Базовые технологические единицы
Особенностью игры является то, что моделируется реальная ситуация (моделируется деятельность действующих партий, кроме того, возможны и желательны варианты, когда в Школу приезжают политики и включаются в игру). Пространство игры допускает достаточно свободные действия, правила формируются по ходу. В ИДИ «Политические выборы» успешность действия во многом зависит от того, на сколько эффективно… Читать ещё >
Базовые технологические единицы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возможность искусственным образом развернуть ту или иную человеческую практику внутри образовательного модуля состоит в том, чтобы развернуть все пространство этой практики. Разворачивание организационно-управленческой практики предполагает освоение и присвоение проектно-управленческой позиции старшеклассниками путем:
- · расширения «горизонта» — включение в рамку мировоззрения старшеклассников такого социо-культурного объекта как регион (страна, город и т. д.);
- · самоопределения в отношении социо-культурного объекта и оргуправленческой действительности — по мере того, как отдельные фрагменты пространства самоопределения начинают обсуждаться и становится более ясным позиционное самоопределение начинает доминировать по отношению к индивидуально-личностным стилевым моментам;
- · рефлексии-оформления и присвоения нового способа мышления и деятельности;
Центральное место в учебно-образовательном пространстве модуля занимают работы, выполняемые в имитационном режиме, в ходе которых можно пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания.
В рамках модуля сложное становящееся содержание управленческой деятельности переводится в формат, позволяющий выстраивать образовательный курс. Специально проектируется образовательные ситуации, где базовые понятия управленческой деятельности фокусируется на социальной действительности, и становится предметом обсуждения и моделирования.
Базовые образовательные технологии разворачиваемые в модуле:
- o Креативная задача: «Придумайте и опишите развивающийся Мир, в котором все имеет мышление и цели»;
- o Организационно-деятельностный практикум;
- o ИДИ Регион;
- o ИДИ «Политические выборы»;
- o Прожект «Молодежный институт развития Красноярского края» (МИРКК);
- o Прожект «Территориальное Агентство Развития» (ТАР);
- o Практикумы: «В какие организованности я включен?», «Что будет со мной само по себе?», «Принятие решений»;
- o Тренинги: «командую и подчиняюсь», «Техники переговоров»;
- o Case study;
- o Доклады.
Креативная задача: «Придумайте и опишите развивающийся Мир, в котором все имеет мышление и цели».
Креативная задача является этапом «запуска» образовательного модуля, во время которого происходит настройка участников на интенсивную интеллектуальную работу, инициируются партнерские отношения между участниками и педагогической командой. Для этого используются «ноогеновские задачи», особенность которых — многомерность и многоплановость «ответов-решений» — переводит школьников из установки «делать по заданным канонам», в установку на поиск решения в коммуникативном, понимательном и рефлексивном образовательном пространстве.
В зависимости от содержания модуля задача формулируется так, чтобы при ее решении участники выходили на обсуждение базовых смыслов и категорий.
В данном модуле задача звучит следующим образом: «Придумайте и опишите развивающийся Мир, в котором все имеет мышление и цели». Предполагается, что при решении данной задачи участники выйдут на первичное понимание управленческой деятельности и затронут проблематику управления социальными изменениями.
Краткое описание: участники школы разбиваются на группы по 10−12 человек и совместно с тьютором создают решение задачи (именно создают, поскольку задачи такого типа не имеют «правильного» и уже известного решения). Особенно хотелось бы отметить то, что для тьютора эта задача неизвестна. Поиск возможных вариантов ведется совместно с детьми и здесь важно, чтобы тьютор оставался в педагогической позиции т. е. выстраивал коммуникацию, организовывал и направлял совместную деятельность, координировал работу группы, а не «сваливался» в решение интересной задачки. Один из способов удержания позиции заключается в том, что тьюторы заранее «набрасывают» возможные направления в решении задачи, отмечают понятия, категории и смыслы, которые в ней «упакованы». Также именно тьютор помогает дооформлять и переводить все наработанное в схемы.
После групповой работы каждая команда должна представить публичный доклад — свое решение задачи. На этом этапе педагогической задачей ведущего и пед. команды в целом становится «докручивание» содержания докладов до культурной формы, т. е. нахождение в культуре человечества таких примеров, которые бы это иллюстрировали.
Организационно-деятельностный практикум.
Сложность содержания управленческой деятельности и ее оторванность от повседневной жизни участников, требует создание таких условий, в которых оно могло бы быть выделено и опробовано «здесь и сейчас», и имело бы непосредственное отношение к действительности в Школе.
Идея практикума заключается в том, что сама действительность жизни Школы становится тем близким, актуальным образовательным материалом, на котором содержание управленческой деятельности может быть выделено, освоено и опробовано участниками. Практикум является сквозной линией модуля и его задача состоит в том, что действительность Школы начинает рассматриваться с оргуправленческой точки зрения.
При этом мы выделяем три масштаба объектов действительности относительно и вокруг которых может разворачиваться практикум.
- 1. Организация себя
- 2. Организация группы
- 3. Организация школы
- 1. Организация себя — это прежде всего самоорганизация и понимание происходящих процессов и самоопределение относительно них (например: можно пытаться разобраться в содержании Школы, выделяя главным образовательный процесс или спать в комнате, выделяя наиболее значимым какой-то другой процесс).
- 2. Организация группы: в Школе достаточно часто возникают ситуации, которые требуют организации эффективной, слаженной коллективной деятельности, это может быть и организация команды для спортивных игр, дежурства по столовой, подготовки концерта, комната как некая организация или инициативная группа, предлагающая идею для реализации прямо в Школе. Как показывает практика, эта деятельность носит случайно-стихийный характер и не обсуждается. На наш взгляд именно здесь можно выделять и различать деятельности Организации, Руководства и Управления, а также осуществлять пробные действия на «живом» материале.
- 3. Организация Школы: выход на понимание того, как устроена Школа, какие процессы разворачиваются, кто является стейкхолдерами и т. д. является попыткой «попробовать» управление социальными изменениями на объекте, который может быть мысленно схвачен и удержан.
Мы выделяем четыре последовательных этапа разворачивания деятельности по организации Анализ ситуации предполагает прорисовку поля деятельности, выделение ключевых субъектов действующих на этом поле, выделение и понимание происходящих процессов и возможные оргуправленческие решения.
Планирование — построение плана действий, направленных на достижение результата.
Пробное действие — практические действия осуществляемые «здесь и сейчас».
Разбор полетов направлен на оформление происходящего в схемы и модели. Выстраивание понимания и рефлексии.
Сложность организационного практикума заключается в том, что он требует удержания действительности школьной жизни как образовательного содержания. Выстраивание его как сквозной и постоянной практики (действительность школьной жизни рассматривается, обсуждается и проживается в оргуправленческом подходе).
Одним из ожидаемых результатов практикума является то, что такое организационное отношение к школьной действительности в последствии может быть перенесено в реальную жизнь, на реальной территории и может стать сильным личностным ресурсом и техникой организации, которая позволит переорганизовать собственную жизнь.
ИДИ Регион Новая версия Игры «Регион» разработана как модель педагогической ситуации направленной на различение типов управленческой деятельности: Организация, Руководство, Управление и совершение пробных управленческих действий.
Краткое описание: в игровом режиме моделируется регион со всеми субъектами общественной, политической и экономической жизни: органы власти, структуры бизнеса, общественные организации и СМИ. Игра проводится в течение двух дней. Каждый день характеризуется своими целями и спецификой организации. Игровая цель: заработать как можно больше денег для организации и для себя. По итогам игры будут выделены самые влиятельные субъекты региона и самые богатые люди.
Игровая деятельность начинается с представления всех субъектов региона, после чего участники Школы должны распределиться по желанию по этим субъектам.
Первый день. Игровая цель дня: выстроить максимально эффективную организацию и заработать деньги.
Образовательная цель: различение деятельности по Организации, Руководству и Управлению, пробные действия.
Участники школы должны выстроить субъекта региона как организацию: структура организации, система управления, функционал, должности, распределение фонда заработной платы и т. д. далее разворачиваются игровые действия по выстраиванию взаимодействия между субъектами с целью зарабатывания денег.
Во время игры делаются остановки, расчерчивающие и фиксирующие ситуацию. Предметом рефлексии и общего обсуждения становится оргуправленческие действия в рамках внутренней организации субъекта.
Второй день. Игровая цель: заработать деньги Образовательная цель: стратегическое управление субъектом, пробные управленческие действия.
На этом шаге субъекты должны стратегически помыслить деятельность субъекта: стратегические цели, миссия, анализ внешней среды (партнеры, конкуренты), потенциал организации, позиционирование организации.
Предельной задачей второго дня является выход на управление социальными изменениями.
Игра заканчивается подведением итогов: выявление самых влиятельных субъектов и жителей региона.
Далее происходит разбор, понимание и рефлексия игры.
Во время игры позиция тьютора является достаточно сложной: он должен одновременно и удерживать ситуацию (поддерживать энергетику, выстраивать понимание и рефлексию), но при этом не мешать разворачиванию ситуации. Своеобразная позиция «внешнего наблюдателя», который невидимыми действиями направляет ситуацию в конструктивное и продуктивное русло. Поскольку игра проходит интересно и захватывающе, случается, что тьюторы (особенно те, кто первый раз сталкивается с этой игрой) сами начинают играть и закрывать собой места для возможных действий школьников, бывает и другой случай, когда тьютор играет для того, чтобы «расшевелить» группу и включить их через собственную активность в поле игры.
ИДИ «Политические выборы».
Игра «Политические выборы» разработана как модель педагогической ситуации направленной на понимание специфики политической деятельности, знакомство с PR технологиями, ориентация в политическом пространстве, оргуправленческие действия в «свободном» пространстве становление гражданской позиции.
Краткое описание: в игровом режиме моделируются политические выборы со всеми субъектами: действующие политические партии, центральная избирательная комиссия, СМИ.
Игра начинается представления игровых субъектов после чего участники распределяются по субъектам. Начинается деятельность по организации субъекта и запуску его деятельности. Разработка предвыборной кампании (программа партии, PR сопровождение). По ходу игры проводятся политические дебаты, круглые столы и т. д. (некоторые из которых «заложены» в сценарии, некоторые возникают прямо во время игры). Задачей Центральной избирательной комиссии является организация и проведение выборов, с соблюдением всех требований.
Игра заканчивается процедурой выборов и объявлением победившей партии. После чего организуется понимание и рефлексия.
Особенностью игры является то, что моделируется реальная ситуация (моделируется деятельность действующих партий, кроме того, возможны и желательны варианты, когда в Школу приезжают политики и включаются в игру). Пространство игры допускает достаточно свободные действия, правила формируются по ходу. В ИДИ «Политические выборы» успешность действия во многом зависит от того, на сколько эффективно будет организована деятельность субъекта. Высокий темп игры требует соорагнизованности и самоорганизованности как школьников так и педагогической команды.
Case study.
Решение управленческих кейсов — это аналитическая работа. В кейсах предлагаются задачи, в основании которых лежат объекты управления различного масштаба. Одной из главных целей данной технологии является выход на обсуждение управления общественными изменениями.
Краткое описание: Участники разбиваются на команды по 6−8 человек, каждая группа получает одинаковые комплекты из 3 задач. По каждой задаче создается группа экспертов из членов пед.команды. эксперты должны сформулировать критерии для оценивания решения. В течении 2,5 часов группа должна проанализировать предложенные задачи и предложить свое управленческое решение и защитить его перед экспертами.
Далее эксперты подводят итоги и выявляют команду победителя. После чего каждая экспертная комиссия делает аналитический разбор принятых решений с комментариями.
Практикумы Практикумы направлены на проблематизациюпровакацию участников, через обсуждение их жизнедеятельности в оргуправленческом залоге и терминологии. Работа ведется в группах по 6−8 человек.
В рамках модуля организуются следующие практикумы:
o «В какие организованности я включен?».
Практикум направлен на понимание того, в какие организованности включен человек, какую это задает перспективу, ограничения, риски, ресурсы, возможности.
o «Что будет со мной само по себе?».
Данный практикум направлен на понимание себя как субъекта собственной жизнедеятельности, как того кто несет ответственность не только за деятельность, но и за бездеятельность.
o Практикум «Принятие решений».
Целью является понимание того на основе каких установок сам школьник принимает решения, что является определяющими и регулирующими факторами. Какие возможности и риски это задает, насколько стратегичными являются принимаемые решения.
Тренинги Тренинг является одной из технологий разворачивающихся в антропотехническом фокусе. Целью тренингов является овладение и присвоение участниками новых техник и способов действия, которые позволяли бы действовать в дальнейшем на более высоком уровне.
Одним из важных условий является то, что темы и содержания тренингов должны соотноситься с основным содержанием дня и всей школы в целом и являться актуальными для освоения. Тренинги направлены на то, чтобы у старшеклассников появились те средства и способы деятельности, которые позволяли бы преодолеть «разрывы» возникающие в предметно-деятельностном слое.
В рамках модуля организуются следующие тренинги:
o Командую — подчиняюсь.
Тренинг направлен на овладение техниками организационной работы.
o Тренинг переговоров.
Тренинг имитирует переговоры Власти, Бизнеса и Общественных организаций направлен на овладение техниками ведения переговоров и усиления собственной позиции.
Доклады В рамках модуля доклады являются вспомогательной формой задания новых социокультурных смыслов (путем «расширения горизонта»).
Главной целью этого педагогического действия является возникновение у школьников вариативного представления о будущем и различных путях его достижения, способности оценить свои возможности и внешние ограничения в отношении каждого из вариантов.
При этом педагогическое действие осуществляется путем задания уровней самоопределения и возможной жизнедеятельности человека. На основании этой схемы интерпретируются различные феномены настоящей социальной, культурной и образовательной действительности.