Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интегративно-модульная подготовка студентов вуза к социальной работе с детьми — инвалидами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью оптимизации процесса профессиональной подготовки компетентных специалистов нами была разработана и апробирована практико-ориентированная модель интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами, которая включает четыре основных компонента: организационно-целевой отражающий цель и задачи профессиональной подготовки к социальной работе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности. л
    • 1. 1. Основные направления и педагогические подходы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе
    • 1. 2. Исторические особенности и современные направления социальной работы с детьми-инвалидами
    • 1. 3. Основы формирования профессионально-личностной компетентности специалистов в социальной работе с детьми-, имеющими инвалидность
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Содержание и организация интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности
    • 2. 1. Практико-ориентированная модель интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами и ее характеристика
    • 2. 2. Организационные аспекты, анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальная работы
    • 2. 3. Организационно-педагогические условия интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьмиинвалидами
  • Выводы по второй главе

Интегративно-модульная подготовка студентов вуза к социальной работе с детьми — инвалидами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система практико-ориентированного обучения в вузе, исходя из специфики социальных условий и собственного концептуального подхода, конкретизирует совокупность средств организации профессиональнойшодготов-ки, внедряя, в нее новые технологии имоделипрактико-ориентированного. обучения, студентов социальной работе, с учетом особенностей и характера деятельности с различными категориями и слоями наиболее социально уязвимого и незащищенного населения.

Одной из таких социально уязвимых групп является! категория^ детей-инвалидов, обнаруживающих стойкие ограничения в социальной и личностной, сферах жизнедеятельности. По данным Федерального медико-биологического агентства, в настоящее время в Российской. Федерации отмечается рост численности детей-инвалидов, которая составляет около 700 тыс. Ежегодно в России признаются инвалидами около 370 тыс. детей.

Выделенное нами в исследовании определение понятия «дети с ограничениями жизнедеятельности» будет считаться исходным, т.к. представляется, наиболее емким по сравнению с понятиями «дети с особыми нуждами», «дети с проблемами развития», «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями», и определяет специфику внутренней и внешней активности ребенка в конкретных социальных условиях.1.

В работах авторов В. Г. Бочаровой, Ж. И. Войцеховской, Е. В: Земляно-вой, С. А. Овчаренко, Л. В. Трениной доказывается, что к основным причинам роста детской инвалидности относятся: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, низкий уровень ведения здорового образа жизни в семье и высокий уровень заболеваемости родителей. Большинство детей-инвалидов оказываются оторванными от социальной жизни общества, что связано как с противоречивым характе.

1 В данном случае ограничение жизнедеятельности ребенка, имеющего инвалидность, понимается как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (Гл. I «Общие положения» Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). ром самой системы реабилитации, построеннойна основе, прежней социальной инфраструктуры, так и с сохранением в: общественном сознании особой парадигмы, отношениям лицам с, различного рода ограничениями.

Анализ теоретических исследований и практики вобласти реабилитациии адаптациидетей: с ограничениями жизнедеятельности' показал, — что! в России развивается и укрепляется система реабилитационной помощи детям-инвалидам, которая ориентирована на их интеграцию в общество. Для? этого1 создана сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатовцентров социальной помощисемье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных, школ для инвалидов. С успехом внедряются школы с инклюзивным образованием, в которых процесс развития общего образования подразумевает доступность в плане приспособления к различным нуждам, всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограничениями жизнедеятельности:

В кризисной социально-экономической ситуации возрастает стойкаяневостребованность детей-инвалидовобществом здоровых людей, а ухудшение качества жизни семей, в которых воспитывается ребенок с: ограничениями жизнедеятельности и особыми нуждами, понижает их социальную активность, ведет к ощущению собственной’неполноценности, что требует настоятельного решения вопросов, связанных с социальной реабилитацией и г интеграцией детей-инвалидов в общество;

По данным. Главного бюро медико-социальной экспертизы, в городе Орле шОрловской области, за последние четыре года, число детей-инвалидов с признаками врожденных аномалий и пороками развития (хромосомные нарушения, психические заболевания) возросло на 16,2%, а показатель успешной реабилитации — довольно низкий и составляет около 3,5%.

Основной' причиной, препятствующей эффективному и квалифицированному оказанию социальной помощи данной категории детей в государственной системе медико-социальной экспертизы и реабилитации, является уровень и качество профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.

Актуальность сложившейся ситуации^ обуславливает потребность в специалистах социальной сферы, владеющих современными эффективными" технологиями организации помощи и поддержки таких детей: Это, в свою очередь, требует совершенствования самой системы социальной работы, на основе разработки новых методов профессиональной подготовки специалистов.

Степень научной разработанности проблемы. В теоретическом плане проблемы инвалидности и реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности изучались на различных уровнях, в том числе и с позиции анализа профессиональной подготовки специалистов к социальной" работе с детьми-инвалидами.

Медико-социальные аспекты и способы разрешения проблем организации помощи детям с ограничениями жизнедеятельности представлены в работах Д. А. Алёшина, Н. Ф. Дементьевой, Е, А. Сигиды, Э. И. Танюхиной.

Социально-психологические аспекты и технологии реабилитации детейимеющих инвалидность, исследованы Л. С. Алексеевой, Л. И. Акатовым, Л. С. Выготским, В: П. Гудонис, Т. А. Добровольской, А. Н/Задиракиным, Н: И. Ивановой, А. И. Ковалёвой, И. Е. Лукьяновой, A.M. Пановым, Н. Б. Шебалиной.

Методика и технологии обучения детей-инвалидов представлены в исследованиях Л. В. Бадя, Л. Б. Будановой, A.A. Дыскина, Д: В. Зайцева, Х. С. Замского, H.H. Малофеева, Ю. Н. Мануйловой, Н. В. Овсянниковой, А. И. Осадчих, М. С. Певзнера, Л. Н. Смирновой, а также в работах зарубежных ученых: М. Айшервуд, М. Милисент, А., Финк, Дж. Холл и др.

Процессу социализации, формам и средствам организации социальной защиты детей с ограничениями жизнедеятельности посвящены работы И. М. Бобла, Г. М. Иващенко, Э. К. Наберушкиной, Г. С. Кнабе, Ф. Ф. Королева, Я. А. Кравченко, К. К. Кузьмина, Н. В. Шапкиной.

Проблема методологии и технологии профессиональной подготовки кадров в области социальной работы на различных этапахи уровнях профес5 сионального образования достаточно глубоко освещена в работах O.A. Абду-линой, В. М. Алиевой, С. А. Беличевой, В. В. Бетурлакина, Л. А. Воловича, М. А. Галагузовой, М. И1 Гурьяновой, И. А. Зимней, Т. В: Кудрявцевой, В. И. Курбатовой, В. Т. Кургузовой, A.A. Лабейкина, Е. Г. Лозовской, E.H. ЛьвовойН: Ф. Масловой, В.Ш. МасленниковойA.B. Мартыненко, K.M. Оганяна, С. И. Реутова, В. А. Сластенина, Е. И. Холостовой, Б. ЮШапиро, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Особое место занимают исследования В. Г. Бочаровой, В. А. Дегтерева, Г. Д. Кузнецовой, А. К. Макаровой и др., касающиеся вопросов формирования профессиональной компетентности социального работника.

Основные векторы проблемы практико-ориентированной подготовки специалистов к работе с детьми-инвалидами, обнаруживающими стойкие ограничения жизнедеятельности, отражены в диссертационных работах А. Л. Андрусяк, Т. А. Макаровой, В. И. Солодовниковой.

Несмотря на то, что во многих вузах практико-ориентированная подготовка специалистов социальной сферы ведется по различным направлениям («Пенсионное обеспечение граждан», «Психосоциальная работа с населением», «Медико-социальная работа с населением» и др.), в ней не всегда учитывается то, что деятельность учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов имеет ряд специфических особенностей. Для учета этой специфики на практике специалисту требуется формирование особых качеств, умений и способов профессионального поведения, которые позволяют успешно и квалифицированно организовывать процесс социальной реабилитации ребенка с ограничениями жизнедеятельности.

Проведенный анализ исследований и реальной практики социальной работы с детьми, имеющими инвалидность, показывает, что недостаточно исследованными остаются вопросы адресной подготовки компетентного специалиста к технологически грамотной и системной деятельности по решению проблем социальной реабилитации детей данной категории.

При этом в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе недостаточно эффективно применяются современные технологии обучения студентов вуза.

Следовательно, перспективным направлением совершенствования системы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе является внедрение в практику профессионального обучения студентов вуза подготовки, основанной на принципах педагогической интеграции и модульности.

Под интегративно-модульной подготовкой мы понимаем отбор и структурирование логически завершенных, относительно самостоятельных и непрерывно развивающихся, взаимообусловленных и взаимосвязанных разделов (модулей) учебного спецкурса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», которые обеспечивают индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля, с применением интегративно-модульной технологии обучения.

Таким образом, проявляется следующее противоречие между потребностью в высококвалифицированных специалистах по социальной работе с детьми-инвалидами, владеющих способами реализации интегративно-модульной подготовки и фрагментарностью содержательной и методической обеспеченности при традиционной профессиональной подготовке студентов в вузе.

С учетом выявленного противоречия была определена тема исследования «Интегративно-модульная подготовка студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и организационно-педагогические условия интегративно-модульной подготовки и формирования профессиональной компетентности специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс подготовки специалиста по социальной работе с детьми-инвалидами в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования — содержание и организационно-педагогические условия эффективной интегративно-модульной подготовки будущих специалистов к социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности.

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что подготовка будущих специалистов к социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности будет более успешной и эффективной, если: определены содержание и технологии интегративно-модульной подготовки специалистов с точки зрения направленности на специфику социальной реабилитации детей-инвалидовраскрыто содержание профессионально-личностной компетентности специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами, уточнены ее критерии и показатели уровней сформированности у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки, разработанной на интегративно-модульной основеосуществляется формирование профессионально-личностной компетентности на основе разработанной и эмпирически апробированой в условиях вузовского обучения практико-ориентированной модели интегративно-модульной подготовки студентов вуза к эффективной социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельностиобеспечивается содержание учебного процесса соблюдением необходимых организационно-педагогических условий: общих, частных, специфических.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Определить содержание и технологии интегративно-модульной подготовки будущих специалистов с точки зрения направ-ленности-на специфику социальной реабилитации детей-инвалидов. I.

2. Раскрыть содержание профессионально-личностной компетентностиспециалистов по< социальной1 работе с детьми-инвалидами^-уточнить ее критерии и показатели оценки уровней* сформированности у студентов вуза в процессе интегративно-модульной подготовки.

3. Разработать и эмпирически апробировать в условиях, вузовского обучения практико-ориентированную модель интегративно-модульной подготовки студентов вуза к эффективной социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности.

4. Выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия интегративно-модульной подготовки и формирования профессионально-личностной компетентности^ будущих специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами. Теоретико-методологической основой исследования послужили философские, педагогические и психологические концепции и принципы системности и целостности, теорииобщего развития личности специалиста в деятельности и общении (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории личностно-развивающего, интегративного, интегративно-модульного и профессионального обучения в высшей школе (А.П. Беляева, В. П. Беспалько, П.Л.- Гальперин, E.H. Кабанова-Меллер, Я. А. Коменский, Ю. А. Самарин, Г. К. Селевко, М, А. Чошанова, Н-Б. Шмелева и др.) — гуманистическая концепция (K.P. Роджерс, Ж. Ж. Руссо, В. Франкл, Э. Фромм), системно-деятельностный подход (В.В. Краевский и др.).

Нормативно-правовой основой содержания исследованияявились акты современного законодательства РФ в отношении детей-инвалидовнормативные акты и положения о становлении социальной работы в Российской Федерации и введении специальности «Социальная работа», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 350 500 (40 101) — «Социальная работа». Методы исследования. изучение, сравнительный и ретроспективный* анализ, систематизация философской, психолого-педагогической, предметной литературы, нормативных документовизучение и обобщение передового педагогического опытаизучение программно-методической документациианализ и обобщение опыта преподавания социальной работы в вузах Россиинаблюдение, опрос, анкетирование и тестирование студентов — будущих специалистов по социальной работе, психодиагностические процедуры и методики исследованиябеседа, оценка и самооценка, моделирование, проектирование, констатирующий и формирующий экспериментыопытно-экспериментальная работа по проблеме исследования, статистическая обработка и анализ ее результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования- «Орловский государственный университет», Федеральное государственное учреждение «Главное бюро • медико-социальной экспертизы по Орловской области».

В исследовании приняли участие 143 студента 3−4-х курсов, специалисты учреждений медико-социальной экспертизы по Орловской области (12 чел.) в качестве консультантов.

Организация исследования проводилась в несколько этапов. На первом этапе (2005 — 2006 уч. гг.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по. проблеме профессиональной подготовки специалистов к социальной-работе с детьми с ограничениями жизнедеятельностиопределена теоретикометодологическая основа исследованияПолученные результаты позволили сформулировать исходные позиции исследования,. определить современные прогрессивные тенденции интегративно-модульного подхода к профессиональнойподготовке будущих специалистов социальной сферы, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследованиянаметить пути их решения, подобрать адекватные цели, методы исследования.

На втором: этапе (2007 — 2008 уч. гг.) осуществлялся поиск подходов к решению проблемы, велась разработка учебных программ и практико-ориентированнои модели интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе, с детьми-инвалидами, поиск критериев профессионально-личностной компетентности специалиставыявлена совокупность организационно-педагогических условийспособствующих эффективной подготовке студентов к работе с данной категорией детей. Организован и проведен констатирующий этап эксперимента, в ходе которого использованы диагностические (анкетирование, беседа, интервьюирование) и эмпирические методы (наблюдение,* самонаблюдениетестирование, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности студентов (рефератов, групповых проектов) и.

ДР-).

На третьем-этапе (2008 — 2009 уч. гг.) был реализован формирующий этап эксперимента, в ходе. которого осуществлялись апробация и внедрение в условиях опытно-экспериментальной работы практико-ориентированной модели интегративно-модульной подготовки студентов к эффективной организации социальной работы с детьми-инвалидами.

В ходе контрольного этапа (2009 — 2010 уч. гг.) эксперимента были проведены, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов исследования. Полученныев ходе опытно-экспериментальной работы данные подверглись качественному и/количественному анализу с привлечением: методов математической статистики.

В итоге была* приведена формулировка основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследованияоформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определена специфика содержание интегративно-модельной подготовки будущих специалистов к деятельности с детьми-инвалидами, которая представляет собой интеграцию общеи специально-профессиональных знаний в области социальной работы, реализованных с помощью системыпрак-тико-ориентированных занятий^ способствующих формированию у студентов значимых качеств личности, умений и способов решения проблем социальной реабилитации ребенка с ограничениями жизнедеятельности;

— раскрыто содержание профессионально-личностной компетентности как единства"теоретической ипрактической готовности к оказанию конструктивной помощи в решении проблем социальной реабилитации детей-инвалидов, которое выступает в виде критериальной характеристики личности специалиста по социальной работе. Уточнены ее критерии (по эмпирически обоснованным показателям): лютивационно-11енностный, информацион-но-знаниевый, функционально-прикладной, психоэмоциональный и уровни сформированности у студентов: оптимальный, функционально допустимый, низкий;

— разработана практико-ориентированная модель интегративно-модульной подготовки студентов вуза к эффективной социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности в тесной связи ее компонентов — модулей профессионально-личностного развития: организационно-целевого, мотивационно-ориентировочного, содерэ/сателъно-функционалъного, результативно-прогностического;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия интегративно-модульной подготовки будущих специалистов к социальной работе с детьми-инвалидами: общие, частные, спег^фические.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— данное исследование вносит вклад в теорию* и методику профессионального образования*, расширяет представление о возможностях интегра-тивно-модульнойшодготовки"специалистов, по социальной работе;

— раскрыто содержание профессионально-личностной компетентности' будущих специалистов по социальной работе с детьми-инвалидамис учетом выявления* критериевпоказателей и уровней' эффективной, социально-реабилитационной деятельности;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены общие, частные и специфические условия, необходимые и достаточные для эффективного осуществления интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработанная концепция интегративно-модульной подготовки позволяет обеспечить интеграцию, систематизацию и структурирование множества разобщенных общеи- специально-профессиональных знаний^ в области социальной работы с детьми-инвалидами в целостный продукт — компактную систему учебного содержания практико-ориентированных занятий;

— разработанная практико-ориентированная модель, интегративно-модульной^ подготовки студентов к эффективной социальной работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности применяются в практике профессиональной подготовки студентов социального факультета в вузе;

— реализация результативно-прогностического компонента модели, включающего в качестве основных критериев мотивационно^енностный, информационно-знаниевый, функционально-прикладной и психоэмогщоналъ-ный, разработанных на рефлексивной основе совместно с системой методического1 сопровождения-и педагогического мониторинга, создает предпосылки для качественной оценки эффективности процесса интегративно-модульной подготовки студентов' вуза к социальной работе с детьми-инвалидами;

— разработан и внедрен интегративно-модульный спецкурс «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», включающий систему практико-ориентированных занятий по формированию профессионально-личностной компетентности специалиста по социальной работе с детьми-инвалидами;

— материалы и выводы исследования могут быть, использованы в вузе в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, в системе переподготовки и повышения квалификации’кадров, для написания учебных, пособий по подготовке специалистов социальной сферы, в курсовых, дипломных и диссертационных работах, при проведении психолого-педагогических и социологических исследований, в деятельности различных социальных служб.

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследованияиспользованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, цели и задачам изысканиянепротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследованиявоспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью объема выборки и полученных данных, взаимно дополняющих и обогащающих друг другаколичественным и качественным анализом полученных данных, подтверждением гипотезы и основных положений исследования в экспериментальной работе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика содержания интегративно-модульной подготовки специалистов к социальной работе с детьми-инвалидами представляет собой интеграцию общеи специально-профессиональных знаний в области социальной работы, реализованных с помощью системы практикоориентированных занятий, способствующих формированию у студентов.

14 профессионально значимых качеств личности (коммуникативно-технологических, оперативно-организаторских, морально-этических, эмоционально-волевых, психоаналитических), умений (диагностических, аналитических, инструментальных, функциональных) и способов компетентного решения проблем социальной реабилитации ребенка с ограничениями жизнедеятельности: создание и поддержание достойных условий их социализации, на оказание им помощи в жизненном самоопределении^ (организация индивидуальной и полифункциональной деятельности).

2. Профессионально-личностная компетентность представляет собой единство теоретической и практической готовности к оказанию конструктивной помощи в решении проблем социальной реабилитации детей-инвалидов, которое формируется в процессе интегративно-модульной подготовки студентов в вузе и выступает в виде критериальной характеристики личности специалиста по социальной работе.

Критериями и показателями выступают:

— мотивационно-цепностный критерий включает в себя систему устойчивых мотивов, отношений, установок, качеств, которые обеспечивают оптимальный ход формирования профессионально-личностной компетентности специалиста;

— информационно-знаниевый критерий проявляется в наличии, и-уровне знаний в области социальной работы, реабилитации и адаптации детей-инвалидов;

— функционально-прикладной критерий в качестве показателей рассматривает специально-профессиональные умения и способы деятельности будущего специалиста по социальной работе с детьми-инвалидами;

— психоэмоциональный критерий характеризуют процессы саморегуляции, которые обеспечивают целостность и устойчивость личности специалиста.

Уровни профессионально-личностной компетентности (оптимальный, функционально допустимый и низкий) позволяют преподавателю объективно.

15 оценить качество интегративно-модульной подготовки будущего специалиста.

3. Практико-ориентированная модель интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами представляет систему содержательно взаимосвязанных компонентов — модулей профессионально-личностного развития. Она включает единство достижения педагогической цели и решения практических задач" по диагностически выделенным критериям и показателям развития профессионально-личностной компетентности. С учетом этого определены принципы организации подготовки к социальной работе с детьми-инвалидами: модульностьрассмотрение системы подготовки в ее развитии, где каждый последующий модуль отражает определенный этап организации учебного процессапоследовательность, преемственность и интегративностъ, суть которых состоит в направленности на закрепление усвоенных теоретических междисциплинарных знаний (общеи специально-профессиональных), на последовательное развитие и совершенствование умений, навыков, способов деятельности и значимых качеств личности будущего специалиста по социальной работе.

Данная модель включает интегративно-модульную подготовку в составе четырех компонентов — модулей: организацнонно-целевого, отражающего цель и задачи эффективной интегративно-модульной подготовкимотиваци-онно-ориентировочного, включающего установку студента на профессионально-личностное развитиесодержательно-фунщионального, раскрывающего особенности обучениярезультативно-прогностического, отражающего компетентность в будущей профессиональной деятельности.

4. Результативность осуществления интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий, которые включают:

— общие: (системность, непрерывность и контролируемость результатов на разных этапах обучениямеждисциплинарная интеграция учебного материалапрактико-ориентированная направленность обучения);

— частные: (наличие обоснованных критериев для педагогической оценки уровня сформированности эмпирических показателей, позволяющих проверять реальную профессионально-личностную компетентность студентов в практической социальной работе с ребенком-инвалидомразработка практико-ориентированной модели интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидамиразработка и реализация в учебном процессе интегративно-модульного спецкурса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»);

— специфические: (осознание каждым студентом актуальности и особенностей будущей профессиональной деятельностиформирование устойчивой, основанной на принципе гуманизма системы ценностных ориентацийналичие мотивационной направленности на профессиональную деятельность с детьми-инвалидами и развитие значимых качеств личности будущего компетентного специалиста).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Результаты исследования обсуждались на методологических семинарах, неделях науки и заседаниях кафедры андрагогики и акмеологической педагогики Орловского государственного университета и представлены автором в виде докладов, сообщений и публикаций на международных, межрегиональных и областных научно-практических конференциях и «круглых столах» в Орле (2004 — 2010), Воронеже (2009), Москве (2009), Санкт-Петербурге (2009). Основные идеи и научные результаты исследования отражены в 11 публикациях автора.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка (245 источников) и приложений (1−16).

Выводы ко второй главе.

— В* целом, констатирующий эксперимент показал, что развитие у будущих специалистов по СР’соответствующей профессионально-личностной компетентности в системе освоения дисциплин общепрофессионального цикла, осуществляется’недостаточно эффективно, что актуализирует разработку практико-ориентированной модели' интегративно-модульной, подготовки студентов вуза ксоциальной работе с детьми-инвалидами: В-данной модели лежат отбор и структурирование логически завершенных, относительно самостоятельных и непрерывно развивающихся, взаимообусловленных и взаимосвязанных разделов (модулей) учебного спецкурса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», которые обеспечивают индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля, с применением интегративно-модульной технологии обучения.

— Целевое назначение интегративно-модульной подготовки определяется критериями (мотивационно-ценностный, информационно-знаниевый, функционально-прикладной, психоэмоциональный) профессионально-личностной компетентности специалиста, способного осуществить профессиональную деятельность по его должностному и функциональному назначению.

— Практико-ориентированная модель интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами, включает четыре основных компонента: организационно-целевой отражающий цель и задачи профессиональной подготовки к социальной работе с детьми-инвалидамимотивационно-ориентировочный, включающий установку студента на профессионально-личностное развитиесодержательно-функциональный, раскрывающий особенности обучения* будущего специалиста по СР с детьми-инвалидамирезультативно-прогностический, отражающий компетентность в будущей профессиональной деятельности.

В основе данных компонентов положены модули профессионально-личностного развития специалиста по СР интегративно-модульной технологии и их ведущие идеи. Содержание каждого модуля было рассмотрено нами в контексте формирования профессионально-личностной компетентности' специалистов вюоциальной работе с детьми с ОЖД.

Профессионально-диагностический модуль направлен на диагностику уровня ПЛК, профессионально-личностное1 развитие студента и становление его как профессионала. Данный модуль включает профессиональное самоопределение как важный фактор формирования специалиста социальной сферы, выступает начальным подготовительным этапом практико-ориентированной подготовки в целом. Осуществляет выявление личностного потенциала, мо-тивационно-ценностных ориентаций знаний, умений, развитие профессионально значимых качеств личности (морально-этических, коммуникативно-технологических, оперативно-организаторских, эмоционально-волевых, психоаналитических), важных для эффективной социальной работы.

Предметно-деятельностный модуль является базисным в модели подготовки студентов вуза, и представляет собой подсистему, составляющую содержание предметной подготовки,' которая определяются образовательными стандартами и другими нормативными документами.

С целью эффективности проведения обучения социальной работе с детьми-инвалидами нами была разработана и внедрена в учебный процесс интегративно-модульный спецкурс «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», который позволил проследить положительную динамику обучения будущих специалистов СР с детьми-инвалидами, и констатировать удачный исход нашего исследования. Данная совокупность, в рамках предметно-деятельностного модуля, обеспечила интеграцию общеи специально-профессиональных знаний в процессе обучения студентов вуза социальной работе.

Практико-операционный модуль включил: развитие специальнопрофессиональных умений (диагностических, аналитических, инструмен.

167 тальных, функциональных), формирование интегративной — подключение к сферам деятельности других специалистов как внутри бюро МСЭ, так и вне ее: (к медицинской, к психологической, к педагогической, к реабилитационной, в организациях и учреждениях, призванных к сотрудничеству с данной организацией) — полифункциональной деятельности — непосредственную деятельность специалиста по социальной работе согласно специфике учрежде-• ния МСЭ, включая участие в разработке ИПР ребенка-инвалида). Данные умения и функции, важные для эффективной деятельности будущего специалиста по социальной работе с детьми-инвалидами в учреждении МСЭ, формируются в процессе практических и семинарских занятий, а также в рамках учебно-производственной практики в бюро МСЭ.

Целью профессионально-компетентностного модуля является определение эффективности процесса обучения и выявление готовности будущих специалистов к социальной работе с детьми-инвалидами.

Результаты опытно-экспериментальной работы, суть которой заключалась в выявлении динамики уровня ПЛК будущих специалистов по СР с детьми-инвалидами в рамках сформированных нами критериев: мотивацион-но-ценностного, информационно-знаниевого, функционально-прикладного и психоэмоционального, имеющие определенные показатели, подтверждают эффективность проведенной нами интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми с ОЖД.

— Было установлено, что интегративно-модульная подготовка студентов вуза к СР с детьми с ОЖД может проводиться в вузе при определенных организационно-педагогических условиях: {общие: системность, непрерывность и контролируемость результатов на разных этапах обучениямеждисциплинарная интеграция учебного материалапрактико-ориентированная направленность обучениячастные: наличие обоснованных критериев для педагогической оценки уровня сформированности эмпирических показателей, позволяющих проверять реальную профессионально-личностную компетентность студентов в практической социальной работе с ребенком-инвалидом;

168 практико-ориентированная модель интегративно-модульной подготовки студентов: вуза к социальной работе с детьми-инвалидами-• разработка, и реализация в учебном процессе интегративно-модульного*спецкурса, «Социальная реабилитация детей с. ограниченными возможностями здоровья" — специфические: осознание каждым студентом актуальности» и особенностей будущей профессиональной деятельностиформирование устойчивой,.основанной на' принципе гуманизма* системы ценностных ориентацийналичие мотивацион-ной направленности на профессиональную деятельность, с детьми-инвалидами и развитие значимых качеств личности будущего компетентного < специалиста).

— Данные, полученные в результате итоговой’диагностики доказывают, что реализация предложеннойнами модели технологически опосредует одновременноеповышение мотивационной направленности на развитие значимых качеств личности студентовразвитие общеи специально-профессиональных знаний и уменийформирование позитивного социального отношения к детям-инвалидам-, усиливает эмоционально-волевуюустойчивостью взаимодействии с освидетельствуемыми детьми и их родителями. При этом у студентов существенно повысились показатели адекватной самооценки собственной профессиональныхспособностей.

Таким: образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили. практическуюцелесообразность реализаций интегративно-модульной подготовки студентоввуза к СР с детьми-инвалидами, что обеспечило в итоге достаточный уровень сформированности у студентов ПЛЕС, необходимой для конструктивной деятельности с детьми-инвалидами.

Заключение

.

В основу нашего исследования легли труды ученых в области педагогики, психологии, истории, философии, антропологии, социологии, посвященные вопросам развития человека, благотворительности, профессионального образования, и т. д.

Теоретический анализ научно-методической литературы, и результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, подтвердив 1 положения* выдвинутой^ гипотезы, дают основания для следующих выводов.

— Нами был выявлен ряд положений, отражающих особенности профессионального обучения в вузе, который позволил сделать вывод о том, что в современной науке имеются определенные наработки по подготовке специалистов социальной сферы, но такое направление как социальная работа с детьми-инвалидами является новым, актуальным и недостаточно разработанным.

— Опираясь на методологический анализ, удалось выявить, что проблема детской инвалидности зависела от конкретного исторического периода, страны, от доминирующих ценностных ориентаций, политических установок, социально-экономического устройства государства. На протяжении длительного* периода основой интеграции ребенка с ОЖД выступало специальное образование, ценность которого заключалась в приобщении инвалида к общественно полезному производственному труду через коррекцию и компенсацию дефекта.

В современном мире ведущим элементом поддержки и интеграции инвалидов в общество, является социальная реабилитация. Анализ определений понятий «реабилитация» и «социальная реабилитация», позволил сделать вывод о том, что эти два определения взаимосвязаны и чаще всего употребляются в качестве характеристики комплексной социальной реабилитации, которая рассматривается нами как процесс и комплекс мер, направленных на создание и поддержание достойных условий социализации детей, имеющих инвалидность, на оказание им помощи в жизненном самоопреде.

170 лении, которое обеспечивает активную жизненную позицию личности с ограничениями жизнедеятельности в обществе.

Кроме того, мы проанализировали деятельность практикующих специалистов социальною сферы работающих с детьми-инвалидами и установили, что начальным звеном в процессе социальной реабилитации, является учреждение медико-социальной экспертизы.

— В соответствии с полученными данными, с учетом опыта работы специалистов-практиков и существующих моделей профессиональной деятельности социальных работников (A.B. Мартыненко, K.M. Оганяна, Н: Б. Шмелевой, JI.H. Львовой и др.), выявленных нами особенностей социальной работы с детьми-инвалидами в учреждении медико-социальной экспертизы, определена специфика содержания интегративно-модульной подготовки студентов вуза, которая представляет собой интеграцию общеи специально-профессиональных знаний в области социальной работы, реализованных с помощью системы практико-ориентированных занятий, способствующих формированию у студентов профессионально значимых качеств личности (коммуникативно-технологических, оперативно-организаторских, морально-этических, эмоционально-волевых, психоаналитических), умений (диагностических, аналитических, инструментальных, функциональных) и способов компетентного решения проблем социальной реабилитации ребенка с ограничениями жизнедеятельности: создание и поддержание достойных условий их социализации, на оказание им помощи в жизненном самоопределении (организация индивидуальной и полифункциональной деятельности).

В связи с этим была выявлена целевая направленность профессиональной подготовки специалистов к СР с детьми с ОЖДраскрыто содержание профессионально-личностной компетентности как единства теоретической и практической готовности к оказанию конструктивной помощи в решении проблем социальной реабилитации детей-инвалидов, которое формируется в процессе интегративно-модульной подготовки студентов в вузе и выступает в виде критериальной характеристики личности специалиста по социальной.

171 работеуточнены ее критерии (мотивационно-ценностный, информагщонно-знаниевый, функционально-прикладной, психоэмоциональный) и показатели критериев, методы их диагностики и уровни развития (оптимальный, функционально допустимый, низкий)', оптимальные методы контроля учебной деятельности студентов (анкетирование, субъективные впечатления обучающихся, тестирование, защита рефератов, групповых проектов, участие в деловых и имитационных играх и др.) и т. д.

Данная совокупность составила базу для построения модели подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами и выявления организационно-педагогических условий эффективного обучения социальной работе в вузе.

— С целью оптимизации процесса профессиональной подготовки компетентных специалистов нами была разработана и апробирована практико-ориентированная модель интегративно-модульной подготовки студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидами, которая включает четыре основных компонента: организационно-целевой отражающий цель и задачи профессиональной подготовки к социальной работе с детьми-инвалидами, моти-вационно-ориентировочный, включающий установку студента на профессионально-личностное развитиесодержательно-функциональный, раскрывающий особенности обучения будущего специалиста социальной работе с детей с ОЖД в учреждении МСЭрезультативно-прогностический, отражающий компетентность в будущей профессиональной деятельности, в основу которых положены модули профессионально-личностного развития (профессионально-диагностический, предметно-деятелъностный, практико-операционный, профессионально-компетентностный).

Для эффективности проведения обучения студентов социальной работе, в рамках предметно-деятельностного модуля, нами был разработан и внедрен в процесс обучения интегративно-модульный спецкурс «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», который обеспечил интеграцию общеи специально-профессиональных знаний в области со.

172 циальной работы, способствовал формированию умению и навыков’деятельности с детьми-инвалидами, повысил мотивационную направленность на будущую профессиональную деятельность' с детьми-инвалидами и развитие значимых качеств личности студентов.

Данная модель может быть использована-для • подготовки специалистов по №с другими"категориямиинвалидов:по слуху, по-зреннюш т.д., а также для работы с детьми-инвалидами в других специализированных социальных учреждениях и организациях. При этом в содержание модели • должны быть внесены соответствующие коррективы, связанные со спецификой формируемых знаний* умений и навыков:

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность проведенной намиподготовки? cтyдeнтoвi к социальной, работе с детьми данной категории, в соответствии с разработанной нами педагогической моделью. Анализ результатов деятельности студентов в начале и в конце эксперимента показал, что количество студентовнаходящихся на опти-мальном^уровне профессионально-личностной компетентностиш социальной работе с дегьми-инвалидами, возросло на 32% (ЭГ 1) и 36% (ЭГ2) и достигло> 55,3% (ЭГ1). и 58,2% (ЭГ2). Количество студентовнаходящихся на* функционально допустимом уровне, уменьшилось незначительно на 1% (ЭГ1) и 4,4% и составило 29% (ЭГ1) и 26,3% (ЭГ2), а количество студентов, находящихся на низком уровне, значительно уменьшилось на 31,2% (ЭР 1) и 32,4% (ЭГ1) и стало, 15,4% (ЭГ1) и 15,1% (ЭГ2). •.

— Нами были: выявлены итеоретически обоснованы, организационно-педагогические условиям эффективной интегративно-модульной подготовки специалистов к социальной работе с детьми, имеющими инвалидность.;

К общим условияммыотносим: системность, непрерывность и контролируемость результатов на разных этапах обучениямеждисциплинарную интеграциюучебного материалапрактико-ориентированную направленность обучения.

К числу частных организационно-педагогических условий, оптимизирующих обучение социальной работе с детьми с ОЖД, мы относим: наличие обоснованных критериев для педагогической оценки: уровня сформированно-сти эмпирических показателей, позволяющих проверять реальную профессионально-личностную компетентность студентовв практической социальной работе с ребенком-инвалидомпрактико-ориентированную модель ИМ подготовки. студентов вуза к социальной работе с детьми-инвалидамиразработку и реализацию в учебном процессе ИМ спецкурса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».

Специфические условия составляют: осознание каждым студентом актуальности и специфики будущей профессиональной деятельностиформирование устойчивой, основанной на принципе гуманизма системы ценностных ориентацийналичие мотивационной направленности на профессиональную деятельность с детьми-инвалидами и развитие значимых качеств личности будущего компетентного специалиста.

Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы подготовки специалистов к социальной работе с детьми-инвалидами. Дальнейшее исследование может быть посвящено изучению таких вопросов, как: специфика взаимодействия специалиста по социальной работе с семьей ребенка-инвалидаразвитие педагогического мастерства специалиста в социальной работе с детьми-инвалидамиособенности взаимодействия учреждений социальной службы с общественными и благотворительными организациями, оказывающими социальную поддержку детям-инвалидам и т. п.

Проведенное теоретико-эмпирическое исследование в основном подтвердило первоначальную гипотезу и, вместе с тем, выявило основные направления дальнейшего изучения проблемы, касающиеся многоуровневого развития" системы современного образования в области подготовки бакалавров и магистров социальной работы к профессиональной деятельности с детьми-инвалидами. t.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Интегративная подготовка студентов к соци-1 альной работе с беспризорными несовершеннолетними: дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Орел, 2007. 222 с.
  2. Д.Г. Педагогические условия подготовки студентов к работе с детьми с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 31с.
  3. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 2000. 140 с.
  4. С.И. Дидактические условия организации педагогической практики студентов педвузов: автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
  5. Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья // Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
  6. Л.И., Блинков Ю. А. Концептуальные аспекты подготовки специалистов по социальной реабилитации со специализацией «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» // Российский журнал социальной работы. 2001. № 2. С. 38−42.
  7. H.A., Гусельникова О. В., Молокова В. П. Методика изучения профессиональных ориентаций. Тюмень: ТГКППТ, 2000. Юс.
  8. Л.С. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность» / Л. С. Алексеева и др. М.: НИИ семьи, 1997. 112 с.
  9. Д.А. Медико-социальные аспекты инвалидности и социальная реабилитация инвалидов в Москве: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2005. 27 с.4
  10. H.A. Отбор социальных работников, оценка требований профессии к личным качествам социального работника от психолога консультанта // Социальная работа. 2005. № 8. С. 178−190.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. изд. 2-е. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. 272 с.
  12. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвитии. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
  13. Г. А. Социальная психология / Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с.
  14. Андреева>0-С. Организационные и методические: основы формирования и развития государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации: автореф. дис.. д-ра- мед- наук., М-, 2002. 52 с. '
  15. О.С. Формирование и деализация, индивидуальной программы реабилитации инвалида^// Вестн. ВРОСЭРРИ. 2003. № 1. С. 67−75.
  16. Андреева О. С, Лаврова Д. И., Пузин С. Н. и др. Основы экс-пертно-реабилитационной диагностики. М.: Изд. МИА, 2000- 88 с.
  17. Н.Ю. Профессиональная подготовка студентов университета к социальной работе с детьми-инвалидами в учреждениях социальной службы: дис. канд- пед. наук. Магнитогорск, 2006. 188 с.
  18. Арановская И. В- Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 18−20.
  19. O.H. Педагогические условия личностно профессионального развития будущих специалистов по социальной^ работе на этапе вузовского образования // Образование и общество. №>2 (8) 2001. С. 72−76.
  20. Бё С. Опыт студентов и педагогов-наставников: факторы- влияющие на практическую подготовку студентов // Обучение практике социальной работе: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 139−149.
  21. С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М.: изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004. 235с.
  22. С.А. Практико-ориентированные технологии профессиональной подготовки педагогов-психологов: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 29 с.
  23. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: МПО МО Россия, 1995. 336 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1999. 192 с.
  25. В.В. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы // Вопросы научной теории и социальной практики: сб. науч. статей. Вып. З. БИТТУ СГТУ. Саратов: Наука, 2007. С. 63−69.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. 270 с.
  27. Ю.А., Ткаченко B.C., Клушина Н. П. Экспертиза лиц с ограниченными возможностями. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 320 с.
  28. Ю.В. Профессионально-педагогические особенности подготовки будущих специалистов социальных работников // Образование и общество. № 6 (53), 2008. С. 35−40.
  29. Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми: дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва, 2007. 225 с.
  30. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 176 с.
  31. Бурлак Г. Ю- Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры: дис. канд. социол. наук. М-, 1997.163 с.
  32. O.E. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов // Вестник филиала Российского государственного социального университета в г. Красноярске, 2006. С. 78−81.
  33. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204с.
  34. A.A. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992. С.101−112. .
  35. В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Издание 2-е / Под ред. В. А. Стастенина. М.: Педагогическое общество России, 2005- 192 с.
  36. В о лынкин В. Практика в подготовке социального работника: содержательный аспект // Социальная педагогика. 2005. № 4. С. 9193.
  37. Вульфов Б.31 Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997. 288 с.
  38. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  39. Я.В. Перспективы проектирования подготовки специалистов социальной работы с позиции компетентностного подхода // Отечественный журнал социальной работы. 2004. № 2. С. 72−77.
  40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «350 500 социальная работа». Квалификация: специалист. Вводится с момента утверждения. М., 2000. 36 с.
  41. Гуманитарные проблемы реабилитационного сервиса: те-матич. сб. / Отв. Ред. Е. А. Сигида. М., 2004. 181 с.
  42. Н.К., Филиппов Ю. Н., Соколов В. А. Закономерности становления и развития экспертно-реабилитационной помощи в Российской Федерации: Монография / Под ред. проф. Н. К. Гусевой. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. мед. акад., 2005. 456 с.
  43. В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе: дис. канд. пед. наук. Н/Новгород, 2005. 155 с.
  44. Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. Курск: Изд-во КГМУ, 1999. 144с.
  45. Н.Ф. Социальная реабилитация / Н. Ф. Дементьева, Е. И. Холостова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.340 с.
  46. Дементьева Н-Ф., Иванова О. Ю. Социальные технологии, факторы и механизмы социализации подростков-инвалидов // Мед.гсоц. экспертиза и реабилитация, 2004. № 2. С. 21−24.
  47. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.448 с.
  48. . Для, тех, кто стал инвалидом // Социальное обеспечение, 2000. № 2. С. 7−10.
  49. М. Введение в контекст практической подготовки будущих социальных работников: обзор ключевых тем // Обучение практике социальной’работе:'Международный взгляд тперспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. М.: Аспект-Пресс, 1997. С.15−23:
  50. И.Е., Елин А. В. Управление: философские аспекты. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 132 с.
  51. Жить как все. О правах и льготах для инвалидов / Под ред. И. Реутова. Пермь: РИД «Здравствуй», 1994. 156 с.
  52. А.Н. Система психологической реабилитации // Журнал прикладной психологии. 2000. № 1. С. 27−28.
  53. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М: Академия, 2005. 208 с.
  54. В.И. Теории обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2004. 190 с.
  55. Закон РФ «Об образовании». 3-е изд. М.: ИНФРА-М., 2001.52 с.
  56. Закон Орловской области «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» от 22 августа 2005 года № 529−03.
  57. Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: дис.. док. пед. наук. Саратов, 2005. 140 с.
  58. Х.С. Умственно отсталые дети. История обучения и воспитания с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 2002. 285 с. 5 Г
  59. Защита прав детей в Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 7 (324), 2007. 62 с.
  60. И.А. Социоэкология личности наука о социальной работе // Социальная работа. М., 2002. С. 76.
  61. E.H. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов (из зарубежного опыта деятельности экспертных комиссий) // Информационно-методический Вестник, 2000. № 4. С. 54−56.
  62. Н.И. Формирование нового подхода к абилитации детей с ограниченными возможностями // Отечественный журнал социальной работы. 2002. № 1. С. 83−88.
  63. Г. М. Клуб «Контакты-1» семья — дети: Из опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Г. М. Иващенко, E.H. Ким, М. Б. Мухина. М.: НИИ семьи, 1998. 80 с.
  64. И.В. Некоторые аспекты развития инновационных технологий медико-социальной работы // Социальная защита инвалидов: история и современность. Сборник материалов Международной науч. прак. конф. 25 26 мая 2004 г. Орел: Картуш, 2005. С. 28−32.
  65. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. 72с.
  66. С.Н. Иппотерапия как метод реабилитации детей с ограниченными возможностями // Социально-психологические проблемы семьи в российском обществе: матер, науч.-практ. конф. / под ред. О. Г. Петушковой. Магнитогорск, 2004. С. 73−75.
  67. А.Ф. Подготовка выступления к публичной защите диссертации на заседании диссертационного совета // Образование и общество, 2000 г. № 5 (52) Август-сентябрь. С. 45−52.
  68. О.И., Карякина Т. Н. Основы реабилитации инвалидов: учебное пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. 88 с.
  69. А.И. Концепция «независимой жизни» в работе с детьми с ограниченными возможностями: автореф. диссертации канд. пед. наук. М., 1997. 25 с.
  70. Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. уч. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
  71. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. Методические рекомендации НВТ «БИМК-Д», 1998. 536 с.
  72. Конвенция о правах инвалидов. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи Организация Объединенных Наций, шестьдесят первая сессия, 24 января 2007 года (А/61/611).
  73. Конвенция о правах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, 20 ноября 1989 года (А/44/49).
  74. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. Ч. 1.С. 7.
  75. P.B. Зарубежный опыт социальной работы. Издательство Дальневосточного университета. Владивосток, 2004. 85 с.
  76. М.А. Рефлексивная подготовка социальных работников (профессионально-личностный- аспект) / М. А. Косова, Н. Б. Шмелева // Отечественный журнал социальной работы. 2003, № 3. С. 60−65.
  77. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. 163 с.
  78. Ю.А. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты / Ю. А. Кудрявцев, Б. И. Тышкевич // Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 2002. С. 139 154.
  79. Т.Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 17 с.
  80. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Изд-во Ленинградского гос. университета, 1970. 114с.'
  81. В.И. Стратегия делового успеха: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. 416 с.
  82. A.A. Некоторые вопросы функционирования систем социальной защиты в странах Западной Европы, учеб. пособие. Орел: Орелиздат, 1997. 135 с.
  83. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Издательство «Знание"^ 1980. 96 с.
  84. Е.Г., Новак Е. С., Краснова В. Г. История социальной работы в России: учебно-методическое пособие для студентов по специальности „Социальная работа“. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.72 с.
  85. И.Е. Реабилитационная помощь лицам с ограничениями жизнедеятельности / И. Е. Лукьянова, В.Г. Суханов- под ред. Е. А. Сигиды. М.: Наука, 2007. 240 с.
  86. И.Е., Моисеенко A.B. Креативная деятельность в реабилитационном процессе // Реабилитация компонент устойчивого развития общества: Материалы всерос. конф. 4 -5 июня 2002 г. / Под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. Ю. П. Свириденко. М., 2002.
  87. В.П. Анализ деятельности и проблемы государственной службы МСЭ // Социальная защита инвалидов: история и современность. Сборник материалов Международной науч. прак. конф. 25 26 мая 2004 г. Орел: Картуш, 2005. С. 36−43.
  88. E.H. Профессиональная подготовка социальных работников к деятельности с людьми ограниченных возможностей: дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2002. 208 с.
  89. Т.А. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами: автореф. дис .канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 26 с.
  90. Е.И. Изменение подхода к определению понятия „инвалидность“ // Медицина и социальная работа: Методологический семинар / Отв. ред. и сост. A.B. Мартыненко. М.: Институт социальной работы, 1998. С.58−64.
  91. И.В. Из опыта решения проблем детей-инвалидов в Московской области // Отечественный журнал социальной работы, 2007. № 2. С. 49−58.
  92. Ю. Из опыта преподавания социальной’работы: общинный подход в социальной работе // Российский журнал социальной работы, 2000. № 9: С. 179−184.
  93. Л .В. Интеграция молодежи с особыми нуждами в? среду жизнедеятельности // Социальная защита инвалидов: — история- и современность. Сборник материалов Международной науч. прак. конф. 25 -26 мая 2004 г. Орел: Картуш, 2005. С. 52−57.
  94. Мартыненко1 A.B. Медико-социальная работа: теория, технология, образование. М.: Наука, 2007. 240 с.
  95. Н.Ф. Методология и методика педагогических исследований в высшей» школе: уч. пособ. для вузов / Н. Ф. Маслова, Л. П. Коренев. Орел: ОГТУ, 2004. 96 с.
  96. Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: курс лекций. М.: Издательство MFGY, 2006. 304 с.
  97. Методические подходы к определению реабилитационного потенциала детей-инвалидов / Методическое пособие для специалистов ФГУ МСЭ и реабилитологов. Санкт-Питербург: Изд-во «Эксперимент», 2007.25с.
  98. А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Наин, Ф. Н. Клюев. Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998. 264 с.
  99. P.C. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статиситки. Психология: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 Кн. 3. 632с.
  100. P.C. Психология: учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1997. 688 с.
  101. А.Н. Подготовка социальных педагогов в вузе к профилактике алкогольной зависимости среди подростков: дис.. кан. пед. наук. М., 2000. 197 с.
  102. H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / H.H. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. 288 с.
  103. В.А., Медведева Г. П. Направления и проблемы развития социального образования в современной России // Журнал исследований социальной политики Том 2, № 3.: Саратовский государственный технический университет, 2004. С. 329−347.
  104. X. Социальный диагноз // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. (Пер. с англ.) М., 1993. Т.1. 498 с.
  105. П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика: учебное пособие. Орел: Картуш, 2007. 248 с.
  106. П.И. Технология обучения как более развитая стадия методики / П. И. Образцов. 2007. URL: http://www.recom.ru/ ~ obraztsov/ texts/ll.htm. (дата обращения: 19.11.2003)
  107. П.И., Ахулкова А. И., Черниченко О. Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: учебно-методическое пособие / Под ред. проф. П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2003. 94 с.
  108. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  109. Оккупационная терапия для детей с ограниченными возможностями: Методические рекомендации / сост. Л. В. Бадя. М.: Социально-технологический институт, 2002. 110 с.
  110. Основы медико-социальной реабилитации инвалидов / Под общ. ред. О. С. Андреевой. М.: ФЦЭРИ, 2003. 234 с.
  111. Основы социальной работы: учебное пособие для нач. проф. образования / Е. В. Ханжин, Т. П. Карпова Н.П. Ерофеева и др.- Под ред. Е. В. Ханжина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
  112. A.A. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2000. 171 с.
  113. A.M. Система подготовки социальных работников в Российской Федерации / A.M. Панов, Е. И. Холостова // Обучение практике социальной работе: Международный взгляд и перспектив / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 2005. С.68−79.
  114. A.M. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 2007. 203 с.
  115. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Мищенко, E.H. Шия-нов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  116. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. 640 с.
  117. Подготовка специалиста по социальной работе: диссемина-ция опыта международного сотрудничества: сб. науч. статей / Под ред. Т. Ю. Андрущенко, Н. Б. Шмелевой, Е.Р. Ярской-Смирновой. Волгоград: Перемена, 2004. С. 10−23.
  118. А.И. Психолого-педагогические условия готовности специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения: дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. 191 с.
  119. Постановление Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16 декабря 2004 г. № 805.
  120. Постановление Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 (с изменениями и дополнениями от 21 сентября 2000 г.).
  121. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006−2010 годы» от 29 декабря 2005 г. № 832.
  122. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 года № 95.
  123. Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности: учебное пособие / Под ред. В. А. Бодрова. М.: ПЕРСЭ. 2003 768 с.
  124. Практическая подготовка студентов по социальной работе: Методические рекомендации / Сост. Е. А. Меерсон, Т. Н. Карякина и др.- Под общ. ред. Е. А. Меерсон. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. унта, 1998. 44 с.
  125. Практическая подготовка студентов по специальности «Социальная работа»: Методические рекомендации / сост. Е. И. Холостова, 193
  126. T.B. Шеляг, Б. В. Григорьев и др. М.: Социально-технологический институт, 2003. 92 с.
  127. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 года № 535.
  128. Распоряжение Правительства РФ «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий- технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» от 30 декабря 2005 г. № 2347-Р.
  129. М. Новые технологии социально-педагогической работы // Народное образование. 1996. № 4. С. 35−40:
  130. А.Ф. Педагогические условия социально-средовой ориентации-детей с ограниченными возможностями: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 26-с.
  131. Сластёнин В. А Педагогика: уч. пособие / В-А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресса, 2002- 5121. С. ч'^- ¦
  132. Е.А. Социальная реабилитология в системе устойчивого развития общества // Реабилитация компонент устойчивого развития общества: Материалы всерос. конференции 4−5 июня 2002 г. / Под общ. ред. проф. КХП. Свириденко. М., 2002. С. 6−1 Г.
  133. В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М.: Социально-технологический институт, 2000. 90 с.
  134. Р.Х. Новые социальные технологии реабилитации и адаптации молодых инвалидов в условиях учреждений дополнительного образования // Российский журнал социальной работы- 2000. № 910. С. 151−153.
  135. B.JI. Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 23 с.
  136. B.JI. Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога: дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 208 с.
  137. Л.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социологический исследования, 2005. № 4. С. 124−127.
  138. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 2000. 424 с.
  139. Л.Н. Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования // Московский психологический журнал. № 3., 2008. С. 25−28.
  140. Современные проблемы качественного образования в высшей школе: материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции 1 февраля 2007 г. / Под ред. И.В. Шешуно-ва, А. Л. Бондаренко. Киров: Кировская гос. мед. академия, 2007. 200 с.
  141. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. 200 с.
  142. H.A. Подготовка социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования: ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 26 с.
  143. О.В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов' специальности «Социальная работа» // Вестник Удмуртского-университета. Психология и педагогика. № 9., 2006. С. 37−46.
  144. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Под общ. ред. Курбатова В. И. М.: Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб, 2004. 78 с.
  145. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 576 с.
  146. Социальная работа за рубежом: учебное пособие / Сост. Е. С. Новак, Е. Г. Лозовская, М.А. Кузнецова- Под общ. ред. Е. С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. 172 с.
  147. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты/М.: Социально-технологический институт, 2000. 84 с.
  148. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: психолого-педагогические аспекты. М.: Социально-технологический институт, 2000. 80 с.
  149. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи Организация Объединенных Наций, от 20 декабря 1993 года.
  150. А.В. Тенденции образования в области социальной работы: изучая европейский опыт // Известия Уральского государственного университета, 2004. № 32. С. 69−80.
  151. В.Г. Социальная реабилитация пациентов со сто-мой. М.: Наука, 2006. 183 с.
  152. Технология социальной работы: учебник / Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФА-М, 2002. 400 с.
  153. Е.В. Приоритеты Российского профессионального образования // Педагогика. 1999. № 2. С. 58−62. '
  154. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г. № 394.
  155. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ.
  156. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ.
  157. Федеральный закон «0< социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
  158. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ.
  159. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г.
  160. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  161. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильечев. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
  162. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
  163. М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 256 с.
  164. М.В. Профессионально-образовательная подготовка социального работника / М. В. Фирсов, Б. Д. Шапиро. М: Просвещение, 1992. 123 с.
  165. С.Н. О новых акцентах в разработке стандартовнового поколения по направлению «социальная работа» // Социальноеобразование и кадровое обеспечение социальной сферы: Материалы199
  166. VIII Всероссийского социально-педагогического конгресса 5−7 июня 2008 года. В 2-х т. Т. 1. М.: Издательство РГСУ, 2008. С. 180−182.
  167. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. 4-е изд. М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 340 с.
  168. Л. Три аспекта аттестации студентов практикантов / Л. Хьюз, К. Хейкокс // Обучение практике социальной работе: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 104−122.
  169. H.A. Социальное образование и подготовка кадров по специальности «Социальная работа» в Псковской области // За социальные проекты. № 5., 2005. С. 58
  170. Т. Социальная работа: идеология профессионализма II Журнал исследований социальной политики Том 2, № 3., Саратовский государственный технический университет, 2004. С. 303−328.
  171. Т. Социальная работа как культурный феномен современности // Русский журнал. М., 1997. № 4. С. 164−167.
  172. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация // Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992. С. 89−101.
  173. Н.В. Моделирование социально-реабилитационной программы // Медицина и социальная работа: Методологический семинар / Отв. ред. и сост. A.B. Мартыненко. М.: Институт социальной работы, 1998. С. 82−90.
  174. Ю. В. Подготовка кадров для социальной сферы и современные образовательные программы // Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 3. С. 66−70.
  175. Ф.Г. Обучение и практика социальной работы в Соединенных Штатах Америки // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Сб. науч. ст. Новочеркасск Ростов н/Д, 1998. С. 76−82.
  176. Н.Б. Методические рекомендации по организации и проведению практики в социальных службах / Н. Б. Шмелева, С. Н. Митин, O.A. Овсяник. Ульяновск: УлГУ, 1997. 38 с.
  177. Н.Б. Профессионализм как основа становления личности и деятельности социального работника // Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М.: МГСУ, 2002. С. 218−234.
  178. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие. М., 2004. 196 с.
  179. Шук-Фонг Нгуан А. Подготовка преподавателей практики в Гонконге и КНР // Обучение практике социальной работе: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 52−67.
  180. Энциклопедия социальной работы: пер. с англ.: в 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т.2. 454 с.
  181. Этика социальной работы / Под ред. Медведевой Г. П. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 208 с.
  182. Этика социальной работы: принципы и стандарты (Принято на общем собрании МФСР-IFSW) // Российский журнал социальной работы, 1995. № 2. С. 18−23.
  183. И.М. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии Электронный ресурс. / И. М. Юсупов. URL: attachment:/l/default.htm (дата обращения: 16.04.2006)
  184. , Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос», 2003. 15 января сайт. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2007/0115−2.htm (дата обращения 07.12.2005)
  185. В.Н. Пространство социальной политики в аспекте управления // Акутуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов: Изд-во СГТПП, 2004. с. 12
  186. В.Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания // Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992. С. 9−18.
  187. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов: СГТУ, 2001. С. 86−95.
  188. Druker P. The age of social transformation. The Atlantic Monthly. 1994. November.
  189. Enerstved R.T. The model of Inequality: A Theoretical Contribution / Skadakn Resource Centre for Special Education of the Hearing Impaired and the Deaf-Blind. Oslo: 1994.
  190. Lehtonen R. Some principles and values of social work rhetoric or real action? // Professional social work promoting: human society for all welfare. Abstracts of European Seminar. Helsinki, 1999. P. 10−11.
  191. Zastrow C. Introduction to Social Work and Social Welfare. JTR, 1996. P. 512−537.
Заполнить форму текущей работой