помощь и на получение услуг со стороны социальных служб; право семьи, инвалидов, трудящихся-мигрантов и их семей, детей и молодежи на защиту.

Хартия 1961 г. дополнена тремя протоколами: Дополнительным протоколом от 5 мая 1988 г., который расширяет круг гарантируемых социальных и экономических прав за счет новых четырех; Протоколом о поправках от 21 октября 1991 г., реформирующим контрольный механизм Хартии 1961 г., и Дополнительным протоколом от 9 ноября 1995 г., закрепляющим процедуру подачи коллективных жалоб в контрольные органы Хартии 1961 г/.

5 ноября 1990 г. в Риме министры государств — членов СЕ, принявшие участие в конференции по правам человека, заявили о необходимости, с одной стороны, сохранить неделимый характер прав человека — гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, с другой стороны, дать новый импульс Хартии 1961 г. Комитет министров СЕ поддержал эту инициативу и на своем 44 заседании (ноябрь — декабрь 1990 г.) постановил учредить Комитет по Европейской социальной хартии, основная задача которого заключалась в разработке предложений по повышению эффективности Хартии 1961 г. и, в частности, созданного на основе этого договора контрольного механизма. В состав Комитета вошли эксперты от каждого государства-участника, а также без права голоса представители ПАСЕ, МОТ, Европейской конфедерации профсоюзом, Союза конфедерации промышленников и работодателей Европы. Участие в работе Комитета приняли представители контрольных органов Хартии 1961 г. — Комитета независимых экспертов и Правительственного комитета, а также иных профильных комитетов СЕ.

Итогом работы Комитета стала обновленная Хартия 1961 г., в текст который полностью вошли части I и II первоначальной редакции Хартии 1961 г. с некоторыми поправками, социальные и экономические права, гарантированные согласно Дополнительному протоколу 1988 г., а также новые, ранее не включенные ни в Хартию 1961 г., ни в дополняющий ее протокол, социальные прав человека.

Пересмотренная Европейская социальная хартия (далее — Пересмотренная хартия 1996 г.) была открыта для подписания на заседании Комитета министров СЕ 3 мая 1996 г. и вступила в силу 1 июля 1999 г.

С принятием новой Хартии Хартия 1961 г. не утратила своей юридической силы и продолжает действовать в отношении государств — членов СЕ, которые не ратифицировали Пересмотренную хартию 1996 г. Таким образом, действующими остаются оба договора: Хартия 1961 г. с дополняющими ее тремя Протоколами и Пересмотренная хартия 1996 г. Согласно Пересмотренной хартии 1996 г. принятие обязательств в соответствии с Пересмотренной хартией 1996 г. означает, что с момента вступления в силу этих обязательств для соответствующей стороны перестают действовать обязательства по Хартии 1961 г. Российская Федерация подписала Пересмотренную хартию 1996 г. 14 сентября 2000 г. и ратифицировала ее 16 октября 2009 г.

Пересмотренная хартия 1996 г. состоит из пяти частей.

В части I сформулирован призыв к государствам — участникам договора придерживаться как па национальном уровне, так и в международных отношениях такой политики, которая позволяет обеспечить практическую реализацию принципов и прав, закрепленных в Пересмотренной хартии 1996 г. В части I приводится перечень прав человека, элементы каждого из которых детально прописаны в ст. 31 части II Пересмотренной хартии 1996 г.

В части II Пересмотренной хартии 1996 г. содержится перечень социальных и экономических прав, которые можно разделить на следующие группы:

  • 1) право на жилье. Государства обязаны проводить такую жилищную политику, которая отвечает потребностям семьи, способствует снижению числа бездомных и гарантирует всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам;
  • 2) право па охрану здоровья. Государство обязано создать эффективную систему охраны здоровья для всего населения, а также предпринимать меры, направленные на предупреждение заболеваемости. Государстваучастники должны принимать меры по обеспечению безопасности и гигиены труда и контролировать их осуществление, делая упор на предотвращение ситуаций, опасных для жизни и здоровья, в том числе предупреждении несчастных случаев на рабочем месте;
  • 3) право на образование. Запрещается нанимать на работу детей младше 15 лет, в частности для того, чтобы они могли пройти полное обучение в школе. Среди обязательств государств в данном блоке социальных прав обязательство создать систему базовой профессиональной подготовки и переподготовки, а также организация такой подготовки, целью которой является обеспечение всеобщего доступа к рынку труда. Предусматривается обязанность государств гарантировать бесплатное начальное и среднее образование и установить в качестве единственного критерия доступа к высшему образованию личные способности поступающего;
  • 4) право на работу. Рабочее место для каждого не гарантируется, однако государству следует стремиться к обеспечению полной занятости. Государство должно гарантировать справедливые условия труда в том, что касается оплаты, продолжительности, гигиены и безопасности. Пересмотренная хартия 1996 г. включает свободу создавать профсоюзы и организации работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов, гарантируя каждому право вступать или не вступать в такие организации. Закрепляется обязанность государства содействовать проведению совместных консультаций, коллективных переговоров, процедур мирного урегулирования споров и добросовестного арбитража. Тем не менее в некоторых случаях могут возникать трудовые споры, поэтому признается право социальных партнеров решать эти конфликты, в частности через право на забастовку;
  • 5) право на социальную защиту. Государства обязуются гарантировать каждому право на защиту здоровья, на социальное страхование, социальную помощь и на социальные услуги. Пересмотренная хартия 1996 г. содержит подробный перечень конкретных мер, которые должны быть приняты в отношении лиц пожилого возраста, гарантирует право на защиту от бедности и социального отчуждения.

В части III закреплен порядок принятия обязательств по Пересмотренной хартии 1996 г. и ее взаимосвязь с Хартией 1961 г.

Пересмотренная хартия 1996 г., как и Хартия 1961 г. относится к числу договоров СЕ с диспозитивным объемом обязательств: участники Пересмотренной хартии 1996 г. могут, но своему усмотрению выбрать из числа перечисленных в договоре определенное число экономических и социальных прав, обеспечение которых будет являться для каждого из них обязательным. Согласно ст. А части III, присоединяясь к Пересмотренной хартии 1996 г., государство должно принять на себя обязательства, по крайней мере, по шести из следующих девяти статей части II Пересмотренной хартии 1996 г.: ст. 1 — право на труд; ст. 5 — право на организацию; ст. 6 — право на заключение коллективных договоров; ст. 7 — право детей и молодежи на защиту; ст. 12 — право на социальное обеспечение; ст. 13 — право на социальную и медицинскую помощь; ст. 16 — право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; ст. 19 — право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь; ст. 20 — право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и выборе рода занятий без дискриминации по признаку пола.

Кроме вышеперечисленных, государство должно обеспечить иные социальные права, закрепленные в Пересмотренной хартии 1996 г., при условии, что общее число статей или имеющих цифровое обозначение пунктов части II договора будет составлять не менее 16 статей (из 31) или 63 имеющих цифровое обозначение пунктов (из 83). Ратифицировав Пересмотренную хартию 1996 г., Российская Федерация в совокупности приняла на себя обязательства по 67 из 98 пунктов договора. Согласно п. 2 ст. А части III Пересмотренной хартии 1996 г. государства письменно уведомляют о выбранных статьях (пунктах) Генерального секретаря СЕ при передаче ратификационной грамоты, сохраняя за собой право в дальнейшем расширить представленный перечень.

Часть IV посвящена контрольному механизму Пересмотренной хартии 1996 г., а также порядку подачи коллективных жалоб.

Согласно ст. С части III Пересмотренной хартии 1996 г. контрольный механизм является единым для Хартии 1961 г. и Пересмотренной хартии 1996 г.

В соответствии со ст. Д части III Пересмотренной хартии 1996 г. любое государство, которое не ратифицировало Дополнительный протокол к Хартии 1961 г. от 9 ноября 1995 г., предусматривающий порядок подачи коллективных жалоб, может при сдаче на хранение ратификационной грамоты по Пересмотренной хартии 1996 г. объявить путем письменного уведомления, направляемого на имя Генерального секретаря СЕ, о том, что признает юрисдикцию контрольных органов Пересмотренной хартии 1996 г. рассматривать подаваемые против него коллективные жалобы в соответствии с процедурой, предусмотренной в Дополнительном протоколе от 9 ноября 1995 г.

В части V рассматриваются вопросы запрета дискриминации, освобождения государств от принятых обязательств в период чрезвычайных ситуаций, соотношения Пересмотренной хартии 1996 г. с другими международными договорами и национальным законодательством государств, а также процедура внесения поправок в Пересмотренную хартию 1996 г.

Пересмотренная хартия 1996 г. устанавливает общий запрет дискриминации: соответствующие права должны обеспечиваться независимо от иола, возраста, цвета кожи, языка, религии, социального происхождения, состояния здоровья, принадлежности к национальному меньшинству и других факторов.

В тексте Пересмотренной хартии 1996 г. указывается, что выполнение взятых на себя обязательств осуществляется государствами с помощью нормативных актов, соглашений между организациями предпринимателей и организациями трудящихся. Согласно ст. Н положения Пересмотренной хартии 1996 г. не должны применяться в ущерб положениям внутреннего права, любых двусторонних или многосторонних соглашений, которые являются более благоприятными для лиц, находящихся под защитой данного государства-участника.

Часть VI содержит общие положения относительно порядка подписания, ратификации, вступления в силу и денонсации Пересмотренной хартии 1996 г.

Пересмотренная хартия 1996 г. открыта для подписания государствами — членами СЕ и подлежит ратификации. Денонсация договора допускается только по истечении пяти лет с даты его вступления в силу в отношении конкретного государства или в конце любого последующего двухлетнего срока. В любом случае государство перестает быть участником договора только через шесть месяцев после направления Генеральному секретарю СЕ соответствующего уведомления.

Государство вправе денонсировать как Пересмотренную хартию 1996 г. в целом, так и отказаться от своих обязательств по обеспечению прав человека, закрепленных в отдельных статьях или пунктах при условии, что установленный минимум (не менее 16 статей из 31 или 63 имеющих цифровое обозначение пунктов из 83 с учетом обязательного выбора 6 из 9 ключевых статей) будет соблюден.

Неотъемлемой частью Пересмотренной хартии 1996 г. является Приложение — разъяснения относительно смысла и содержания отдельных положений договора.

Мониторинг выполнения обязательств по Хартии 1961 г., равно как и Пересмотренной хартии 1996 г., осуществляется через систему докладов, регулярно представляемых государствами, а также процедуру коллективных жалоб. Контрольный механизм Пересмотренной хартии 1996 г. является трехзвенным: Европейский комитет по социальным правам, Правительственный комитет и Комитет министров СЕ.

1. Европейский комитет по социальным правам (далее — Европейский комитет) состоит из 15 независимых экспертов, избираемых Комитетом министров СЕ сроком на шесть лет с правом однократного переизбрания. В составе Европейского комитета формируется Бюро, возглавляемое председателем, которому помогают в работе один или несколько вице-председателей и Генеральный докладчик. Организация деятельности и компетенция Европейского комитета подробно регламентирована в Правилах процедуры, принятых 29 марта 2004 г.[1] Основная задача Европейского комитета заключается в том, чтобы определить, насколько законодательство и правоприменительная практика государства соответствуют обязательствам, принятым им по Хартии 1961 г. или Пересмотренной хартии 1996 г.

Европейский комитет занимается как изучением докладов государств, так и рассмотрением коллективных жалоб. В первом случае Европейский комитет готовит заключение, во втором — решение, как по вопросу приемлемости, так и по существу обращения. Европейский комитет проводит восемь заседаний в год.

2. Правительственный комитет состоит из представителей от каждого государства — участника Хартии 1961 г. (Пересмотренной хартии 1996 г.) и вправе приглашать к участию в свои заседаниях не более двух международных организаций работодателей и не более двух международных профсоюзных организаций с правом совещательного голоса. Правительственный комитет может проводить консультации с представителями международных неправительственных организаций, имеющих статус участника при СЕ и обладающих признанной компетенцией в вопросах, являющихся предметом регулирования Хартий. Каждому наблюдателю предоставлен совещательный голос. Правительственный комитет занимается случаями неисполнения государством вынесенных в отношении него решений. В рамках предоставленных полномочий Правительственный комитет вправе запрашивать у государств информацию о мерах, принятых для устранения выявленных нарушений, включая соответствующий график. Если Правительственный комитет приходит к выводу о том, что положительной динамики в государстве нет, он вправе обратиться к Комитету министров СЕ с просьбой принять рекомендацию, но этому вопросу. Правительственный комитет ежегодно представляет Комитету министров СЕ доклад о ситуации с исполнением государствами направленных им рекомендаций как по Хартии 1961 г., так и по Пересмотренной хартии 1996 г.

Судьи ЕСПЧ. В состав ЕСПЧ входят 47 судей — по одному от каждого государства[2]. Судьи избираются ПАСЕ большинством голосов из списка, включающего трех кандидатов, сроком на девять лет без права переизбрания. Каждое государство — участник ЕКПЧ самостоятельно определяет кандидатов в судьи ЕСПЧ с учетом требований, закрепленных в ЕКПЧ.

  • [1] URL: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/socialcharter/ESCRrules/ESCRRulesen.asp
  • [2] В настоящее время судьей от Российской Федерации является доктор юридическихнаук Дмитрий Дедов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой