Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индивидуальная жизнь человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В марксистской теории жизнь трактуется как предпосылка и цель деятельности общества. «…Согласно материалистическому пониманию истории, — писал Ф. Энгельс, — в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство жизни». Сущность человека тождественна сущности человеческой жизни как активно-творческого взаимодействия людей, в котором формируется… Читать ещё >

Индивидуальная жизнь человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь вообще — особая форма организации и движения материи. Применительно к обществу ее обозначают понятиями «человеческая жизнь», «образ жизни», «индивидуальная жизнь» и т. д. Жизнь людей — главная общественная ценность, с ее производства и воспроизводства начинается человеческая история, причем организация общества, его структура определяются способом производства жизни. Достойная человека жизнь — один из критериев общественного прогресса. Поэтому жизненный путь индивида нельзя рассматривать отдельно от форм, средств преобразования человеком окружающей его среды, приспособления природных объектов для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Для индивида жизнь и деятельность сливаются в единое целое. Вот почему активность индивида есть его жизнедеятельность, проявление и реализация им своего жизненного потенциала, способ утверждения собственного Я, сохранения и поддержания, продления жизни, опредмечивания сущностных сил в новых поколениях людей, в создаваемых вещах, ценностях культуры.

Следовательно, жизнедеятельность индивида — это, по сути, всегда творчество, ориентированное сначала на самого себя, а потом уже на предметный и духовный мир общества, социальные отношения. Чтобы открыть, сконструировать, построить что-то, индивиду нужно достичь такой степени развития, которая позволит ему создать принципиально новое и в вещах, и в способах деятельности независимо от уровня их сложности. Поэтому творчество, творческий труд в первую очередь есть самотворчество, в котором индивид при помощи самовоспитания, самообразования формирует себя как личность. Юноша, осваивающий научные знания, социальный опыт, является таким же творческим человеком, что и академик, открывающий не известный ранее закон природы или общества, ибо он посредством собственной активности формирует свою жизнь, самого себя. Иначе говоря, каждый человек представляет собой творческую личность хотя бы потому, что он с большей или меньшей свободой создает свой жизненный путь.

Таким образом, жизнь человеческого индивида суть активный творческий процесс его самопроявления и самоутверждения во внешнем мире. Гегель писал, что жизнь индивида состоит в создании своей индивидуальности и для себя, и для других, в том, чтобы выражать и проявлять себя [2. Т. 1. С. 70].

В марксистской теории жизнь трактуется как предпосылка и цель деятельности общества. «…Согласно материалистическому пониманию истории, — писал Ф. Энгельс, — в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство жизни» [3. Т. 37. С. 394]. Сущность человека тождественна сущности человеческой жизни как активно-творческого взаимодействия людей, в котором формируется определенное сочетание труда и отдыха, производства и потребления, развития и восстановления физических и интеллектуальных сил. Будучи по своей сути социальной, человеческая жизнь имеет биологическую основу, дающую ей некоторый резерв активности. Содержание человеческой жизни составляет процесс выделения людей из природного мира, последующего взаимодействия с ним, накопления, концентрации социального, т. е. того, что является результатом общественно-исторического развития. Природный и социальный мир существует для индивида как данность, внешняя реальность. Первейшая задача человека — выделиться, не затеряться в них, стать индивидуальностью. Понятно, что отделение индивида от объективного не абсолютно, он не может быть оторван от природных и общественных структур. Соединяясь с ними, человек преобразует объективное, а одновременно изменяет и самого себя. Именно в диалектическом процессе выделения себя из объективного и соединения с ним на основе опредмечивания своих сущностных сил и заключается суть индивидуальной человеческой жизни.

Полный разрыв связей с обществом, а равно слияние с природным миром становятся фактом смерти индивида. В первом случае речь идет о «социальной смерти», во втором — о смерти в физическом смысле. Другими словами, человек имеет постоянную возможность выбора между жизнью и смертью, а это означает, что внутренним свойством индивидуальной человеческой жизни является свобода. На данное обстоятельство обратил внимание К. Маркс, охарактеризовав болезнь индивида как стесненную в своей свободе жизнь |3. Т. 1. С. 64]. Избрав жизнь, индивид уже частично реализовал свою свободу, признал в качестве доминирующей ориентацию на изменение, преобразование внешнего мира и самого себя.

Слово «путь» в русском языке относится к числу наиболее многозначных. В зависимости от контекста оно обозначает полосу земли, служащую для передвижения, место, по которому можно пройти или проехать, направление движения, поездку, путешествие, средство, способ достижения цели, образ действий, форму развития. В сочетании «жизненный путь» оно выражает направление, последовательность реальных изменений. По существу своему «жизнепутная» проблематика сопряжена с поисками рациональных форм организации индивидуальной жизни.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что жизненный путь индивидов суть социальная реальность, неразложимая и цельная. Он формируется в результате взаимодействия объективных условий жизнедеятельности людей и их субъективных желаний, интересов, стремлений, умения выбирать. Жизненный путь — поэтапное включение каждого человека в систему общественных отношений, последовательная смена способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и самоутверждением индивидов. Однако сама по себе поэтапность, ступенчатость развертывания активности индивида характеризует жизненный путь скорее всего с точки зрения его формы, внешнего обрамления. Его внутренним стержнем служит преобразовательная деятельность. Вот почему жизненный путь — это базирующийся на локализованных во времени биологических предпосылках социально-творческий процесс последовательного преобразования индивидом природы, общества и самого себя.

Такой подход к жизненному пути позволяет выразить единство целостности и расчлененности во времени жизнедеятельности индивида, выделить ее этапы с их специфическим содержанием. Последовательность этапов жизнедеятельности индивидов не случайна, их чередование обычно подчинено внутренней логике развития, внешние детерминанты каждого нового этапа не могут действовать безотносительно к предшествующему развитию.

В трактовке жизненного пути концептуальное значение имеет понятие «включение». Оно выражает формы, методы приобретения индивидом прав и обязанностей в обществе, необходимых ему для того, чтобы быть участником, «соавтором» событий, свободным и самостоятельным или, наоборот, принужденным к этому, подневольным. Включение обозначает присвоение самим человеком соответствующих прав и обязанностей или наделение его ими обществом, социальной группой. Имманентным содержанием процесса включения индивида в систему общественных отношений выступает определенная мера развития потребностей, интересов, способностей, профессиональной квалификации, навыков самоорганизации досуга и т. д.

Социально-историческое истолкование жизненного пути связано также с признанием того, что противоречия, присущие общественным отношениям, определяют и противоречия жизненного пути. Этим и обусловливается объективность жизненного пути, который является внешним по отношению к индивиду. Причем индивид не тождествен своему жизненному пути: он различает себя как деятеля и свой жизненный путь как результат собственной деятельности.

Люди обычно не остаются равнодушными пройденной части жизненного пути, в перипетиях прошлого они черпают энергию, целеустремленность для решения текущих задач. Подобно тому, как для общества реальны события его прошлого, для человека действительно все, что случилось с ним в предшествующие годы. Человек не может отказаться от своего прошлого. Предшествующие события, даже им забытые, «врываются» в его жизнь. Пройденный путь не исчезает в прожитых годах, не переходит в чистое небытие. Он материализуется в продуктах труда, общественных связях, других людях, произведениях духовного творчества. Вот почему центральным вопросом теории жизненного пути человека является признание его предметной объективности. Настоящее — только миг, связывающий прошлое и будущее, поэтому изучение жизненного пути есть одновременно реконструкция и прогноз.

Итак, жизненный путь представляет собой социальную форму развития активности индивида, реализацию им своего жизненного потенциала, а потому имеет двойственный характер. С одной стороны, это последовательное использование биологических возможностей человеческого организма, подчиненного законам онтогенетического развития, с другой — специфическое общественное отношение, выражающее последовательную смену способов жизнедеятельности индивида, его самореализации и самоутверждения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой