Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе обучения старшеклассники с нарушением интеллекта расширили свои представления о конфликтах, их причинах и способах разрешения, они стали реже разрешать конфликты при помощи силы и научились договариваться. У учащихся были уточнены такие понятия как «сотрудничество», «соперничество», «компромисс», «приспособление», «избегание». Они научились анализировать конфликтные ситуации, у них… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема конфликта и его разрешения в контексте психолого-педагогических исследований
    • 1. 1. Понимание конфликта в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Формирование конструктивного поведения в конфликте у субъектов образовательного процесса
    • 1. 3. Конфликтные проявления у учащихся с нарушением интеллекта
  • Выводы
  • Глава 2. Исследование особенностей поведения старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта
    • 2. 1. Методика и организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента
  • Выводы
  • Глава 3. Психолого-педагогическая работа по формированию конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта
    • 3. 1. Теоретическое обоснование формирующего эксперимента
    • 3. 2. Организация и содержание коррекционной психолого-педагогической работы по формированию конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы

Формирование конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос, что в немалой степени объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Большой вклад в изучение различных аспектов конфликта и разработку способов его предупреждения и урегулирования в нашей стране и за рубежом внесли психологи (Н.В. Гришина, Н. В. Крогиус, А. Р. Лурия, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, JI.A. Петровская, Э. Берн, М. Дойч, Д. Доллард, К. Левин, К. Томас, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). В настоящее время педагогическая наука, опираясь на исследования психологов, разрабатывает технологии по предупреждению и урегулированию конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе включения школьника в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в окружающей действительности. Проблема взаимодействия учащихся с другими людьми, предупреждения конфликтов и обеспечения продуктивного их разрешения приобретает особую значимость в связи с задачами построения гуманистической и личностно-ориентированной системы обучения и воспитания (А.Я. Анцупов, С. В. Баныкина, А. Б. Белинская, И. З. Гильмеев, Н. А. Гурьева, А. В. Дорохова, Е. Е. Ефимова, А. А. Иванов, Г. В. Игумнова, Н. В. Изюмова, А. Я. Клементьева, К. С. Лисецкий, О. Н. Лукашонок, Н. Б. Назарова, В. Н. Покусаев, М. И. Реутов, Е. П. Родченкова, Н. В. Самсонова, Г. С. Харханова, Б. И. Хасан и др.). Культура поведения в конфликтных ситуациях, освоенная подрастающим поколением в школе, переносится на всю последующую жизнь, её освоение составляет часть процесса социализации учащихся.

Актуальность формирования опыта конструктивного разрешения межличностных конфликтов у учащихся с нарушением интеллекта обусловлена тем, что период обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида является не только временем общеобразовательной и трудовой подготовки, но и важным этапом социализации школьников. За время обучения развиваются коммуникативные навыки, накапливается опыт общения, формируются нормы социально адекватного поведения. Однако изучению специфических особенностей поведения школьников с нарушением интеллекта в конфликтных ситуациях уделялось недостаточное внимание.

Проблема исследования: каковы способы профилактики, разрешения конфликтов и формирования конструктивного поведения у воспитанников специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Решение этой проблемы и составило цель диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования рассматривалось поведение старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта.

Предметом исследования являлся процесс формирования конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта.

В основу исследования была положена следующая гипотеза. Старшеклассники с нарушением интеллекта вследствие особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сферы не могут самостоятельно находить конструктивное решение конфликтных ситуаций. Мы предположили, что специально организованная коррекционная психолого-педагогическая работа, включающая когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты, будет способствовать формированию навыков конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта, а также развитию личности учащихся и тем самым окажет положительное влияние на социальную адаптацию выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы формирования конструктивного поведения в ситуации конфликта у субъектов учебно-воспитательного процесса в общей и специальной психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности поведения старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта.

3. Выявить тендерные различия поведения в ситуации конфликта у подростков, имеющих нарушения интеллекта.

4. Определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по формированию у старшеклассников с нарушением интеллекта навыков конструктивного поведения в ситуации конфликта.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияизучение медико-психолого-педагогической документациинаблюдение за старшеклассниками в процессе учебной деятельности и внеклассной работыанкетированиетестированиебеседыиндивидуальный констатирующий и групповой формирующий экспериментыконтрольный экспериментколичественный и качественный анализ данных исследованияобобщение опыта практической деятельности.

Методологической основой исследования явились основные положения философии о противоречии как внутреннем источнике развития (Г.В.Ф. Гегель), а также положение о комплексном подходе к реализации коррекционной психолого-педагогической работы.

Теоретическая база исследования определялась:

— принципом единства законов развития нормального и аномального ребенка (Т.А. Власова, JI.C. Выготский, Г. М. Дульнев, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф и др.);

— культурно-исторической концепцией развития J1.C. Выготского;

— психолого-педагогическими концепциями, раскрывающими источники оптимизации межличностных отношений (А.А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Р.Х. Шакуров);

— теоретическими и методическими положениями о педагогическом управлении конфликтным поведением учащихся в процессе обучения и воспитания (Б.Т. Лихачев, М. М. Рыбакова, В. А. Ситаров, Д. И. Фельдштейн и ДР-).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет (2001 — 2004 гг.) на базе специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида №№ 162 и 614 г. Москвы. В констатирующем и контрольном экспериментах приняли участие 90 старшеклассников с диагнозом «легкая умственная отсталость неосложненного генеза» в возрасте 15 — 17 лет.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2001 — 2002 гг.) был посвящен:

1) изучению и анализу философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, что обеспечивало возможность выдвижения общей методологической базы исследования;

2) изучению специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

3) выдвижению предварительной гипотезы исследования.

Второй этап (2002 — 2003 гг.) предусматривал:

1) разработку психолого-педагогической методики изучения конфликтов у старшеклассников с нарушением интеллекта;

2) экспериментальное изучение конфликтов, возникающих у старшеклассников с нарушением интеллекта в процессе учебного и внеучебного общения в школе.

Третий этап (2003 — 2004 гг.) включал:

1) определение и реализацию направлений коррекционной психолого-педагогической работы по формированию конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта;

2) анализ результатов формирующего эксперимента;

3) разработку рекомендаций по предупреждению и разрешению возникающих у старшеклассников конфликтных ситуаций в школе.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в следующем: разработана и апробирована модель психолого-педагогической работы по формированию конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликтаэкспериментально доказана эффективность предложенной модели психолого-педагогического воздействияданы методические рекомендации по организации совместной деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, реализация которых позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в целом.

Научная новизна исследования. Получены новые данные о специфических особенностях поведения старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликтавыявлены личностные качества учащихся, которые могут являться детерминантами межличностного конфликта. Определены тендерные различия поведения старшеклассников с нарушением интеллекта в конфликтных ситуациях, способствующие реализации дифференцированного подхода при проведении коррекционно-развивающей работы.

Установлено, что старшеклассники с нарушением интеллекта обладают достаточными потенциальными возможностями для овладения навыками конструктивного поведения в ситуации конфликта.

Разработана эффективная, научно обоснованная модель комплексной психолого-педагогической работы, направленной на формирование конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в конфликте, определены её содержание, методы и организационная форма.

Теоретическая значимость. Разработаны теоретические подходы к определению места и роли коррекционной психолого-педагогической работы по формированию конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в конфликтных ситуациях в учебно-воспитательном процессе.

Расширены имеющиеся теоретические представления о взаимодействии различных специалистов при формировании у учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Практическая значимость. Предложена и апробирована комплексная методика диагностики уровня конфликтности и детерминант конфликтного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта. Разработана и экспериментально апробирована модель психолого-педагогической работы по формированию конструктивного поведения в ситуации конфликта у учащихся данной категории в процессе обучения и воспитания. Использование предлагаемой психолого-педагогической модели способствует совершенствованию коррекционно-развивающей работы и дополняет существующие методики специфическим содержанием, направленным на формирование конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видапри подготовке студентов и повышении квалификации дефектологов, а также при разработке специализированных семинаров и курсов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования докладывались на научных конференциях «Молодые ученые МПГУ» (2002 — 2005 гг.), обсуждались на заседаниях кафедр олигофренопедагогики ГОУ ВПО «МПГУ» и ГОУ ВПО «МГПУ», использовались при чтении лекций и проведении семинаров со студентами отделения олигофренопедагогики дефектологического факультета ГОУ ВПО «МПГУ». На основе проведенного исследования разработан и прочитан спецкурс «Педагогическая конфликтология в специальном образовании» студентам отделения олигофренопедагогики факультета специальной педагогики и специальной психологии ГОУ ВПО «МГПУ».

Материалы исследования внедрены в практику учебно-воспитательной работы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида №№ 162 и 614 Северного округа г. Москвы.

Результаты исследования стали содержанием научных публикаций.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается правильным выбором теоретических положений, методологическим подходом к проблеме развития и совершенствования конструктивного поведения в конфликте, опирающимся на современные достижения педагогической конфликтологии, психологии и педагогикииспользованием комплекса взаимодополняющих методик, их надежностью и адекватностью поставленным задачам исследованияпролонгированной во времени экспериментальной работой, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатовапробацией предложенной модели обучения и её положительной оценкой практическими работниками.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 208 страниц, в том числе 148 страниц основного текста. Данные экспериментов представлены в 24 таблицах, 2 схемах, 1 рисунке и 6 приложениях.

Список литературы

содержит 334 источника.

Выводы.

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов проведенного экспериментального исследования, направленного на формирование конструктивного поведения в ситуации конфликта, показал, что у старшеклассников с нарушением интеллекта без специальной коррекционной психолого-педагогической работы данный социально значимый навык поведения практически не развивается. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствует фактически о полном отсутствии положительной динамики у учащихся контрольной группы в самостоятельном овладении способами конструктивного разрешения межличностных конфликтов. В то же время систематическая, целенаправленная и последовательно проводимая коррекционная психолого-педагогическая работа с учащимися экспериментальной группы позволила снизить уровень конфликтности старшеклассников с нарушением интеллекта как с учителями, так и с одноклассниками, скорригировать личностные особенности школьников, которые являются детерминантами возникновения межличностных конфликтов, и сформировать навыки конструктивного поведения в ситуации конфликта.

Представленные в главе материалы дают основание утверждать, что старшеклассники с нарушением интеллекта обладают достаточными потенциальными возможностями для овладения навыками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Наиболее эффективной формой организации работы по формированию конструктивного поведения в ситуации конфликта в данной возрастной группе является психолого-педагогический тренинг, включающий познавательный (когнитивный), эмоционально-волевой и поведенческий блоки. В процессе обучения у школьников экспериментальной группы были уточнены такие понятия как «сотрудничество», «соперничество», «компромисс», «приспособление», «избегание». Старшеклассники научились анализировать конфликтную ситуацию, у них появилась мотивация поиска конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Учащиеся экспериментальной группы овладели способами регуляции и снятия негативных эмоциональных состояний и агрессивных проявлений, которые часто имеют место в конфликтном взаимодействии. В результате обучения испытуемые усвоили правила конструктивного спора и в большинстве случаев стали использовать свои знания и поведенческие навыки в различных жизненных ситуациях.

Заключение

.

Проблема социальной адаптации старшеклассников с нарушением интеллекта является чрезвычайно актуальной в теории и практике специальной педагогики. Она включает не только овладение определенным объемом необходимых для жизни знаний и трудовых умений, но и развитие положительных качеств личности, навыков конструктивного поведения, которые позволят выпускникам успешно адаптироваться в социуме. Происходящие в нашей стране экономические преобразования вызывают обострение социальных противоречий, рост нестабильности и напряженности общественных процессов, повышенную конфликтность межличностных отношений. В настоящее время важно не только готовить учителя к предупреждению и регулированию конфликтов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, но и формировать у старшеклассников навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, необходимые в будущей самостоятельной жизни.

Актуальность подобного исследования обусловлена как теоретическими вопросами, так и практическими потребностями школы в разработке содержания, методов и приемов формирования конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить объективные и субъективные детерминанты возникновения межличностных конфликтов в старшем школьном возрастеопределить наиболее эффективные стратегии поведения и модели разрешения межличностных конфликтов.

Разработана и апробирована комплексная методика диагностики конфликтного поведения и личностных особенностей старшеклассников с нарушением интеллекта, которые могут являться детерминантами возникновения межличностных конфликтов. Констатирующий эксперимент показал, что о конфликте учащиеся имеют лишь житейское представление, под которым большинство из них понимает ссору. Они часто оказываются в конфликтных ситуациях как в семье, так и в школе. В ходе изучения личностных особенностей, которые являются детерминантами конфликтного поведения, выявлены повышенные уровни агрессивности, враждебности, невротизации, ситуативной и личностной тревожности, низкие уровни психофизического самочувствия и устойчивости к фрустрации, острые внутриличностные конфликты. В конфликтной ситуации юноши часто используют силу, а девушки расстраиваются и ведут себя пассивно или ищут помощи у других людей.

В процессе диссертационного исследования разработана модель коррекционной психолого-педагогической работы по формированию навыков конструктивного поведения в ситуации конфликта, включающая познавательный (когнитивный), эмоционально-волевой и поведенческий блоки.

В ходе обучения старшеклассники с нарушением интеллекта расширили свои представления о конфликтах, их причинах и способах разрешения, они стали реже разрешать конфликты при помощи силы и научились договариваться. У учащихся были уточнены такие понятия как «сотрудничество», «соперничество», «компромисс», «приспособление», «избегание». Они научились анализировать конфликтные ситуации, у них появилась мотивация поиска конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Старшеклассники овладели способами регуляции и снятия негативных эмоциональных состояний и агрессивных проявлений, которые часто имеют место в конфликтном взаимодействии. В результате обучения испытуемые усвоили правила конструктивного спора, научились использовать свои знания и поведенческие навыки в различных жизненных ситуациях.

Важным направлением работы явилась реализация комплексного подхода в деятельности педагогического коллектива по формированию социально значимых навыков конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта.

Систематическая, целенаправленная и последовательно проводимая коррекционная психолого-педагогическая работа позволила снизить уровень конфликтности старшеклассников как в общении с учителями, так и с одноклассниками, скорригировать личностные особенности школьников, которые являются детерминантами возникновения межличностных конфликтов, а также сформировать устойчивые навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, что окажет положительное влияние на социальную адаптацию выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Проведенная психолого-педагогическая работа оказала положительное влияние на формирование личности учащихся, способствовала развитию познавательных процессов, эмоциональной сферы и волевой регуляции поведения.

Эффективность проводимой работы обеспечивалась систематичностью, последовательностью и комплексностью психолого-педагогического воздействия.

На основе формирующего эксперимента мы разработали некоторые рекомендации по организации и проведению коррекционной психолого-педагогической работы, направленной на формирование конструктивного поведения у старшеклассников с нарушением интеллекта в ситуации конфликта.

Работа по предупреждению и коррекции конфликтного поведения не должна ограничиваться только учебными занятиями. Формируемые навыки следует отрабатывать и закреплять в проблемных ситуациях как на уроках, так и во внеурочное время. В проведении данного направления работы необходим комплексный подход с участием всего педагогического коллектива. Кроме того, рекомендуется привлекать родителей для создания благоприятной психологической атмосферы в семьях.

Формирование конструктивного поведения в ситуации конфликта должно опираться как на положительный, так и на отрицательный опыт межличностного взаимодействия старшеклассников с нарушением интеллекта, приобретенный ими в семье и школе.

Необходимо развивать у школьников мотивацию в освоении ими конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов. Создавать на занятиях доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.

Оптимальной формой проведения психолого-педагогического тренинга являются групповые занятия по 8 — 10 человек с использованием личностно-ориентированного подхода. При необходимости возможно привлечение школьного психолога для проведения психокоррекционной работы со старшеклассниками, у которых личностные характеристики, являющиеся детерминантами возникновения межличностных конфликтов, являются особо выраженными. Также считаем целесообразным проведение индивидуальных консультаций для старшеклассников по вопросам разрешения конфликтов с родителями и в ситуациях интимно-личностного общения со сверстниками.

Учитель-олигофренопедагог для проведения психолого-педагогического тренинга должен пройти специальную подготовку по курсу «Педагогическая конфликтология в специальном образовании», обладать необходимыми личностными качествами и служить одним из образцов правильного поведения, которое демонстрируется ученикам.

Мы рекомендуем использовать предложенную программу психолого-педагогической работы на факультативных занятиях, в ходе внеклассной работы классных руководителей, в работе воспитателей при организации второй половины дня учащихся специальных (коррекционных) 7 образовательных учреждений VIII вида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. — М.: ИМА-пресс, 1994. 432 с.
  3. М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками. Автореф.дисс. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998.- 19 с.
  4. М.Г. Практикум по развитию социально-перцептивной сферы умственно отсталых школьников. Челябинск, 1999. — 157 с.
  5. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф.дисс. докт. психол. наук. М., 1989. — 34 с.
  6. Р. Искусство решения проблем. Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1982.-248 с.
  7. Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути решения. М.: ПМБРАУ, 1993.-187 с.
  8. А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. Дисс.канд. психол. наук. Д., 1983. — 167 с.
  9. П.Андреев В. И. Конфликтология. (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). -М.: Народное образование, 1995. 128 с.
  10. Л. Дети и семейный конфликт. Книга для учителя. Пер. с нем. -М.: Просвещение, 1987. 212 с.
  11. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-591 с.
  12. А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. 208 с.
  13. М.Б. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками. Дисс.канд. психол. наук. — Ставрополь, 2001. 151 с.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.-156 с.
  15. Н.Г. Психология конфликтов в средней школе: Монография. -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. 124 с.
  16. В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления. Дисс.канд. пед. наук. М., 1975.-201 с.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  18. И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Дисс. канд. психол. наук. — Красноярск, 2000. -175 с.
  19. К.В. Конфликт в педагогической деятельности: Учебно-метод. пособие. М.: ФОН, 1998. — 73 с.
  20. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М.: Магистр, 1994. 95 с.
  21. С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. -Астрахань, 1997. 122 с.
  22. С.В. Конфликтологическая служба школы: Статус и содержание деятельности. Дисс.канд. пед. наук. М., 1997. — 177 с.
  23. А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1997. — 108 с.
  24. Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я». — М.: Академия, 1997. 160 с.
  25. И.М., Гамаюнова А. Н. Социальный педагог специальной (коррекционной) школы интерната для детей сирот с нарушениями интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы // Дефектология. — 1998. — № 6. — С. 18 — 21.
  26. А.Б. Формирование практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков в учебном коллективе. Дисс.канд. пед. наук. М., 1997. — 131 с.
  27. А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1977. 112 с.
  28. А.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург: Глаголь, 1995.-88 с.
  29. С.В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях межличностного конфликта учащихся подросткового возраста. Дисс.канд. психол. наук. М., 1995. — 194 с.
  30. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988.-267 с.
  31. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. — Минск: Изд-во БГУ, 1975.-160 с.
  32. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  33. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-310 с.
  34. Т.Г. Психологические основы специальной педагогики // Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000. С. 67 — 81.
  35. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
  36. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  37. Л.И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. — 345 с.
  38. Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. — № 4. -С. 55 — 68.
  39. Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательной школы-интерната. Дисс.канд. психол. наук. СПб., 1994.-231 с.
  40. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игра, упражнения. -СПб.: Служба доверия, 1994. 315 с.
  41. А. Семья с умственно отсталым ребенком // Дефектология. — 1979. -№ 5.-С. 58−61.
  42. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989.-186 с.
  43. Н.М. Формирование моральной оценки поступков людей у учащихся вспомогательной школы. Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1983. -155 с.
  44. В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. — Рига, 1996. -178 с.
  45. Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. СПб.: Речь, 2001. — 128 с.
  46. Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. — СПб.: Речь, 2002. — 174 с.
  47. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  48. И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось, 2001. — 223 с.
  49. А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника // Коррекционная работа во вспомогательной школе. Сборник науч. трудов / Под ред. А. Д. Виноградовой. Л.: ЛГПИ, 1978. — С. 3 — 7.
  50. Н.Ф. Конфликт это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. — Минск: Университетское, 1996. — 156 с.
  51. Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. Минск: Университетское, 2002. — 246 с.
  52. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967. 207 с.
  53. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное издание / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан. М.: Академия, 2003. — 367 с.
  54. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина. М.: Академия, 1999. — 623 с.
  55. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М.: Просвещение, 1981.-128 с.
  56. И.Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. Учебник.- М.: ИНФРА М, 2002. — 239 с.
  57. Г. Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. — 1994.-№ 3.-С. 94−98.
  58. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  59. Jl.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  60. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика, 1993.-221 с.
  61. В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы. Дисс.канд. пед. наук. М., 1971. -206 с.
  62. В.А. Особенности межличностных отношений учащихся вспомогательной школы / Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 521. Общение аномальных детей. Тарту, 1980. — С. 3 — 27.
  63. Л.Н. Как помочь ребенку справляться с конфликтами // Материнство. 1997. — № 11. — С. 65 — 69.
  64. Н.М. Подготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни. Дисс.канд. пед. наук. -М., 2000. 190 с.
  65. А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта. Дисс.канд. пед. наук. М., 1997. — 158 с.
  66. М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. — М.: Пед. общество России, 2003. 508 с.
  67. A.M., Тронова Л. С. Конфликтология: практикум. Казань: КФЭИ, 1996.-280 с.
  68. И.З. Я плюс Ты. М.: SvR — Аргус, 1994. — 80 с.
  69. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.-257с.
  70. .М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987. -148 с.
  71. Г. И. Психологические особенности конструктивного разрешения конфликтных ситуаций учителя со старшеклассниками в учебной деятельности. Дисс.канд. психол. наук. Воронеж, 2001. — 169 с.
  72. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Просвещение, 1961.- 196 с.
  73. P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002. — 573 с.
  74. Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история. М., 1995. — 389 с.
  75. Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта. Дисс.канд. психол. наук. Тамбов, 2002. — 173 с.
  76. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. Экспериментальная и прикладная психология. Выпуск 10. JL: Изд-во ЛГУ, 1982. — С. 90 — 96.
  77. Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал. 1992. — № 2. — С. 145 — 160.
  78. Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: Сова, 1993. — 114 с.
  79. Н.В. Психология межличностного конфликта. Дисс.докт. психол. наук. СПб., 1995. — 361 с.
  80. Н.В. Личностные конфликты и их преодоление // Психология. Учебник. М.: Проспект, 1999 — С. 366 — 374.
  81. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  82. А.П. Конфликты в повседневной жизни: Практ. рук. по разрешению. -Мн.: Тесей, 2002. 108 с.
  83. Н.А. Подготовка будущего учителя начальных классов к разрешению педагогических конфликтов. Дисс.канд. пед. наук. Елец, 2001.-172 с.
  84. Н.С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород: БЦСТ, 1995. — 316 с.
  85. Д., Джонсон Р. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству лиц равных по статусу в начальной и средней школах: обзор исследований // Социальный конфликт. 1997. — №№ 1, 2.
  86. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.— 205 с.
  87. А.И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1977.-№ 4.-С. 23−32.
  88. А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростков. Дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 1999. -151 с.
  89. А.В., Хасан Б. И. Современное «Человековедение» в школе: Учебно-метод. пособие. М.: МИРОС, 2002. — 192 с.
  90. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 25 — 38.
  91. В.В. Цветовой личностный тест. Мн.: Харвест, — 2000.- 444с.
  92. Дринка 3.3. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач. Дисс.канд. пед. наук. -Калининград, 2000. 159 с.
  93. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  94. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  95. Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб., 1994. — 139 с.
  96. ЮЗ.Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программ коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1999. — № 6. — С. 25 — 34.
  97. Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2004. -С. 166- 185.
  98. А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта. Дисс.канд. психол. наук. М., 1995. — 222 с.
  99. С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001. -368 с.
  100. А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. — Л., Знание 1976. 40 с.
  101. Е.Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя. Дисс.канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 199 с.
  102. В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Роспедагенство, 1995. — 183 с.
  103. Н.В. Конфликтная ситуация: как ее избежать // Народное образование. 1989. — № 2. — С. 139 — 144.
  104. С.Д. Воспитание навыков культурного поведения у учащихся вспомогательной школы // Специальная школа. 1967. — № 5 (125). — С. 83−85.
  105. С.Д. Выпускники вспомогательной школы вступают в жизнь // Специальная школа. 1968. — № 3 (129). — С. 65 — 69.
  106. Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, 2002. — 80 с. 114.3анков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — М.: Учпедгиз, 1939.-64 с.
  107. Д.А. Конфликт и мы. М.: Академия, 1995. — 214 с.
  108. А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. — 1981. № 3. -С. 58−68.
  109. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 2000. — 222 с.
  110. А.Г. Социология конфликта. Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1995.-319 с.
  111. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Экономика, 1990. -335 с.
  112. А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте. Дисс.канд. пед. наук. М., 2001. -250 с.
  113. Г. В. Сравнительный анализ эффективности обучения старшеклассников и студентов методам разрешения конфликтов. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1995. — 150 с.
  114. Изучение личности школьника: Учебно-метод. пособие / Под ред. Е. А. Курносиковой. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 112 с.
  115. Изучение личности школьника учителем: Учебно-метод. пособие / Под ред. З. И. Васильевой. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  116. Н.В. Педагогические условия формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе. Дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 184 с.
  117. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство — пресс, 1999. — 144 с.
  118. В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ: (На материале ЛитССР). Автореф.дисс. докт. пед. наук. -М., 1987.-35 с.
  119. Л.П. Педагогическая конфликтология: Учеб. пособие. — Шадринск: Исеть, 2005. 118 с.
  120. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994.-223 с.
  121. Н.И. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития. Дисс.канд. пед. наук. — Бийск, 2000. 234 с.
  122. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1986. -252 с.
  123. Э.И., Трусов В. П. Конструктивное и деструктивное разрешение педагогических конфликтов // Психологическое обеспечение социального развития человека. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — С. 51 — 58.
  124. Е.П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми. Дисс.канд. пед. наук. М., 2000. — 190 с.
  125. Кле М. Психология подростка // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Роспедагенство, 1997. — С. 103 — 140.
  126. А.Я. Формирование основ профессионализма у студентов в области педагогической конфликтологии: Дисс.канд. пед. наук. Калуга, 1999.-279 с.
  127. Е.Н. Психологическая детерминация личностного конфликта в раннем юношеском возрасте. Дисс.канд. психол. наук. СПб., 2000. — 162с.
  128. А.Г., Мясищев Н. В. Психологические особенности человека: В 2 т. Т.1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. — 264 с.
  129. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 357 с.
  130. Ч.Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков. Дисс.канд. психол. наук. М., 1995. — 137 с.
  131. Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. — 174 с.
  132. А.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  133. А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах: (конфликт — менеджмент в школе): Метод, рекомендации. СПб.: УПМ, 1998.-56 с.
  134. Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. Школа, 1978. — 87 с.
  135. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350 с.
  136. Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск: Нар. асвета, 1984. — 239 с.
  137. Я.Jl., Жизневский Б. П. Социально — психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 35 — 42.
  138. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1982. 207 с.
  139. Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докл. и сообщ. на 2-й науч. практической конф. по конструктивной психологии / Под ред. Б. И. Хасана. — Красноярск, 1990. — 184 с.
  140. Конфликтология: Учебник / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. 448 с.
  141. Конфликтология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. П. Ратникова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 512 с.
  142. Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Н. И. Леонов. М.: МПСИ, 2002. — 304 с.
  143. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Шумилина. — М.: МОПИ, 1986. — 127 с.
  144. В.В. Формирование коллективных отношений у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983. — 17 с.
  145. Е.Н. Если в семье конфликт. Ярославль: Академия развития, 2001.-192 с.
  146. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: АО Стрингер, 1992. — 216 с.
  147. И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития. Дисс.докт. психол. наук. — М., 1997. — 323 с.
  148. Н.М. Влияние самооценки на поведение в конфликте // Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л. В. Меньшикова. Новосибирск: НЭТИ, 1998.- С. 18−22.
  149. Э. Я злюсь. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 32 с.
  150. Э. Я расстраиваюсь. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 32 с.
  151. Э. Я сержусь. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 32 с.
  152. С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002.-129 с.
  153. С.В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. М.: Генезис, 2004. -183 с.
  154. Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности. Дисс.докт. психол. наук. Саратов, 1979. — 393 с.
  155. Н.И. Преодоление конфликтов между учителем и учащимися при организации образовательного процесса в условиях инновационного поля. Дисс.канд. пед. наук. Тобольск, 1997. — 196 с.
  156. М.И. Организация детского коллектива в вспомогательной школе. М.: АПН СССР, 1959. — 47с.
  157. К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты / Под ред Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 93 — 96.
  158. Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-242 с.
  159. Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. Дисс.канд. психол. наук. Пермь, 1996. — 174 с.
  160. Н.И. Конфликтология. Учеб. пособие. М.: МПСИ, 2002 — 192 с.
  161. Н.И. Психология конфликтного поведения. Дисс.докт. психол. наук. Ярославль, 2002. — 415 с.
  162. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 112 с.
  163. Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб.: Питер, 1997. — 160 с.
  164. Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте. Учебное пособие. СПб.: БГТУ, 2000. — 71 с.
  165. К.С. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников. Дисс.канд. пед. наук. — М., 1994. — 183 с.
  166. А.А. Формирование норм социального поведения учащихся учреждений начального профессионального образования: Дисс.канд. пед. наук. — М., 2000.- 162 с.
  167. А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. М.: Педагогика, 1983. — 319 с.
  168. О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: Знание, 1986. — 453 с.
  169. В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- С. 79−87.
  170. Лукашонок О. Н Конфликты в работе педагога с детьми. Методические рекомендации. — Калуга, 1997. 89 с.
  171. О.Н. Профессиональная подготовка учителя к разрешению конфликта в воспитательном процессе. Дисс.канд. пед. наук. М., 1998. — 157 с.
  172. О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Российское пед. агентство, 1998. — 79 с.
  173. А.Р. Природа человеческих конфликтов. М.: Cogito centre, 2002. — 525 с.
  174. М.В. Типы родительской семьи особенности внутриличностного ценностного конфликта у подростков. Дисс.канд. психол. наук. Ярославль, 2001. — 191 с.
  175. М. Цвет вашего характера. Пер. с англ. М.: Рипол классик, 1997.-240 с.
  176. М. Цветовой тест Люшера. М.: Эксмо-пресс, 2002. — 192 с.
  177. В.И., Полякова С. И. Учимся договариваться (Я ТЫ — МЫ): Методическое пособие. — М.: Магистр, 1998. — 132 с.
  178. М.А. Клинико-психологическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1977.-21 с.
  179. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988. 139 с.
  180. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996. — 253 с.
  181. В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. М.: Просвещение, 1983. — 104 с.
  182. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986. — 254 с.
  183. А.В. Конфликты в обучении и воспитании // Прикладная психология и психоанализ. 2000. — № 3. — С. 12 — 24.
  184. B.C. Психологические конфликты // Проблемы экспериментальной психологии личности: Учен. зап. Перм. пед. ин-т. — Пермь, 1970. Т. 77. — С. 103 — 164.
  185. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание.- Пермь: ПГПИ, 1990. 107 с.
  186. Мид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 2000. -272 с.
  187. Ю.А. Саморегуляция и активность в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 151 с.
  188. М.С. Конфликтология: Учебник. — М.: Академия, 2003. — 320 с.
  189. В.И. Типология конфликтов между учителем и учеником и система работы по их предупреждению и разрешению в школе. Дисс.канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 154 с.
  190. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: Сравнительно с нормой. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  191. .А. Педагогическая конфликтология: Учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. — 102 с.
  192. А.В. О воспитании старшеклассников. -М.: Просвещение, 1981.- 176 с.
  193. B.C. Возрастная психология. Учебник. М.: Академия, 1997. -430 с.
  194. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  195. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во института практич. психологии, 1995. 336 с.
  196. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. -112 с.
  197. Н.Б. Предупреждение и разрешение конфликтов у подростков с отклонениями в поведении как педагогическая проблема. Дисс.канд. пед. наук. Саранск, 2000. — 173 с.
  198. .И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. (Метод, пособие). Алма-Ата, 1985. — 71 с.
  199. М.О. Обучение слушателей ФППК ОНО разрешению конфликтов в школе. Дисс.канд. пед. наук. М., 1991. -206 с.
  200. Д., Роу Д. Я, ты, мы. Пособие для учителей. М., 1995. — 176 с.
  201. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2000. — 272 с.
  202. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  203. КОмарова П. О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга. Дисс.канд. психол. наук. Махачкала, 1999. — 175 с.
  204. Э.А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1976.-С. 319−342.
  205. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
  206. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей — олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 223 с.
  207. Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб.: Речь, 2001. — 288 с.
  208. А.Ф. Предупреждение и преодоление межличностных конфликтов в педагогических коллективах. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1990.-212 с.
  209. Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков. Дисс.канд. психол. наук. М., 1989. — 157 с.
  210. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2002. — 160 с.
  211. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982 — 168 с.
  212. Л.А. Компетентность в обучении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  213. Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник МГУ. 1997. — № 4. — С. 41 — 45.
  214. О.Г. Подготовка будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. Дисс.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 178 с.
  215. И.С. Подготовка учителей к разрешению межличностных конфликтов в среде старшеклассников. Автореф. дисс канд. пед. наук. — Самара, 1998.- 19 с.
  216. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: Изд-во АПН, 1962. — 319 с.
  217. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Роспедагенство, 1997. — 176 с.
  218. В.Н. Разрешение межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников. Дисс.канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 215 с.
  219. Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования). Дисс. канд. психол. наук.-М., 1980.-232 с.
  220. Т.Н. Работа воспитателя вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  221. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. — М.: Педагогика, 1983. 144 с.
  222. Практическая психология образования. Учебник / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1998. — 525 с.
  223. Предупреждение и преодоление конфликтов в школе // Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1986. — 173 с.
  224. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. 624 с.
  225. A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Академия, 2000. — 170 с.
  226. А.С. Свет мой зеркальце скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  227. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 1997. 215 с.
  228. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой. М.: Педагогика, 1979. — 176 с.
  229. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Т. 2. — 248 с.
  230. Психология конфликта: Хрестоматия. / Сост. Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2001.-448 с.
  231. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1989. 240 с.
  232. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2003. — 247 с.
  233. Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы: (На материале социально-бытовой ориентировки). Дисс.канд. пед. наук. М., 1988. — 186 с.
  234. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 1999.-624 с.
  235. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
  236. А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996. — 39 с.
  237. X. Подростковой и юношеский возраст: Пробл. становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  238. М.И. Подготовка будущих учителей к ведению переговоров при разрешении конфликтных ситуаций в школе. Дисс.канд. пед. наук. Калуга, 2000.-229 с.
  239. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. — 384 с.
  240. Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта. Дисс.канд. пед. наук. М., 1992. — 186 с.
  241. М.В. Представление о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990. -№ 4.-С. 91 -99.
  242. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1998. — 117 с.
  243. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957 — 328с.
  244. С.Л. Основы общей психологии: В 2 тт. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989. 448 с.
  245. С .Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  246. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  247. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. М.: Когито-центр, 2001. — 61 с.
  248. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1997. — 128 с.
  249. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  250. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Белорусская книга, 1998.-319 с.
  251. И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. Минск: Белорусская книга, 1998. — 80 с.
  252. Е.А. Влияние свойств личности учителя на особенности его конфликтов в педколлективе. Дисс.канд. пед. наук Казань, 1996. — 194 с.
  253. Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003. — 138 с.
  254. С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Дисс.канд. пед. наук. -Калуга, 1995.- 188 с.
  255. Н.В. Педагогический конфликт // Народное образование. -№ 4- 1993.-С. 71 -74.
  256. Н.В. Формирование мотивации конфликта у учащихся старших классов. Дисс.канд. пед. наук. Калининград, 1995. — 185 с.
  257. Н.В. Педагогическая конфликтология: формируется теория // Стандарт и мониторинг в образовании. 2002. — № 3. — С. 50 — 52.
  258. Н.В. Формирование конфликтологической культуры специалиста. Дисс.докт. пед. наук. Калининград, 2003. — 362 с.
  259. А.В. Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах. Дисс. канд. психол. наук. М., 2002. -213 с.
  260. JI.A. Понимание учителем ученика и самого себя в конфликте. Дисс. канд. психол. наук. Гродно, 1992. — 185 с.
  261. П.А. Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. Красноярск, 1997.-122 с.
  262. Г. И. Обучение студентов педагогических вузов приемам коррекции межличностных отношений старшеклассников. Дисс.канд. пед. наук.-М., 1994.-206 с.
  263. Симонова J1.B. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1989.-145 с.
  264. В.А. Гуманистическая ценность педагогики ненасилия // Магистр. 1996. — № 6. — С. 79 — 88.
  265. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Академия, 2000. — 211 с.
  266. Дж.Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов. СПб.: СПИКС, 1994.-430 с.
  267. Славина J1.C. Дети с аффективным поведением. — М.: Просвещение, 1989.-179 с.
  268. Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практ. пособие. -М.: Айрис-пресс, 2004.- 176с.
  269. В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 83 -92.
  270. А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1960. — 144 с.
  271. JI.H. МЦФ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практ. руководство.- СПб.: Речь, 2001. — 99 с.
  272. Т.В. Организационно-педагогические условия успешного обучения «конфликтных» школьников 7−11 классов. Дисс.канд. пед. наук. -Томск, 1999.-179 с.
  273. Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М: Генезис, 2001. — 128 с.
  274. А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. — Уфа: Творчество, 1996. 239 с.
  275. А.И. Проблемы конфликтности в педагогической психологии. -М.: Владос, 1999. 225 с.
  276. А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте. Дисс.докт. психол. наук. Уфа, 2001. -445с.
  277. Социальная конфликтология: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Морозова. -М.: Академия, 2002. 336 с.
  278. А.В., Ращевская JI.JI. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. — М.: Макцентр, 2004. — 160 с.
  279. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. -М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 171 с.
  280. В.Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями. Дисс.канд. психол. наук. -М., 1996. — 156 с.
  281. А.И. Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации // Методы исследования межличностного восприятия / Под ред. Г. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 37 — 43.
  282. С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования).-М.: МПСИ, 2002. 144 с.
  283. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 27 — 34.
  284. Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Учебно-метод. пособие. М.: МПСИ, 2002. — 427 с.
  285. М.Н. Конфликты младших подростков с девиантным поведением и их разрешение. Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 236 с.
  286. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1 4. — М.: Генезис, 2003.
  287. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-216 с.
  288. Э.З. Психологические особенности конфликтности младших школьников. Дисс.канд. психол. наук. М., 1993. — 123 с.
  289. Ю.Л., Терещенков А. В. К объективации эффективности психотерапевтического воздействия // Психология и медицина. Материалы к симпозиуму / Под ред. В. М. Банщикова. М., 1978. — С. 236 — 239.
  290. С.С. Педагогические условия конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником. Дисс.канд. пед. наук. — М., 1997.-128 с.
  291. Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников. Дисс.канд. пед. наук -Калининград, 1999. 142 с.
  292. Г. С. Педагогическая конфликтология: Практ. пособие. — Калининград, 2003. 101 с.
  293. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск, 1995. — 157 с.
  294. .И. Продуктивный конфликта как механизм развития личности. Автореф.дисс. докт. психол. наук. Красноярск, 1996. — 84 с.
  295. .И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. -250 с.
  296. М.Н. Воспитание дисциплины в процессе преодоления противоречий и конфликтов. Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1968. — 293 с.
  297. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  298. К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.-480 с.
  299. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. -СПб.: Лань, 1997.-240 с.
  300. Я.В. Азбука конфликта // Обществознание в школе. 1998. -№ 1.-С. 45 -50.
  301. Я.В. Школьники изучают конфликтологию. Программа курса // Обществознание в школе. 2000. — № 1. — С. 37−38, 43.
  302. В.М. Психология современной семьи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  303. Р.П. Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителем и учащимися в средней школе. Дисс.канд. психол. наук. Тверь, 2001. — 166 с.
  304. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Пед. общество России, 1999. — 185 с.
  305. Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997. — 214 с.
  306. Г. Б. Социально-психологические проблемы молодой семьи выпускников специальной школы для детей с задержкой психического развития. Автореф.дисс. докт. психол. наук. -М., 1990. — 37 с.
  307. Л.М. Социально-педагогическая реабилитация девиантного поведения детей и подростков с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. № 1. — С. 62 — 66.
  308. Л.М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. — Уэлс, 1992. — 126 с.
  309. А.И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива. Дисс.канд. психол. наук. Киев, 1990. — 152 с.
  310. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  311. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. — 333 с.
  312. Т.И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях. Дисс.канд. психол. наук.-М., 2000.-190 с.
  313. М.М. Проблемы воздействия сложных жизненных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников. Дисс.канд. пед. наук. М., 1969. — 248 с.
  314. Deutsch М. Conflicts: Productive and destructive // Journal of Social Issues. — 1969.-№ 25.-P. 7−41.
  315. Deutsch M. Constructive conflict resolution: Principles, training and research // Journal of Social Issues. 1994. — Vol. 50, No 1. — P. 13 — 32.
  316. Deutsch M. The resolutions of conflicts constructive and destructive processes. New Haven, L.: Yale Univ Press, 1973. 214 p.
  317. Johnson D., Johnson R. Constructive Conflict in the Schools // Journal of Social Issues. 1994. — Vol. 50, No 1. — P. 117 — 137.
  318. Levi J. Curriculum // Instruction in Conflict Resolution for Elementary and Secondary Education // Current Research on Peace and Violence. 1986. — Vol. IX, No. 3. — P. 145- 158.
  319. Lusher M. Die Farbwahl als Psychosomatischer test. Ptsch. Med. Journal. -1961.-№ 11.
  320. Rubin J. Models of conflict management // Journal of Social Issues. 1994. -Vol. 50, No 1.-P. 33−45.
  321. Thomas K.W. Issues in management of conflict // Management of conflict. Implications for community relations and for the world of work. Proceedings of the 15th annual research conference in industrial relations. Los Angeles, 1974. — P. 5 — 13.
  322. Thomas K.W., Kilmann R.N. Thomas Kilmann Conflict Mode Instrument / Xicom Inc. Sterling forest. — N. Y., 1974. — P. 115 -149.
  323. Thomas K.W. Conflict and conflict management // Handbook of industrial and organizational psychology / Ed. by Dunnett M. Chicago, 1976. — P. 889−935.
  324. Thomas K.W., Kilmann R.H. Comparison of four instruments measuring conflict behavior 11 Psychological Reports. 1978. — Vol. 42. — P. 1139 — 1145.
  325. Thomas K.W., Jamieson D.M. Power and conflicts in the student-teacher relationship // Conflict and human interaction / Ed. by Cross G.P. et al. 1979. — P. 63 — 79.
  326. Thomas K.W., Louis R.P. Toward an «intent» model of conflict management among principal parties // Conflict and human interaction / Ed. by Cross G.P. et al. 1979.-P. 49 — 63.
Заполнить форму текущей работой