Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль современной семьи в подготовке детей к обучению в школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее, многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребенка к школе. Эффективным способом сотрудничества, направленного на оказания помощи семье выступает педагогическое сопровождение, рассматриваемое как взаимодействие взрослых (педагогов и родителей), которое развивается во времени (т.е… Читать ещё >

Роль современной семьи в подготовке детей к обучению в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка — великое искусство, так как сам процесс воспитания — это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе — главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. [38].

Функции семьи в трансформирующемся социуме, в том числе и в российском, во многом определяются направленностью ее ценностных ориентаций. Современная семья в связи с рядом окружающих ее проблем претерпела ряд изменений по сравнению с традиционной семьей, изменились ценности семьи.

Наглядно данные изменения и проблемы представлены на схеме рис. 1.1. В связи с этим, родителям сложнее выполнять свои обязанности по отношению к ребенку. [39; 501].

Изменения в жизни современной семьи.

Рис. 1.1. Изменения в жизни современной семьи

подготовка дети школа родитель Как известно, семья один из важнейших институтов социализации ребенка. Качественное осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Как утверждает Т. В. Давыдова в старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.

Для социально-эмоционального развития дошкольника в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей — его важные факторы. Для обогащения социально-эмоционального развития ребенка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребенок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. [38].

Родительство является наиболее важной ответственностью, которую может принять на себя человек и является социально-психологическим феноменом, представляющим собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родителей.

Развитая форма родительства характеризуется такими особенностями, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. [8].

Рассмотрим ценностные ориентации родителей в подготовке ребенка к школе.

1. Осознание себя как родителя будущего школьника Родителям необходимо познать не только себя, но и своего ребенка как личность. А значит, принять его индивидуальность, учитывать темп развития своего ребенка, понять собственный родительский настрой на переход своего ребенка к школьной жизни.

2. Осознание будущего своего ребенка как школьника Родители должны в полной мере осознать, что подготовка старших дошкольников к школе является ответственной задачей, которая требует определенной организации, средств и воспитательных усилий в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению.

3. Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника Желательно чтобы родители сформировали положительное отношение к будущему учителю своего ребенка. Ведь во многом от этого будет зависеть качество взаимоотношения учителя и семьи, степень оказываемой учителем поддержки ребенка в обучении.

4. Педагогическая культура родителей Одними из важных компонентов в формировании готовности дошкольников к обучении в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.

Выделяют три уровня педагогической культуры: высокий, допустимый и низкий, каждый из которых характеризуется наличием у родителей запасом педагогических знаний и умений, стремлением в совершенстве своих знаний, создании благоприятных условий для развития ребенка, использование методик в обучении и воспитании своего ребенка и мн. др. (таблица 1.1 в Приложении 1.3.).

Самоанализ и самооценка родителями своей педагогической культуры, как ценностная ориентация семьи при подготовке ребенка к школе, имеют огромное стимулирующее значение. У каждого родителя под влиянием опыта своего воспитания в родительской семье, собственного родительского опыта, психолого-педагогических знаний и социокультурных условий стихийно формируется своя оценочная шкала. При этом она зачастую входит в противоречие с реальной ситуацией воспитания и развития своего ребенка. Осознавая негативы воспитания ребенка, часть родителей способна сохранять достаточно высокую самооценку, перенося ответственность воспитания на других (недоработка ДОУ, влияние плохих друзей и пр.) [3].

Тем не менее, многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребенка к школе. Эффективным способом сотрудничества, направленного на оказания помощи семье выступает педагогическое сопровождение, рассматриваемое как взаимодействие взрослых (педагогов и родителей), которое развивается во времени (т.е. обладает такими качествами как пролонгированность и непрерывность), основывается на единстве целевого, содержательного, коммуникативного и рефлексивного компонентов взаимодействия и направлено на совместное решение проблемы подготовки детей к школе. Эта система педагогического сопровождения изменяется в зависимости от индивидуальных проблем и достижений ребенка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой