Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характерные примеры культа государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Патриотизм есть сформированная государством и вождями любовь к своему народу (роду, отечеству), к родной земле, языку, традициям. Патриот идентифицирует себя со своим народом, гордится достижениями родной культуры, готов защищать интересы своей родины. Киники, стоики, ранние христиане отвергали идею патриотизма; многие нынешние космополиты присоединяются к известному афоризму С. Джонсона… Читать ещё >

Характерные примеры культа государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культ государства и обусловленные им патриотизм и национализм рано или поздно складываются во всех развитых странах в любые исторические эпохи. Обожествление государства — это, пожалуй, важнейшая разновидность социоцентрической религии, консолидирующей сообщество (страну, народ, нацию) и вкупе с определенным космоцентрическим культом способствующей становлению и эволюции этнонациональной культуры.

Патриотизм есть сформированная государством и вождями любовь к своему народу (роду, отечеству), к родной земле, языку, традициям. Патриот идентифицирует себя со своим народом, гордится достижениями родной культуры, готов защищать интересы своей родины. Киники, стоики, ранние христиане отвергали идею патриотизма; многие нынешние космополиты присоединяются к известному афоризму С. Джонсона: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Национализм есть любовь к своей нации (как надэтническому союзу дружественных народов), а также принцип верховенства нации как высшей формы единства некоторого социума и главного фактора сохранения целостности государства.

Древний Египет был исторически первой могущественной империей, претендовавшей на мировое господство. В Древнем Египте жрецы и воины, землевладельцы и ремесленники боготворили централизованную власть в форме деспотии, которая целиком и полностью определяла их права и собственность. Светская и религиозная власть принадлежала фараону, которого считали богом во плоти. Понятие «дом фараона» (ном) почти совпадало с понятием государства. Фараон олицетворял мощь государства, а его неограниченную власть оберегал и укреплял разветвленный бюрократический аппарат.

В одной из ведущих античных цивилизаций — в Древнем Риме — население исповедовало многобожие, но высшей религией там считался культ Рима, Римской империи. Культура Рима носила в целом политико-идеологический характер, и ее основополагающими ценностями были догматы богоизбранности Рима, патриотизма и национализма, высшего долга римлянина беззаветно служить империи. Патриотизм римлянина, прежде всего, выражался в любви к героическому прошлому и традициям Рима, в готовности пожертвовать жизнью за родину, в вере в свои непременные будущие военные победы. Граждане Рима были очень дисциплинированными солдатами, успешными администраторами, юристами, законодателями, умелыми инженерами, строителями и сельскими хозяевами.

Примерно такой же культ государства складывался в подавляющем большинстве других древних, а также средневековых империй, царств и монархий. В Новое и новейшее время ярким примером культа государства является обожествление Пруссии немцами в течение XVIII—XX вв. Г. В. Ф. Гегель считал государство «воплощением нравственного разума», «явленной Божьей волей, духом, развернутым в реальную форму и организацию мира». Знаменитая формула Гегеля «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» внесла весомый философский вклад в обожествление прусского государства. Националист Г. фон Трейчке прославлял Пруссию своей идеей о том, что сила государства всегда должна идти впереди права. Т. Карлейль, английский публицист, историк и философ, написал воодушевившую немцев биографию прусского короля Фридриха II.

Ежегодно немцы широко праздновали победу своей армии под Седаном (1 сентября 1870 г.). Состояние мира объявлялось немецкими идеологами чем-то неестественным, состояние войны — священным видом деятельности, а в качестве главных героев германской истории немцы почитали Барбароссу, Фридриха Великого, Блюхера, Мольтке, Бисмарка. «Прекраснодушное мечтание — многого ожидать от человечества, если оно разучится вести войны» (Ф. Ницше). С середины XIX в. среди немцев начала усиленно насаждаться мания государственного германского величия.

За двести лет в Пруссии сформировалась государственная идеология милитаризма, которая дала в XX в. мощный толчок немецкому национал-социализму и рождению Третьего рейха, в котором большинства немцев добровольно стало на сторону гитлеровского режима. Идеологию гитлеровского государственного фашизма («коричневый культ») А. Розенберг определил как высший культ, именуемый «немецким религиозным движением», опирающийся на нацистскую доктрину, абсолютную власть харизматического «вождя-фюрера» и монополистическое регулирование всей политики и экономики. Нацисты отменили парламентаризм, жестко подавляли коммунистов, демократов и космополитов, уничтожали евреев и цыган, проповедовали расизм, осуществляли при помощи тоталитарной государственно-политической машины террор населения и массовый контроль над общественной и личной жизнью граждан.

Большинство граждан Третьего рейха беспрекословно и с энтузиазмом руководствовалось высказанными А. Гитлером в книге «Моя борьба» следующими идеями: культа силы, всевластия государства, вождизма, военной экспансии, расового неравенства и шовинизма, готовности истреблять другие народы, классовой корпоративности, пренебрежения к правам человека. Лидеры Третьего рейха сумели идеологическими, политическими, психологическими и иными средствами принудить подавляющее большинство немцев исповедовать нацистский патриотизм, быть безусловно преданными фюреру и Германии («Германия превыше всего!») и готовыми бескорыстно отдать за них свою жизнь. Организация СС в Германии была «черным орденом», представляла собой иерархию от просто «светских братьев» до высших членов, посвященных в Тайную доктрину. Вплоть до 1943 г. немецкие фашисты в поисках Шамбалы как «сердца Земли» посылали экспедиции в Тибет. (Они верили в формулу «Кто владеет Тибетом, тот и хозяин планеты».).

В СССР тоталитарный культ советского государства и социалистический патриотизм начали складываться в 30-е гг. XX в. в условиях «железного занавеса», т. е. политической и духовной изоляции страны от зарубежных стран. В конечном счете в Советском Союзе возникла и упрочилась грандиозная командно-административная система. Мавзолей с мощами В. И. Ленина превратился в мистический центр коммунистической религии. В некрополе на Красной площади, в кремлевской стене, замуровывали урны с прахом верных ленинцев. Для идеологии советской России были характерны: социальный утопизм; конфронтация с идеологией капиталистических государств; культ пролетариата как «избранного класса»; вера в мудрость и непогрешимость партии, государственного аппарата и касты чиновников; вера в светлое будущее — в успешное построение социализма в отдельно взятой стране. Старая интеллигенция была практически вся уничтожена, а на новую, социалистическую, интеллигенцию власти постоянно обрушивали беспощадные репрессии, по сути, лишали ес возможности свободно мыслить и творить Базовыми идеалами советской культуры стали: преданность коммунистической партии и правительству; интернационализм; коллективизм; любовь к пролетариату и пролетарским вождям; ненависть к классовым врагам; доносительство; трудовая дисциплина; законопослушность; политизация культуры. К идеалам культа советского государства следует отнести также: любовь к родному языку и родным местам; уважение к прошлому своей Родины и знание ее официально признанной истории; следование традициям и обычаям своего народа; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение к армии, готовность защищать Родину и ее интересы.

В СССР царил идеологический монизм: одно для всех марксистско-ленинское атеистическое мировоззрение, один-единственный художественный метод — социалистический реализм, унифицированные союзы деятелей литературы и искусства, науки и философии и т. п. В конце 40-х—начале 50-х гг., во время «борьбы с космополитизмом», естествознание, гуманитарные и общественные науки были окончательно подчинены партийно-государственному контролю, многие видные ученые были репрессированы: заключены в закрытые НИИ, в научно-технические тюрьмы («шарашки») либо казнены.

Тем не менее в условиях тоталитарной советской идеологии и политической несвободы в советской России было создано множество подлинных шедевров художественной литературы и искусства (их авторы: В. В. Маяковский, А. М. Горький, М. А. Шолохов, А. И. Толстой и др.; С. М. Эйзенштейн, М. И. Ромм, С. А. Герасимов, Г. И. и С. Д. Васильевы, Г. В. Александров и др.; Д. Шостакович, Е. Мравинский, С. Лемешев и др.). Своими достижениями прославились советская наука и техника (ученые А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, С. И. Вавилов и др.; гидрои атомные электростанции, атомоход, спутник Земли, лазер и пр.).

Социалистический патриотизм многонационального советского народа и его искренняя любовь к Родине стали одним из главных источников победы над немецким фашизмом в ходе Великой Отечественной войны. Культ советского государства способствовал превращению СССР после Второй мировой войны в самую мощную (наряду с США) военную державу.

После распада СССР наша страна влачила жалкое и униженное существование, жила по указкам из-за океана. Ныне ситуация, похоже, коренным образом изменяется: явно усиливается вертикаль кремлевской власти и авторитаризм; начинается жесткая борьба государства с «пятой колонной»; разрабатываются государственная программа патриотического воспитания россиян и единый культурно-исторический стандарт преподавания в школах и вузах; Президент и правительство стремятся проводить независимую национальную политику и вводят эффективные контрсанкции в ответ на санкции США и ЕС против Российской Федерации.

По-видимому, дальнейшее независимое развитие РФ предполагает усиление положительных черт культа российского государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой