Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«Норма» в воспитании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы ответить на вопросы о том, кем и как создаются нормы, следует выделить уровни формирования требований к воспитанию. Их несколько: методологический, политический, административный, педагогический, социальный, корпоративный. На методологическом уровне нормы выводятся из общечеловеческих ценностей, идеалов и целей воспитания. На политическом уровне требования к воспитанию формируются… Читать ещё >

«Норма» в воспитании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Норма (от лат. nonnalys — установленное) — это нечто постоянно существующее и неизменное. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу. Бесспорное, устоявшееся, образцовое, типичное, общепринятое — это тоже характеристики нормы.

Трудно даже представить, сколько опровергнуто аргументов в многовековой дискуссии о том, что есть норма, что есть отклонение от нее и где проходит граница между ними. Конечно, если человек убил или украл и вина его доказана, то здесь отклонения от нормы поведения очевидны и не нуждаются в доказательствах. Но такие очевидные случаи встречаются не часто. Массовое явление — незначительные отступления, поведение «на грани», которое может повернуть куда угодно: как в лучшую, так и в худшую сторону.

Понятие нормы очень неопределенное, зыбкое, подвижное. То, что еще вчера считалось ненормальным, вызывало осуждения, сегодня может стать нормой, а завтра опять выйти за ее пределы. Старшее поколение педагогов еще помнит, как осуждались миниюбки школьниц, теперь на их длину никто не обращает внимания: привыкли. Когда-то не могло быть и речи о том, чтобы ребенок не уступил место взрослому, неуважительно к нему отнесся, не прислушался к замечаниям. Теперь это печальная норма нашей жизни. Во всех сферах, в том числе и нравственной, произошло замещение прежних норм новыми. Старшее поколение считает, что все изменилось к худшему, поэтому так болезненно переживает падение нравов. Впрочем, нормы всегда были причиной конфликтов между поколениями — пожилые и молодые смотрят на одно и то же разными глазами прежде всего потому, что они по-разному воспитаны и жили в неодинаковых условиях. Трагедии из этого делать не следует до тех пор, пока нормы остаются в известных и безопасных пределах, пока они не угрожают нормальному течению жизни.

Нормы — это правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы описывают, как поступает большинство. «Нормы ограничивают и контролируют нас так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование»1, — пишет американский психолог Д. Майерс.

Норма воспитания — золотая середина. Дети, выросшие в условиях постоянных ограничений, часто становятся бездушными, жестокими людьми. В их поведении легко усматривается агрессивность, перенесенная из безответного детства во взрослую жизнь. Если потакать всем капризам ребенка, он легко может превратиться в маленького тирана семьи. Из таких детей нередко вырастают эгоистичные, истероидные натуры, неспособные к упорному труду, лишенные самокритики, живущие по принципу: лишь бы сейчас было хорошо. Все в меру — это и есть норма воспитания.

Абсолютная норма — такая же абстракция, как «идеальный человек», которого в реальной жизни мы не сможем отыскать. В связи с этим под нормой и понимаются такие характеристики, которые присущи большинству людей. Основой практической оценки нормы является ее пригодность, приспособленность к обычным условиям существования. Норма — то, что определяет жизнь большинства в существующих реалиях. Изменяются реалии — пересматриваются нормы.

Попытаемся найти аналогию интересующему нас вопросу и ответим на не совсем педагогический вопрос: есть ли норма женской красоты? Знатоки утверждают, что есть, но крайней мере, чтобы нынешняя девушка прослыла красавицей, она должна быть высокой. А ведь рост эталона древней красоты Венеры Милосской всего 160 см. Получается, не только рост принимается во внимание. Это несколько легкомысленное сравнение норм выводит нас на весьма важное понимание нормы воспитанности: она обязательно должна быть комплексной и выражать существенные.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 237.

качества поведения в органическом единстве. Не губы, не брови, и даже не талия, взятые в отдельности, выводят девушку в красавицы. У некрасавиц бывают и получше. Но в сочетании, в единстве все качества дополняют друг друга и создают новое объединенное качество — ту самую норму красоты. В воспитании все точно гак же: не отдельный красивый поступок ученика, не единичный акт милосердия, а именно масса неприметных будничных дел, повседневное поведение позволяют нам говорить о наличии или, наоборот, об отсутствии нормальной воспитанности.

Норма не может быть субъективной. Неправильно говорят, что норма — это мнение каждого отдельного человека. Нет, это как раз одобряемый и поддерживаемый большинством людей образ жизни, деятельности, человеческих отношений. Когда в Японии вспыхивает очередная дискуссия о модернизации школьного воспитания, именно большинство людей требуют сохранить все, как было раньше (учебник по этике не переиздавался в этой стране уже несколько столетий). Это положение нельзя путать с тем, что при оценке нормы мы часто пользуемся своими собственными представлениями. Оценивая поведение других людей, мы чаще всего основываемся на своих личных мнениях о хорошем и плохом. Подвержены этому и учителя. Одни педагоги тяготеют к постоянным общечеловеческим нормам, другие руководствуются существующими в жизни критериями. То, что для одного воспитателя не выпадает из нормы, для другого может оказаться вопиющим нарушением. Для одних важнее всего соблюдение общих правил, для других — поведение в конкретной ситуации. К тому же и поступки детей мы оцениваем по взрослым нормам, часто забывая соотнести их с периодом развития, хотя знаем: что не позволено школьнику, естественно для трехлетнего ребенка. Поведение ребенка с малых лет оценивают по взрослым меркам: не выполнил, например, своего обещания, значит, лжец, будь тебе хоть четыре года, хоть 14 лет.

Сказать, что поведение ребенка нормальное или ненормальное — значит ничего не сказать. Вот пример. Ребенок ведет себя тихо, скромно, незаметно, никого не обижает. Норма? Трудно сказать, пока не поймем, что за этим скрывается. Может быть, душевная тонкость, благородство, большая внутренняя культура, но может быть, и чрезвычайная робость, застенчивость, отсутствие собственного мнения, страх, бесхребетность.

Нельзя умолчать и о том, что в современной педагогике понятие «норма» часто выступает синонимом понятий «средний», «обычный», «ничем не примечательный». Спросите учителей о том, какой он — «нормальный» ученик, и чаще всего они подтвердят, что норма — это середина между крайними отклонениями. Чаще всего так называемые «нормальные» дети — это средние, ничем не примечательные типы. Однако если следовать такой логике, то каждый, кто обращает на себя внимание — это ненормальный, и в эту категорию попадают миллионы. Педагогика должна определиться, за кого она. До сих пор все ее теории создавались для «среднего» воспитанника, а усилия практиков, руководствовавшихся ими, — на воспитание «среднего», «нормального» человека. Всеми силами некоторые учителя пытаются яркую, самобытную, неординарную личность свести до уровня безликого, серого, незаметного, «нормального» существа. К этому ли нужно стремиться? «Средних» людей быть не должно. И педагогика для «средних» тоже должна отойти в прошлое. Новая ветвь науки — коррекционная педагогика — рассматривается как педагогика личностно ориентированного воспитания для «ненормальных» детей. Пусть их будет больше, и пусть они вырастут нормальными, а не средними людьми.

С древнейших времен и до наших дней воспитание направляется на то, чтобы сформировать человека в соответствии с принятой в данном обществе и в данное время нормой. Достижение нормы — главная практическая цель любого воспитания. Воспитание достигло цели, когда воспитанник соответствует принятому образцу, становится носителем общепринятого стандарта жизни, деятельности, поведения.

Из этого обобщения мы можем сделать сразу несколько выводов:

— нормы выражают главные ценности, цели и задачи воспитания;

нормы подвижны, изменчивы, поскольку цели и задачи воспитания не остаются неизменными на различных этапах и в разное время общественного развития;

— главная задача школьного воспитания — довести развитие и воспитание каждого ученика до установленной общественной нормы.

Как же все-таки выделяют норму? Не иначе, как на основании теоретических представлений о характерных для каждого возраста особенностях протекания нервных процессов возбуждения и торможения, содержании и направленности главной деятельности, ее целях и способах их достижения в том или ином возрасте. С одной стороны, эти теоретические представления являются итогом обобщения опыта детского поведения, с другой — результатом новых научных открытий. Предложены различные подходы к установлению нормы воспитания. Среди них исторический, социологический, статистический, практический. Однако ни один из этих подходов не является бесспорным и надежным.

Общий подход к установлению нормы — стандартизация, т. е. процедура выделения главных признаков и сведения их в итоговый документ — стандарт. Примером могут быть действующие государственные стандарты образования. Государственного стандарта воспитания еще нет, но и он будет создаваться, но тому же принципу. Сегодня приходится руководствоваться разработанной более 30 лет назад «Примерной программой воспитания школьника». Положенные в ее основу общечеловеческие ценности, христианские заповеди — не укради, не убей, не обманывай, не нарушай слово, уважай старших и другие — безусловно, сохраняются и в наши дни. Естественное течение жизни дополнит его новыми особенностями, но основу сегодня, как и в прошлом, составят вечные и нерушимые ценности воспитания. Практика воспитания без боязни ошибиться должна опираться на них постоянно. Учитель поступит совершенно правильно, взяв за норму воспитания формирование общечеловеческих ценностей. В основе нормы лежат общечеловеческие правила поведения (честность, вежливость, уважение к старшим, верность слову, уважение прав другого). Если они существенно нарушаются, то это и будет отклоняющееся поведение.

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности в догматах христианской веры выделяются верность поставленной цели; способность к состраданию; участливость; чувство надежности, безопасности; убежденность; стремление сотрудничать с другими; мужество; упорство в достижении цели; энтузиазм, активное отношение к жизни; справедливость; вера; верность; чувство товарищества; способность прощать; дружелюбие; вежливость; великодушие; готовность прийти на помощь; святость; честность; стремление; инициативность и находчивость; оптимизм; доброта; любовь; преданность в дружбе; послушание; терпение; миролюбие; настойчивость; радостное восприятие жизни; готовность уповать на Бога; целеустремленность; способность к раскаянию; умение не падать духом; уважительное отношение к окружающим; чувство ответственности; почтительность; способность к самодисциплине; мудрое отношение к своему достоянию; чувство благодарности; готовность доверять; надежность; бескорыстие; мудрость; поклонение Богу.

В старинных трактатах по воспитанию понятия целей и задач употреблялись мало, зато нормы проходят красной нитыо через всю историю школы. Воспитателя Я. А. Коменский сравнивал с садовником: и тот, и другой стоит на страже нормы. Садовник обязан выпрямлять криво растущие деревья, воспитатель — отклоняющееся поведение детей. В результате общество (сад) формируется нормально.

Чтобы ответить на вопросы о том, кем и как создаются нормы, следует выделить уровни формирования требований к воспитанию. Их несколько: методологический, политический, административный, педагогический, социальный, корпоративный. На методологическом уровне нормы выводятся из общечеловеческих ценностей, идеалов и целей воспитания. На политическом уровне требования к воспитанию формируются в программных документах перспективного развития общества, его экономики, социальной сферы. В общих чертах задаются требования к воспитанности, образованности, уровню развития людей, способных поддерживать и воплощать в жизнь намерения политиков, руководства страны. Административные нормы конкретизируют намерения политиков, воплощая их в социальный заказ — государственные документы, законы и положения. На педагогическом уровне происходит преобразование общих положений в практически выполнимые задачи. Создается теоретическая и технологическая поддержка для их реализации, решение проблемы переводится в практическую плоскость. Общество чутко реагирует на происходящие изменения и, в свою очередь, корректирует социальный заказ на воспитание. Под давлением общественности цели, задачи, нормы пересматриваются, уточняются. Не хотят выпускать из своих рук воспитание и корпоративные объединения — политические партии, финансовые группы, представители бизнеса, религиозные объединения. Все хотят устанавливать свои нормы, свое видение воспитания, развернуть его направленность в выгодную для себя сторону. Если политическая партия, торговая компания вдруг расщедрилась на телевизор или компьютерный класс, будьте уверены, делается это не бескорыстно. Взамен потребуют скорректировать воспитание. Все окупится будущими прибылями. Борьба за умы и души граждан ужесточается. Примирить всех обязано государство, установив железной рукой общие стандарты воспитания и образования.

Как видим, нормы, проектируемые разными институциями, не всегда и не во всем совпадают. Это большая общественная и педагогическая проблема. Педагоги находятся в очень сложном положении, не понимая толком, чего же хочет общество, какого человека и для каких целей необходимо формировать в школах, для какого будущего, каких норм перспективного общественного поведения придерживаться. «Ввиду невозможности дать строгое научное толкование понятию человеческой нормы, — пишет В. П. Кащенко, — за нормальное признается просто среднее и в то же время, наиболее часто встречающееся значение»[1].

  • [1] Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994. С. 27.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой