Современные проблемы и перспективы развития региональных финансов
Механизм государственной поддержки реализации инвестиционных проектов направлен на развитие ключевых отраслей и стратегически важных для региона предприятий. При отборе инвестиционных проектов для бюджетного инвестирования руководствуются такими основными критериями, как социальная и народно-хозяйственная значимость для экономики региона, ожидаемый экономический и бюджетный эффект от реализации… Читать ещё >
Современные проблемы и перспективы развития региональных финансов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время основные проблемы развития региональных финансов связаны в первую очередь с недостаточно четким разграничением расходных обязательств и доходных источников, неустойчивостью и несбалансированности региональных бюджетов; существенной долговой нагрузкой. Серьезными барьерами для эффективного функционирования региональных финансов являются уровень и качество институциональной среды, форм и методов государственного регулирования формирования и использования фондов денежных средств.
Исходя изданного перечня проблем можно сформулировать следующие основные направления развития региональных финансов:
- — расширение финансовой самостоятельности регионов;
- — концентрация финансовых ресурсов с целью последовательного формирования условий для улучшения качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными бюджетными услугами;
- — рост доходной части и оптимизация расходов региональных бюджетов;
- — совершенствование долговой политики субъектов РФ;
- — повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств;
- — обеспечение высокого уровня финансовой грамотности населения.
К наиболее эффективным инструментам реформирования региональных финансов относятся:
- — внедрение программно-целевых методов управления в бюджетном процессе;
- — бюджетная поддержка (инвестирование) в ключевые отрасли и стратегические для региона предприятия, финансовые механизмы государственно-частного партнерства;
- — перенос рыночных принципов финансирования в социальную среду;
- — информационно-технологическое обеспечение процесса управления региональными финансами.
Каждый из инструментов реформирования региональных финансов имеет соответствующее функциональное значение.
1. Переход к программно-целевым методам управления предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти за достижение запланированных целей и результатов.
Оценивая практику бюджетного планирования в регионах, следует отметить, что переход к «программному» бюджету позволяет увязать формирование региональных бюджетов с целями и результатами государственной политики, повысить ответственность распорядителей бюджетных средств, обеспечить активную роль законодательных органов и гражданского общества в определении приоритетов и пропорций бюджетных расходов.
2. Механизм государственной поддержки реализации инвестиционных проектов направлен на развитие ключевых отраслей и стратегически важных для региона предприятий. При отборе инвестиционных проектов для бюджетного инвестирования руководствуются такими основными критериями, как социальная и народно-хозяйственная значимость для экономики региона, ожидаемый экономический и бюджетный эффект от реализации проекта.
Формы государственной поддержки инвестиционных проектов включают:
- — совместное финансирование инвестиционного проекта на договорных условиях;
- — субсидирование процентных ставок;
- — предоставление инвестиционного кредита на льготных условиях;
- — участие в уставном капитале создаваемых юридических лиц — операторов инвестиционных проектов;
- — предоставление налоговых льгот;
- — использование компенсационных механизмов.
- 3. Перенос рыночных принципов финансирования в социальную среду необходим для обеспечения эффективной социальной политики.
Для реализации целей социальной политики требуются значительные финансовые ресурсы, величина которых определяется уровнем развития экономики государства. В условиях рыночной экономики источники финансирования могут быть различными. Как показывает мировой опыт, финансовые ресурсы для социальной сферы формируются не только за счет государства, но и за счет работодателей, работников, а также других источников, среди которых доля государства составляет не более 25%.
Повышение эффективности использования финансовых ресурсов в социальной сфере на региональном уровне необходимо реализовывать в следующих направлениях:
совершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальную политику на основе использования системы обоснованных бюджетных нормативов;
обеспечить приоритетное финансирование расходов на социальную политику и не допускать сокращения финансирования по этим статьям бюджетов;
— обеспечить расходование финансовых ресурсов с ориентацией на получение максимального возможного результата.
Вместе с тем, отмечая важность переноса рыночных принципов в социальную среду, необходимо помнить, что сформировать динамично развивающуюся социальную политику можно лишь в том случае, если она опирается на высокоэффективную рыночную экономику.
- 4. Информационно-технологическое обеспечение процесса управления государственными финансами включает использование аналитических технологий, разработку и внедрение единой федеральной информационной системы, обеспечивающей усиленный контроль за расходованием бюджетных средств. Данное информационное обеспечение позволит получить следующие результаты: сформировать единое информационное пространство финансового контроля;
- — снизить количество нарушений и укрепить финансовую дисциплину в бюджетной сфере;
- — обеспечить повсеместный переход на использование информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами.
Важно знать!
В настоящее время для повышения информационной открытости и прозрачности общественных финансов осуществляется развитие информационных систем «Электронный бюджет» (www.minfin.ru/ru/perfomance/ebudget) и «Государственные программы» (www.programs.gov.ru).
В 2015 г. Россия заняла десятую позицию по индексу открытости бюджета (ИОВ) с присвоением оценки в 74 балла, рассчитываемому Международным бюджетным партнерством для стран мира.
К 2020 г. Россия по ИОВ должна войти в группу стран, «предоставляющих обширную информацию гражданам о бюджете» со средним значением индекса на уровне 85 баллов (ИОВ присваивает каждой стране показатель от 0 до 100 баллов)[1].
Таким образом, достижение основных целей развития региональных финансов позволит субъектам РФ преодолеть действие ряда сдерживающих факторов развития, добиться существенного роста в перспективе, а также обеспечить повышение эффективности воздействия региональных финансов на социально-экономическое развитие регионов.
- [1] Open Budget Survey 2015. URL: http://www.internationalbudget.org/wp-content/uploads/OBS2015;Report-English.pdf.