Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование технологической культуры студентов факультета технологии и предпринимательства на материале истории развития техники: Методический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты формирования технологической культуры студентов ФТП на материале истории развития техники. Использовались такие общие и частные методы: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, технико-исторической и методической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты формирования технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства
    • 1. 1. Профессиональная подготовка студентов факультета технологии и предпринимательства в контексте формирования их технологической культуры
    • 1. 2. Теоретические основы формирования технологической культуры студентов ФТП
    • 1. 3. Процесс формирования технологической культурой студентов факультета технологии и предпринимательства в профессиональной подготовке
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Методика формирования технологической культуры студентов ФТП в процессе изучения истории развития техники
    • 2. 1. Организация, методика и ход проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Исследование методов и приемов формирования технологической культуры студентов в процессе изучения «Истории развития техники»
    • 2. 3. Исследование содержания и методики изучения спецкурса «История развития техники»
    • 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование технологической культуры студентов факультета технологии и предпринимательства на материале истории развития техники: Методический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный уровень развития общества, науки и производства предъявляет все более высокие требования к специалистам — выпускникам педагогических вузов. Модернизация высшего профессионального образования ставит одну из важных задач — формирование технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства, решение которой требует изменений в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Это, в свою очередь, требует изучения:

— приоритетных направлений методической подготовки студентов, формирующей их технологическую культуру, как необходимого компонента профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства;

— профессионально-значимых качеств личности будущего учителя технологии и предпринимательства, влияющих на активное развитие технологической культуры школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы, практики обучения в школе и в вузе показал, что в своей профессиональной деятельности учитель технологии и предпринимательства выступает, прежде всего, как личность, реализующая совместно с учащимися образовательные задачи технологической подготовки.

Внутренний мир учителя, его ценностные ориентиры, профессиональная подготовка и профессионально значимые качества личности выступают ведущими факторами развития личности учащихся. Процесс развития технологической культуры раскрывает возможности формирования у школьников системы ориентиров, помогающих в определении жизненного пути и активного участия в развитии общества.

Технологическая культура учителя технологии и предпринимательства рассматривается нами как проявление синтеза его психолого-педагогической образованности, духовных ценностей, мыслительной активности, историко-технологического и педагогического мышления, направленных на совершенствование своей профессиональной деятельности, профессионально значимых качеств, развитие личности учащихся.

Актуальность исследования обусловлена современным развитием науки, техники, производства и изменениями социально-экономических условий современного общества, а также возрастанием роли технологической культуры в формировании личности будущего учителя технологии и предпринимательства в вузе.

В связи с этим обстоятельством, возникла необходимость преодоления противоречий:

— между возрастанием роли техники и технологической культуры в жизни общества и недооценкой значения технологической культуры в методической подготовке будущего учителя технологии и предпринимательства, как важнейшей составляющей сферы его профессиональной деятельности;

— между настоятельной необходимостью разработки теоретических основ методической подготовки, направленной на формирование технологической культуры студентов факультета технологии и предпринимательства (ФТП) в соответствии с потребностями современной школы и недостаточной их разработанностью в системе профессиональной подготовки.

Преодоление указанных противоречий возможно на основе анализа достижений психолого-педагогических наук, а также разработки специальных курсов по истории развития техники, направленных на формирование технологической культуры студентов ФТП и методики ее преподавания в школе.

Проблеме профессиональной подготовки учителей были посвящены труды О. А. Абдуллиной, Е. Н. Богданова, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова и др., в которых обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, анализируется система педагогической подготовки будущих учителей.

Проблемы готовности в различных аспектах (историческом, психологическом и педагогическом) рассматриваются исследователями Е. Н. Богдановым, П. Я. Гальпериным, Н. В. Кузьминой.

У истоков развития технологической подготовки в России стояли С. А. Владимирский, И. А Вышнеградский, Н. В. Касаткин, К. Ю. Цируль и другие. Они сыграли важную роль в создании системы технологического и профессионального образования, в организации трудового воспитания, привития учащимся элементов технологической культуры, разработке ряда требований и качеств, которыми должен обладать учитель технологии.

Целенаправленное системное исследование проблемы формирования технологической культуры личности опирается на широкий спектр научных разработок ведущих ученых-исследователей в области политехнической подготовки (П.Р. AiyroB, С. Я. Батышев и другие), технологического образования (П.Р. Атутов, Э. Д. Новожилов и др.), учебно-познавательной деятельности (П.П. Блонский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), творческой деятельности (JI.C. Выготский, Е. А. Климов, С. А. Рубинштейн и другие).

Термин «технологическая кулыура» в психолого-педагогических работах до конца еще не определен, поэтому базовыми для изучения конкретизации технологической культуры явились исследования современной дидактики, получившей развитие в трудах М. А. Данилова, Б. П. Есипова, М. Н. Скаткина и др.

В педагогических исследованиях подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в вузах, направленная на методический аспект формирования их технологической культуры не являлась предметом специального изучения.

В связи с этим назрела необходимость разработки положений методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, отличающихся от традиционных подходов к оценке развития личности учителя технологии и его готовности выполнять профессиональную работу в школе. Была определена проблема исследования — поиск методов и приемов формирования технологической культуры студентов ФТП в процессе методической подготовки в вузе.

Учитывая значительную потребность в улучшении профессиональной подготовки студентов факультета технологии и предпринимательства, мы поставили цель исследования: определение и экспериментальная проверка педагогических условий формирования технологической культуры студентов ФТП на материале истории развития техники как компонентов системы методической подготовки в вузе. Это побудило нас избрать тему исследования: «Формирование технологической культуры студентов факультета технологии и предпринимательства на материале истории развития техники (методический аспект)».

Объектом исследования выступает процесс формирования технологической культуры студентов ФТП в их методической подготовке в вузе.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования технологической культуры студентов ФТП в процессе методической подготовки на материале истории развития техники.

В основу исследования положена гипотеза о том, что качественное формирование технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства в методической подготовке в вузе будет наиболее эффективным, если:

— разработаны содержание и методика проведения спецкурса по истории развития техники;

— в основу процесса формирования технологической культуры, в качестве системообразующего фактора принята учебно-преобразовательная деятельность студентов ФТП, направленная на изучение истории развития техники;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования технологической культуры студентов ФТП на материале истории развития техники.

Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы формирования технологической культуры студентов ФТП в психолого-педагогической, методической и технической литературе.

2. Исследовать процесс формирования технологической культуры студентов ФТП в методической подготовке в вузе.

3. Определить педагогические условия (формы, методы и средства обучения) способствующие эффективному формированию технологической культуры студентов ФТП.

4. Разработать и экспериментально проверить содержание и методику формирования технологической культуры студентов ФТП в их методической подготовке (на материале истории развития техники).

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

• научные труды Е. А. Климова, B.C. Леднева, Э. Д. Новожилова, М. Н. Скаткина, позволившие осмыслить методологию и технологию работы над диссертационным исследованием;

• теория личности и ее развитие в процессе деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, АВ. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов и др.);

• теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.);

• исследования, опирающиеся на философский анализ культуры, выполненные Э. А. Баллером, Н. С. Злобиным, А. Н. Коганом и др.;

• основные положения, заложенные в начале развития профессионального образования в России (С.А. Владимирский, И. А. Вышнеградский, Н. В. Касаткин, К. Ю. Цируль и др.);

• теории и концепции технологического и политехнического образования, профессиональной подготовки (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, Э. Д. Новожилов, B.C. Леднев, В. К. Розов, М. Н. Скаткин и др.);

• основные положения вопросов методики трудового обучения таких ученых как Е. М. Муравьев, Д. А. Тхоржевский, Э. Д. Новожилов и др.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты формирования технологической культуры студентов ФТП на материале истории развития техники. Использовались такие общие и частные методы: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, технико-исторической и методической литературыанализ учебных программ и учебно-методических пособий по дисциплинам предметной подготовки студентов по технологическим дисциплинаманкетирование и беседы со студентамианализ опыта работы преподавателейэкспериментальная проверка основных положений диссертационного исследования (педагогический эксперимент), применение разработанных учебно-методических материалов в учебном процессестатистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Обоснована необходимость формирования технологической культуры студентов ФТП в системе методической подготовки в вузе (на материале истории развития техники).

2. Определены содержание процесса формирования технологической культуры в методической подготовке студентов ФТП (на материале истории развития техники) и уровни управления этим процессом.

3. Определены педагогические условия формирования технологической культуры студентов в методической подготовке на ФТП, опирающиеся на проблемный метод обучения (активизирующие приемы, проблемные вопросы, учебные дискуссии и деловые игры), направленные на: развитие целостной личности будущего учителя технологии и предпринимательстваактивизацию учебно-преобразовательной деятельности, способствующей формированию технологической культурыформирование знаний по истории развития техникина развитие историко-технологического мышления, связанного с анализом достижений науки и техники, технологии и производства, а также — ценностного к ним отношения, при решении задач технологической подготовки школьников.

4. Разработана и экспериментально проверена методика формирования технологической культуры в методической подготовке студентов факультета технологии и предпринимательства на материале спецкурса «История развития техники».

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости формирования технологической культуры студентов ФТП в системе методической подготовки в вузе (на материале истории развития техники) — в выявлении ведущих теоретических подходов к эффективному формированию технологической культуры студентовв разработке методики формирования технологической культуры на основе активизации учебно-преобразовательной деятельности по освоению технологической культуры на спецкурсе «История развития техники" — в рассмотрении процесса формирования технологической культуры в методической подготовке студентов и уровней управления этим процессом.

Практическая значимость работы заключается:

• в повышении эффективности формирования технологической культуры и усвоения профессиональных знаний студентов ФТП, на основе внедрения в учебный процесс специального курса по истории развития техники, а такжеуровня технологической, методической подготовки будущих специалистов, ориентированной на потребности современной школы;

• в формировании умений студентов ФТП осуществлять активную учебно-преобразовательную деятельность по освоению технологической культуры на основе изучения истории развития техники;

• в разработке педагогических условий, позволяющих эффективно формировать технологическую культуру, творческий потенциал студентов факультета технологии и предпринимательства в методической подготовке в вузе.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке и написании учебно-методических материалов, используемых в частных методиках, для преподавателей и студентов педагогических вузов, учителей школ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается: методологической обоснованностью теоретических положений и исходных параметров исследованияконцептуальной непротиворечивостью совокупности методов, адекватных задачам, логике и специфике исследованиявыбором адекватных предмету исследования критериев и показателей оценки эффективности формирования технологической культуры в вузепреемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследованияпедагогическим экспериментомрезультатами экспериментальной проверки предлагаемой методикистатистической значимостью полученных результатовподтверждением гипотезы исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультета технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета и технико-экономического факультета Владимирского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 329 студентов 4-х курсов специальности 30 600 — «Технология и предпринимательство».

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 г. по 2004 г. и включало три этапа.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проводились наблюдение, анализ и обобщение опыта работы преподавателей вузов. Были определены исходные параметры исследования, предмет, структура, гипотеза понятийного аппарата. Разрабатывалась концепция формирования технологической культуры студентов, отбирался материал для опытной и экспериментальной работыпроведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было определено фактическое состояние подготовки студентов (элементов технологической культуры, готовности работать в школе и развивать технологическую культуру школьников).

На втором этапе (2001 — 2003 гг.) проводились поисковый и констатирующий эксперименты, в ходе которого происходила корректировка разработанной методики обучения. Проводился обучающий эксперимент по разработке методики обучения, были обобщены результаты исследования, сделаны выводы.

На третьем этапе (2003 — 2004 гг.) был продолжен обучающий эксперимент, проводилось обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, внедрение результатов экспериментального обучения, оформление исследования в виде диссертации.

На защиту выносятся:

1. Процесс формирования технологической культуры в системе методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

2. Педагогические условия эффективного формирования технологической культуры студентов ФТП.

3. Содержание и методика спецкурса «История развития техники», направленного на формирование технологической культуры студентов ФТП.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы Московского государственного областного университета (2000, 2001, 2002, 2003, 2004гг.), на научно-методических семинарах кафедры теории и методики профессионального образования МГОУна международных научно-практических конференциях, состоявшихся в МПГУ, МГОУ (2000;2004гг.).

Материалы исследования внедрены в практику лекционных и лабораторных занятий МГОУ (г. Москва), ВГПУ (г. Владимир) в виде методических рекомендаций, разработок, научных статей, составивших основу для специальных курсов методической подготовки студентов ФТП, в частности, спецкурса «История развития техники».

Структура диссертации определялась логикой исследования, поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Выводы по второй главе.

Сложность и многогранность предмета анализа предпринятого исследования формирования технологической культуры студентов факультета технологии и предпринимательства, показанная в теоретической части нашей работы, привела к необходимости разработки специальной программы и методики проведения опытно — экспериментальной работы, специальных методических приемов изучения, отбора и внедрения совокупности активных методов и приемов формирования элементов технологической культуры личности.

Анализ методических материалов по организации учебно-воспитательного процесса, передового педагогического опыта показал, что спецкурс «История развития техники» обладает огромным потенциалом в формировании основных элементов технологической культуры: технологических знаний, методических знаний и умений, и профессионально значимых качеств личности. Все элементы технологической культуры не развиваются изолированно, уровень развития каждого из них обуславливает и развитие других элементов.

Студенты факультета технологии и предпринимательства, изучая спецкурс «История развития техники», в полной мере, приобретают необходимые технологические знания, методические знания и уменияусваивают базовые технологические понятияприобретают профессионально значимые качества личности.

Спецкурс «История развития техники», как показал проделанный нами анализ, направлен и на формирование профессионально значимых качеств личности, среди которых нами выделены:

— мотивационно-ценностные (профессионально значимые качества направленности и самосознания личности);

— эмоционально-волевые (профессионально значимые качества осознанности и саморегуляции эмоций, глубины и широты эмоциональной сферы, особенности волевой сферы);

— индивидуально-психологические свойства личности (профессионально значимые качества способностей, характера и темперамента личности);

— познавательные (профессионально значимые качества мышления, речи, воображения, памяти и внимания);

— коммуникативные (профессионально значимые коммуникативно-нравственные и этические свойства личности, коммуникативные склонности личности).

В качестве приоритетного направления формирования технологической культуры студентов факультета технологии и предпринимательства нами отобрана и разработана совокупность активных методов и приемов обучения (активизирующие приемы, проблемные вопросы, учебные дискуссии и деловые игры), разработанные по всем темам и разделам изучаемого спецкурса. Апробирование указанных приемов в процессе опытно-экспериментальной работы показало целесообразность их включения в образовательный процесс.

Педагогическая диагностика спецкурса «История развития техники», показала значительный прирост всех элементов технологической культуры личности студентов ФТП к концу экспериментального обучения, что позволяет говорить о ее действенности и эффективности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное состояние профессиональной подготовки студентов ФТП показало, необходимость совершенствования системы подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, направленное на расширение возможностей формирования их технологической культуры как необходимого элемента общей культуры. Залогом успеха в этом процессе, мы считаем, обязательное включение в содержание методической подготовки студентов изучение спецкурса «История развития техники».

Широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс специальных курсов, обеспечит конкретизацию педагогической направленности обученияформирование учебно-преобразовательной деятельности, профессионально значимых качеств личности, методических знаний и умений, повысит качество формирования технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства.

В исследовании нами определены содержание процесса эффективного формирования технологической культуры в методической подготовке студентов факультета технологии и предпринимательства, и уровни управления этим процессом, включающие: а) элементы системы управления процессом формирования технологической культуры студентов, к ним относятся значимые качества личности, и технологические и методические знания и уменияб) уровни управления процессом формирования технологической культуры студентов, средствами: учебных дисциплин технического цикла, психолого-педагогических и методических учебных дисциплин, специальных курсов (в частности «История развития техники»), выполнения рефератов, курсовых и дипломных работ.

Нами разработана методика формирования технологической культуры студентов ФТП на основе единства:

• логики образования понятий по истории развития техники (отражающих основные элементы технологической культуры) и специфики методической подготовки;

• методических положений организации и проведения занятий, методов и приёмов проблемного обучения, технологической и методической подготовки, комплексного формирования профессионально значимых качеств личности, технологической культуры будущего специалистаучителя технологии и предпринимательства.

Определены педагогические условия формирования технологической культуры студентов в методической подготовке на ФТП, опирающиеся на проблемный метод обучения (активизирующие приемы, проблемные вопросы, учебные дискуссии и деловые игры), направленные на:

• развитие целостной личности будущего учителя технологии и предпринимательства;

• активизацию учебно-преобразовательной деятельности, способствующей формированию технологической культуры;

• формирование знаний по истории развития техники;

• развитие историко-технологического мышления, связанного с анализом достижений науки и техники, технологии и производства, а также — ценностного к ним отношения, при решении задач технологической подготовки школьников.

Результаты обучающего эксперимента показали эффективность разработанной нами методики формирования технологической культуры студентов на основе изучения спецкурса «История развития техники».

На спецкурсе «История развития техники» у студентов факультета технологии и предпринимательства, в полной мере, формируются технологическая культура, профессиональные знания и умения, профессионально значимые качества личности, влияющие на активное развитие технологической культуры школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Архив истории науки и техники». Сборник статей. М.: Наука, 1997 г.2. «Техника в ее историческом развитии (70-е годы XIX в. начало XX в.)» / Коллектив авторов / М.: Наука, 1982 г.
  2. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высших учебных заведений. -2-е издание переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  5. Э.А. Технологическая культура как основа преобразовательной деятельности школьников. / Роль и место ОО «Технология» в содержании общего среднего образования: Сб. тезисов Ш международной конференции 13−16 мая 1997. 4.1. — 193 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1980.-228с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 238 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. -Казань: изд-во КГУ, 1996. 566 с.
  9. Ю.Арутюнов Ю. С., Борисова Н. В., Колесниченко С. Г. // Межведомственная школа-семинар по активным методам обучения. «Применение активных методов обучения в учебном процессе»: Тез. докл. Рига, 1983. — с.21−24.
  10. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  11. П.Р. Концепция политехнического образования в современныхусловиях // Педагогика. 1999. — № 2. — с. 17−20.
  12. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика, 1999. № 2. — с. 24−27, с. 39- 44.
  13. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  14. П.Р. Политехническое образование школьников, сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  15. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сборник статей. Уфа, 1991. — с. 3−7.
  16. К.Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения: Учебное пособие. Уфа, 1998. — 79 с.
  17. И. А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры у школьников. Дис.. к.п.н. — Казань, 1997. — 246с.
  18. Э.А. Культура. Творчество. Человек. М.: Молодая гвардия, 1970. -272с.
  19. А. Значение технологической культуры и технологии. // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — с.54−58.
  20. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1985. — 192 с.
  21. М. «Мир металла» Перевод с немецкого М. Я. Аркина / Под редакцией В. Г. Лютцау. М.: Мир, 1980 г.
  22. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя. Л., 1990.
  23. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  24. Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Дис. .докт. псих, наук, М., 1995 -438 с.
  25. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов (на примере обучения математике в технологическом вузе). Калининград, Кн. Изд-во, 1985. — 264 с.
  26. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко И. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика, № 4. 1997. — с.66−72.
  27. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — с.37−43.
  28. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1992. -№ 2.-с. 71−74.
  29. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. педагогика. -1989.-№ 8. -с. 89−94.
  30. Ю.К. Политехническая подготовка учителя. М.: Педагогика, 1978.-155с.
  31. С.И. «В мире металлов». М.: Металлургия, 2-е издание, переработанное и дополненное. — 1988 г.
  32. И. Общество. Культура. Социология. М.: Прогресс, 1984. -287с.
  33. Н.Е., Суханцев В. К., Иванова Т В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. — № 12.
  34. Л.С. «Педагогическая психология». М.: Педагогика, 1991 г.
  35. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1982.
  36. А.Н., Сергеев Н. К., Сериков В В. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условияхперестройки системы народного образования. Волгоград, 1997. — 27 с.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  38. С.С. Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущего учителя начальной школы в педагогическом вузе: Дис.. докт. пед. наук. Баку, 1991. — 386 с.
  39. .С. Философия образования XXI века. М.: Интердиалект, 1997.-187 с.
  40. В.И. Наука и техника в контексте культуры. Монография. М.: Изд-во УДН, 1989. — 160 с.
  41. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. М., 1996.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  43. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  44. В.В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б. и др. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов/ Под редакцией А. В. Петровского. 2-е издание, 1979 г.
  45. М.А. Три компонента: содержание обучения, деятельность учителя и деятельность ученика. М.: Педагогика, 1989. — 169 с.
  46. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма // Сб.: Социально-политические процессы, организация и управление. М., 1991. — с. 169−197.
  47. Диалектика деятельности и культуры. (Табачковский B.C., Тарасенко Н. Ф.,
  48. Н.М. и др.): Изд-во «Наукова думка», Киев. 1983. — 263 с.
  49. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. 4.1. Под ред. Атутова П. Р. — М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  50. Дидактические основы компьютерного обучения / Под ред. В. А. Извозчикова. Л.: ЛГПИ, 1989. — 202 с.
  51. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис.. докт. пед. наук. — М., 1983.-356 с.
  52. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  53. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  54. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Дисс. канд. пед. наук. Луганск: 1991. — 234 с.
  55. С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. — 205 с.
  56. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
  57. И.Ф. Сущность и тенденции формирования профессиональной педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Материалы конференции. Белгород: изд-во БГУ, 1996. — 307 с.
  58. Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения // Советская педагогика. 1973. — № 3. — с.83−95.
  59. М.С. Философия культуры. СПб, ТОО «Петрополис», 1996. 359с.
  60. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 210 с.
  61. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 141 с.
  62. В.Г., Романин В. А. Технические средства обучения. М.: Просвещение, 1966. — 302 с.
  63. В.А. Принцип историзма и его приложение к системному анализу развития науки. В кн.: системные исследования / Под ред И. В. Блауберга. — М.: Наука, 1974. — с.58−72.
  64. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. — М., 1991.-80 с.
  65. Л.Н. Очерки социальной теории культуры. Свердловск, 1972. — 169с.
  66. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 259 с.
  67. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2002. — 256 с.
  68. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  69. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Л., 1991. — 337 с.
  70. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5−6. — с. 71−78.
  71. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во ГПИ, 1994. — 165 с.
  72. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. — № 1.
  73. В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  74. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  75. Н.В. Очерки по психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
  76. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 106 с.
  77. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. — 97с.
  78. Культура и развитие человека: (очерки философ.-метод. проблем). В. П. Иванов, В. П. Козловский, Е. К. Быстрицкий и др. АН УССР Ин-т философии.- Киев: Наук, думка, 1989. 320 с.
  79. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. — 1997. № 2.- с.3−7.
  80. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Т.: Валгус, 1980. -334с.
  81. М.М. Технологическая культура учителя // Педагогическое образование. Научно-методический журнал. Продолжающееся издание по современным проблемам педагогического образования. Выпуск 11. М.: Прометей, 1996. — 168 с.
  82. Н.Д. Психология труда учителя. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
  83. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 217 с.
  84. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  85. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М., 1972. — 510с.
  86. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 190 с.
  87. М.Я. «Дидактическая система методов обучения». М.: Знание, 1976 г.
  88. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психики. М.: Наука, 1984.
  89. А.С. Принципы трудового обучения // Школа и производство. 1998. — № 1. — с.11−15.
  90. Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика. 1994. — № 3. — с. 94−100.
  91. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  92. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  93. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. 80 с.
  94. В.М. Культура и история. М., 1977.
  95. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин. Под редакцией Тхоржевского Д. А., Москва, «Просвещение», 1982.
  96. Методология проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. — 240с.
  97. Методы педагогического исследования. Лекции / Под ред. канд. пед. наук В. И. Журавлева. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  98. В.Б. Техника и человек: историко-культурный аспект. — М.: Молодая гвардия, 1998. 238 с.
  99. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. -200 с.
  100. Е., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. — № 10. — с. 88−93.
  101. Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -Харьков, 1991. 18 с.
  102. И.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997. — 142 с. / с.11
  103. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 200с.
  104. Э.Д. О логике научного педагогического исследования / Межвузовский сборник научных трудов. М: МПУ, 1997. — с. 6−25.
  105. Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения: Учебное пособие. М.: Московский педагогический университет, ЦКФЛ РАО. 1996.
  106. Образование и личность / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. М.: изд-во РАО, 1995.-с. 40
  107. Очерки истории техники в России / Коллектив авторов. / Под редакцией И. И. Арболевский, А. С. Федоров, С. Я. Плоткин, А. А. Чеканов, И. И. Артоболевский. -М.: Наука, 1978 г.
  108. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. М., 1988 г.
  109. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
  110. Педагогическая деятельность и мастерство учителя // Очерки педагогики. -Л.: ЛГУ, 1963. с.296−311.
  111. П.И. «Педагогика». Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М., Российское педагогическое агентство, 1995 г.
  112. П.И., Портнов M.JT. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999 г.
  113. А.И. Педагогическое образование: цели, задачи, содержание. // Педагогика. 1995. — № 4. — с.59−63
  114. К.К. Способность и характер. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. 190 с.
  115. Политехнические основы трудовой и профессиональной подготовки учащихся: Сборник научных трудов / Ред. кол. П. А. Атутов и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — 142 с.
  116. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997 г.
  117. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 е., ил.
  118. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, З. А. Решетовой. М., 1979.
  119. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, З. А. Решетовой. М.: МГУ, 1979.
  120. Рубинштейн C. JL Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  121. К.В. «100 великих изобретений». М.: Вече, 1999 г.
  122. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  123. В.Г., Мещерекова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогическихинноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. — 116 с.
  124. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1988. — 223с.
  125. B.C. Культура и развитие человека // Вопросы философии, 1982. -№ 4.-с. 15−29.
  126. В.Д. Методика обучения технологии. Книга для учителя / Под ред. Симоненко В. Д. — Изд-во Ишимского гос. пед. института. НМЦ «Технология». Брянск. — Ишим, 1998. — 296 с.
  127. В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: Изд-во БГУ, 2001.-214 с.
  128. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути ее совершенствования: Межвузовский сборник научных трудов / МГПИ им. В.И. Ленина- под ред А. И. Пискунова, О. А. Абдуллиной. -М., 1988.- 198 с.
  129. М.И. Творческая самореализация личности учителя как компонент профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура, история, теория, технология. Белгород, 1996. — с. 35−40.
  130. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  131. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: просвещение, 1980. -144 с.
  132. Г. Л. Социально-филосовские проблемы развития электронной вычислительной техники // Вопросы философии. 1984. — № 11. — с.69−78.
  133. Советский энциклопедический словарь. Гл. редактор А. М. Прохоров, издание четвертое. М.: «Советская энциклопедия», 1988 год.
  134. В.А. Избранные произведения. Т.1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Киев: Радяньска школа, 1979. — 686 с.
  135. Т.М. Техника, культура, человек. М.: Наука, 1986. — 188 с.
  136. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современ. высш. шк. 1998. — № 2. — с.75−83.
  137. Н.Ф. Природа. Технология. Культура, (филос.-мировоззр. анализ). Киев.: Наук, думка, 1985. — 255 с.
  138. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  139. Технология 2000: теория и практика преподавания технологии в школе / Сборник трудов конференции. — М., 2000. 307 с.
  140. Н.А. Политехнические основы трудового воспитания учащихся в условиях научно-технического прогресса // Политехнические основы трудовой и профессиональной подготовки учащихся: Сб. научных трудов. — М, Изд-во АПН СССР, 1987. с.56−61.
  141. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.// Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  142. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987.- 180 с.
  143. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. М.: Педагогика, 1988.-Т.2.-496 с.
  144. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М.: Издательство АПН РСФСР, 1980. — Т.8. — с.11−676.
  145. Т.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -224с.
  146. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 е., ил.
  147. И.Ф. «Педагогика» 2-е издание. М., 1990 г.
  148. И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы // Педагогика, № 4. 1997. — с.72 -78.
  149. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996. — 288 с.
  150. P.M. Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности (на примере уроков физики). Автореф. к.п.н. Воронеж, 2000. — 19 с.
  151. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 344 с.
  152. Е.Н. Аксиологический подход как методологическая основа изучения профессионально-педагогической культуры. // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Материалы конференции. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. — 307 с.
  153. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.: Ставрополь, 1991. — 85 с.
  154. А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга. — 1998. — 308 с.
  155. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  156. Н.В. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников. 1998. — № 5. — с.32−40.
  157. Энциклопедический словарь юного техника. Составитель Б. В. Зубков, С. В. Чумаков М.: Педагогика, 1980 г.
  158. Л.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 158 с.
Заполнить форму текущей работой