Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Секреты научной продуктивности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что в последние годы «система дополнительного образования» из «довеска» к основному обучению, каким реально являлась ее предшественница — «система внеклассной и внешкольной работы», превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности». Важно понимать, что эти перемены связаны не только с осложнением экономической ситуации. Главные из них не зависят… Читать ещё >

Секреты научной продуктивности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чарлз Дарвин внес огромный вклад в самые разные области научного знания. Он много сделал для геологии и естественной истории, совершил массу открытий в области зоологии беспозвоночных. После выхода в свет самого знаменитого своего труда «Происхождение видов» Ч. Дарвин неожиданно для всех увлекся ботаникой и сделал множество открытий, удививших ученых, занимавшихся этим всю жизнь. Когда ему шел уже седьмой десяток, он заложил основы современной эволюционной психологии, написав книги «Происхождение человека» и «Проявление эмоций у человека и животных». В возрасте 73 лет ученый занялся исследованиями земляных червей и открыл много нового.

Каковы причины такой высокой научной продуктивности? Во-первых, это разносторонность интересов и склонностей. Во-вторых, многие применявшиеся Дарвином методы были настолько революционны, что другие ученые просто никогда не принимали их во внимание. В-третьих, Дарвин всегда проявлял повышенный интерес к «дурацким экспериментам» (так, сам ученый называл исследования, но проверке гипотез, неправдоподобных для других настолько, что их считали недостойными внимания, и даже не пытались опровергать или доказывать).

Важным обстоятельством является то, что некоторые виды деятельности требуют ранней специализации и, следовательно, предполагают раннее профильное обучение. Другие, напротив, ориентированы на то, что занятия ими следует начинать уже зрелой личности. Так, например, музыка, балет, некоторые виды спорта требуют раннего обучения. В то же время такие занятия как, например, литературная деятельность, режиссура требуют зрелости и собственного жизненного опыта.

Основное и дополнительное образование. Важной чертой современного образования является перераспределение нагрузки между так называемым «основным» и «дополнительным» образованием. Все это оказывается принципиально важным с точки зрения развития когнитивных способностей. Термин «дополнительное образование» может быть отнесен к числу новых. Прежде педагогические явления, относящиеся к данной проблематике, обозначались в специальной литературе иначе: «внеклассная», «внеурочная», «внешкольная работа». Но, несмотря на относительную новизну этого термина, можно с высокой долей уверенности утверждать, что он устарел, еще не успев как следует утвердиться в профессиональном тезаурусе. Виной тому высокая скорость перемен в сфере отечественного образования, наблюдавшаяся на протяжении 1990;х гг. и усиливающаяся в последнее время.

Очевидно, что в последние годы «система дополнительного образования» из «довеска» к основному обучению, каким реально являлась ее предшественница — «система внеклассной и внешкольной работы», превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности». Важно понимать, что эти перемены связаны не только с осложнением экономической ситуации. Главные из них не зависят от субъективных желаний влиятельных представителей социальной элиты и даже от объема финансовых потоков, направляемых в сферу образования. Происходящее следует рассматривать как глубинный, объективно развивающийся процесс.

Достаточно непредвзято взглянуть на развитие системы школьного образования на протяжении XX в., чтобы заметить ряд объективных, явно выраженных тенденций в его развитии. Если мы рассмотрим объем образования личности как некое целостное явление, формирующееся под влиянием разных факторов, то вынуждены будем отметить, что доля так называемой «основной школы» в этом общем объеме достигла максимума в первой половине — середине XX в. и начиная с этого времени также объективно и неуклонно снижается. Происходило и происходит это до последнего времени в основном за счет появления и развития новых мощных образовательных факторов. Среди них в первую очередь можно назвать «информационное обогащение среды» (развитие телевидения, глобальных компьютерных сетей и др.).

В последние годы становится все более очевидно, что школьное или вузовское образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не обеспечивает и не может обеспечить учащегося гарантией того, что уровень полученного им образования, по традиции называемого «основным», достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Иначе говоря, обществом все яснее осознается мысль о том, что так называемый «основной учебный процесс» является необходимым, но далеко недостаточным условием дальнейшего успешного образования и реализации личности.

Эго и заставляет усиленно искать дополнительные возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы «дополнительного образования». Арсенал этот существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены и запретные ранее услуги репетиторов, и деятельность государственных и негосударственных дополнительных образовательных учреждений. В этих условиях особую значимость приобретают педагогические усилия родителей по собственному обучению своего ребенка и по выстраиванию «индивидуальной траектории развития», о которой так много говорят в последнее время специалисты. Основная школа гарантирует теперь лишь некий «стандартный минимум», который оказывается крайне недостаточным в реальной жизни.

Все это дополнительно усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях. Следует отметить, что основное образование никогда эту задачу не решало так, как это следовало бы делать. Уже сейчас человек, рассчитывающий на некий «усредненный образовательный уровень», может ограничиться «основным образованием», если же он хочет стать высоким профессионалом, то ему уже с детских лет стоит задуматься о том, какое «дополнительное» образование ему необходимо.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой