Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников: на примере профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Их профессиональная компетентность зависит от многих составляющих. Значительное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников отводится организации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в условиях профессионального лицея
    • 1. 1. Профессиональная компетенция инженерно — педагогических работников как педагогическая проблема
    • 1. 2. Мониторинг развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников
    • 1. 3. Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников
  • Глава II. Экспериментальная деятельность по созданию педагогических условий развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников
    • 2. 1. Исходные позиции мониторинговых исследований развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников
    • 2. 2. Система научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в условиях профессионального лицея
    • 2. 3. Обобщающий анализ результатов экспериментальной деятельности

Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников: на примере профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Их профессиональная компетентность зависит от многих составляющих. Значительное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников отводится организации научно-методической работы в образовательном учреждении. Научно-методическая работа в профессиональном лицее должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются мониторинговыми исследованиями, в частности на начальном этапе.

Представления о профессиональной компетентности педагога в процессе своего становления претерпели ряд значительных изменений.

Идея развития профессиональной компетентности индивида отражена в психолого-педагогических исследованиях.

Так, основы развития профессионально важных качеств личности рассмотрены Е. П. Белозерцевым, С. Т. Каргиным, И. А. Колесниковой, А. Е. Кондратенковым, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитовым, И. Я. Лернером, А. А. Орловым, М. Н. Скаткиным, В. А. Сластениным, И. Я. Фастовцом и др., психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя отражены в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Общая феноменология профессионально-педагогической компетентности и ее частных видов нашла отражение в работах В. А. Адольфа, Е. В. Бондаревской, Н. В. Кузьминой, Э. А. Максимовой, Т. С. Поляковой, Т. Б. Руденко и др.

Учеными преимущественно осуществляется изучение различных видов профессиональной компетентности: Н. В. Кузьмина обращает внимание на специально-педагогическую, научно-педагогическую, методическую и другие виды компетентностиТ.С.Полякова— на историко-методическую компетентностьЭ. А. Максимова — на социально-психологическую, Т. Б. Руденко — на дидактико-методичекую компетентность.

В современных психологических и педагогических источниках проблеме педагогического мониторинга уделялось внимание такими исследователями, как А. С. Белкин, П. В. Голубков, В. Г. Горб, В. А. Кальней, О. Касьянов, Л. П. Качалова, О. Кберник, Г. А. Карпова, В. Г. Попов, С. А. Равичев, С. Н. Силина, С. Е. Шишов и др.

Исследователи рассматривали педагогический мониторинг как систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целепо-лаганием процесса обучения и предусматривающих установление уровня усвоения учащимися учебного материала и его корректировку (С.А. Равичев), как теоретически обоснованные измерения и оценка результатов обучения, способствующие предоставлению объективных и достоверных данных о ходе педагогического процесса (В.А. Кальней, С.Е. Шишов), как комплекс исследовательских процедур, который позволяет выявить характер изменений в конкретном объекте за определенный период времени (В.Г. Попов, П. В. Голубков и др.), однако исследованием педагогического мониторинга одновременно как диагностики и как условия развития профессиональной компетентности специалиста ученые и практики в области педагогического знания не занимались.

Наиболее важными для раскрытия влияния мониторинга на развитие профессиональной компетентности для нас стали исследования В. А. Кальней, В. А. Малышевой, Д. Ш. Матрос, Д. М. Полева, М. М. Поташника, Е. А. Рыковой, Л. Д. Федотовой, С. Е. Шишова, которые трактуют мониторинг как специализированную форму особой познавательной деятельности, обеспечивающей непрерывное слежение за состоянием объекта и дающую возможность прогноза развития живых сложноорганизо-ванных систем.

При разработке научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников мы опирались на идеи М. Р. Битяновой, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой, понимающих сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-педагогических условий для успешного развития и становления личности.

Понять феномен научно-методического сопровождения нам помогли теоретические основы организации научно-методической работы в образовательных учреждениях (Е.С. Березняк, А. Н. Зевина, В. Н. Кеспикова, С. Г. Молчанова, А. М. Моисеев, М. М. Поташник и др.).

В исследованиях П. Карстанье, А. И. Усмова, К. Ушакова и др. особое внимание уделялось обеспечению положительной мотивации участников процесса сопровождения при осмыслении и совместном поиске оптимального решения проблем личности.

Качественный анализ содержания исследований, посвященных проблеме развития профессиональной компетентности педагога, выявил ряд частных противоречий:

— между актуальностью проблемы развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в поствузовский период и недостаточной ее разработанностью в теории и на практикемежду необходимостью реализации идей компетентностного подхода к повышению квалификации инженерно-педагогических работников и отсутствием концепции научно-методического и психолого-педагогического сопровождения как системы помощи в решении профессиональных затруднений, возникающих в педагогической деятельности;

— между целесообразностью целостно и системно влиять на процесс роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников и отсутствием педагогических условий.

Развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников посредством интегрируемой совокупности, состоящей из мониторинговых исследований и научно-методического сопровождения, не рассматривалась в обозначенном нами выше теоретическом поле исследований.

Обозначенные противоречия акцентируют основную проблему в развитии профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников: острую востребованность профессионально компетентных специалистов инженерно-педагогического состава и недостаточное теоретическое осмысление и менеджмент идей, условий, механизмов развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (на примере профессионального лицея)».

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогического работника на базе профессионального лицея.

Объект исследования: процесс развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников профессионального лицея.

Предмет исследования: педагогические условия, влияющие на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в образовательном учреждении.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза исследования.

Эффективность развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в профессиональном лицее зависит от следующих условий:

— системы мониторинга качества образования и профессиональной компетентности специалистов (мониторинг специфики базового образованиямониторинг развития способностей инженерно-педагогических работников к педагогической деятельностимониторинг развития специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций);

— системы научно-методического сопровождения, в основе которой лежит организация помощи инженерно-педагогическим работникам в решении их профессиональных затруднений с учетом уровня их профессиональной подготовки и результатов мониторинга.

Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1) определить сущность профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников и специфику ее развития в процессе педагогического образования специалиста;

2) уточнить понятие «система мониторинга качества образования и профессиональной компетентности специалиста» и определить структуру данной системы;

3) разработать и теоретически обосновать систему научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников как систему научно-методической помощи в решении профессиональных проблем с учетом анализа данных мониторинговых исследований;

4) экспериментально проверить взаимосвязь системы мониторинга качества образования и профессиональной компетентности специалиста и системы научно-методического сопровождения с процессом развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, К. Роджерс, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.), предполагающий становление компетентности в контексте целостного развития личностисовременные исследования в области педагогического мониторинга (В.М. Антипова, В. П. Беспалько, Г. П. Богомолова и др.);

— исследования зарубежных и отечественных педагогов по оценке качества образования (С. Андерсон, М. Гробарь, А. Моисеев и др.);

— основы стандартизации, педагогической квалиметрии и мониторинга качества образования (А.С. Белкин, В. М. Березовский, В. Г. Горб и др.) — исследования в области компетентности педагогов (Т.Г. Браже, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Э. Н. Гусинский, С. Б. Елканов, Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, J1.M. Митина, М. А. Мореева, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, Ю. И. Турчанинова и др.);

— исследования профессиональной деятельности учителя (А.П. Акимова, Т. Д. Андронова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова и др.);

— теория профессионального образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации в системе непрерывного образования (А.А. Вербицкий, Э. М. Никитин, В. А. Сластенин, Т. Г. Бражже, С. Г. Вершловский и ДР-).

Исследование осуществлялось поэтапно в течение пяти лет. На каждом этапе в зависимости от его задач применялись соответствующие методы исследования: теоретические: анализ общепедагогической, социально-психологической, методической литературы по проблемам становления профессиональной компетентности педагога, мониторинга качества образованиямоделирование;

— эмпирические: мониторинг, состоящий из обсервационных методов (экспертная оценка, самооценка, обобщение независимых характеристик, прямое, косвенное и включенное наблюдениесамонаблюдениебеседагрупповая дискуссиянестандартизированное интервью, игровой метод) — диагностических (анкетированиетестированиестандартизованный опросконтент-анализ) — статистических (методы измерения и статистической обработки экспериментальных данных, корреляционный анализ — метод ранговой корреляции Спирмена, представление данных в графиках, таблицах) — экспериментальных (экспериментальная деятельность по развитию профессиональной компетентности персонала) — дескриптивные: описание результатов исследования, полученных данных, их графическая интерпретация и анализ.

База исследования: ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 24» г. Братск- «Профессиональный лицей № 33» г. Железногорск-Илимский Иркутской области. В исследовании приняло участие 70 инженерно-педагогических работников и 250 обучающихся.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На подготовительном поисково-теоретическом этапе (август-декабрь 2001 г.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования, научно-методическая литература по теме исследованиявыявлялись актуальные проблемы образовательного процесса, детерминирующие необходимость внесения инновационных изменений в процесс развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковосуществлялось теоретическое осмысление проблемы исследования, определение его целей и задач, формулирование рабочей гипотезы, разработка и обоснование понятийного аппарата.

На констатирующем этапе (январь-май 2002 г.) происходило накопление первичных данных по проблеме развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковтеоретическое обоснование и разработка модели развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковразрабатывались критерии и показатели уровня профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников с учетом их педагогического образования.

На преобразующем этапе (2002 — 2004 гг.) осуществлялось проведение экспериментального исследования с целью проверки сформулированной гипотезы и апробации модели развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Заключительный этап (2004 — 2005 гг.) был посвящен теоретическому осмыслению результатов опытно-экспериментальной работы, анализу и систематизации результатов, обработке и обобщению полученных данныхуточнению теоретических положений, оформлению теоретических и практических выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— выявлена сущность и специфика развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников с учетом их базового образования;

— уточнено и конкретизировано понятие «система мониторинга качества образования и профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников», состоящее из мониторинга базового образования инженерно-педагогических работниковопределения на основе анализа его результатов возможности продуктивности преподавательской деятельностимониторинга педагогических способностей и мониторинга профессиональной компетентности. разработана система научно-методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, включающая в себя варианты организации помощи в решении профессиональных проблем специалистов, имеющих профессиональное педагогическое образование, и специалистов, не имеющих педагогической подготовки;

— экспериментально проверены педагогические условия и выявлена взаимосвязь между системой мониторинга качества образования и профессиональной компетентности, системой научно-методического сопровождения и процессом развития профессиональной компетентности педагогов и мастеров производственного обучения;

— конкретизированы критерии оценки уровней развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: апробирована модель педагогической помощи инженерно-педагогическим работникам в решении профессиональных затруднений, связанных со спецификой их профессиональной подготовки;

— разработано содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, включающее: программы «Школа молодого специалиста», «Школа педагогического мастерства», методическое пособие «Мониторинг качества образования в профессиональном лицее" — пакет диагностических методик «Диагностика профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования" — диагностические средства — анкеты, опросники, анкеты для инженерно-педагогических работников с целью изучения влияния мониторинговых исследований на процесс развития профессиональной компетентности, анкета изучения эффективности научно-методического сопровождения и т. д.;

— проверена и доказана эффективность мониторинговых исследований на основе педагогической квалиметрии в процессе рефлексивной деятельности субъектов образовательного пространства для определения целесообразной помощи при решении профессиональных затруднений инженерно-педагогических работников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников — это проявленная совокупность специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций, позволяющих специалисту эффективно реализовать образовательную деятельность и собственные потенциальные возможности в системе начального профессионального образования.

2. Система мониторинга качества образования и профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников понимается нами как система диагностических процедур, обеспечивающих педагогически целесообразное наблюдение за динамикой профессиональной компетентности в профессиональном лицее. Система мониторинга состоит из взаимосвязанных подсистем: мониторинг базовой подготовкимониторинг педагогических способностей и мониторинг специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций. Анализ данных мониторинга позволяет определить содержание научно-методического сопровождения.

3. Система научно-методического сопровождения представляет процесс организации помощи специалисту в решении его профессиональных проблем. В зависимости от специфики профессиональной подготовки (включающей в себя или нет педагогическую составляющую) определяется содержание и формы научно-методической помощи инженерно-педагогическим работникам.

4. Структура научно-методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников состоит из цели, содержания научно-методической деятельности, организационных форм и методов, программно-методических средств, критериев и показателей эффективности данного процесса.

5. Повышению эффективности процесса развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников на базе профессионального лицея способствуют:

— готовность педагогического коллектива к реализации системы научно-методического сопровождения по развитию профессиональной компетентности на основе мониторинговых исследованийорганизация непрерывного, поэтапного, пролонгированного процесса повышения квалификации инженерно-педагогических работников в «Школе молодого специалиста» и «Школе педагогического мастерства» с использованием интерактивных форм и методов обучения.

Апробация теоретических положений и внедрение полученных в ходе исследования результатов осуществлялось посредством публикаций и выступлений на научно-практических и научно-методических конференциях разного уровня: межрегиональных: «Обеспечение процесса профессиональной компетентности учащихся с позиции личностно-ориентированного подхода».

— (г. Иркутск, 2001), «Пути достижения социальной успешности субъектов образовательного процесса» (г. Иркутск, 2004);

— региональных: «Технологическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы» (г.Иркутск, 2005);

— областных: «Модернизация системы начального профессионального образования: предварительные итоги, возникающие проблемы и пути их решения» (г. Иркутск, 2003), «Условия развития системы начального профессионального образования па этапе социально-экономических изменений общества» (г. Иркутск, 2004);

— итоговая научно-практическая конференция международного проекта «Ключевые компетенции в подготовке кадров» (г. Иркутск, 2004);

— всероссийских: «Развитие тестовых технологий в России» (г. Москва, 2005; 2006).

По результатам исследования были выпущены методические пособия и рекомендации: «Мониторинг качества профессионального образования» (Иркутск, 2002 г.) — «Реализация воспитательных целей на уроках производственного обучения» (г. Иркутск, 2002) — «Школа педагогического мастерства /из опыта работы региональной экспериментальной площадки ГОУ ПЛ № 24/"(г. Иркутск, 2005), «Создание системы мониторинга качества образования в условиях профессионального лицея» (г. Иркутск, 2005).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась: методологической обоснованностью исходных теоретических положений с позиций современного психолого-педагогического знанияприменением способов и методов мониторинговых исследований, адекватных исходным положениям, цели и задачамвалидными методиками исследования с использованием статистической обработки данныхподтверждением выводов практическими результатами. Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечена сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического исследования, их репрезентативностью.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения,.

Результаты исследования имеют практическую значимость, так как могут быть применены в практике работы учреждений начального профессионального образования (профессиональные лицеи, профессиональные училища) с целью активизации процесса развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

В качестве перспективных моментов дальнейшего изучения проблемы можно обозначить следующее:

— определение условий, способствующих развитию профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в социально-педагогическом и психолого-педагогическом направлениях;

— выявление механизмов создания образовательного комплекса, инициирующего профессиональную компетентность индивида;

— создание методики проведения мониторинга качества образования с целью разработки объективной, углубленной критериально-оценочной базы развития профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса.

Заключение

.

Успешное решение задач экспериментальной работы подтвердило целесообразность предложенных нами педагогических условий, разработанных и апробированных способов развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, а также засвидетельствовало, что развитие профессиональной компетентности влияет на повышение личностно-профессионального роста инженерно-педагогического работника в целом. Для подтверждения этого были проведены повторная диагностика и сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп.

Статистическая обработка данных, проведенная во время констатирующего и формирующего этапов эксперимента, показала, что существует достоверная зависимость между создаваемыми в образовательном процессе начального профессионального образования условиями развития у инженерно-педагогических работников профессиональной компетентности и позитивным ростом показателей развитости данного комплексного образования.

Исходя из современных психолого-педагогических представлений уточнено понятие «профессиональная компетентность инженерно-педагогического работника». В процессе теоретического осмысления материала по проблеме исследования были зафиксированы актуальные и значимые взгляды на данный феномен. Критически осмыслено, конкретизировано и модифицировано содержание понятия «профессиональная компетентность» специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Определены структура и содержание профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, представленные компонентно, посредством выделения специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенциями.

На основе анализа теоретических источников и экспериментальной деятельности установлена возможность влияния мониторинга качества образования и профессиональной компетентности специалиста на развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Разработана система научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников профессиональных лицеев.

Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, которые представлены интегрируемой совокупностью мониторинговых исследований и научно-методического сопровождения.

Излагаются основные выводы:

— профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников как интегральная характеристика личности педагога (специалиста) отражает его теоретическую и практическую подготовленность к профессиональной деятельности, а также личностные качества, выражающиеся в умении человека жить, самостоятельно, ответственно, эффективно действовать в обществе, и может рассматриваться посредством компонентного выделения специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций;

— организация и проведение мониторинга качества образования и профессиональной компетентности специалиста при обеспечении постоянного наблюдения за динамикой развития специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенции работниковусловиями педагогического процесса способствует развитию профессиональной компетентности инженерно-педагогического работника;

— система научно-методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, основанная на принципах научности, системности, комплексного подхода, конкретности, последовательности, преемственности и непрерывности, единства теории и практики, связи с запросами современного социума, а также оперативности, гибкости, мобильности, креативности и активизации внутреннего потенциала личности влияет на развитие профессиональной компетентности специалиста;

— эффективность процесса развития профессиональной компетентности инженерно-педагогического персонала зависит от целостности, комплексности педагогических условий как интегрируемой совокупности из мониторинга качества образования и профессиональной компетентности специалиста и системы научно-методического сопровождения.

Педагогическому усилению развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников способствует:

— готовность инженерно-педагогических работников к реализации модели научно-методического сопровождения по развитию профессиональной компетентности на основе мониторинговых исследований;

— организация непрерывного, поэтапного, пролонгированного процесса повышения квалификации инженерно-педагогических работников в «Школе молодого специалиста» и «Школе педагогического мастерства» с использованием интерактивных форм и методов обучения;

— экспериментальное взаимодействие участников в рамках прохождения программ «Школа молодого специалиста» и «Школа педагогического мастерства» оказалось эффективным по всем структурным компонентам, что свидетельствует о положительном влиянии предлагаемых педагогических условий на активизацию развития профессиональной компетентности инженерно-педагогического персонала.

Полученные теоретические и практические результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили разработать научно-методические рекомендации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдалина J1.B. Формирование готовности инженерно-педагогическихработников к профессиональному развитию в системе повышения квалификации. Дисс.канд. педаг. н., Воронеж, 2002.
  2. .Г. Проблемы современного человекознания. -М., 1976. 439с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1881.
  4. B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов М.: АДЕПТ, 1998.
  5. В.М., Богомолова Г. П. Система школьного педагогического мониторинга.-Ростов-на-Дону: Инновационная школа, 1997, № 2. С.88−95.
  6. В.И. Синергетика и управление. // Теория и практика гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1997.
  7. А.А., Гетманская И. А. Реализация воспитательных целей на уроках производственного обучения./ Методические рекомендации/. -Иркутск, ИПКРО, 2002. 18 с.
  8. Т.П., Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: методическое пособие/ Под ред. Н. В. Немовой, — М.: АПКиПРО, 2004.- 104 с.
  9. Д.З. Теория и практика развития школы-комплекса в условиях инновации и педагогического мониторинга: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -Казань, 1997.-41с.
  10. Н.В., Масальских С. П. Мониторинг учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2004. — 48 с.
  11. С.В. Профессионально-личностное развитие будущего учителя бакалавра. Дисс.канд. педаг. н., Казань, 2003.
  12. Басовский J1.E., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2000. С. 186.
  13. М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−1985.- М., 1986.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989.—144 с.
  15. Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  17. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  18. Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя. Дисс.канд. педаг. н., Москва, 1998.
  19. С.Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения, А что же дальше?// Магистр, 1996. — № 3.
  20. С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков, 1997. — 68 с.
  21. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образованияпсихологические аспекты). -М.: Смысл, 1999. -137с.
  22. Т.Г. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения его квалификации. Сборник научных трудов. -М.: 1982.
  23. Н.П. Диагностико-информационное и компьютерное обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов села. Дисс. .канд. пед. н., Пятигорск, 1997. -196 с.
  24. Виноградов АЛО. Педагогический мониторинг развития профессионального лицея. Дисс.канд. педаг. н., Магнитогорск, 2002.
  25. В.Г. Организационно-педагогические основы деятельности проблемно-творческих объединений в системе повышения квалификации педагогов. Дисс. .канд. Пед. Наук. -СПб., 1995.
  26. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.З. -М., 1982−1984.
  27. И.А., Переломова Н. А. Мониторинг качества образования в профессиональном лицее. Методическое пособие.- Иркутск: ИПКРО, 2002. -13 с.
  28. И.А. Особенности развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников. Вестник Бурятского университета. Серия 7: Педагогика. Улан-Удэ: Бурят.гос. ун-т, 2006.-Вып. 14.- С.8−14.
  29. И.А., Афанасьева А. А. Реализация воспитательных целей на уроках производственного обучения /Методические рекомендации/.-Иркутск, ИПКРО, 2002- 18с.
  30. И.А., Кузнецова О. В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях профессионального лицея./ Методическое пособие (из опыта работы региональной экспериментальной площадки)/. Иркутск: ИПКРО, 2005. — 72 с.
  31. И.А., Курбатова О. Н. Диагностика профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы НПО. (Пакет диагностических методик) / Иркутск: ИПКРО, 2002. 35 с.
  32. И.А., Курбатова О. Н. Мониторинг условий становления профессиональной компетентности. /Материалы областной научно-практической конференции инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений НПО./ Иркутск: ИПКРО, 2001 130 с.
  33. И.А., Одинокова В. А. Павлова О.Н. Школа профессиональной компетентности. Методическое пособие /Из опыта работы региональной экспериментальной площадки. Иркутск, ИГПУ, 2005, — 226 с.
  34. И.А. Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников. Иркутск:1. ИГТУ, 2005. с.31−35.
  35. .С. Философия образования XX века. /Мир образования. 1996, № 4.
  36. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев, 1986.
  37. В.И. Мониторинг начального профессионального образования региона. Дисс.канд. педаг. н., Москва, 2000.
  38. Губанова J1.B. Психологическая компетентность вузовского преподавателя иностранного языка (на материалах неязыкового вуза). Дисс.канд.псих, н., Тверь, 1999.
  39. Э.Н. Повышение квалификации как взаимодействие гуманитарных систем. //Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. Сб. научн. Тр. Вып. 2. в 2 4, — М., 1993.
  40. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1955. С. 345.
  41. Диас Марко Антонио Р. Международный подход к качеству в высшем образовании: Роль ЮНЕСКО /Высшее образование в Европе. М.: Логос, 1996.
  42. Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  43. Э.Ф., Воденников В. А., Доронин Н. А., Заводчиков Д. П. Мониторинг профессионального развития личности ремесленника. — Екатеринбург, 2002.—112 с.
  44. Э.Ф., Воденников В. А., Доронин Н. А., Зеер П. Ф., Колобков И. А. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 233 с.
  45. Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. Автореф. док. дис. Л.: 1988.
  46. В.Н., Хадкова О. О. Качество профессионально-образовательных процессов (термины, понятия, определения). Справочно-методическое пособие. Иркутск, 2004.-41 с.
  47. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И. А. Зязюн М.: 1989.
  48. И.А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Управление качеством профессионального образования. СПб.: Институт образования РАО, 2001. -40 с.
  49. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  50. Ц. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием//Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972. С. 219.
  51. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1988.
  52. Дж. Большие системы: связность, сложность, катастрофы. М- 1982
  53. Т.Б. Педагогические условия личностного роста старшеклассников в вариативном компоненте образовательного процесса. Дисс.канд.педаг. п., Иркутск, 2001.
  54. Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраива-ние.//Вопросы философии. -1994. -№ 4.
  55. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.
  56. В.В. Повышение квалификации педагога что это значит сегодня. Методическое пособие. — Бийск: НИЦБиГПИ, 1996.
  57. В.А., Недбаева С. В. Профессионально-необходимые качества личности учителя (педагогические способности) и их формирование / Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей. -М., 1982.
  58. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  59. Е.Р. Социальные проблемы в системе повышения квалификации (опыт социологического опроса) //Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. М.: РИПК РО, 1993.
  60. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  61. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. — 117 с.
  62. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности СПб.- Рыбинск, 1993.
  63. А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированногообразовательного процесса. Дисс.канд. педаг. н., Ростов-на Дону, 2001.- 319с.
  64. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  65. B.C. Мониторинг качества /Стандарты и мониторинг в образовании. М., 1998.
  66. И.Я. Знания в составе содержания образования и их качества //Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. С. 19.
  67. И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки // Советская педагогика. — 1985. — № 3.
  68. А.Н. Педагогическое общение. М., 1996.
  69. А.Н. Избранные психологические произведения:Т.П. М.: Педагогика, 1983.
  70. В.М. Работа администрации школы с учителем. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 160 с.
  71. А.Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: Образование — культура, 1998. — 344 с.
  72. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации. // Педагогика.-1992.-№ 9−10.
  73. А.Е., Тонконогая Е. П. Психология: под редакцией И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2003. — 238 с.
  74. А. Самоактуализация// Психология личности: Тексты. М., 1982.
  75. А. Мотивация и личность. // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.
  76. Д.Ш., Полев Д.М, Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
  77. B.C. Воспитателю о психологии и психология общения: Книга для учителей и родителей. М.: просвещение, 1987. — 205 с.
  78. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
  79. В.К. Непрерывное образование российского педагога в условиях социально-экономических перемен. М.: Социум, 1997.
  80. В.К. Непрерывное повышение квалификации учителей труда. -Белгород: Белгород. ИУУ, 1995.
  81. Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. Учеб. пособие. М.: РИПК РО, 1995.
  82. Э.М. Научно-организационные основы федеральной системы повышения квалификации в условиях реформирования образования. Учеб. пособие. М.: РИПК РО, 1994.
  83. Э.М. Федеральная система повышения квалификации: перспективы и проблемы развития // Народное образование. 1999. — № 7−8.
  84. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования // Специалист. 1998. — № 1.
  85. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3.
  86. Образование XXI века. Проблемы повышения квалификации работников образования (тез. докл. междун. конф.). Минск, 14−16 дек. 1993 г.
  87. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: «АЗЪ», 1993.-955 с.
  88. В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и управления качеством.- СПб.: Издательство «Наука" — 1999. 216 с.
  89. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. -М.: Педагогика, 1996, № 3. С. 9−15.
  90. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  91. Переломова Н. А Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК. Монография. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2001.-176 с.
  92. Н.А. Научно-методическое сопровождение личностно-профессиональной компетентности инженерно-педагогического работника. Методическое пособие. Братск-Иркутск: ИПКРО, 2002. 28 с.
  93. Н.А. Педагогические основы организации научно-методической работы в профессиональном лицее. Методическое пособие. Иркутск: ИПКРО, 2002. 42 с.
  94. Н.А., Гетманская И. А. Мониторинг качества образования в профессиональном лицее. Методическое пособие. Иркутск: ИПКРО, 2002. 12 с.
  95. Н.А., Гетманская И. А. Мониторинг качества образования в деятельности инженерно-педагогических работников / Вестник Иркутского педуниверситета: Сб. науч. трудов. Иркутск: ИГПУ, 2002. — Вып. 3.-С.29−33
  96. В.А. Психология неадаптивной активности. -М. 1992.
  97. В.А. Очерк теории свободной причинности. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
  98. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание.// Педагогика -1995. -№ 4.
  99. О.Л. Становление личности: актуальные концепции.- Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 1997.- 132 с.
  100. О.Л., Федотова Е. Л., Косогова А. С. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике. Иркутск, 1997.
  101. О.Э. Организационный механизм мониторинга качестваобучения на муниципальном уровне. Дисс.канд. педаг. н., Москва, 2001. 145 с.
  102. В.Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2000-№ 2. -С32−45.
  103. М.М. Управление современной школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования М.: Новая шк., 1997.
  104. М.М., Моисеев A.M. Управление качеством образования //Народное образование. -№ 7−8. 1999. С. 167−170.
  105. Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессиональногообразования (на материале изучения педагогических дисциплин). Дисс.канд. педаг. п., Хабаровск, 1998. 214 с.
  106. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям /Под ред. С.Ю. Батыше-ва М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  107. В.В., Репкина Г. В., Заика В. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности. -Вопросы психологии, 1995, № 1.
  108. К.Р. К науке о личности// История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.): Тексты. М., 1986.
  109. К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения//Открытое образование, 1993.
  110. К.Р. Свобода учиться /К.Р. Роджерс, Д. Фрейберг. Научный редактор А. Б. Орлов. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
  111. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994.
  112. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  113. СЛ. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989.
  114. Серебрякова J1.A. Мониторинг качества общего среднего образованияв региональной образовательной системе. Дисс.канд. педаг. н., Великий1. Новгород, 2000.- 189 с.
  115. А.П. Роль педагогов профтехучилищ в формировании личности будущих молодых рабочих. Мектеп, 1984.
  116. Е. В. Методы математической обработки в психологии,-СПб.: ООО «Речь», 2003.-350 с.
  117. Д. Скотт. Управление производительностью. М., 1989.С.68.
  118. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.740 с.
  119. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. //Советская педагогика. 1991. -№ 10.
  120. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1982. — Т.2. — 736 с.
  121. Смятских A. JL, Туркина Т. М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003.-34 с.
  122. В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учеб. пособ. СПб.: Издат. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 33 с.
  123. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга II «Концепция квалиметрии. Система категорий и понятий». М.: Исследоват. Центрпроблем качества подготовки специалистов, 1991. 122 с.
  124. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека. Дисс. .докт. пед. наук. JI., 1975.
  125. Т.А. США. Основы регулирования качества образования. М.: НИИВО, 1994. — 78 с.
  126. Ю.И. Теоретические проблемы содержания профессиональной подготовки учителя. //Педагогическое образования: содержание, структура, организационные формы. Сб. научн. тр. /Под ред. В. Б. Новичкова. -М., 1987.
  127. Д.Н. Психологические установки. СПб.: Питер, 2001.
  128. Д.Н. Общая психология. Ответственный редактор И.В. Имедад-зе, перевод с грузинского Е. Ш. Чоманидзе. М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004.
  129. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- под науч. ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1989. — 199 с.
  130. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. — 128 с.
  131. Л.Д., Рыкова Е. А., Малышева В. А. Оценка качества начального профессионального образования. Методические рекомендации. -М.: Издательский центр АПО, 2000. 82 с.
  132. А. Контроль качества продукции. М., 1994.
  133. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп, — М., изд-во Института Психотерапии. 2002.-490 с.
  134. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В. Н. Лавриенко, проф. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2002. — 584 с.
  135. М.Дж. Проблема качества /Высшее образование в Европе.-М.: Логос, 1996.
  136. В. Человек в поисках смысла. -М., 1990.
  137. С.Л. Духовные основы общества: Сборник -М., 1992.
  138. Э. Личность в современной культуре// Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.
  139. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996, — 160 с.
  140. О.Р. Индивидуальный подход к совершенствованию педагогического мастерства учителя. Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1993.
  141. А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 176 с.
  142. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 354 с.
  143. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. /Под ред. С. Л. Батышева.- АПО. 1999.
  144. Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. //Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.
  145. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Заполнить форму текущей работой