Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология государственного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Без свойств системности государственное управление осуществляться не может. В нем задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Только системность может придать… Читать ещё >

Методология государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической системы.

Без свойств системности государственное управление осуществляться не может. В нем задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность и эффективность.

При определении системы государственного управления пользуются общеметодологическим подходом к определению общеродового понятия «система». Согласно этому подходу под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

К субъектам государственного управления относятся:

  • • в широком смысле — система органов государственного управления, все множество политических, общественных организаций, партий, движений, профессиональных союзов, ассоциаций, объединений, лобби, средств массовой информации (СМИ), негосударственных организаций; каждый гражданин;
  • • в узком смысле — законодательные, исполнительные, судебные органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

К объектам государственного управления можно отнести:

  • • первичный элемент социально-экономической системы — человека;
  • • в зависимости от выбранных классификационных признаков — виды экономической деятельности, регионы, организационные формы различных видов собственности и т. п.;
  • • социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как функционирование нескольких сложных социальных подсистем[1].

  • 1. Система управляющая — государство как определяющий субъект управления.
  • 2. Система управляемая — компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления.
  • 3. Система взаимодействия — различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, горизонтальные и вертикальные, подчиняющие и поддерживающие и т. д. Сущностной характеристикой этой системы является наличие в ней разного рода отношений: субъектносубъектных, субъектно-объектных.

Предметом системы государственного управления является и территориальное образование. Последнее, которое может выступать в роли государства, региона или другого любого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению.

Многогранность управления как социального явления нуждается в организации, обеспечении и постоянном совершенствовании.

Содержание теории государственного управления включает наряду с общими теоретическими основами управления (организационная теория; теория принятия решений; мотивационная теория и т. д.) специфические теории, изучающие отличия, привносимые в управленческую сферу государственными институтами.

Кроме того, государственное управление как самостоятельная дисциплина отличается от пограничных дисциплин (политологии, социологии управления, экономики государственного сектора, теории государства, административного права, конституционного права), поскольку акцентирует внимание прежде всего на методах управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня.

Как и любая наука, теория государственного управления ставит перед собой цели: дескриптивную, в соответствии с которой описывается предмет исследования; прагматическую, в соответствии с которой государственные служащие получают знания для решения практических проблем; теоретическую, достижение которой помогает описать причины и следствия, функциональные взаимосвязи.

Способы и приемы достижения этих целей представляют в совокупности методологию изучения государственного управления.

Различия в методологии являются основным критерием выделения четырех направлений, в рамках которых проводятся исследования по теории государственного управления:

  • 1) программный подход;
  • 2) государственный менеджмент;
  • 3) институциональный подход;
  • 4) теория общественного выбора.

Несмотря на различия в теоретических подходах к изучению государственного управления, в каждом из них задаются сходные вопросы.

Как создать организационные структуры, способные эффективно достичь желаемых результатов?

Как создать мотивацию для чиновников делать то же самое?

Как принимать важные для населения решения в бюрократических структурах и измерять результаты выполнения этих решений?

Отдельные направления обычно различают не только по изучаемым аспектам государственного управления, но и по методам исследования.

Важнейшие методы теории государственного управления: структурнофункциональный, институциональный, поведенческий, сравнительный, исторический.

  • [1] Глазунова II. И. Система государственного и муниципального управления. М.: Проспект, 2006. С. 386−388.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой