Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако следует отметить, что попытки изменить сложившийся стиль деятельности преподавателя общетехнических и специальных дисциплин в высшей школе, зачастую встречают непонимание в лучшем и негативное отношение и сопротивление в худшем случаях. Вопрос встает еще более остро, если учесть, что сегодня к преподаванию в вузе может быть допущен любой человек, имеющий диплом о высшем образовании, а тем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты гуманизации учебного процесса в техническом вузе
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия гуманизации преподавания общетехнических и специальных дисциплин
    • 1. 3. Профессиональное соответствие Преподавателя педагогической деятельности, как фактор гуманизации образования
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН К ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Содержание и структура профессионально-педагогической культуры преподавателя технического вуза: критический анализ
    • 2. 2. Практико-ориентированные пути психолого-педагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в техническом вузе
    • 2. 3. Готовность преподавателя технического вуза к гуманизации преподавания общетехнических и специальных дисциплин
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В
  • ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 3. 1. Модель эксперимента, его этапы и направления
    • 3. 2. Качественный и количественный анализ результативности экспериментальной работы
  • Выводы по главе 3

Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основная часть XX века прошла под знаком триумфа естественно-технических наук, открывших, как казалось, точно выверенный, технически обоснованный путь к решению глобальных задач, стоящих перед человечеством. Эпохальные научно-технические достижения подкрепляли эту уверенность. Однако, в результате бурного научно-технического прогресса в XX веке, современный мир, вступив в XXI век, оказался исключительно неустойчивым, в конечном счете, он столкнулся с проблемой выживания человечества.

Главный выбор, который должно сделать человечество из всего накопленного опыта, заключается в том, что дальнейшее развитие общества невозможно без направленности на гуманистически Ориентированное развитие. Таким образом, общество настолько гуманистично, насколько ценен в нем человек. Успешное продвижение общества к достойной жизни Человека в этом обществе, а значит и всего общества в целом, является делом долгим и очень трудным. Одно из главных направлений к гуманному обществу на Земле, по нашему убеждению, лежит через образование на всех ступенях, где человек его получает. Образование необходимо гуманизировать, в том числе и в техническом вузе, где названная проблема стоит особенно остро.

Проблема гуманизации высшего образования изучается сегодня многими исследователями. Усовершенствованию учебного процесса при подготовке преподавателей в учебных заведениях и в поствузовском образовании посвящены работы Е. П. Белозерцева [23], Н. В. Кузьминой [113], В. А. Сластёнина [202], В. И. Слободчикова [204] и др. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки преподавателя отражены в исследованиях В.А. Кан-Калика [96], Ю. И. Кулюткина [120], А. К. Марковой [137], А. А. Орлова [153], В. А. Сонина [206] и др.

Также значимыми для нашего диссертационного исследования явились работы, рассматривающие проблемы профессионально-педагогической подготовки педагогов с гуманистической направленностью (О.Ф. Аникина [6], В. П. Бездухов [20], J1.H. Куликова [115], И. В. Никишина [148], ОЛ. Подлиняев [174], Е. Н. Шиянов [241] и др.).

Важное место в нашем исследовании занимают работы, отражающие сущность личностного саморазвития как педагогического феномена (К.А. Абульханова-Славская [1], А. Г. Асмолов [13], С. В. Кульневич [122], Л. И. Новикова [150], Е. Л. Федотова [223] и др.).

Для нас оказались ценными исследования отечественных и зарубежных авторов, в которых как с психологических, так и с педагогических позиций рассматриваются различные аспекты гуманизации образования и условия его успешного осуществления (Ш.А. Амонашвили [4], М. Н. Берулава [27], П. П. Блонский [30], Б. С. Гершунский [61], И. А. Зимняя [84], В. П. Зинченко [87], Л. А. Степашко [210], В. А. Сухомлинский [214], С. Френе [228] и др.).

Большую значимость для нашего исследования имели работы авторов, занимающихся изучением психологии и педагогики высшей школы (О.В. Долженко и В. Л. Шатуновский [76], В. М. Рогинский [182], А. В. Петровский [268], Г. Б. Скок [201], С. Д. Смирнов [205] и др.).

Особую важность для нашего исследования представили крупные системные исследования по андрагогике, отраженные в работах Б. Г. Ананьева [5], М. Г. Громковой [67], С. И. Змеева [88], Е. А. Климова [99], Е. С. Семёновой [197].

Используя идеи вышеназванных авторов, мы в своем исследовании рассматриваем вопрос совершенствования психолого-педагогической подготовки преподавателя технического вуза в системе курсов повышения квалификации и постоянно действующей методической и психологической помощи преподавателю при центре психологопедагогической помощи и консультирования в вузе с целью гуманизации его педагогической деятельности, развития его гуманистической направленности.

На наш взгляд, основное противоречие, осложняющее процесс гуманизации высшего технического образования заключается в том, что большинство технических вузов пошли самым традиционным путемувеличили количество часов на изучение гуманитарных дисциплин, а также ввели некоторые новые курсы гуманитарного цикла. Но до сих пор в техническом образовании гуманитарные дисциплины нередко относятся ко второму разряду. Предметы этого цикла в учебных планах стремятся расположить на первых двух курсах и более к ним не возвращаться. Осваивая же специальные дисциплины, студент, как правило, не задумывается над социальными последствиями инженерных и технических решений, его не учат навыкам расчета этого типа «побочных явлений», он почти всегда абстрагируется от человека и его проблем.

Таким образом, речь необходимо вести не о противопоставлении гуманитарного и технического образования, не о приоритете одного перед другим, а о поисках путей улучшения того и другого в их единстве и взаимосвязи. Мы полагаем, что можно воспитывать гуманитарную культуру и при преподавании общетехнических и специальных дисциплин, если в них будет включаться мировоззренческая ориентация, но для этого нужно чтобы преподаватель этих дисциплин сам обладал гуманитарной культурой, которую он будет прививать и своим студентам.

Однако следует отметить, что попытки изменить сложившийся стиль деятельности преподавателя общетехнических и специальных дисциплин в высшей школе, зачастую встречают непонимание в лучшем и негативное отношение и сопротивление в худшем случаях. Вопрос встает еще более остро, если учесть, что сегодня к преподаванию в вузе может быть допущен любой человек, имеющий диплом о высшем образовании, а тем более ученую степень. Учителю средней школы за время его обучения в педагогическом вузе дается обширный блок психолого-педагогических знаний, методики преподавания предмета. У преподавателя вуза этих знаний нет. Получается парадокс — чем выше ступень образования, тем ниже требования к преподавателю в плане психолого-педагогической, методической подготовки.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловливается тем, что сегодня еще не изучена до конца проблема сближения научной (профессиональной) и гуманитарной (общечеловеческой) областей, составляющих пространство высшего технического образования.

Объектом исследования выступает гуманизация образовательного процесса в техническом вузе.

Предметом является психолого-педагогическая подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе.

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих успешность становления гуманистически ориентированного преподавателя технического вуза.

Гипотеза исследования. Становление готовности преподавателя технического университета к педагогической деятельности по гуманизации преподавания общетехнических и специальных дисциплин будет успешным, если целенаправленно реализуются следующие условия:

— знания и умения в области педагогики и психологии высшей школы станут рассматриваться в качестве системообразующих в профессиональной деятельности преподавателя;

— гуманистическая направленность преподавателя будет отражаться в написании его рабочих программ, которые должны включать вопросы экологии и безопасности жизнедеятельности инженерного труда, а также анализ его последствий;

— будет осуществляться обязательная гуманитарная экспертиза рабочих программ преподавателей технического вуза;

— будет проводиться гуманитарная экспертиза студенческих научно-исследовательских работ (курсовых), которая должна выражаться в осознании студентом терминальных, т. е. конечных целей своей будущей деятельности, в ответственности за последствия своих конструкторско-технических решений для окружающей среды;

— повышение квалификации преподавателей общетехнических и специальных дисциплин по психолого-педагогической программе станет обязательным, систематическим, а, в конечном итоге, непрерывным, для чего необходимо создание соответствующего внутривузовского подразделения.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проведение теоретико-методологического анализа педагогических концепций гуманизации образования в техническом вузе.

2. Проведение диагностического и прогностического анализа педагогической деятельности преподавателя технического вуза по гуманизации преподавания общетехнических и специальных дисциплин.

3. Выявление предпосылок, факторов, трудностей, этапов и психолого-педагогических условий становления готовности преподавателя технического вуза к гуманизации собственной педагогической деятельности.

4. Разработка концепции подготовки преподавателя общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образования в техническом вузе.

5. Выработка общих рекомендаций по гуманизации преподавания на уровне общетехнических и специальных дисциплин технического вуза.

Методологической основой исследования являются философские и психологические теории личностного роста (JI.C. Выготский [55], А. Маслоу [138], А. Б. Орлов [155], К. Р. Роджерс [187] и др.), современные концепции образования взрослых (С.Г. Вершловский [50], С. И. Змеев [88], Ю. Н. Кулюткин [119], Е. Н. Шиянов [241] и др.), исследования в области профессиональной компетентности педагогов (В.В. Буткевич [46], Э. Н. Гусинский [68], А. К. Маркова [137] и др.), отечественные и зарубежные психолого-педагогические концепции гуманизации образовательного процесса на его различных уровнях (А.Г. Асмолов [14], В. П. Бездухов [20], Е. В. Бондаревская [35], J1.H. Куликова [117], Л. И. Новикова [150] и др.).

В ходе исследования применялись следующие методы:

— теоретический и методологический анализ научных и научно-методологических источников, диссертационных и монографических исследований по проблеме гуманизации и гуманитаризации образованияпедагогические наблюдение;

— прогностические и диагностическое тестирование преподавателей и студентов с целью изучения их личностно-профессиональных качеств;

— социологические методы (опрос, анкетирование, беседа) — праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности, в том числе, изучение и обобщение результатов профессиональной деятельности преподавателей экспериментальной группы);

— анализ результатов деятельности (рабочих программ преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, на соответствие их гуманистической парадигме образованиягуманитарная экспертиза студенческих научно-исследовательских работ);

— метод экспериментального исследования (констатирующие, преобразующие и контрольные варианты эксперимента);

— методы обработки и осмысления полученных данных (методологический анализ и математический метод корреляции).

Организация и этапы исследования. Эксперимент выполнялся на базе Братского государственного технического университета. Исследовалась работа преподавателей в плане их психолого-педагогической подготовки и реализации ее в гуманизации педагогического процесса, имеющих различный возраст, пол, опыт работы, различные научные звания. В рамках действующей структуры центра социально-психологического консультирования созданы ежегодно действующие курсы повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, по окончании которых преподаватели пишут выпускную работу, где отражают гуманистическую направленность в преподавании общетехнических и специальных дисциплин. Здесь же была создана постоянно действующая методическая и психологическая консультативная помощь преподавателям.

В экспериментальном исследовании принимало участие 196 преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, 154 студента различных факультетов БрГТУ.

Исследование проводилось в течение семи лет и включало несколько этапов.

Первый этап (информационно-поисковый) /1997;1999гг/. Целью этапа являлось обоснование изучаемой проблемы и степени ее разработанности в теории и практике высшей школы, формулировка проблемы, уточнение научного аппарата диссертации, подбор психологопедагогических методик экспериментаПодготовка публикаций по теме исследования.

Второй этап (констатирующий эксперимент) /1999;2000гт/. Всесторонний анализ деятельности преподавателя технического вуза, написание и уточнение концепции психолого-педагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин. Экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих гуманизацию педагогического процесса в техническом вузе. Корректировка концепций исследования.

Третий этап (преобразующий эксперимент) /2000;2003гг/. Осуществление экспериментальной работы по гуманизации образования в техническом вузе. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в техническом вузе, как на курсах повышения квалификации, так и через постоянное методическое и психологическое консультирование. Проведение экспериментальной проверки системы мер и разработка методических рекомендаций по гуманизации педагогического процесса в техническом вузе. Анализ, систематизация и обобщение полученного исследовательского материала.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научно-методических конференциях:

1999 г. — «Совершенствование технологии обучения» г. Братск БрГТУ.

2000 г. — «Обновление всех аспектов высшего образованиятребования XXI века». (К 20-илетию БрГТУ).

2001 г. — «Инновации в высшем образовании на рубеже веков» (региональная научно-методическая конференция г. Братск БрГТУ).

2001 г. — Научно-исследовательская лаборатория по проблемам высшей школы «Вестник иркутского педуниверситета» г. Иркутск.

2002 г. — «Совершенствование качества профессионального образования в техническом вузе» (региональная научно-методическая конференция, г. Братск БрГТУ).

2002 г. — «Гуманитарные и социально-экономические проблемы развития регионов» (межвузовская научная конференция г. Братск БрГТУ).

2002 г. — «Перспективы высшего образования в малых городах» (четвертая международная научно-практическая конференция г. Находка).

По теме диссертационного исследования опубликовано семь научных работ, изданы методические рекомендации по изучению курса «Введение в педагогическую деятельность» для студентов гуманитарно-педагогического факультета БрГТУ.

Разработана и издана в 2003 году концепция психолого-педагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе, которая внедрена в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены теоретические основы и сущность процесса подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе;

— определены педагогические условия, обеспечивающие психолого-педагогическую подготовку преподавателей технического вуза, с целью гуманизации их профессиональной деятельности;

— конкретизированы общетеоретические представления о сущности понятия «гуманистическая направленность» в профессиональной деятельности преподавателя технического вуза;

— в процессе исследования обобщены представления о специфике профессиональной подготовки преподавателей технического вуза, в контексте гуманизации высшего технического образования;

— выявлены основные проблемы, связанные с организацией психолого-педагогической подготовки преподавателей на курсах повышения квалификации и определены пути их решения.

Теоретическая значимость состоит в следующем:

— теоретически обоснована необходимость целенаправленной внутривузовской психолого-педагогической подготовки преподавателей к гуманизации педагогического процесса;

— теоретически обоснована психолого-педагогическая модель подготовки преподавателей к гуманизации педагогического процесса;

— выявлены предпосылки, факторы, условия и этапы становления готовности преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации собственной профессионально-педагогической деятельности;

— разработана авторская программа по психолого-педагогической подготовке преподавателей на курсах повышения квалификации в структуре концепции по гуманизации педагогического процесса в техническом вузе;

— определены показатели готовности преподавателя к осуществлению гуманистически направленной профессионально-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— внедренная программа психолого-педагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин может быть использована в процессе повышения внутривузовской квалификации педагогов, работающих в системе технического вуза, вариативно программа может применяться при обучении в школе молодого специалиста, а также на аспирантских семинарах;

— полученные результаты могут быть использованы для организации семинаров и тренингов, направленных на гуманизацию профессионально-педагогической деятельности преподавателей общетехнических и специальных дисциплин;

— введены новые методы гуманитарной экспертизы образования в техническом вузе (в частности, экспертиза рабочих программ преподавателя и экспертиза студенческих научно-исследовательских работ).

Положения, выносимые на защиту:

— преподаватель технического вуза является ключевой фигурой в гуманизации педагогического процессагуманизация педагогического труда преподавателя выступает одним из основных средств гуманизации образования в целом;

— гуманистическая направленность преподавателя технического вуза должна рассматриваться, как один из приоритетных критериев его профессиональной компетентности, его профессионально-педагогической культурыготовность преподавателя общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе возникает при соблюдении следующих условий: наличие психолого-педагогической компетентности преподавателясформированность устойчивой мотивации на развитие личности студента средствами преподаваемого предметаспособность к диалогу со студентом, к эмпатии и фасилитациипостоянное стремление к собственному личностно-профессиональному росту.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального материала исследования, применением различных методов, адекватных предмету и задачам исследования, математической обработкой данных, экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе экспериментареальной возможностью воспроизведения эксперимента в условиях технического вуза.

Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и решением поставленных задач, состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Проведенные нами исследования подтверждают мысль о том, что постоянное профессиональное самосовершенствование — одна из основных функций и норм профессионально-педагогической деятельности преподавателя технического вуза.

Результаты нашего исследования дают основание утверждать, что: вероятность гуманизации технического образования возрастает, при условии повышения психолого-педагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплинпсихолого-педагогическая подготовка позволяет преподавателям использовать активные методы обучения, разнообразные формы организации учебной деятельности студентоворганизация обучения на КПК, участие преподавателей в психолого-педагогических тренингах способствуют их самопознанию и личностному росту, ориентируют на диалогическую позицию общения со студентамипреподаватель технического вуза будет конкурентоспособным лишь тогда, когда будет осуществляться непрерывное развитие профессиональной компетентности посредством самообразования через систему дополнительного образования, повышение квалификации и т. д.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что профессиональная деятельность преподавателей технического вуза предполагает широкую актуализацию эмоционально-волевых умений, создание положительной эмоциональной атмосферы, что, несомненно, гуманизирует педагогический процесс.

Наши исследования показывают, что даже высокий уровень гносеологического потенциала преподавателей не обеспечивает ему успешность в педагогической деятельности, не позволяет видеть в студенте самоценную и уникальную личность, что ведет к возникновению педагогических барьеров и конфликтов.

Способность преподавателя удовлетворять не только познавательную потребность студентов, но и потребность в личностном общении — есть важная составляющая профессиональной деятельности преподавателя.

Результаты нашего исследования, в частности тестирование 104 студентов, подтверждают, что возросла значимость личностных качеств преподавателя, они необходимы для его успешной профессиональной деятельности, гуманизируют ее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема гуманизации образования стала одной из глобальных проблем современности, а гуманитаризация цикла естественнонаучных и технических дисциплин — как одного из средств её влияния, требует, на наш взгляд, особого рассмотрения.

Всё реальнее в последние годы стали сознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и технического могущества, а так же то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры, понимания и мудрости человека. Говоря словами Эриха Фромма, развитие будет определяться не только тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет. [231].

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного развития личности, обогащением её творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей.

Подводя итоги выполненной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Гуманизация образования, наряду с увеличением и совершенствованием преподавания гуманитарных наук, предполагает и гуманитарно-ориентированное преподавание технических и общеобразовательных предметов. Гуманизацию необходимо осуществлять не в отрыве от технического обучения, а, как бы погружаясь в последнее, посредством изучения истории науки, эстетики научно-технического творчества, профессиональной этики, гуманистической традиции в конкретной области.

2. Преподаватель технического вуза является ключевой фигурой в гуманизации педагогического процесса и имеет все права на гуманизацию профессиональной подготовки студентов технического вуза. Современная тенденция гуманизации образования предполагает изменение требований к профессиональной деятельности преподавателя, оценки его личностных качеств и оценки эффективности и качества его преподавательской деятельности.

3. Только преподаватель, имеющий психолого-педагогическую подготовку, как системообразующую своей профессиональной деятельности, может эту деятельность гуманизировать. Поэтому, важнейшей задачей ближайшего времени является развитие совершенствования психолого-педагогической компетентности преподавателей технических вузов в системе повышения квалификации и непосредственно в образовательных учреждениях. Без успешного решения этой задачи потребность в гуманизации и высоко эффективном психолого-педагогическом сопровождении отечественного технического образования не может быть удовлетворена.

4. Результаты проведённого нами эксперимента констатируют наметившуюся перестройку педагогического мышления преподавателей технического вуза на гуманистическую направленность. Вне зависимости от того, какую дисциплину читает преподаватель, подготовка его как гуманитария-человековеда очевидна.

5. Гуманизация образования — это не только и не столько обращение к личности студента, сколько к личности педагога, предполагающее признание особенностей его саморазвития, самовыражения.

В настоящее время мало проблем, которые были бы важней той, что связана с поисками путей образования и воспитания человека, специалиста в гармоничном сочетании с условиями стремительно меняющегося мира.

На российском образовании лежит огромная ответственность за подготовку свободной, грамотной личности, которая, в свою очередь, имела бы высокую меру ответственности за судьбу Отечества и мира в целом.

Основные задачи, поставленные в нашем диссертационном исследовании выполнены:

1. Проведён теоретико-методологический анализ педагогических концепций гуманизации образования в техническом вузе.

2. Сделан диагностический и прогностический анализ педагогической деятельности преподавателя технического вуза по гуманизации преподавания общетехнических и специальных дисциплин.

3. Выявлены основные направления гуманизации образования в техническом вузе.

4. Разработана и апробирована концепция подготовки преподавателя общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образования в техническом вузе.

Следует отметить, что наше исследование данной проблемы не является окончательным. Дополнительного исследования требуют, например, такие аспекты проблемы, как введение дополнительных гуманитарных спецкурсов и факультативов для студентов технического вуза, а также содержание учебников по различным техническим дисциплинам с выделением в них гуманитарных аспектов. Незамедлительного исследования, на наш взгляд, требует организация и деятельность психолого-педагогической службы в техническом вузе.

В целом проведенная нами экспериментальная работа подтвердила правомерность рабочей гипотезы и обоснованность выдвинутых на защиту положений, а также выбора методов исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психолог, журн. — 1993. — Т. 14. — С. 7 — 12.
  2. .К. Подготовка будущего учителя к гуманизации отношений с учащимися в период педагогической практики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тула, 1993. — 28 с.
  3. О.В. Международные тенденции в инженерном образовании // Высшее образование в России, 1993 № 2.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  5. Г. Б. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.
  6. О.Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися: Автореф. дисс. канд пед наук. М., 1993. — 24 с.
  7. Антология педагогической мысли второй половины XIX—XX вв. М.: Педагогика, 1990.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 3 — 11.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 363 с.
  10. Ю.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.
  11. П.Асеев В. Г. Пакет психодиагностических методик. Иркутск: ИГПИ, 1991 — 171 с.
  12. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 205 с.
  13. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  14. В.Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ. Уфа, 1997.
  15. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. -М., 1985.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-н/Дону, 1999.-416с.
  17. Г. С. Самопознание человека как культурно- созидательного существа //Человек и культура.- М.: АН СССР, 1984.- С. 4- 40.
  18. И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, как социальное мышление. Воронеж, 1996.
  19. В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Дисс. д-ра пед. наук. — СПб., 1995. — 397 с.
  20. В.Г. Собрание сочинений в 10 тт. Т. 2. М., 1977.
  21. С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 18 с.
  22. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989 — 205с.
  23. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии. — Воронеж: МОДЭК, 1997.-Ч. 2.-304 с.
  24. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1994. — 384 с.
  25. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  26. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск: НИЦ ВиГПИ, 1995. — С. 31 — 41.
  27. M.H. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века. — Наб. Челны, 1996. -Вып. 1.-С. 30−44.
  28. В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной психологии // Психолог, журнал, 1981. № 6. — С. 142 -154.
  29. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  30. А.А. Потребность и способность личности к саморазвитию // Личность в воспитательной системе учебного заведения: Межвуз. сб. тезисов. Всероссийской научн.-практич. конференции. Хабаровск: ХГПИ, 1993.-С. 31 -33.
  31. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика, 1990. № 12. — С. 4 — 12.
  32. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  33. Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов -н/Дону., 1995.
  34. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. Ростов н/Д., 1997. — С. 6 — 21.
  35. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  36. Бордовская Н. В, Реан А. А. Педагогика, учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2000. — 304с.
  37. Н.В. Технологизация образовательной деятельности в контексте гуманизации // Гуманизация образования императив XXI века: Материалы межрегион, конф. 27 — 29 февр. 1996 г., Наб. Челны, 1996.-Вып. 2.-С. 9 — 12.
  38. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 67 — 92.
  39. C.JI., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения, А что же дальше? // Магистр, 1996. — № 3. — С. 83 — 90.
  40. Братченко C. J1. Гуманистические основы личностно- ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отд. РАО. СПб, 1996. — Вып. I. — С. 91 — 99.
  41. C.JI. Гуманистический подход в психологии и педагогике -курс лекций (рукопись). М.: РИПКРО Иркутск: БМЦПК, 1993 — 1996.
  42. Г. М. Образование и подготовка психологов: дилеммы гуманистической психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 249 — 257.
  43. Л.Г. Соответствие как интегрирующее условие самореализации личности // Устойчивое развитие в изменяющемся мире.-М., 1996.-С. 41 -42.
  44. В.Г. Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании. М., 1996.-С. 42.
  45. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностики. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528с.
  46. С.М. Методика преподавания в высшей школе. Горький, 1959.-93 с.
  47. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапевт, журн., 1992. № 1. — С. 25 — 29.
  48. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М.: Изд-во К. Н. Тихомирова. — 1911 — 1912, Т. II. — С. 380 — 393.
  49. С.Г., Попов Е. Б. Социально-психологические проблемы гуманизации образования // Информ. бюллетень. Проблемынепрерывного образования: педагогические кадры. СПб. — 1995. — № 4. -С. 4−11.
  50. Н.Д. Подготовка педагогов общеобразовательных учреждений к исследовательской деятельности как фактор повышения их квалификации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1998. — 18 с.
  51. Ю.Л., Доля В. Г., Рыжкова В. М. Эксперименты по подготовке специалистов нового типа. М., 1988.
  52. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях: аналитический обзор НИИВО /А.А. Бартололей, М. Б. Немировский, В. Н. Стогний и др. М., 1997.
  53. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — С. 3−120.
  54. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. — Т. 5. — С. 34−71.
  55. Т.П. Что мешает людям слушать друг друга? // Магистр. -1994, № 1.-С. 15- 17.
  56. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — С. 35 — 44.
  57. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. — Вып. 2. — С. 30 — 31.
  58. З.Р., Гафурова P.P. К вопросу о терминах «гуманизация» и «гуманитаризация» // Педагогика, 1998. № 4.
  59. А.И. Избранные педагогические высказывания. М.: АПН РСФСР, 1951.-468 с.
  60. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика, 1992. № 5 — 6.
  61. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  62. С.Н. О сущности профессионально-педагогической деятельности. Воронеж, 1992.
  63. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -260 с.
  64. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по направлению «540 500» педагогика. — М., 1994. — 32 с.
  65. Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии, 1988. № 2.
  66. М.Т. Педагогика образование взрослых. М.: Т.О.О., 1995.
  67. Э.Н. Схоластика и неопределенность в развитии гуманитарных систем // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. научн. тр.: В 2 ч. Ч. 1 / МО РФ РИПКРО. М., 1994. — Вып. 3. — С. 5 — 19.
  68. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Личностно-центрированное образование и гуманистический подход: Курс лекций (рукопись). М.: РИПКРО — Иркутск: БМЦПК, 1995 — 1996.
  69. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: — Интерпракс, 1994. — 136 с.
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  71. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: ГИС, 1956.-408 с.
  72. И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. -Ижевск: Научн.- метод, центр практ. психолог, образования, 1998. -44 с.
  73. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  74. А.И. Сравнительная педагогика. М., 1998. — 176 с.
  75. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 191 с.
  76. Дж. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1925. — 127 с.
  77. О.П. Конструктивный познавательный опыт как фактор развития личности: Автореф. дисс. канд. философ, наук. СПб., 1998. -18 с.
  78. И.А. Гуманизация образования императив XXI века // Гуманизация образования — императив XXI века. — Наб. Челны, 1996. -Вып. 1.-С. 20−30.
  79. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации. М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- 111 с.
  80. С.В. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975.87.3инченко В. П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 12- 97.88.3меев С. И. Основы андрагогики. М., 1999.
  81. В., Гурье Л. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России, 1997. № 4.
  82. Е.А. Высшая школа России конца XIX начала XX века. — М., 1991.
  83. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
  84. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002. — 208 с.
  85. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии, 1992. № 1. — С. 16 — 18.
  86. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 339 с.
  87. А. Бунтующий человек, М.: Мысль, 1990. 168 с.
  88. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987 — 190с.
  89. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  90. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. № 2. — С. 14 — 20.
  91. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-н/Дону., 1996 512с.
  92. Е.А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) // Вопросы психологии, 1993. № 3. — С. 39 — 47.
  93. В.Н. Студент и преподаватель глазами друг друга. // Высшее образование в России, 1996, С. 51−54.
  94. И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994. — С. 23 — 24.
  95. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТП и МИО, 1993. — С. 6 — 44.
  96. Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики // Свободное воспитание. М., 1993. — Вып. 2. — С. 42- 49.
  97. А.С. Становление педагога: Монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — 178 с.
  98. .Б. Личность и педагогическая одарённость, новый метод. М.- Воронеж, 1998 126с.
  99. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д., 1994. — С. 8 — 55.109. «Круглый стол» Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1996. № 5. — С. 72 — 80.
  100. О.Н. Установка на личность в процессе моделирования гуманистической воспитательной системы. // Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. научн.ст. / Под ред. Л. И. Новиковой. — М.: Изд. РОУ, 1995. — С. 32−39.
  101. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. -Липецк, 1999.
  102. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 181 с.
  103. Н.В. Способности, одарённость и талант учителя. -Ленинград: Знание, 1985 32 с.
  104. Л.Н. Личность в воспитательной системе учебного заведения: взаимосвязанное развитие // Личность в воспитательнойсистеме учебного заведения: Межвуз. сб. тез. Всеросс. научн. практ. конф. Хабаровск: ХГПУ, 1993. — С. 1 — 29.
  105. JI.H. Общение как фактор взаимосвязанного развития личности и детского сообщества // Личность в воспитательной системе учебного заведения: Межвуз. сб. тез. Всеросс. научн. практ. конф. -Хабаровск: ХГПУ, 1993. С. 44 — 47.
  106. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997.-315 с.
  107. Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников // Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях: Сб. материалов научн.-практ. конф. Хабаровск: ХГПУ, 1994. — С. 7 -11.
  108. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1995.
  109. Ю.Н. Психологические знания и учитель. // Вопросы психологии, 1983. № 3, С. 54−61.
  110. Ю.Н. Технократия и гуманизм // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб., 1995. — № 4. — С. 8 — 11.
  111. С.В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагог, ин-тов и слушателей ИПК и ФПК. Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3, испр. и доп. -Воронеж, 1997.- 184 с.
  112. С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. -Воронеж, 1997.-236 с.
  113. С.В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: Автореф. Дисс. д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1997. — 39 с.
  114. К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, 1999−272с.
  115. А.Н. Избранные психологические произведения: Т. 11. -М.: Педагогика, 1983. С. 240 — 390.
  116. Д.А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -С.З-18.
  117. Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 40 — 55.
  118. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 4. М., 1953.
  119. Р.Л. Каким быть? (Фундаментальные проблемы духовного самоопределения человека). Комсомольск-н/Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997. — 55 с.
  120. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. -175 с.
  121. В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров. // высшее образование в России. 1996 № 4 с54−61.
  122. Дж. Опыт о человеческом разуме. Соч в 3 т. М. 1985-т 1 — с7 8- 582.
  123. М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.
  124. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестации. -М., 1992.
  125. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. — С. 40 — 70.
  126. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1983.
  127. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982.-С. 108−117.
  128. А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
  129. Д.И. Избранные сочинения (автобиографические материалы). М., 1954.
  130. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998−200 с.
  131. Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: Флинта: 2001- 192 с.
  132. Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография. Н. Новгород, 2002. — 182 с.
  133. Г. Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. 224 с.
  134. Н. Г. Учителю о познавательном интересе. Сер. педагогика и психология № 2. М.: Знание, 1979. — 46 с.
  135. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946 1989 гг.): Дисс. д-ра пед. наук. — Казань, 1990. — 397 с.
  136. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990.- № 9.-С. 41 -47.
  137. И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1992. — 20 с.
  138. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1959.-256 с.
  139. Л.И. Гуманистическая воспитательная система школы как феномен социальной действительности и объект педагогических исследований // Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: Сб. научн. тр. М., 1992. — С 5 — 12.
  140. Л.И. Воспитательная система учебного заведения: концептуальные подходы // Личность в воспитательной системеучебного заведения. Межвуз. сб. тез. Всеросс. научн-практ. конф. -Хабаровск: ХГПИ, 1993. С. 29 — 31.
  141. Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология. Личность: Тексты. М., 1982. — С. 106 — 108.
  142. А.А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. — С. 4 — 13.
  143. А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1990. — № 2. — С. 55 — 58.
  144. А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995. № 2. — С. 5 — 19.
  145. А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии, 1988. № 6. — С. 142 — 146.
  146. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психолог, фак-тов. М.: Логос, 1995. 224 с.
  147. А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению // Моск. психотерапевт, журн., 1994. № 2.
  148. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. Киев: Вища школа, 1987. — С. 5 — 15.
  149. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // «Философия образования для XXI века». М.: Логос, 1992. — С. 25 — 30.
  150. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. доп. и пер. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  151. Педагогические теории, системы и технологии. Иркутск: ИГПУ, 1998. — 20 с.
  152. Н.А. Методологические аспекты личностно-профессионального роста педагога.: Монография. Иркутск: Изд-во ГлавУНО, 1997. — 104 с.
  153. Н.А., Подлиняев O.J1. Психолого-педагогические основы разработки целевой комплексной программы развития образовательных заведений в пространстве гуманистического подхода.: Монография. Иркутск: Изд-во ГлавУНО, 1997. — 96 с.
  154. С.Г. Тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960-е 80-е гг.): Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994. -231 с.
  155. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — С. 13 — 32.
  156. В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-С. — 124- 145.
  157. А.В. Основы педагогики и психологии высшей шкалы. М.:1986.
  158. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования. // Высшее образование в России 1996 № 5.
  159. О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1996. — 16 с.
  160. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
  161. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Владос, 1996. — 432 с.
  162. О.Л., Федотова Е. Л., Косогова А. С. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике: Учеб. пособие. -Иркутск: ИГПУ, 1997. 72 с.
  163. О.Л. Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хабаровск: XI НИ, 1992. — 14 с.
  164. O.JI. Становление личности. Актуальные концепции: Монография. Иркутск: ИГЛУ, 1997. — 132 с.
  165. О.Л. Формирование познавательных интересов школьников в условиях учебной деятельности: Учеб. пособие. -Иркутск: ИПКРО, 1994. 50 с.
  166. О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования. Автореф. дисс. док. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 36с.
  167. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: «Академия», 2001. — 136 с.
  168. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. — 17 с.
  169. Психология и педагогика: Учебное пособие. Новосибирск, 1998. -175 с.
  170. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2000 432 с.
  171. В.М. Азбука педагогического труда, (пособие для начинающего преподавателя технического вуза). М.: Высшая школа, 1990.-191 с.
  172. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-512 с.
  173. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  174. К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа, 1987. № 10 — 21−24 с.
  175. К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии (30 60-е гг. XX в.): Тексты. — М., 1986. — С. 201 — 230.
  176. К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование, 1993. № 5 — 6.
  177. К.Р. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1990. № 2. — С. 58 — 65.
  178. В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. — С. 5 — 29.
  179. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
  180. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.
  181. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  182. С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Политиздат, 1969. — С. 248 -374.
  183. . И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998 — 260 с.
  184. Л.И. Гуманистический подход в обучении (на материале подготовки психосоциальных работников для сферы образования) // Гуманизация образования императив XXI века. — Наб. Челны, 1996. -Вып. 1.- С. 191 -200.
  185. .- П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. Сборник // Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. — Сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.
  186. Е.С. Совершенствование самообразовательной деятельности учителей в системе повышения квалификации. СПб, 1993.
  187. В.В. Личностно-ориентированное образование. //Педагогика, 1994. № 5. — С. 16−21.
  188. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  189. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Учебник. СПб., 1996.
  190. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000. — 101 с.
  191. В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. -С. 6−9.
  192. В.А. Учитель и время. // Советская педагогика, 1990 № 3.
  193. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  194. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995 — 271 с.
  195. В.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. — Смоленск, 1987.
  196. B.C., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996.
  197. М.И. Профессиональные способности педагога. М., 1998 -368 с.
  198. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985. № 3. — С. 31 — 39.
  199. Степашко J1.A. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект): Учеб. пособие по спецкурсу. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1994. — 100 с.
  200. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-н/Дону, 2001 — 512 с.
  201. A.M. Психология и педагогика. М., 2001. — 423 с.
  202. Г. С. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. JI, 1979.
  203. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
  204. JI.H. Педагогические сочинения. М., 1989.- С. 150 — 215.
  205. Ю.И. Свобода учиться и учить // Директор школы, 1997. -№ 1. С. 38−47.
  206. Ю.И. Теоретические проблемы содержания профессиональной подготовки учителя // Педагогическое образование: содержание, структура, организационные формы. Сб. научн. тр. / Под ред. В. Б. Новичкова. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — С. 41 — 69.
  207. Д.Н. Педагогические исследования. М., 1966 — 451 с.
  208. Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. Разд. 2. — С. 75 — 76.
  209. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. М.- JL: Изд-во Академии пед. наук, 1950. — Т. 8. — 648 с.
  210. ЕЛ. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дисс.. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1998. — 387 с.
  211. E.JI. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: Монография. Иркутск: ИГЛУ, 1997. — 114 с.
  212. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.: «Академия», 2002. — 224 с.
  213. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  214. В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л Л. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  215. Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. — 384 с.
  216. С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  217. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
  218. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
  219. Э. Иметь или быть? М., 1990.
  220. А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. -М.: МГУ, 1987.-С. 26−31.
  221. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1997.-512 с.
  222. Н.М. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к деятельности, в процессе обучения педагогическим дисциплинам. Улан-Уде, 2002 — 120 с.
  223. Ю. Г. Условия становления личностно- профессиональной индивидуальности будущих учителей в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. — 19 с.
  224. А.Н. Методологическая культура учителя и условия её формирования в системе современного педагогического образования. -Курск, 1997−370 с.
  225. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
  226. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977 -144 с.
  227. С.Т. Педагогические сочинения. М.: АН РСФСР, 1995. — Т. 4. — 328 с.
  228. А.А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 197 с.
  229. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1991. — 400 с.
  230. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. Л.: ЛГПИ, 1980. — С. 3 — 46.
  231. Л.И. Новая образовательная парадигма как условие развития личности (к постановке проблемы) // Гуманизация образования императив XXI века. — Наб. Челны, 1996. — Вып. 1. — С. 51 -60.
  232. Г. И. Университеты в России и Устав 1884 года. М., 1976.
  233. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 205 с.
  234. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  235. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-с. 496.
  236. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1981.
  237. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление // Юнг К. Г. Собр. соч.: В 19 т. Т. 15: Феномен духа в искусстве и науке. -М., 1992. С. 54 — 78.
  238. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. J1., 1979.
  239. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2. — С. 31 -41.
  240. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 — 96 с.
  241. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.- 463 с.
  242. Combs A. Humanism, Education and the Future. Educational Leadership, 1978. — Vol. 35. — № 4. — P. 300 — 305.
  243. Humanistic Education: a Reconnaissance. Georgia State University, 1988.-P. 20−43.
  244. Roy Jose De Carvalio. The Humanistic Paradigm in Education // The Humanistic Psychologist Vol. American Psychological Association. 1991. -№ 1, — P. 88−10
Заполнить форму текущей работой