Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выводы. 
Психология профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамизм и острота протекания социально-экономических & политических процессов современного общества и дальнейший рост преступности в самых ее дерзких формах предъявляет, качественна иные профессиональные требования к сотрудникам правоохранитель ной системы, диктуя функцию все более усложняющейся систему психологической готовности к деятельности в особых условиях, обновленной адекватным процессом… Читать ещё >

Выводы. Психология профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ деятельности, протекающей в особых условиях, и одной из ее наиболее важных разновидностей, оперативной деятельности, позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Динамизм и острота протекания социально-экономических & политических процессов современного общества и дальнейший рост преступности в самых ее дерзких формах предъявляет, качественна иные профессиональные требования к сотрудникам правоохранитель ной системы, диктуя функцию все более усложняющейся систему психологической готовности к деятельности в особых условиях, обновленной адекватным процессом развития личности. Роль и место правоохранительной системы в обществе, задачи, решаемые ее органами, составляют предмет деятельности и обусловливают проявление особых условий. Особые условия деятельности составляют определенный класс условий, находящихся за пределами нормальных и образующих определенное «поле», в котором у ее субъекта могут формироваться психические нарушения, приводящие к существенному снижению саморегуляции деятельности, а следовательно, ее эффективности. В процессе анализа выделена определенная совокупность особых условий: экстремальность ситуаций, строгая регламентированность деятельности и ответственность за ее качество, негативное воздействие среды, законспирированность деятельности и боязнь расшифровки проводимых мероприятий. Существуют и другие особенности, но выделенные нами являются наиболее важными.
  • 2. Анализ деятельности в особых условиях позволяет выделять ведущую деятельность, психологический выбор которой в различные периоды жизни личности обусловливает ее структуру. Временная характеристика взрослого человека, наполненная профессиональным одержанием, может выступить в качестве формы его совершенствования. Определенная динамика ведущей профессиональной деятельности в рамках трех периодов взрослого состояния может стать основой построения непротиворечивой в логическом отношении схемы развития личности с позиции теории деятельности.
  • 3. Структура индивидуальной деятельности в особых условиях представляет собой следующую совокупность ее элементов: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, проверка результатов и коррекция действий. Анализ такой структуры позволяет выделить в индивидуальной деятельности ряд ее особенностей. Так, вектор «мотив-цель» является ведущим регулятором деятельности в особых условиях. Будучи сформированным, он реализуется в деятельности, а осуществленная деятельность — обеспечивает возможность его «перевода» на более высокий уровень. Другая особенность проявляется в характерных для данной деятельности экстремальных ситуациях. Последние придают событиям непредсказуемый и быстротечный характер, что включает в личности т. н. «надситуативную активность» (по В. А. Петровскому), которая выражается в росте психического напряжения, задействовании когнитивных структур, получении информации с помощью коммуникативных технологий.

Изучение индивидуальной деятельности сотрудников правоохранительной системы приводит к формулированию ряда следующих закономерностей:

  • — процесс индивидуальной деятельности характеризуется непрерывным расширением ее сферы, совокупности новых ее видов ведущей деятельности включен и функционирует индивид;
  • — ведущая деятельность является основой для построения схемы периодизации и уточнения границ развития личности;
  • — единство двух взаимосвязанных сторон (внешней и внутренней) индивидуальной деятельности и их взаимодействие являются механизмом процесса саморазвития личности и изменения ее окружающей действительности;
  • — индивидуальная деятельность формирует условия, которые порождают внутренние противоречия, объективно создающие предпосылки развития личности. Оно осуществляется в результате насыщения, увеличения объема и формирования системы отношения в рамках профессиональной деятельности;
  • — развитие личности выступает не только как аспект развития деятельности, но и имеет свою логику движения, особенности ее совершенствования по спирали, с ориентацией на перспективу.
  • 4. Одним из наиболее сложных и важных видов деятельности, протекающей в особых условиях, является оперативная. Под оперативной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую специально выделенным законом органами правоохранительной системы в пределах своей компетенции гласно и негласно, с использованием специальных сил, средств и методов, путем проведения специальных мероприятий в целях обеспечения общественной безопасности личности, общества и государства от преступной деятельности отдельных лиц, групп и т. д. Как показало исследование оперативной деятельности, профессионализм с позиции теории и практики представляет собой сложное, многоаспектное и системное образование и выражается в компетентностной структуре.
  • 5. Психологический анализ убеждает, что сотруднику, осуществляющему оперативную деятельность, присущи активные компоненты деятельности, которые могут стать вполне самостоятельными ее системами. В оперативной деятельности можно выделить две стороны ее деятельности:
    • а) внутренняя (отражательно-побудительная) — характеризуется Целями и мотивами. Ее особенностями являются: характер скрытного и постоянного конфликтного противостояния; воздействие на объект, риск, дефицит информации, возможность объективного поражения субъекта оперативной деятельности; высокий уровень стрессированности; жесткий эмоционально-волевой контроль;
    • б) внешняя (исполнительная) — действия, операции, поступки. Ее особенностями являются: исполнение постоянных мотивировок поведения и проигрывания ролей; имитация решений применительно объекту и выработка собственных личностно-значимых решений, предвидение и проигрывание результатов своей деятельности объекта; жесткий эмоционально-волевой контроль.

Профессионализм как категория оперативной деятельности основан на представлениях о пирамиде свойств профессионально важных качеств личности. Психологический анализ оперативной деятельности выделяет три такие группы: когнитивная, коммуникативная и саморегулятивная. Они имеют психологическую природу, специфически проявляющуюся на всех этапах жизнедеятельности взрослого человека как следствие развития личности и ее резерва — личностного потенциала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой