Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические рекомендации по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая тема сказки прорабатывается на 1−3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия. Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит… Читать ещё >

Методические рекомендации по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста воспитателю совместно с родителями необходимо:

  • — Создать радостную и благоприятную обстановку вокруг ребенка, как в детском саду, так и дома.
  • -Обязательно поддерживать инициативу ребенка в театрализованной игре, поддерживать детей в создании новых образов.
  • -Развитие интереса к театрализованной игре.
  • -Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения [36, с 140]. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи — сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1−3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3−5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [65]; изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией — элементы теории решения изобретательских задач);

психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [79];

сказкотерапию (по методике Т. Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т. п.).

Цель занятий — развитие творческого воображения дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

«Пофантазируем?».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов».

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3−4, затем постепенно увеличивается до 7−10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы, А или Б и т. д.

Игра «Если бы…» [2, С.95−97].

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?"); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?).

«Твори, выдумывай, пробуй!».

Цель: развитие творческого воображения.

Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые формы работы детей на занятии.

«Волшебные картинки».

Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем собственно, и обеспечивается усложнение заданий. При этом дети могут не только давать названия рисунка, но и сами делать небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре.

В программу по изодеятельности включаются и другие приемы: отражение своего настроения в цвете, изображение своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, рисунок поролоном и жесткой кистью).

Для развития воображения и умения передавать свой творческий замысел детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр» и др.) и предлагается представить и изобразить их. На следующем занятии дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.

В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки «наоборот».

Сочинение групповой сказки.

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3−4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:

Сказки «наизнанку».

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка — злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т. п.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

В конце педагог благодарит за активную работу.

«Кто быстрей, кто интересней?».

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей их творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

«Что упало?».

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож — придет мужчина, упала ложка — придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т. д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

В завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

Таким образом, мы разработали методические рекомендации для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх. Мы разработали занятия, способствующих развитию творческого воображения дошкольников; осознанию собственных творческих возможностей ребенка; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой