Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие креативности курсантов в высшем военно-учебном заведении при изучении гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психолого-педагогическом обосновании мы опирались на концепции мышления и их применение к проблеме образования (H.A. Бердяев, В И. Буянов, Л. С. Выготский, A.M. Воробьев, К. Гольдштейн, В. П. Давыдов, И. Н. Зайнулина, М. М. Зиновкина, Н. И. Калаков, А. Камю, И. Кант, Л. Г. Лаптев, С. А. Левицкий, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Ф. Ницше, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр, И. Н. Семенов, С. Ю… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Ретроспективный анализ основных концепций и подходов в понятийном поле «креативность»
    • 1. 2. Потенциальные возможности развития креативности курсантов в высшем военно-учебном заведении
    • 1. 3. Моделирование процесса развития креативности курсантов в военном вузе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Содержание и логика опытно-экспериментальной работы по развитию креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин
    • 2. 2. Технология развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений при изучении гуманитарных дисциплин
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин

Развитие креативности курсантов в высшем военно-учебном заведении при изучении гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации система высшего образования претерпевает значительные изменения, связанные с модернизацией и все большей личностной направленностью современного образовательного процесса. Становление современной личности и профессионала невозможно без овладения приемами творческого анализа, интегрированного использования всего комплекса информации, полученного в вузе.

Развитие творческих качеств у будущего специалиста, необходимых ему для решения профессиональных задач, является одной из задач общепрофессиональной подготовки в процессе обучения в вузе. Уровень развития творческого мышления будущих специалистов любого направления является показателем успешной деятельности высшей школы. На фоне процессов смены образовательных парадигм, внедрения в обучение личностно-ориентированного подхода, развивающих педагогических технологий, подчеркивающих субъект-субъектный аспект взаимодействия преподавателя и студента, эта задача становится еще более актуальной. Особую значимость ей придает и социальный заказ на подготовку специалистов с выраженным творческим потенциалом, способных к самоактуализации в профессии и обществе.

Это требование актуально и для высшего военно-профессионального образования, являющегося неотъемлемой частью как современного общества, так и современного образовательного поля.

В данных условиях цели высшего военного образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности. Современный офицер, кроме узко специальных профессиональных знаний, должен обладать комплексом навыков и умений в широком спектре деятельности и потому его подготовка должна предусматривать целенаправленную деятельность по развитию и закреплению индивидуальных, заложенных природой творческих способностей.

Настоящее положение подразумевает, что офицер Вооруженных Сил Российской Федерации является носителем таких характеристик, как активность, способность найти применение своим профессиональным качествам в любых условиях, способность проявить гибкость и нестандартность в решении профессиональных задач. Нам кажется естественной точка зрения, что становление военного специалиста возможно лишь при планомерном и целенаправленном развитии вышеперечисленных характеристик в процессе высшего образования. Это также определяется рядом требований к личности офицера. В настоящее время значительно усложняются вооружение и техника, возрастает объем приемов, действий и операций, выполнением которых офицер должен владеть в совершенстве, действуя в ограниченные сроки. В этих условиях необходимым становится умение быстро и точно анализировать сложную, меняющуюся ситуацию, извлекать из анализа необходимую информацию, прогнозировать на ее основе изменение обстановки, предугадывать решение противника и последствия своих действий, сиитезировать па этой основе решение и добиваться его реализации. Всё это невозможно без овладения системой современного знания, без использования современных достижений технической науки, информационных технологий, практической психологии и без личностной креативности. В связи с этим развитие креативности у будущих офицеров в военном вузе представляется задачей важной и актуальной.

Однако данные ряда исследований [70- 104] свидетельствуют о том, что более чем у 80% выпускников военных вузов преобладает установка лишь на исполнительскую профессиональную деятельность, они владеют в основном репродуктивным уровнем мышления, и только 12% курсантов, обладая высокими креативными способностями, решают задачи повышенной сложности. Это подтверждает мысль о том, что в вузовском обучении по-прежнему доминирует знаниевый подход, процесс подготовки военных специалистов в военных вузах ориентирован в основном на вооружение выпускников совокупностью предметных знаний, а не на развитие у них креативных способностей.

Таким образом, необходимым становится внедрение педагогических технологий, направленных на развитие креативности курсантов высших военных учебных заведений.

Природа креативности, выявление механизмов и условий ее формирования привлекает внимание многих ученых (Г.С. Альтшуллера, A.A. Бала-ховского, A.B. Барабанщикова, Д. Б. Богоявленской, Н. М. Борисенко, И. А. Герасимовой, P.M. Грановской, Л. Д. Ивлевой, Т. А. Казариновой, Э.Н. Корот-кова, A.M. Матюшкина, A.B. Палилей, Я. А. Пономарева, В. А. Сластенина, И. В. Смирнова, И. С. Якиманской, E. JL Яковлевой и др.).

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме развития творческих способностей личности, вопросы развития креативности как механизма совершенствования профессиональной подготовки офицеров в условиях военно-технического вуза изучены недостаточно.

Особое место в системе обучения военнослужащих занимают гуманитарные дисциплины. В то же время анализ качества преподавания этих дисциплин в военных вузах показывает, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют в полной мере раскрыть креативные способности курсантов в процессе их изучения. Это объясняется тем, что методика преподавания ориентирована на развитие умений и навыков в предметной области и не учитывает возможности развития творческих способностей обучаемых.

Изучение опыта работы и анализ научной педагогической литературы позволили выявить ряд противоречий:

— между растущей потребностью в творчески мыслящих офицерах и недостаточной разработанностью теории и методики обучения гуманитарным дисциплинам в высшем военно-учебном заведении как средства развития креативности курсантов;

— между необходимостью развития навыков креативного поведения офицеров Вооруженных Сил РФ и недостаточной разработанностью технологий обучения, направленных на развитие креативных способностей курсантов при изучении гуманитарных дисциплин;

— между необходимостью развития креативности военных специалистов и ограниченными для этого возможностями традиционных дидактических средств и моделей обучения, применяемых в военных вузах;

— между необходимостью внедрения новых подходов к решению задач подготовки курсантов и существующими стереотипными установками в сознании командного и преподавательского состава военных вузов.

Данные противоречия обусловили необходимость решения следующей проблемы: создание действенной технологии развития креативности будущих офицеров при изучении гуманитарных дисциплин в условиях военного вуза.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении.

Предмет исследования — технология развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, развитие креативности курсантов в процессе изучения гуманитарных дисциплин будет протекать более эффективно, если:

— уточнены сущностные и содержательные характеристики понятия «креативность военного специалиста»;

— определены и раскрыты закономерности и факторы развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении;

— разработана и внедрена структурно-содержательная модель развития креативности курсантов высшего военно-учебного заведения, основанная на личностно-ориентированном и проблемно-деятельностном подходах и включающая следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, функции, принципы, факторы, закономерности, направления работы, формы, методы и средства обучения, критерии, этапы и результат;

— разработана и апробирована технология развития креативности курсантов, обучающихся по техническим специальностям при изучении гуманитарных дисциплин.

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме развития креативности, уточнить сущностную и содержательную характеристики понятия «креативность военного специалиста».

2. Выявить и раскрыть закономерности и факторы развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военном учебном заведении;

3. Разработать и экспериментально апробировать структурно-содержательную модель развития креативности курсантов при изучении гу-' манитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.

4. Разработать и внедрить технологию развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.

Методологическую основу исследования составили философские положения о единстве теории и практикиучение об особенностях поэтапного становления и развития личности в процессах деятельности, познания и общения, образования и самообразованияидеи системного анализа профессиональной подготовкифилософские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образованияпсихолого-педагогические теории и концепции, раскрывающие природу человеческого мышления и возможности его развития в процессе учебной деятельностисовременные концепции и подходы к высшему профессиональному образованию.

Теоретической основой исследования являются теории обучения (A.B. Барабанщиков, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин) — концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (Д.А. Белухин, Е.В. Бондарев-ская, В. П. Давыдов, В. А. Караковский, Л. И. Маленкова, E.H. Степанов, Н. Е. Щуркова, И.С. Якиманская) — теории креативности, а также ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, В. И. Андреев, С. И. Архангельский, A.A. Балаховский, Ю. В. Горин, М. М. Зиновкина, Ю. Н. Кулюткин, Д. Пойя, В. В. Попов, Е. П. Торренс, A.B. Хуторской).

В психолого-педагогическом обосновании мы опирались на концепции мышления и их применение к проблеме образования (H.A. Бердяев, В И. Буянов, Л. С. Выготский, A.M. Воробьев, К. Гольдштейн, В. П. Давыдов, И. Н. Зайнулина, М. М. Зиновкина, Н. И. Калаков, А. Камю, И. Кант, Л. Г. Лаптев, С. А. Левицкий, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Ф. Ницше, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Б. Спиноза, Т. Тулку, И. Г. Фихте, А. Шопенгауэр, К. Ясперс) — развития и формирования творческого мышления (Д. Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский, Т. В. Габай, В. Н. Дружинин, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Э. Н. Короткое, Л. Д. Лебедева, A.A. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. А. Троицкий, И. С. Якиманская) — военной педагогики и психологии (И.А. Алехин, A.B. Барабанщиков, Б. П. Бархаев, В. Н. Герасимов, Н. И. Калаков, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, A.A. Ломакин, С. С. Муцынов и др.).

Нами также использовался теоретический подход к диагностике как методу контроля и предпосылки преобразования действительности (А. Анастази, В. Вундта, Ф. Гальтон, С. В. Рощин, Дж. Фишер, И. Хартман, Л.Н. Яровская) — инновационные модели обучения (В.Н. Вершинин, О. М. Горелик, М. В. Кларин, П. Е. Решетников, Д.В. Чернилевский).

На различных этапах проведения исследования для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ (сравнительносопоставительный, системный, логический анализ, моделирование, обобщение собственного и передового педагогического опыта);

— диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, изучение учебно-методической документации, изучение и обобщение передового опыта работы должностных лиц вуза по развитию креативности курсантов);

— математическая обработка результатов исследования, позволяющая получить показатели, отражающие результаты проводимых измерений.

Экспериментальной базой исследования явился Ульяновский военно-технический институт (УВТИ). В исследовании приняли участие 230 человек, из них: 186 курсантов, 95 курсантов экспериментальной группы и 91 курсант контрольной группы специальностей «Обеспечение войск ракетным топливом и горючим» (механики), «Технология, хранение и применение ракетного топлива и горючего» (технологи) — 44 человека — профессорско-преподавательский состав и офицеры командирского звена.

Основные этапы исследования:

I этап (2006/2007 уч. г.) — теоретико-поисковый — включал предварительный анализ исследуемой проблемы в военно-педагогической теории и практики на основе изучения научно-теоретических источников. На данном этапе методами наблюдения, беседы, интервью, анкетирования, анализа документов и результатов деятельности изучался практический опыт организации процесса развития креативности курсантов в Ульяновском военног техническом институтеосуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, замысла, объекта, предмета, цели, задачи и рабочей гипотезы исследованияразрабатывалась методика планируемого экспериментапроводился констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня креативности курсантов.

II этап (2007;2008 и 2008;2009 уч. гг.) — опытно-экспериментальныйзаключался в проведении исследования особенностей развития креативности курсантов в процессе обучения в военном вузев практической реализации в учебном процессе разработанной структурно-содержательной модели и технологии развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений при изучении гуманитарных дисциплин.

III этап (2009;2010 уч. гг.) — аналитико-обобщающий. На данном этапе анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. Осуществлялась заключительная диагностика, проводились анализ динамики развития креативности курсантов и статистическая обработка полученных экспериментальных данных. На этом этапе были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические рекомепдации по совершенствованию процесса развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы военного вуза. Данный этап экспериг ментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1) определены научно-педагогические основы развития креативности курсантов военного вуза при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении;

2) разработана и внедрена структурно-содержательная модель развития креативности курсантов высшего военно-учебного заведения, основанная на личностно-ориентированном и проблемно-деятельностном подходах и и включающая следующие компоненты: цель, задачи, функции, принципы, факторы, закономерности, направления работы, формы, методы и средства обучения, критерии, этапы и результат;

3) разработана и апробирована технология развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в решение актуальной научной проблемы путем обоснования необходимости опоры на основные положения личностно-ориентированного и проблемно-деятельностного подходов в развитии креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении. В работе уточнены сущностные и содержательные характеристики*^ понятия «креативность военного специалиста» применительно к профессиональной деятельности будущего офицераопределены и раскрыты закономерности и факторы развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведенииразработана структурно-содержательная модель и технология развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором структурно-содержательная модель, технология развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин, учитывающая специфику военного вуза, и методические рекомендации по развитию креативности курсантов могут быть использованы в учебном процессе высших военно-учебных заведений.

Теоретические положения и выводы проведенного исследования создают предпосылки для научно-методического обеспечения эффективного развития креативности курсантов высших военно-учебных заведений.

Результаты исследования могут быть использованы в высших военно-учебных заведениях разных типов при подготовке курсантов к осуществлению профессиональной деятельности, а также при разработке образовательных программ в системе повышения квалификации офицерского состава.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается оптимальным выбором методологических оснований, включающих системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходыопорой основных положений и научных выводов на результаты научно-педагогических исследований по проблемеприменением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследованиясистематической проверкой результатов исследования на разных его этапахподтверждением на практике полученных выводов и рекомендаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Креативность военного специалиста, развиваясь в процессе учебной деятельности курсанта военного вуза, функционально закрепляется в структуре личности, определяя творческий стиль служебно-профессиональной деятельности будущего офицера, и проявляется в активном использовании профессионального опытаумениях и способностях находить новые приемы и разносторонние подходы к достижению целипоследовательно, четко и самостоятельно решать поставленную задачу при недостатке времени и исходных данныхпрогнозировать последствия своих решений.

2. Структурно-содержательная модель развития креативности курсантов высшего военного учебного заведения, основанная на личностно-ориентированном и проблемно-деятельностном подходах и включающая цель, задачи, функции, принципы, факторы, закономерности, направления работы, формы, методы и средства обучения, критерии, этапы и результат, позволяет конкретизировать содержание компонентов образовательного процесса и повысить эффективность профессиональной подготовки будущего офицера.

3. Технология развития креативности курсантов технических специальностей при изучении гуманитарных дисциплин, представляющая собой совокупность адаптированных для высшего военно-учебного заведения методов, средств и форм обучения, способствует повышению эффективности процесса развития креативности курсантов высшего военно-учебного заведения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на ученых советах, заседаниях кафедр психологии (и педагогики), гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ульяновского военно-технического института, научных семинарах, заседаниях предметно-методических комиссий, инструктор-ско-методических занятиях с преподавателями кафедры, а также учебнометодических сборах профессорско-преподавательского состава УВТИ. В ходе 1 проведения конференций: межвузовской научно-практической конференции «Проблемы творческого развития личности в системе образования» (Улья, новск, 2005) — всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития личности курсанта. Поддержка и факторы развития» (Краснодар, 2007) — внутривузовских: «X военно-научная конференция» (Ульяновск, 2008) — «XI военно-научная конференция» (Ульяновск, 2009), «XII военно-научная конференция» (Ульяновск, 2010) — всероссийской заочной научной конференции «Социально-экономическое и культурное развитие России в условиях кризиса» (Самара, 2010).

Теоретические положения и выводы исследования были использованы при разработке учебных, учебно-методических и вспомогательных материалов для организации учебного процесса в Ульяновском военно-техническом ин-* статуте. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, в том числе монография и 2 статьи в журналах из перечня ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (191 источник, из них: 21 на иностранном языке) и приложений. Основное содержание диссертации представлено на 157 страницах и включает 5 таблиц и 11 рисунков.

Выводы по второй главе:

1. Во второй главе мы рассмотрели организацию и оценку экспериментальной работы по развитию креативности курсантов высшего военно-учебного заведения, нами рассмотрены цели и задачи проведения экспериментальной работы.

2. Разработана технология развития креативности курсантов, обучающихся по техническим специальностям при изучении гуманитарных дисциплин. Данная технология основывается на элементах личностно-ориентированного обучения и представляет собой последовательность действий преподавателей и командного состава по внедрению методов, средств и форм развития креативности в образовательный процесс военного вуза. Использование данной технологии в образовательном процессе позволяет сделать вывод о её жизнеспособности и эффективности в достижение цели развития креативности курсантов.

3. Использование на занятиях различных приемов (проблемно-поисковые, коммуникативные, основанные на общении, диалоговые, имитационно-игровые, проектно-исследовательские и др.), позволяют курсантам наряду с преподавателем стать субъектом учебного процесса.

4. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы подтверждена возможность развития креативности на базе изучения гуманитарных дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретико-экспериментальное исследование, направленное на рассмотрение развития креативности курсантов высшего военного учебного заведения, проводилось нами с целью определения путей развития креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин. В ходе исследования решены задачи выбора и адаптации к учебному заведению методов, средств и форм обучения, способствующих развитию креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин, адаптированная диагностическая методика проверки эффективности выбранных методов, средств и форм развития креативности.

В работе рассмотрена актуальность развития креативности курсантов высшего военного учебного заведения как профессионала и как гражданина. Разработана и апробирована модель развития креативности курсантов, предложена программа развития креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Экспериментальное исследование, проведенное с помощью адаптированного для возрастной группы 18−23 лет варианта диагностики креативности (Е. Е. Туник) подтверждает сделанные предположения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Проведенный анализ философской, педагогической, психологической и социологической литературы показал, что проблема развития креативности курсантов рассмотрена, недостаточно широко, решение задач исследования потребовало уточнения таких понятий, как «креативность курсантов высшего военного учебного заведения», «развитие креативности при изучении гуманитарных дисциплин». Выделены концептуальные положения и подходы к современному процессу военного образования, определена сущность базовых понятий, их специфическое содержание.

На основе проведенного анализа нами были выделены определенные качества, которыми в той или иной мере должна обладать креативная личность — это мировоззрение, установки, мышление, воля, знания и т. п., имеющие определенный уровень развития и сформированности, творческий потенциал, определенную степень активности.

Нами было рассмотрено проявление творчества в учебной деятельности высшего военно-учебного заведения, а также среда военного вуза, которая предполагает создание условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Развитие креативности в военном вузе при обучении гуманитарным дисциплинам возможно только на основе личностно-ориентированного подхода на основе субъектно-субъектных отношений.

Идея личностно-ориентированного обучения отвечает принципам гуманистического подхода к личности, принципам военного образования. Именно личностно-ориентированная модель обучения дает возможность развития креативности в обучении, выступающей одним из факторов развития качеств профессиональной личности офицера.

2. Разработанная нами структурно-содержательная модель процесса развития креативности курсантов высшей школы и созданная на её основе технология развития креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин позволяет осуществлять системное решение исследуемой проблемы в совокупности научно-методологического, целевого, стимулирующего, содержательного, деятельностного и результативного компонентов.

3. Предложенная совокупность методов, средств и форм развития креативности способствует эффективной организации учебных занятий, выступает как условие системной организации процесса развития креативности в ходе изучения гуманитарных дисциплин в высшем военном учебном заведении.

4. Адаптированная нами методика диагностики креативности Е. П. Торренса предоставляет достаточные возможности для диагностирования креативности курсантов высшего военного учебного заведения в возрастной группе от 18 до 23 лет.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена теоретическими и экспериментальными данными. Но, вместе с тем, данное исследование имеет широкие перспективы для продолжения.

В то же время рассмотренные в данной работе аспекты не претендуют на раскрытие всей полноты этой многогранной проблемы. Перспективы дальнейшей научной работы по данной теме видятся в следующих направлениях: влияние различных факторов на успешность развития креативности (индивидуально-психологических особенностей курсантов, факторов профессионально-образовательной среды и др.) — развитие креативности курсантов при изучении военно-специальных дисциплинприменение инновационных форм и методов в обеспечении процесса развития креативности курсантовразвитие креативности на этапе самостоятельной военно-профессиональной деятельности, а также при прохождении срочной военной службы и службы по контракту и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Театр в мировой и отечественной культуре-
  2. Культура взаимоотношений военнослужащих. Воинский этикет. Педагогика и психология", темы:
  3. Основы военной психологии-
  4. Психология индивидуальности-
  5. Психология управленческой деятельности офицера в подразделении-
  6. Психология боевой подготовки военнослужащих. Психологическая подготовка военнослужащих к специальным видам деятельности-
  7. Сущность, содержание и принципы процесса воспитания военнослужащих-
  8. Организация воспитательного процесса в воинском коллективе. Формы и методы работы педагога-психолога части-
  9. Военно-педагогический процесс как система-
  10. Активизация познавательной деятельности студентов Текст.: сб. науч. трудов / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. JI.: ЛГПИ, 1973. -108 с.: черт.
  11. , Г. С., Шапиро, Р. Б. О психологии изобретательского творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. — 1956, № 6, с. 37−49.
  12. , Г. С. Как стать гением Текст.: жизн. стратегия творч. личности / Г. С. Альтшуллер. — Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.: ил. — ISBN 985−01−0075−3.
  13. , Г. С. Найти идею : введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач / Г. С. Альтшуллер. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 401 с.: 1 л. табл. — (Искусство думать). — ISBN 978−5-9614−0868−3.
  14. , Г. С. Творчество как точная наука : теория решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. [2-е изд., доп.]. — Петрозаводск: Скандинавия: Изд. Офиц. Фонда Г. С. Альтшуллера, 2004. — 203, [2] с.: ил. — ISBN 5−94 805−025−9.
  15. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев.- М.: Наука, 1977. 280 с.
  16. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 236, [2] с.: ил. — 20 см. — ISBN 5−7464−297.
  17. , А. В. Психология изобретательского творчества Текст. / А. В. Антонов. Киев: Вища школа, 1978. — 175 с.: ил.
  18. , П. А. Педагоги и педагогика Текст. / П. А. Апакаев — Федер. агентство по образованию РФ, Марийский гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Йошкар-Ола: МГПИ, 2007. — 143, 1. с. — ISBN 978−5-88 448−2470.
  19. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  20. , А. А. Военно-педагогическое творчество : сущность, содержание и условие оптимизации (Философско-методический анализ) Текст. / А. А. Балаховский. М.: ВПА, 1988. — 143 с.
  21. , А. В. Основы военной психологии и педагогики Текст. / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Ф. Феденко — ред. А. В. Барабанщиков. М.: Просвещение, 1988. — 271 с. — (Учебное пособие для педагогических вузов). — ISBN 5−09−805−1.
  22. , А. В. Предмет, задачи и методология педагогики высшей военной школы Текст. / А. В. Барабанщиков // Основы педагогики и психологии высшей военной школы. -М., 1975. 156−157 с.
  23. , А. В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются Текст. / А. В. Барабанщиков // Вестник высшей школы. 1985. -№ 11.-С. 16−23.
  24. , А. В. Развитие творческого мышления у слушателей Текст.: метод, сб. Вып. 20 / А. В. Барабанщиков. М.: ВПА, 1973. — С. 8−15.
  25. , М. П. Методологические основы развивающего обучения Текст. / М. П. Барболин — АПН СССР, НИИ проф.-техн. образования. -М.: Высш. шк., 1991.-230, [2] с.: ил.-ISBN 5−06−2 536−5.
  26. , С. А. Культурология в системе технического образования: синтез интеллекта и творчества Текст. / С. А. Безклубая // Социально-гуманитарные знания. -2001. —№ 5. — С. 161−167.
  27. , Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев — [вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. JI. В. Полякова — Журн. «Вопр. Философии» и др.]. М.: Правда, 1989. — 607 е., 1. л. портр.
  28. , М. Н. Теория и практика гуманизации образования Текст.: [учеб. пособие] / М. Н. Берулава. [2-е изд., перераб. и доп.]. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 326, [2] с. — ISBN 5−7677−0523−2.
  29. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 193 с.
  30. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов: РГУ, 1983. — 173 с.
  31. , Д. Б. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления Текст. / Д. Б. Богоявленская, М. Р. Гинзбург // Советская педагогика. 1977. — № 1. — С. 67−77.
  32. , Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии, 1971. — № 1. -с. 144−146.-ISSN 0042−8841.
  33. , Д. Б. О путях к творчеству / Д. Б. Богоявленская // Наука и жизнь. 1977.-№ 4. — 115−121 с.
  34. , Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. — 1976. № 4. — 69−79 с. — ISSN 0042−8841.
  35. , В. Ю. Психотренинг : социодинамика. Упражнения. Игры Текст. / В. Ю. Большаков. СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. — 379, 1. с.: ил. — (Библиотека практической психологии). — ISBN 5−89 121−003−7.
  36. , В.А. Алгоритмы педагогического творчества : Книга для учителя Текст. / В. А. Бухвалов. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.: ил.
  37. , В. И. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров к военной службе Текст. / В. И. Буянов. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 236 с.
  38. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204, [3] с.: ил. — ISBN 5−06−2 079−7.
  39. , Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения Текст. / Н. Ф. Вишнякова. Минск.: РИВШ при БГУ, 1995, — 186 с.
  40. , С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст.: словарь / С. М. Вишнякова. -М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с. — ISBN 5−89 714−013−8.
  41. Военная дидактика Текст.: учебное пособие / Под общей редакцией Н. Е. Соловцова и Н. Д. Никандрова. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. — 806 с.
  42. Военная психология Текст.: учеб. пособие / под редакцией М. И. Дьяченко, И. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1976. — 260 с.
  43. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей. XVIII—XX вв.еков. М.: Морфл., 1992. — 372 с.
  44. , М. А. Организация методической работы в высших военных учебных заведениях Текст.: учеб. пособие / М. А. Вознюк, В. И. Каравай [и др.]. СПб.: ВАС, 1997. — 216 с.
  45. Воинский труд: наука, искусство, призвание Текст. / JI. Г. Лаптев, С. П. Гатилов, А. М. Кондаков [и др.]. — под общ. ред. В. Н. Яковлева. М.: Совершенство, 1998. — 470, 1. с.: рис. — ISBN 5−8089−0035−5.
  46. , Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.14 / Г. А. Волковицкий. М., 1994. — 287 с.: ил.
  47. , А. М. Развитие творческого мышления слушателей (курсантов) высших военно-учебных заведениях в ходе изучения общественных наук Текст. / А. М. Воробьев. М.: ВПА, 1976. — 123 с.
  48. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры Текст. // Aima mater. Вестник высшей школы. -1999. — № 3. — С. 29−35.
  49. , Т. В. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие. / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 160 с. — ISBN 5−211−3 356−6.
  50. , Т. В. Учебная деятельность и её средства Текст. / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 254, 1. с. — ISBN 5−211−22−6.
  51. , Р. В. Моделирование в познавательной деятельности студентов Текст. / Р. В. Габдрев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1983. — 109 с.
  52. , П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  53. , П. Я. Современная теория поэтапного формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин, I I. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1979.- 185 с.
  54. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433−456.
  55. , Г. Наука и творчество Текст. / Г. Гиргинов — пер. с болг. О. И. Попова — послесл. А. Г. Спиркина. М.: Прогресс, 1979. — 365 с. -(Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
  56. , Б. А. Основы общей дидактики : Учеб. пособие для студ. Педвузов Текст. / Б. А. Голуб. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. -96 с. ISBN 5−691−271−6.
  57. , С. С. К вопросу об общей теории творчества Текст. / С. С. Гольдентрихт, А. А. Пьянова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1983.-№ 2. — С. 52−61.
  58. , Р. М. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: [Б. и.], 1994. — 180 с.
  59. , О. С. Общая педагогика Текст.: курс лекций / О. С. Гребенюк — Калинигр. гос. ун-т. Калининград: КГУ, 1996. — 104, [2] с.: табл. — ISBN 5−88 874−004−7.
  60. , В. В. Виды обобщения в обучении Текст.: (логико-психол. пробл. построения учеб. предметов) / В. В. Давыдов — Психол. ин-т, Рос. акад. образования. 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 478, 1. с. -ISBN 5−93 134−060−2.
  61. , В. В. Педагогическая психология в высшей военной школе Текст.: учеб.-метод, пособие. Ч. 2 / В. В. Давыдов, В. И. Пустовалов. -М.: ВВИА, 1996.- 160 с.
  62. , О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе Текст. / О. В. Долженко, В. JI. Шатуновский. М.: Высш. шк, 1990.-190, 1. с.: ил.-ISBN 5−06−984-Х.
  63. , А. В. Основы развивающегося образования : теория, методы, технологии креативной педагогики Текст. / А. В. Долматов — под науч. ред. А. Ю. Рунеева — Воен. ун-т связи. СПб.: ВУС, 1998. — 196 с.: ил.
  64. , В. Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность Текст. / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. — 1994. № 4. — С. 83−93.
  65. , М. И. Общая и социальная психология Текст.: энциклопедия / М. И. Еникеев. М.: ПРИОР, 2002. — 559 с.: ил., портр. — ISBN 57 990−0686−0.
  66. , М. М. Креативная технология образования Текст. / М. М. Зиновкина // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 101−104.-ISSN 0869−3617.
  67. , М. М. Формирование творческого мышления и инженерных умений студентов технических вузов Текст.: дис. д-ра пед. паук: 13.00.08/М. М. Зиновкина. М., 1991.- 161 с.
  68. , В. П. Человек развивающийся Текст.: очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — 2-е изд., уточн. и доп. — М.: Тривола, 1994. 333 с. — ISBN 5−88 415−004−0.
  69. , В. С. Организационно-педагогические основы эффективного управления системой военного образования в РВСН Текст. / В. С. Иванов, Л. Г. Лаптев. М.: ВА РВСН, 2000. — 227 с.
  70. , И. П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Иванов. Ставрополь, 2002. — 170 с.
  71. , К. Э. Психология эмоций Текст. / К. Э. Изард. -СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 464 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») — ISBN: 5−314−67−9, 0−306−43 865−8.
  72. Инновационный вестник Текст. / ред. В. Н. Вершинин. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. — 40 с. — (Программа поисковой исследовательской экспериментальной работы — вып. 2). ISBN 5−7432−0356−3.
  73. Исследование проблем психологии творчества Текст.: сб. ст. / АН. СССР, Ин-т психологии — [отв. ред. Я. А. Пономарев]. М.: Наука, 1983. — 336 с.: ил. — 21 см. — ISBN в пер. (В пер.).
  74. , Н. И. Развитие профессионального творчества у обучающихся в высших учебных заведениях Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 19.00.13 / Н. И. Калаков — Рос. акад. гос. службы. М., 1995. — 53 с.
  75. , И. П. Структура и механизмы творческой деятельности : нормативный подход Текст. / И. П. Калошина. — М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.
  76. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик,
  77. Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с. — (Библиотека учителя ивоспитателя).
  78. , М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с. -ISBN 5−02−13 618−2.
  79. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст.: учеб. пособие для вузов / М. В. Кларин. -М.: Арена, 1994. 222 с. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»). — ISBN 5−87 474−011−2.
  80. , Э. Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров Текст.: дис.. канд. пед. наук / Э. Н. Коротков. М.: ВПА, 1973.- 184 с.
  81. , Э. Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения Текст. / Э. Н. Коротков. М.: ВПА, 1998. — 201 с.
  82. , Э. Н. Технологии проблемно-деятельностного обучения в вузе Текст. / Э. Н. Коротков. М.: ВПА, 1990. — 170 с.
  83. A.C. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования Электронный ресурс. / A.C. Кравец. Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kravets2.htm.
  84. , Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащегося в процессе обучения Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. — 1984. № 5. — С. 41−44.
  85. , Г. И. Формирование у студентов способности к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью Текст.: метод, рекомендации / Г. И. Купцова — Госком. СССР по народному образованию — МГПИ им. В. И. Ленина. М.: МГПИ, 1989. — 34 с.
  86. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Прогресс, 1983. — 365 с.
  87. , И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин Текст.: дис.. д-ра пед. наук / И. Я. Лернер. М., 1979. — 310 с.
  88. , И. Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам Текст. / И. Я Лернер // Народное образование. 1966. — № 3. -С. 41−42.
  89. , А. А. Военно-профессиональная подготовка слушателей вузов Вооруженных Сил РФ в современных условиях Текст.: монография / А. А. Ломакин. М.: ВУ, — 186. с.
  90. Лук, А. Н. Проблемы научного творчества Текст.: сб. аналит. обзоров. Вып. 3 / А. Н. Лук. М.: ИНИОН, 1983. — (Науковедение за рубежом — АН СССР, ИНИОН). — 162 с.: ил.
  91. , Ю. Л. Творческая лаборатория учителя Текст.: из опыта работы / Ю. Л. Львова. М.: Просвещение, 1980. — 196 с.
  92. , А. Г. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 1991. — № 3. — С. 66−76.-ISSN 0130−0091.
  93. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.: черт.
  94. , М. И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с. — (Книга для учителей).
  95. , В. И. Проблемное обучение в преподавании общественных наук в военных училищах Текст. / В. И. Михайловский. — Энгельс, 1973.- 84 с.
  96. Научные основы активизации познавательной деятельности слушателей ВУЗов МВД СССР Текст.: межвуз. сб. науч. тр. / М-во внутр. дел
  97. СССР, Киев. высш. школа им. Ф. Э. Дзержинского. Киев: КВШ МВД СССР, 1989.- 149, 1. с.
  98. , В. В. Метод моделирования в психологии Текст.: учеб. пособие / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2003. — 58 с.
  99. О переходе ВВУЗов МО РФ к обучению по новым учебным планам и программам Текст.: Приказ МО РФ № 195 от 6.06.1995 г.
  100. , О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза (На материале изучения курса иностранного языка) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Н. Овсянникова.- Орел, 2005.- 206 с.
  101. Основы военной акмеологии Текст.: учеб: пособие для высших военно-учебных заведений / под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева [и др.]. М.: МО РФ, 1996. — 276 с.
  102. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст.: учеб. пособие / ред. А. В. Петровский. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 303 с.
  103. Педагогика Текст.: учеб. пособие по дисциплине «Педагогика и психология» для студ. вузов / ред. П. И. Пидкасистый. М.: Высш. образование, 2007. — 430 с. — (Основы наук). — ISBN 978−5-9692−0091−3.
  104. Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона Текст.: тезисы Ш региональной науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Ф. Башмакова. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. — 136 с. — ISBN 5−7432−0295−8.
  105. Педагогические технологии развития мышления учащихся Текст. / М. И. Махмутов [и др.] - Рос. акад. образования, Ин-т сред.-спец. образования. Казань: Изд-во ТГЖИ, 1993. — 88 с.: ил.
  106. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. — 528 с. — ISBN 5−85 270−230−7.
  107. , Р. О главной цели образования Текст. / Р. Петрунева, Н. Дулина, О. Токарев // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40−46.
  108. , В. В. Игры для активного обучения Текст. / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. М.: ВЛАДОС, 2007. — 124, 1. с.: ил. — (Развитие, обучение, воспитание в играх). — ISBN 978−5-691−1 599−1.
  109. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам Текст. / ред. И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1972. — 239 с. 1 14. Положение о военных высших учебных заведениях в Вооруженных силах Российской Федерации Текст.: Приказ МО РФ № 10 от 04.01.2000.
  110. Положение об организации научной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации Текст.: Приказ МО РФ № 140 от 2000 г.
  111. , Н. А. О воспитании познавательной самостоятельности Текст. / Н. А. Поломникова // Казанский педагогический институт. Ученые записки. Казань: КГПИ, 1968. — Т. 57. — С. 85−92.
  112. , Я. А, Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1976. — 124 с.
  113. , Я. А. Фазы творчества и структурные уровни его организации Текст. / Я. А. Пономарев // Вопросы психологии. 1982. — № 2. -С.5−13.
  114. Приказ Министра обороны РФ № 80 от 12.03.03 г. «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» Текст. // Российская газета. 2003. — 12 апреля (№ 70).
  115. Проблемное обучение и методы организации познавательной деятельности студентов в общей системе обучения в вузе Текст.: сб. науч. тр. / Кемер. гос. ун-т — [редкол.: Н. Н. Чистяков и др.]. Кемерово: КемГУ, 1983.- 162 с.
  116. Психологические исследования творческой деятельности Текст. / отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. — 253 с.: ил.
  117. Пути повышения эффективности учебно-познавательного процесса в педагогическом вузе Текст.: межвуз. сб. науч. тр. / Челяб. гос. пед. ин-т — [отв. ред. Н. М. Яковлева]. Челябинск: ЧГПИ, 1985 — 98 с.
  118. , Н. Я. Ритм, жизнь и творчество Текст. / Н. Я. Пэрна — под ред. П. Ю. Шмидта. Л. — М.: Петроград, 1925. — 141, [2] с.: портр., график.
  119. , И. К. Некоторые вопросы самообразования офицерского состава Текст. / И. К. Радченко, В. Я. Макашов. Энгельс, 1986. — 46 с.
  120. Развивающее обучение в вузе Текст.: [сб. ст.] / Тюмен. гос. пед. ун-т — [редкол.: В. И. Загвязинский и др.]. Тюмень: ТГПУ, 1983. — 112 с.
  121. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов Текст.: межвуз. науч.-метод, сб. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. — 130 с.
  122. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся Текст.: [сб. ст. / Куйбышев, гос. пед. ун-т — редкол.: JT. М. Сигал (отв. ред.) и др.]. Куйбышев: КГПУ, 1975 (вып. дан. 1976). — 163 с.
  123. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы Текст. / [В. С. Рахманин, А. П. Дьяков, Г. В. Горченко и др. — науч. рук. В. С. Рахманин]. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. 159, [2] с. — ISBN 5−7455−0421−8.
  124. , А. Большой толковый психологический словарь Текст. В 2 т. Т. 1. (А-О) / А. Ребер — [пер. с англ. Е. Ю. Чеботаревой]. М.: Вече: ACT, 2001. — 591 с. — ISBN 5−7838−0605−6.
  125. , К. Творчество как усиление себя Текст. / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 22−28. — ISSN 0042−8841.
  126. Российская Федерация. 'Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании Текст.: [принят Гос. Думой 19 июля 1996 г.: одобрен Советом Федерации 7 авг. 1996 г.]. М.: ИНФРА-М, 2001. — 42, 1. с. — (Федеральный закон). — ISBN 5−16−767−9.
  127. , И. Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления Текст. / И. Н. Семенов. Запорожье: [б. и.], 1992. — 192 с.
  128. , В. В. Инициатива и творчество в военном деле Текст. / В. В. Серебрянников, М. И. Ясюков. М.: Воениздат, 1976. — 138 с.
  129. , В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. -№ 5. — С. 16−21.
  130. , В. А. Дидактика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров — под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с. — ISBN 5−7695−0869−8.
  131. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с. — ISBN 5−7695−0793−4.
  132. , В. Н. Методологические и теоретические основы педагогической эвристики Текст.: дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Соколов. Самара, 1999. — 464 с.
  133. , Н. В. Развитие творческого мышления курсантов в процессе обучения в юридическом вузе МВД Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Степанов. Самара, 2002. — 240 с.
  134. Творческая направленность деятельности педагога Текст.: сб. науч. тр. / НИИ общественного образования взрослых АПН СССР — под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Суховской. Л.: НИИ ООВ- 1978. — 102 с.
  135. Творческая природа научного познания Текст.: [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т философии — отв. ред. Д. П. Горский. -М.: Наука, 1984. 288 с.
  136. Творческие поиски учителей Москвы. Опорные схемы и повышение эффективности обучения Текст.: метод, рекомендации / сост. С. Н. Лысенкова. М.: МГИУУ, 1972. — 47 с.: черт.
  137. Творческий поиск. 2000: провинциальные чтения «Читатель в библиотеке перемен» Текст. / Свердл. обл. науч. б-ка им. В. Г. Белинского — сост. О. В. Птиченко — ред. Н. С. Сулимова. Екатеринбург: Свердл. обл. науч. б-ка, 2000. — 212 с.
  138. , Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Текст.: метод, руководство / Е. Е. Туник. Спб.: ИМАТОН, 1998. — 170 с. — ISBN 5−7822−0021−9.
  139. , Д. А. Применение эвристических методов в процессе научного творчества Текст. / Д. А. Троицкий // Вопросы изобретательства. — 1988.-№ 10.-С. 16−19.
  140. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.]. М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 1997. — 574, 1. с. — 25 см. -(Библиотека словарей «ИНФРА-М». БСИ). — ISBN 5−86 225−403-Х (в пер.).
  141. , Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224 с. — ISBN 5−7695−0362−9.
  142. Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии Текст.: [метод, пособие для преподавателей / Ю. Д. Воробей идр. — под ред. В. И. Шишкиной. М.: Высш. шк., 1983. — 272 с. — (Высшее образование).
  143. Формирование творческого мышления студента: теорет. и ирикл. вопр. Текст.: материалы научн. конф.: [октябрь 1987 г. — редкол.- Э. И. Киршбаум и др.]. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 1990. — 187, [2] с.-ISBN5−7444−0140−7.
  144. Формирование творческой активности личности ученика и студента Текст.: [сб. ст.]. Вып. 5 / Омский гос. пед. ун-т им. А. М. Горького — [редкол.: П. П. Медведицков (отв. ред.) и др.]. Омск: ОГПИ, 1978. — 154 с.
  145. , В. И. Педагогические основы обучения служащих внутренних войск Текст.: пособие / [подгот. В. И. Хальзов] - МВД СССР, Высш. полит, уч-ще им. 60-летия ВЛКСМ. Каф. педагогики и психологии. — Л.: ВПУ, 1987.-90, 1. с.
  146. , Л. А. Инновационная система военного профессионального образования: структурная модель, цели и задачи Текст. / Л. А. Холодкова, В. П. Чернолес // Инновации. 2005. — № 1. — С. 20−23.
  147. , Л. А. С опорой на собственные силы Текст. / Л. А. Холодкова // Армейский сборник. — 2000. — № 9. — С. 70−74.
  148. , JT. А. Формирование инновационного мышления в процессе развивающего обучения в военном высшем учебном заведении Текст.: дис.. канд. пед. наук: 20.02.02 / Л. А. Холодкова. СПб., 2000. -219 с.: граф.
  149. , Л. А. Формирование инновационной культуры субъектов военного профессионального образования : теория и практика Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. А. Холодкова. СПб, 2005. — 377 с.: ил.
  150. , В. Л. Творческий поиск преподавателя профтехучилища Текст. / В. Л. Худяков — АПН СССР, НИИ проф.-техн. образования. М.: Высш. шк, 1991. — 69, [2] с. — ISBN 5−06−253 8−1.
  151. , Н. А. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов ИФК (при изучении иностранного языка) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Шаламова. — Челябинск, 1995. 176 с.
  152. Ю.В. Формирование самостоятельности как профессионально важного качества личности. / Ю. В. Шибалова. // Проблемы развития личности курсанта: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. Ред. С. Д. Некрасов. Краснодар: КВВАУЛ, 2007. — с. 78−80.
  153. , В. А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов Текст.: учеб. пособие / В. А. Якунин — ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.: ЛГУ, 1986. — 43, 1. с.
  154. , Т. М. Creatine Text. / Т. М. Amabile, М. A. Collins // Manstead, A. S. R. The Blackwell encyclopedia of social psychology / A. S. R. Manstead, M. Hewstone. Oxford: Blackwell Publ., 1996. — P. 142−144.
  155. Dailey, A. Creativity, synestnesia and physiognomic perception Text. / A. Dailey, C. Martindale, J. Borkum // Creat. Res. J. 1997. — V. 10. — № 1. — P. 1−8.
  156. Guilford, J. P. Creativity Text. / J. P. Guilford // Am. Psychologist. -1950. V. 5.-P. 444−454.
  157. Guilford, J. P. The nature of human intelligence Text. / J. P. Guilford. N.Y.: McGraw-Hill, 1967. — 167 p.
  158. Karlson, Y. L. Inheritance of creative intelligence Text. / Y. L. Karl-son. Chicago, 1978. — 138 p.
  159. Li, J. Creativity in horizontal and vertical domains Text. / J. Li // Creat. Res. J. 1997.-V. 10. -№ 2,3. -P. 107−132.
  160. Ludwig, A. M. The price of greatness. Resolving the creativity and madness controversy Text. / A. M. Ludwig. N.Y.: L.: The Guilford Press, 1995.- 143 p.
  161. MacKinnon, D. W. Personality and the realization of creative potential Text. / D. W. MacKinnon // Am. Psychologist. 1965. — V. 20. — P. 273−281.
  162. Martindale, C. Personality, situation and creativity Text. / C. Martin-dale // Glover, J. A. Handbook of creativity / J. A. Glover, R. R. Ronning, C. R. Reynolds. N.Y.: Plenum, 1989. — P. 211−232.
  163. Mednich, S. A. The associative basis of the creative process Text. / S. A. Mednich // Psychol.-Rewiew. 1969. — № 2. — P. 220−232.
  164. Post, F. Creativity and psychopathology: a study of 291 world-famous men Text. / F. Post // Brit. J. Psychiatry. 1994. — V. 165. — P. 22−34.
  165. Resnikoff, M. Creative abilities in identical and faterral wins Text. / M. Resnikoff, G. Domino, C. Bridges, N. Honeyman // Behavior Genetics. 1973. -V. 3.-P. 356−377.
  166. Rogers, C. R. On becoming a person Text. / C. R. Rogers. Boston: Houghton Mifflin, 1961.- 183 p.
  167. Runco, M. A. Personal creativity: lessons from literary criticism Text. / M. A. Runco // Dorfman, L. Emotion, creativity and art / L. Dorfman. -Perm: Perm State Institute of Arts and Culture, 1997. V. I. — P. 305−317.
  168. Taylor, C. W. Cultirating multiple creative talents in students Text. / C. W. Taylor // Journal for the education of the Giften. 1985. — V. 8. — P. 187 198.
  169. Torrence, E. P. Guiding creative talent / E. P. Torrence. — Englewood Cliffs: W. J. Prentice-holl, 1964. 179 p.
  170. Torrence, E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth / E. P. Torrence // Deadalus: Creativity and Learning. 1965. — P. 663−679.
  171. Vernon, P." E. Psychological studies on creativity Text. / P. E. Vernon // Journal of child Psychology and Psychiaery. 1967. — № 8. — P. 135−165.
  172. Waller, N. G. Creativity, heritability, familiaty: which word does not belong? Text. / N. G. Waller, T. J. Boucharh, D. T. Lykken, A. Tellegen // Psychological Inquing. 1993. — V. 4. — P. 235−237.
  173. Wollach M. A. A new look at the creativity intelligence distinction Text. / M. A. Wollach, N. A. Kogan N. A. // Journal of Personality. — 1965. — № 33.-P. 348−369.
Заполнить форму текущей работой