Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подходы к исследованию идентичности как результату самоопределения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс самоопределения носит неравномерный характер и может сопровождаться кризисными периодами. Любой кризис с психологической точки зрения является отражением несоответствия потребностей личности и возможностей их удовлетворения. В этом смысле кризис самоопределения может быть описан как ситуация или период, когда индивиду открываются новые цели, проблемы, перспективы, но при этом… Читать ещё >

Подходы к исследованию идентичности как результату самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В психологии существуют различные точки зрения на проблему идентичности (Иванова, Румянцева, 2009). Данная проблематика восходит к работам Э. Эриксона, который считал, что главной задачей индивида является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Субъект должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности (Эриксон, 1986).

В психологии бизнеса более распространенным является подход, направленный на изучение социальной идентичности.

Традиция эмпирического исследования социальной идентичности была заложена в работах А. Тэшфела и Дж. Тернера, которые разработали новые подходы к исследованию социальных аспектов личности, особенностей межгруппового взаимодействия: теорию социальной идентичности и теорию самокатегоризации, которые часто рассматриваются как части одного общего подхода в рамках теории социальной идентичности. Эти теории имели большой резонанс, они остаются актуальными и сегодня.

Популярность теории социальной идентичности объясняется обращением к постоянно актуальной теме «своих и чужих» и базируется на идее о том, что каждый индивид имеет определенные социальные характеристики, которые демонстрируют его принадлежность к группе или категории, с одной стороны, и определенные индивидуальные характеристики, свидетельствующие о специфичности, уникальности, с другой.

А. Тэшфела как психолога и человека интересовали вопросы о том, каким образом различные социальные миры влияют на индивидуальный способ видения мира, в котором индивид живет и действует, а также, почему между группами возникают антагонистические отношения. Основной постулат его концепции заключается в следующем: позитивная дифференциация между «Я» внутри и «Я» вне группы достигается через социальное сравнение между собой и членами своей группы (ingroup), а также людьми вне этой группы (outgroup). Это означает, что если у человека сформировалась идентичность с определенной социальной группой, то эта группа пусть немного, но представляется в сознании личности лучше остальных (Иванова, Румянцева, 2009).

Социальная идентичность в определении А. Тэшфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о собственной принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этой принадлежности, т. е. идентичность представляет собой когнитивно-мотивационный аспект Я-концепции. Знание о своем месте в социальной среде сопровождается и некоторым принятием ее ценностей[1].

Различие между собой и другими достигается благодаря процессам социального сравнения и категоризации и является ранней и необходимой частью социализации. Ощущение себя и знание «кто я такой», способность «отражать» и осознавать себя — все это формируется в социальном взаимодействии. Эти процессы связаны с нравственными канонами, воспитанными в семье и транслируемыми в обществе.

Мотивацией самоидентификации в этом подходе признается на основе проведенных исследований самоуважение. Поэтому личностная определенность является одним из факторов удовлетворения мотивации самоуважения, что важно помнить руководителям, например, при выстраивании отношений с персоналом.

• Основной мотивацией самоидентификации является самоуважение.

Социальные категории, с которыми человек себя идентифицирует, определяют его реальный статус. Некоторые из категорий являются широкими, такие, как «класс», «раса», «религия», «этнические и половые сообщества». Другие — узкими, они могут создаваться на какое-то время и исчезать, если люди больше не хотят их поддерживать, например, объединения по интересам, политическим взглядам, группы, создаваемые в организации, и т. д. Для любого человека каждая из этих категорий будет означать более или менее принимаемое членство группы. Не все понятия, обозначающие групповое членство, образуют реальный статус человека, лишь некоторые из них оставляют слабый след в содержании социальной идентичности.

Социальная идентичность имеет сложную структуру, но вопрос о взаимовлиянии различных ее видов, иерархическом построении остается еще слабо изученным. Попытки создать упорядоченную модель идентичности показывают сложность и противоречивость этого вопроса[2]. Современной тенденцией является включение в общую картину социальной идентичности личности отдельные разновидности идентичности: гражданскую, семейную, локальную, религиозную, профессиональную и т. д.

Актуализация идентичности происходит под влиянием многих факторов. Среди них выделим деятельность социальных структур, таких как семья, школа, друзья, церковь, профессиональная организация и т. д. В этом вопросе проявляется признание роли социально-психологических факторов в формировании сознания, элементом которого выступает идентичность.

Идентичность имеет внешний поведенческий компонент, который проявляется в поведении человека, его внешнем имидже, манере одеваться, а также в тех местах работы, отдыха, общения, которые он выбирает и т. д. В бизнесе это учитывается в различных аспектах работы с персоналом, при подготовке совещаний, переговоров и других видов делового общения.

Самоопределение выступает как процесс принятия решений о своем месте в социальной и профессиональной среде, своем будущем в контексте проблемных ситуаций. Основная функция самоопределения заключается в подготовке и принятии оптимального решения человеком о себе и своем будущем в тех контекстах, в которых развивается проблемная ситуация[3]. По отношению к бизнесу можно сказать, что самоопределение связано с принятием решений о себе, направлении развития своего бизнеса, организации.

Как уже отмечалось, с психологической точки зрения самоопределение выступает как внутренняя активность, которая придает определенность личности и через которую преломляются внешние воздействия. В то же время это и сознательный процесс анализа, принятия, проверки на прочность не только собственной позиции, но и представлений о самом себе в проблемных ситуациях.

Кроме того, в процессе самоопределения проявляется диалектический характер взаимосвязи самоидентификации и самореализации личности. На основе сложившихся представлений о себе и своем месте в социальном мире человек выстраивает логику развития и воплощения своего потенциала в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми и различными сторонами окружающего мира.

Субъект самоопределения — это личность, которая оказалась в проблемной ситуации, перед необходимостью принятия решения о дальнейшей жизнедеятельности. Несмотря на то что возможности выбора регулируются социальными институтами, результат самоопределения основан на осознанной активности и личном решении.

Механизмом самоопределения выступает необходимость поиска новых свойств субъекта, оказавшегося в проблемной ситуации, принятия решения о самом себе или своем месте в окружающей среде, когда старые представления оказываются неадекватными ситуации. Это предполагает анализ внешних условий жизнедеятельности индивида, а также его профессиональных и социальных качеств. Как правило, источник проблем — социальная или профессиональная среда, которая «запускает» соответствующие виды самоопределения: социальное и профессиональное.

Ценностно-смысловая детерминация самоопределения. Обращение к этой проблематике в отечественной психологии связано с работами многих ученых, прежде всего Л. С. Выготского, который подчеркивал роль смыслов и ценностей, как в самом существовании личности, так и во взаимодействии личности и общества[4]. Нравственно-ценностная основа личности играет ведущую роль в формировании главных характеристик, единства, «самотожденства» личности, проявляется в ее переживаниях, поведении, отношениях и т. д. Она также проявляется в эталонах, образе будущего и оценке деятельности с ее нравственной, смысловой стороны[5].

Понятие ценностей связано с обобщенными представлениями людей о целях и нормах своего поведения, в которых воплощаются общественные идеалы, исторический опыт, культура эпохи как определенного общества в целом, так и всего человечества. Поэтому ценности — это одно из основных проявлений взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Система личностных ценностей складывается в сознании каждого человека в виде определенных эталонов или ориентиров, с которыми он соотносит свои действия. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность.

Ценности отражаются на уровне сознания в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида[6]. В общем виде они рассматриваются как элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурноисторические условия и перспективы. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется наиболее существенное и важное для человека. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает своеобразной программой жизнедеятельности и основой реализации определенной модели личности.

Суть понимания ценностно-смысловой природы самоопределения можно выразить следующим образом:

  • 1) взаимодействие личности и общества происходит на личностном уровне в области смыслов и ценностей; при этом ценности и смыслы — язык этого взаимодействия;
  • 2) в формировании личности ведущая роль принадлежит ценностным ориентациям;
  • 3) главной функцией ценностных ориентаций является создание эталона, образа будущего, на основе которого может производиться оценка нравственной, смысловой стороны жизнедеятельности.

Процесс самоопределения носит неравномерный характер и может сопровождаться кризисными периодами. Любой кризис с психологической точки зрения является отражением несоответствия потребностей личности и возможностей их удовлетворения. В этом смысле кризис самоопределения может быть описан как ситуация или период, когда индивиду открываются новые цели, проблемы, перспективы, но при этом он не располагает достаточными психическими ресурсами (интеллектуальными, мотивационными и др.), необходимыми для решения новых проблем и достижения целей. Этот кризис возникает в тот момент, когда человек уже созрел для перехода на новый виток развития (социального или профессионального), но пока еще не нашел адекватного способа самовыражения и использования открывающихся возможностей. Эта ситуация может сопровождаться чувством потери идентичности, неудовлетворенностью собой и т. п.

  • [1] Tajfel A. Experiments in vacuum // The Context of Social Psychology: A Critical Assessment. London, 1972; Tajfel H., Turner J. C. The social identitytheory of intergroup behavior // Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1986. P. 7—24; см. Иванова H. Л., Румянцева T. В. Социальная идентичность: теория и практика. М.: Изд-во СГУ. 2008.
  • [2] Иванова Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблемаанализа // Психологический журнал. 2004. Т. 2. № 1. С. 52—60.
  • [3] Иванова Н. Л. Типологические особенности самоопределения представителей менеджмента бизнес-организаций // Психология обучения. 2009. № 6.С. 77—90.
  • [4] Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982.488 с.
  • [5] Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ. 1980.
  • [6] Петровский А. В., Ярошевский М. Г. (ред.). Психология. Словарь. М.:Политиздат. 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой