Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О красоте, благородстве учительского труда сказано много восторженных слов. Не стихает многовековой спор, является ли педагогика наукой или искусством. Множатся ряды масте-ров-преподавателей, об артистизме профессиональной деятельности которых говорят с уважением и восторгом. Вместе с тем, тема эстетики учительского труда в широком плане и такие ее принципиальные аспекты, как развитие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Возрастание роли эстетического развитая личности в условиях гуманизации и гуманитаризации образования
    • 1. 2. Педагогическая эффективность влияния эстетически развитой личности учителя на учащихся
    • 1. 3. Педагогический процесс как условие эстетического развития школьника
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 2. 1. Комплекс условий, стимулирующих повышение эстетической культуры учителя
    • 2. 2. Содержание и методы повышения уровня эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации
    • 2. 3. Организация системы повышения квалификации как условия повышения эстетической культуры учителя
  • ВЫВОДЫ

Развитие эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О красоте, благородстве учительского труда сказано много восторженных слов. Не стихает многовековой спор, является ли педагогика наукой или искусством. Множатся ряды масте-ров-преподавателей, об артистизме профессиональной деятельности которых говорят с уважением и восторгом. Вместе с тем, тема эстетики учительского труда в широком плане и такие ее принципиальные аспекты, как развитие эстетической культуры учителя в разных формах учебно-методической работы до сих пор являются в отечественной педагогике малоразработанными.

При этом в отечественной науке накоплено немало ценного научного материала по теме эстетической культуры личности, о чем свидетельствуют работы П. П. Блонского, Н Я. Брюсовой, Е. В. Квятковского, Б. Т. Лихачева, И. Л. Любинского, А. С. Макаренко, В. А. Разумного, Н. И. Сац, В. А. Сухомлинского, Л.В. Тодоро-ва, С.Т. и В. Н. Шацких, В. М. Шепель и другие педагоги-практики и ученые. В последние годы этой проблеме посвятили свои исследования и публикации А. М. Вер б, А. В. Гордеева, М. С. Каган, И. В. Крупина, Д. Я. Олиференко, И. Д. Лушников, А. П. Ситник, Л. П. Печко и другие.

В исследованиях Т. Г. Браже, Ю. В. Васильева, В.Ю.Кричевс-кого, П. Б. Худоминского, посвященных внутришкольному управлению и работе с педагогическими кадрами по повышению их профессионального мастерства убедительно показывается, что уровень профессиональной квалификации неразрывно связан с общей и педагогической культурой личности педагога, составной частью которой является эстетическая культура. На повышение эстетической культуры личности как на одну из важных задач развития школы указывается и в Законе РФ «Об образовании» .

Анализ истории и состояния вопроса показывает, что целенаправленная деятельность по формированию и развитию культуры личности педагога в сфере образования длительное время тормозилась из-за бедности содержания школьных программ, в общем соответствующих уровню общей культуры «среднестатистического» учителя, закрытости школы, малой престижности профессии. Следует указать на слабую подготовленность учителей к работе по формированию и развитию эстетической культуры школьников. Программы педагогических вузов, типовые учебные планы курсов (1976, 1981, 1986 годы) для учителей и руководителей кадров образовательных учреждений, рекомендации Министерства Просвещения (Образования) СССР и РСФСР по организации методической работы также не содержали материалов, направленных на организацию такой работы с учениками.

Исходя из того, что повышение уровня эстетической культуры учителя является необходимым условием его работы по формированию и развитию эстетической культуры учеников, а также учитывая, что повышение квалификации в системе непрерывного последипломного образования является наиболее постоянной формой методической работы учителей, тема исследования — «Развитие эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации» — актуальна и требует серьезной научной разработки.

Цель исследования — определить и научно обосновать содержание, формы и методы развития эстетической культуры учителей в системе повышения квалификации.

— Объект исследования — система повышения квалификации как методическая и организационная основа становления культурно-эстетической активности учителя. Предмет исследования — процесс формирования и развития эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации.

Соответственно были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить мотивы и цели повышения учителями различных специальностей уровня собственной эстетической культуры;

2. Разработать и экспериментально проверить содержание и методы развития эстетической культуры учителя;

3. Определить специфическую роль системы повышения квалификации в формировании и развитии эстетической культуры учителя.

Гипотеза исследования. Формирование и развитие эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации будет протекать наиболее эффективно, если:

— содержание и методы переподготовки учителя будут сориентированы на выявление общечеловеческой сущности каждого учебного предмета и опираться на культурно-ис-торический подход к его изложению;

— будут преодолены стереотипы мышления педагога, связанные с традиционной замкнутостью учителя в своем предмете;

— раскрытие положительного опыта в работе каждого образовательного учреждения станет основой преобразования местной системы образования в единый территориальный вательный комплекс.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения материалистической философии, истории и теории эстетики, принципы гуманистической педагогики, развиваемые в трудах А. И. Бурова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, М. А. Занкова, Л. Н. Когана, Е. В. Квятковского, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, А. Ф. Лосева, Д. Б. Эльконина, и т. д.

Методы исследования: — изучение и критический анализ теоретической, научно-педагогической и методической литературы по теме исследования;

— анкетирование, беседы, педагогическое наблюдение;

— формирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе методических кабинетов гг. Жуковского и Раменского, образовательных учреждений указанных территорий, Федерального института социологии образования Министерства образования Российской Федерации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке а) гуманистических принципов и содержания, основных направлений развития эстетической культуры учителя и, на такой основе, б) новых принципов, направлений деятельности и функциональной роли местной системы образования как организационной и методической базы повышения квали-фикации-обязательного условия формирования и углубления эстетической культуры учителя.

Практическая значимость работы состоит в выявлении педагогических условий развития эстетической культуры учителя. Разработаны рекомендации по содержанию, формам и методам раскрытия гуманитарного потенциала эстетических компонентов школьных учебных курсов. Подготовлены и частично осуществлены предложения по реорганизации системы образования гг. Жуковского и Раменского Московской области, определены приоритетные направления деятельности методических служб.

Рекомендации исследования могут лечь в основу построения региональных систем развития эстетической культуры учителя.

Исследование включало несколько различных по характеру этапов.

1 этап — теоретико-поисковый (1985;1987 гг.). Были изучены и проанализированы труды философов, педагогов, эстетиков, психологов по теме диссертации, рассмотрен и обобщен ценный опыт гуманитарно-эстетического воспитания и подготовки (переподготовки) педагогов. В процессе такой, преимущественно теоретической, работы были уточнены цель исследования и его методы, переосмыслены и вновь сформулированы задачи, приемы и предмет исследования.

2-й этап — опытно-экспериментальный (1988;1992гг). Основательно изучена практика внедрения эстетических методов в учебный процесс, их корреляция с более узкими методами (художественного творчества), опыт освоения дисциплин эстетического цикла взрослыми, отдельно — учителями-естественниками, отдельно-гуманитариями, апробированы различные формы развития эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации.

На завершающем этапе (1992;1996 гг) продолжено экспериментально ориентированное внедрение ряда практико-теоретических положений в процесс переподготовки педагогов (апробация). Проверены эффективность разработанного методического обеспечения, обобщены и получили литературное оформление результаты исследования, основные из них — опубликованы.

Апробация исследования осуществлялась в форме тезисов докладов и выступлений, методических рекомендаций и научных статей в отечественных и зарубежных изданиях. Отдельные положения докладывались автором в ходе проведения Республиканского научно-практического семинара «Новые информационные технологии учебно-воспитательного процесса в начальной школе» в г. Бердянске (1991 г.), Научно-практической конференции «Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании» в Санкт-Петербурге (1993 г.), конференции «Педагогическая компетентность, мобильность и творчество педагогов» в Санкт-Петербурге (1994 г.), «Науч-но-экспериментальная работа как условие развития школы» (там же) и т. д., а также на заседаниях лаборатории «Прогнозирования эстетического развития» Исследовательского Центра эстетического воспитания РАО.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Размышления на темы новой школы, школы будущего. //Новые информационные технологии учебно-воспитательного процесса в начальной школе: Материалы республиканского научно-практического семинара. — Бердянск, 1991. — с.31−32.

2. Профессиональная компетентность педагогических кадров как условие развития региональной сферы образования. //Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании: Материалы к научно-практической конференции. — Санкт-Петербург, 1993. — с. 23−25.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов в процессе методической работы. // Педагогическая компетентность, мобильность и творчество педагогов: Материалы конференции (26.10 — 29.10, 1994 г.) -Санкт-Петербург, 1993. — с. 99−102.

4. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию как составная часть научного обеспечения развития образования. // Научно-экспериментальная работа как условие развития школы: Материалы к конференции. Часть II. -Санкт-Петербург, 1994. — с. 29−31.

5. Повышение квалификации и развитие общей культуры педагогических работников г. Жуковского в культурно-педагогическом центре «Образ». // Формирование и развитие основ духовной культуры личности. — Акмола, 1994. — с. 4−8.

6. Cultural-Pedagogical Center «Obraz» (СРС «Image») and Aethetic Education.// Education Exchange Journal. Hoover City Schools — Zhukovsky, Russia — Spring, 1995. — C.12−18.

ВЫВОДЫ.

1. Процесс развития эстетической культуры учителя находит выражение в ориентации педагога на общечеловеческую сущность и содержание каждого учебного предмета. Инструментом выявления такого содержания является культурно-исторический подход к его изложению. Преподавание отдельного, специального предмета должно трансформироваться из самоцели в средство развития личности ребёнка, способ его ориентации в многообразно меняющемся мире.

2. Комплекс условий, стимулирующий развитие эстетической культуры учителя, включает:

— концептуальное обеспечение деятельности образовательных учреждений;

— организацию и развёртывание многоплановой экспериментальной работы по внедрению нового содержания образования, отражающего целостный подход к развитию личности учащегося;

— проектирование региональных программ эстетического воспитания.

3. Реорганизация системы повышения квалификации, способствующая развитию эстетической культуры учителя, осуществляется за счёт трансформации форм и содержания деятельности методических служб в направлении преобразования их в территориальные образовательные комплексы координации проведения формирующего эксперимента местного характера, с задачами организации системы постоянно действующих тематических семинаров, репрезентации положительного опыта развития отдельных школ, создания на базе школ методических центров различной ориентации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. Психология чувственного познания. М., 1989.
  2. А. Культура человека и картина мира. М., Наука, 1987
  3. А.Г. Психология личности. М., 1984. 199 с.
  4. Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989. — 558 с.
  5. Бабич Л В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки / М., 1990, — 18 с.
  6. Н.И., Матковская И. Я., Толстых A.B. К вопросу о психологической структуре идеала // Философского -методологические аспекты гуманитарных наук. М.: 1981.
  7. В. Школа диалога культур. /Частная школа. -М., 1993. 17 с.
  8. Браже Т Г Развитие гуманитарной культуры учителя: методические рекомендации /Л., НИИ 00 В СССР, 1991. -3−4 с.
  9. П.П. Новые программы ГУСа и учитель /М., 1925. 32 с.
  10. П.П. Педология. М., 1934
  11. И. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства /М., 1956, 291 с.
  12. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975
  13. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика /М., 1991. 144 с.
  14. В. Повышение квалификации учителей /Народное образование, 1951, с 5.
  15. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя /Под ред. Т. Г. Браже. С.-Пб., 1992. — 85 с.
  16. С.Г. Профессиональное становление учителя /Вечерняя средняя школа, 1992. с 2/3. — С. 6−10.
  17. А. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы /М., 1978. 175 с.
  18. .Л. Современная буржуазная школа/М., «Знание», 1984. 80 с.
  19. Л.С. Педагогическая психология /М., «Знание» 1984. 80 с.
  20. Вопросы эстетики /Под ред. Г. Недошивина М., «Искусство» 1958. — 435 с.
  21. Г. Философия духа. М., 1977.
  22. Г. Энциклопедия философских наук. Философия духа. М., 1977, т.3
  23. A.B. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически нравственного общения /М., 1990, 32с.
  24. A.B., Ситник А. П. Эстетическая культура : проблемы вечные и современные /М., «Альфа» 1992 97 с.
  25. В.В. Возрастные аспекты всесторонней и гармонической личности. В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте М., 1980
  26. Ю.Н. «Феноменология духа» и ее место в ис-ф тории философии мысли.- В кн.: Гегель. Соч. М., 1959,1. Т. 1У
  27. В.И. Толклвый словарь живого великорусского языка. С-Петербург Москва, 1987
  28. Директор школы в системе повышения квалификации. Сб. науч. трудов /Под ред. Т. П. Тонконоговой. М., издательство АНП СССР, 1983. — 91 с.
  29. Дифференциация и индивидуализация обучения учителей в системе повышения квалификации /Л., АНП СССР, НИИ 00 В, 1989. 52 с.
  30. .В., Гражданкиным А. И., Толстых A.B. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года // Социология образования. Том 1. Выпуск 1. 1993
  31. В.И. Педагогика в системе наук о человеке /М., «Педагогика», 1990. 166 с.
  32. .А., Ситник А. П. Активизация курсовых и семинарских занятий в процессе решения ситуативных задач /М., МП СССР, 1980 48с.
  33. Л.В. Избранные педагогические труды /М., «Педагогика» 1992. 424 с.
  34. С.Ф., Тюнниковы Ю.С., С.М., часть 1 и 2 Игра и учение /М., «Логус» 1992. 140−125 с.
  35. За квалифицированного педагога: Сборник /М., Учред-гиз, 1929. 54с.
  36. А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров народного образования Москвы /М., «Просвещение», 1975. 190 с.
  37. В.П., Моргунов Е-.Б. Человек развивающийся. М. 1994.
  38. К.И. Методическая работа с учителем в связи с политехниеским обучением /Народное образование, 1953, с 10.
  39. Идеи эстетического воспитания. Т.2., М., 1976
  40. Э.В. Диалектическая логика., М., 1974
  41. Ф. Проблемы повышения квалификации учителей /Народное образование. 1986. с 8
  42. Институты усовершенствования учителей: Справочник /М., МП СССР, 1987. 44 С.
  43. Институт усовершенствования учителей центр науч-нометодологической работы в системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. Научно-методическая конференция /М., 1988.
  44. История эстетической мысли т. 2 /Под ред. В. В. Бычкова М., «Искусство» 1985. — 456 с.
  45. Н. Спустя четверть века /Диктат. 1993. с 1
  46. К летней работе: Сб. программ и руководящих материалов к летним курсам и конференциям по повышению квалификации работников соцвоса /М. -Л. Работник просвещения, 1927. 53 с.
  47. H.H. Методология исследования эстетического сознания // Эстетическое сознание личности. М., 1994
  48. Комплексная система и самообразовательная работа учителя. Сб. материалов по повышению квалификации /Под ред. А. И. Волковского и др. М., Транс печать, 1926. -107 с.
  49. Кон И. С. Социология личности. М., 1967
  50. Концепция прогноза развития образования до 215 года
  51. Народное образование, 1993, с 1.
  52. А. Лаборатория педагогического опыта /Начальная школа, 1935, с 6.
  53. И.О. Повышение квалификации учителей /Народное образование, 1948, с И.
  54. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров /Педагогика, 1992, с 7−8, С. 55−58.
  55. В.Ю. Директор школы и молодой учитель /Народное образование, 1988, с 1, С. 71−75.
  56. Н.Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, ВУЗ /М., «Знание», 1986. 63 с.
  57. Ю.И. Психология обучения взрослых /М., «Просвещение», 1985. 126 с.
  58. И.В. Содержание и формы повышения квалификации классных руководителей по формированию музыкальных интересов школьников старшего подросткового возраста /Л., 1987. 29 с.
  59. Курсовая переподготовка педагогов в институтах усовершенствования учителей. Сб. научных трудов /Под ред. М. П. Портнова М. АПН СССР, 1974. — 101 с.
  60. В.П. Совершенствование системы повышения теоретической подготовки и методического мастерства учителей в школе /М.Б.И., 1988. 45 с.
  61. К теории эстетического воспитания /Под ред. Ф. И. Юрченко М., 1973. — 269 с.
  62. Личностно-ориентированное обучение в системе повысь шения квалификации работников образования. Научно-практическая конференция /С.-П., 1993.
  63. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива /М., «Высшая школа», 1991. 23 с.
  64. .Т. Теория эстетического воспитания школьников /М., «Просвещение», 1985. 176 с.
  65. Ю.М. Беседы о русской культуре /С.-П., «Искусство СПБ», 1994. — 399 С.
  66. И. Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута /М.,"Прометей", 1992. 220 с.
  67. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя /М., «Просвещение», 1992. 220 с.
  68. З.Л. Школа и педагогика за рубежом /М., «Просвещение», 1983. 191 с.
  69. A.C. Пед. соч. В 8-ми т /Ред. кол.: М. И. Кондаков и др. М., «Педагогика», 1963. — 1986.
  70. Ф.Т. Нравственное воспитание воспитание личности. — В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей, М., 1977
  71. Ф.Т. В поисках causa sui сознания и самосознания. Философские исследования, 1994, N 1
  72. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990
  73. Менеджмент в управлении школой /Под ред. Т.И.Шамо-вой и др. М., «Магистр», 1992. — 231 с.
  74. Методы курсовой работы с педагогами /Под ред. n.M. Парибока. М., «Работник просвещения», 1930. — 136 с.
  75. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л., Издательство ЛГУ, 1980,172с. '
  76. Методические рекомендации по изучению эффективности работы факультетов повышения квалификации руководителей школ /Сост. В. Ю. Кричевский, Л., 1982. 8 с.
  77. Методические рекомендации по использованию профес-сиограммы директора общеобразовательной школы в системе повышения квалификации руководящих педагогических кадров /Сост. В. В. Кричевский, Е. П. Тонконогая. -Л., 1984. 24 с.
  78. А.М., Поташник М. М. О методической работе в школе /Народное образование, 1987, с И, С. 71−77.
  79. А.И. Вопросы эстетической культуры педагога. Орск, 1996
  80. Молодой учитель в системе непрерывного образования. Сб. научных трудов /Редколл.Ф: С. Г. Вершиловский и др. -М., АНП СССР, 1987 97 С.
  81. Н.Ф. Проблема человека в социологии. Вопросы философии, 1971, N4
  82. Н. Повышение педагогического мастерства учителей /Народное образование, 1954, с 5.
  83. На путях к новой школе: 14-я опытная школа MOHO. -М., Центросоюз, 1949. 21 с.
  84. На путях к педагогическому самообразованию. Вып. 1−3 /Под ред. М. М. Рубинштейна. М., 1925−1926.
  85. Народное образование: Основные постановления, приказы и инструкции /Сост. А. М. Данев, М., «Госиздат», 1948. — 271 с.
  86. Научный архив АНП СССР. Основы педагогического маетерства /Под ред. М. А. Зязюна и др. М., «Просвещение», 1991. — 301 с.
  87. Э.М. На диагностической основе: о путях повышения эффективности методической работы в школах Московской области /Народное образование, 1987, И, С. 46−50.
  88. Никитин Э.М. ,¦ Ситник А. П. Хозрасчет и повышение квалификации /Советская педагогика, 1991, N 6, С. 82−84.
  89. А. Опыт повышения квалификации по единой системе /Народное образование, 1948, N 5.
  90. А. Опыт повышения квалификации по единой системе /Народное образование, 1948, N 5.
  91. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Образование взрослых как предмет исследования /Советская педагогика, 1984, N 6, С. 86−94.
  92. Оптимизация системы повышения квалификации классных руководителей. Методические рекомендации /Сост. С. С. Фиранэр и др. Ростов-на Д.: Б.И. 1982.
  93. Основы педагогического мастерства. под ред. Н. А. Зязюна. — М., 1989
  94. Основы экранной культуры (для учащихся 1−11 классов). Программы /М., «Просвещение» 1994.
  95. Основы эстетической культуры. Программы /М., «Просвещение» 1995.
  96. Очерк истории этики /Под ред. Б. А. Чагина и др. -М., «Мысль», 1969. 430 с.
  97. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР /М., 1. Педагогика", 1975. 224 с.
  98. Парибок П Метод опроса в выработке профессиограмы педагога /Педагогическая квалификация, 1929, N 6.
  99. Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании /Под ред. Н. Н. Лобановой, Б. И. Любимова. С.-Пб., РАО ИОВ, 1993. — 105с.
  100. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека /М., 1991. 102 с.
  101. Л.П. Эстетическая культура и активность сов-ременного учителя-гуманитария // Учитель и эстетическая культура. М., 1994
  102. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе /Под ред. Л. П. Печко, М., АНП СССР, 1991. — 109 с.
  103. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984
  104. А.В., Ярошевский М. Г. История психоло-^ гии. М., 1995
  105. В.А. Феномен субъективности в психологии личности. Авт. докт.дисс. 1993
  106. Г. В. Избранные филос. произведения в 5 томах, т. V.,
  107. Положение о методической работе в школе /Советская педагогика, 1938, N 12.
  108. Положение о республиканском, краевом (областном) институте усовершенствования учителей /Советская педагогика, 1938, N 12. щ, 108. Повышение квалификации кадров просвещенцев в циф- из pax /М., ЦИННО, 1931. 88 с.
  109. Повышение квалификации педагогических кадров Сб. научных трудов /Под ред. А. В. Даринского. Л., НИИ 00 В, 1976. — 114 с.
  110. Повышение квалификации учителей: К 40-летию Великого Октября /Под ред. А. Н. Малышевой и др. М., АНП РСФСР, 1956. — 208 с.
  111. .Ф. Социальная психология и история. М., изд.2, 1979
  112. А. Как протекает методическая работа среди сельского учительства /Вестник просвещения, 1927, N 1.
  113. ИЗ. Перестройка методической работы в народном образовании на основе диагностирования педагогического опыта /Научно-практическая конференция. М., 1989.
  114. Проблемы повышения квалификации и научно-методической работы с педагогическими и руководящими кадрамисельской общеобразовательной и профессиональной школы
  115. Научно-практическая конференция. М., 1990.
  116. Психология труда и личности учителя. Сб. научных трудов /Под ред. А. И. Щербакова-. Л., издательство ЛГПИ им. А. М. Герцена, 1975. — 133 с.
  117. В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы /М., «Мысль», 1969. 190 с.
  118. Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы /Под ред. Е. К. Чухман. М., АНП СССР, 1991. — 130 с.
  119. Роль искусства в развитии способностей школьников /Под ред. Е. К. Чухман, М., «Педагогика», 1985. — 141с.
  120. .И. Малая история искусств/М., «Искусство», 1972. 248 с.
  121. М.М. Проблема учителя /М. Л., Моск. акциз. издательство, 1927. 175 с.
  122. С.Л. Проблемы общей психологии. Изд.2,М., 1976, 124. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство и среда. Интегративная программа полихудожественного развития /М., 1995.
  123. Сборники приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1958. — 159 с.
  124. В.П. Директору школы об управлении учеб-но-воспитательным процессом /М., «Педагогика», 1987.159 с.
  125. А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях /М., издательство МГОПИ «Альфа», 1993. 46 с.
  126. А.П. Мастерство учителя совершенствуется в школе /Народное образование, 1978,. N 11.
  127. А.П. Вопросов больше, чем ответов. По материалам Всесоюзного совещания-семинара, посвященного проблемам непрерывного пед. образования /Народное образование, 1988, N 4, С.28−31.
  128. А.П. Основные направления работы методических кабинетов /Народное образование, 1976, N 6.
  129. А.П. Идейно-эстетическое воспитание учащихся 7−8 классов сельской школы (во внеклассной работе и на факультативных занятиях) /М., 1979. 30 с.
  130. Социально-экономические проблемы образования взрослых / Под ред. В. Г. Онушкина. Л., АПН СССР, НИИ 00 В, 1980. — 85 с.
  131. Справочник директора школы: Сборник законодательных руководящих и инструктивных материалов /Сост. Ф. И. Пузырев, М., «Просвещение», 1963. — 287 с.
  132. Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров /Научно-практическая конференция. Новгород, 1991.
  133. Справочник работника народного образования /М., «Педагогика», 1973. 642 с.
  134. В.А. Разговор с молодым директором школы /М., «Просвещение», 1973. 200 с.
  135. В.А. Общество и учитель, Изб. произведения. В 5-ти т. Т.5./Киев, Рад. школа, 1980.
  136. Съезд учительниц-семинарок земской учительской школы П. П. Максимовича /С.-П., 1883.
  137. Д.Ф. Методическая работа в средней школе /Советская педагогика, 1938, N 12
  138. П. Об институтах усовершенствования учителей /Народное образование, 1957, N 8.
  139. Л.Н. Полн. собр. соч., т.30
  140. A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988
  141. A.B. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск: Полымя, 1990
  142. A.B. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991
  143. A.B. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: Знание, 1988
  144. A.B. До 16 и старше. Заметки психолога. М.: ВПТО «Киноцентр», 1988
  145. A.B. Личность: проблема понятийного определения // Психологические особенности формирования личности школьника. М.: 1983
  146. Толстых A.B.K вопросу о «форме личности» // Коммунистическое воспитание учащихся в процессе овладения основами наук. М.: 1979
  147. A.B. Об изменении социальной развития личности в подростковом возрасте // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: 1979
  148. Е.М. Учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации руководителей школ и работников отделов народного образования /М., Педагогика, 1977, 1981, 1986.
  149. Учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации учителей (общие разделы) /М., 1977,1981, 1986.
  150. Учитель и эстетическая культура /Под ред. Л.П.Печ-ко, А. Ф. Павловский. М., 1994. — 84 с.
  151. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. /Редколл: М. И. Кондаков и др. М., «Педагогика», 1988.
  152. H.H. Народные праздники. Программа. М., 1993.
  153. С.М. Проблемы педагогического труда /М.-Л., «Госиздат», 1929. 174 с.
  154. H.A. Опыт переподготовки учителей Эстонии /Народное образование, 1970, N 8.
  155. П.В. Методическая работа в школе /М., МП СССР, 1979. 35 с.
  156. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981 гг.) /М., «Педагогика», 1986. 184 с.
  157. В. К. Съезды по народному образованию. Сб. постановлений и резолюций. /Петроград, 1915. 345с.
  158. С.Т. Избр. пед. соч. в 2-х т /Под ред. Н. П. Кузина. М., «Педагогика», 1980.
  159. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. Управленческая гуманитарология /М., «Финансы и статистика», 1992. 238 с.
  160. А. Основы теории относительности. «Сеятель», 1923
  161. А. и Инфельд Л. Эволюция физики. М., Л., 1948
  162. .Д. Введение в психологию развития. М., 1994
  163. Д.Б. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, N4
  164. Д.Б. Детская психология. М., 1960
  165. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя /Сост. Г. С. Лабковская, М., «Просвещение», 1983. — 304 с.
  166. В.Н. Педагогические кадры школы и совершенствование учащихся /М., «Педагогика», 1979. 292 с.
  167. А. Аттестация руководителей школ /Народное образование, 1951, N 7.
  168. Sherrington C.S."The integrative action of the nervous system", 1948
Заполнить форму текущей работой