Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ведущие черты личности преступника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зная общие характеристики контингента преступников, их отличительные особенности и типологические черты, нельзя забывать, что в любой сфере практической деятельности по борьбе с преступностью — профилактике, раскрытии, расследовании преступлений, рассмотрении уголовных дел в суде, назначении уголовного наказания, исправлении и перевоспитании преступников — сотрудник правоохранительного учреждения… Читать ещё >

Ведущие черты личности преступника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим некоторые черты криминологической характеристики личности преступника, прежде всего социально-демографические. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволит установить конкретные отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, на отдельных участках оперативного обслуживания. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы, например, среди тех групп населения, представители которых чаще совершают правонарушения.

Сколько в России преступников не знает никто, равно как реального количества преступлений. Мы можем говорить лишь о количестве осужденных и на основании этого судить о преступниках. Среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин (их 10—15%). Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом, например среди виновных в хищениях чужого имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением и некоторых других. Преступниц сравнительно больше среди работавших в системе торговли и общественного питания, легкой и пищевой промышленности; их много и среди медицинских работников.

Возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Лица молодого возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные пели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях.

По данным МВД России, немногим более половины преступлений совершают лица в возрасте 16—29 лет, но наиболее криминогенной группой населения, выделяемой в статистике, являются лица в возрасте 30—49 лет: их доля в структуре преступности доходит до 47%. Последние совершают около 36% особо тяжких и 35% тяжких преступлений. Из числа привлеченных к уголовной ответственности лиц несовершеннолетние составляют 7—10%. Наименьшую долю среди преступников составляют лица старше 60 лет. Основную массу таких преступлений, как убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, кражи, грабежи, разбои, хулиганство, изнасилования, совершают лица в возрасте до 30 лет. Среди тех, кто совершил должностные преступления, преступления в сфере экономической деятельности или против правосудия, преобладают преступники старше 30 лет. Примерно три четверти отбывающих наказание в местах лишения свободы составляют лица в возрасте от 18 до 39 лет.

Данные о социальном положении и роде занятий лиц, совершивших преступления, позволяют сделать выводы о том, в каких социальных слоях и группах, в каких сферах жизнедеятельности наиболее распространены те или иные преступления. Изучение этих вопросов показывает, что, например, почти половина преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке, что вдвое выше, чем доля не состоявших в браке среди всего населения. При этом коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших. В немалой степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления значительную долю составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей. Интересно отметить, что семьи лиц, состоящих в зарегистрированном браке, прочнее, чем у тех, кто состоял в фактических брачных отношениях. С ростом числа судимостей увеличивается количество лиц, не состоящих в зарегистрированном браке.

Большинство лиц, совершающих преступления, участвовали в общественно полезном труде, однако многие из них, особенно из числа хулиганов, воров, разбойников и грабителей, часто меняли место работы, имели перерывы, иногда значительные, в своей трудовой деятельности. Среди тех, кто нс работал, нс учился и нс получал пенсии, немало женщин, которые до осуждения занимались домашним хозяйством. Среди неработающих достаточно велика доля преступников-рецидивистов.

Большинство преступников были полностью трудоспособными, лишь примерно каждый 8—10-й имел ограниченную трудоспособность. Однако в практической работе важно знать не только о наличии инвалидности, но и о том, если ее нет, какими заболеваниями или расстройствами страдает тот или иной человек, попавший в сферу предупредительной деятельности правоохранительных органов. Особого внимания заслуживают в связи с этим расстройства психики, поскольку именно они, даже если вызваны соматическими («телесными») заболеваниями, оказывают значительное влияние на поведение человека, в том числе противоправное. Как показало специальное изучение, среди преступников около 20% лиц, страдающих алкоголизмом, психопатиями, олигофренией, остаточными явлениями травм черепа, органическими заболеваниями центральной нервной системы и некоторыми другими расстройствами психики, которые в подавляющем большинстве случаев не влекут за собой инвалидности. Лица с такими расстройствами зачастую вменяемы и трудоспособны.

В связи с трудовой занятостью необходимо отдельно рассмотреть вопрос и о трудоспособности. Эта проблема должна постоянно учитываться при разработке и осуществлении предупредительных мероприятий, в работе по исправлению осужденных. Поэтому важно знать не только степень трудоспособности, но и характер заболевания, если оно есть, а в связи с этим рекомендации медицинских учреждений.

Большинство преступников (80—90%) составляют местные жители.

Уровень образования преступников ниже, чем других граждан, особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Наименее низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства, наиболее высокий — среди совершивших должностные преступления, преступления в сфере экономической деятельности, хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием.

Среди свойств личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступного поведения. Больше всего рецидивистов среди воров, грабителей, разбойников, членов преступных организаций. Некоторые преступники, особенно члены организованных преступных групп и преступных организаций (преступных сообществ), длительное время, годами безнаказанно совершают преступления. Среди них могут быть и такие, которые никогда не привлекались к уголовной ответственности; формально они «чисты» перед законом.

Преступники в отличие от непреступников хуже усваивают требования правовых и нравственных норм, которые не оказывают на них существенного влияния. Такие люди очень часто не понимают, чего от них требует общество. Существуют и другие нарушения социальной адаптации, которые называются отсутствием мотивированности к соблюдению социальных требований. В этом случае человек понимает, что от него требует окружение, но не желает эти требования выполнять. Это порождается отчуждением личности от общества и его ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т. д.). У таких людей плохая социальная приспособляемость. Поэтому у них возникают немалые сложности при попытках адаптироваться в общественно одобряемых малых группах. Зато они неплохо, а во многих случаях просто хорошо адаптированы в антиобщественных и даже преступных группах, в том числе в местах лишения свободы.

Сравнительное психологическое изучение личности больших групп преступников и законопослушных граждан показало, что первые отличаются от вторых значительно более высоким уровнем импульсивности, т. е. склонностью действовать по первому побуждению, и агрессивностью, что сочетается у них с высокой чувствительностью и ранимостью в межличностных взаимоотношениях. Преступники более ригидны, т. е. отличаются застреваемостью переживаний и состояний, которые долгое время могут направлять их поведение. Многие преступники паранойяльны, т. е. подозрительны, недоверчивы, все время ожидают нападения. Такие лица чаще применяют насилие в различных конфликтах. Указанные черты в наибольшей степени присущи тем, кто совершает грабежи, разбойные нападения, изнасилования, убийства или наносит тяжкий вред здоровью, в наименьшей — тем, кто был признан виновным в совершении краж, а еще меньшелицам, совершившим хищения путем растраты, присвоения или злоупотребления доверием, преступления в сфере экономической деятельности.

Именно эти признаки в совокупности с антиобщественными взглядами и ориентациями отличают преступников от непреступников, а их сочетание (необязательно, конечно, всех) у конкретного лица становится непосредственной причиной совершения преступления. Вместе с тем нужно учитывать, что подобные черты формируются в рамках индивидуального бытия, на базе индивидуального жизненного опыта, а также биологически обусловленных особенностей. Однако такие особенности, равно как и психологические черты, носят как бы нейтральный характер и в зависимости от условий жизни и воспитания наполняются тем или иным содержанием, т. е. приобретают социально полезное или антиобщественное значение.

Каждый индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, к самому себе и своим обязанностям, к различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных обстоятельств.

Поэтому ни в косм случае не следует освобождать от ответственности действующего субъекта, возлагая всю «вину» только на его среду. Перед ним имеется веер возможностей, но он выбирает преступный путь. Если же он не имел выбора, то не должен нести уголовной ответственности.

Недопустима и чрезмерная социологизация, и психологизация личности преступника. Первое обычно выражается в преувеличении влияния среды на ее формирование и поведение, в игнорировании субъективных факторов, психологических свойств, психических состояний и процессов, сведении личности к ее социальным ролям и функциям, положению в системе общественных отношений. Второе — в придании только психологическим факторам решающего значения без учета сформировавшей их социальной среды, тех условий, в которых развивался человек или в которых он действовал. Криминология должна исходить из диалектического единства социального и психологического и их взаимодействия.

Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуальностью, лидерскими способностями, большой предприимчивостью и инициативой. Эти качества в сочетании с негативно искаженными ценностными ориентациями, нравственными и правовыми взглядами обычно выделяют лидеров преступных групп и преступных организаций, являясь существенной характеристикой последних. Те же качества могут быть основанием для классификации преступников, показателем их общественной опасности и общественной опасности того или иного вида преступного поведения. Наряду с этим указанные качества должны с успехом использоваться в профилактике преступлений и исправлении преступников.

Зная общие характеристики контингента преступников, их отличительные особенности и типологические черты, нельзя забывать, что в любой сфере практической деятельности по борьбе с преступностью — профилактике, раскрытии, расследовании преступлений, рассмотрении уголовных дел в суде, назначении уголовного наказания, исправлении и перевоспитании преступников — сотрудник правоохранительного учреждения всегда имеет дело с живым человеком. Поэтому во всех случаях он обязан иметь в виду индивидуальную неповторимость каждого конкретного подозреваемого, обвиняемого, осужденного. В преступнике недопустимо видеть лишь носителя социального зла, ведь это личность с ее неповторимостью, страстями и сложностями, только ею прожитой жизнью, какой бы неправедной она ни была. Каждый человек (без исключения) интересен и каждого надо понять, вникнуть в его судьбу, в условия его существования, какое бы гнусное преступление он ни совершил.

Самый последний бродяга как личность не менее интересен, чем какой-нибудь аристократ или эстрадная звезда.

Можно представить следующую структуру личности преступника, каждая подструктура которой взаимодействует со всеми остальными, при этом личность преступника отличается от личности законопослушных людей нс отсутствием или наличием какой-нибудь подструктуры, а содержанием каждой из них, в первую очередь нравственным (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Структура личности преступника

Социальные и психологические аспекты жизненного опыта

Характер, темперамент, особенности мышления и другие психологические особенности.

Нравственные особенности, ценностные ориентации, позиции.

Навыки, умения, знания.

Представление о себе, отношение к себе, «Я» -концепция.

Представление об окружающем мире, отношение к нему.

Социальные и психологические аспекты пола, возраста, состояния здоровья.

Изъятие любой из приведенных подструктур разрушает целостность всей структуры. Ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все подструктуры составляют то, что является сложной, даже сложнейшей системой, именуемой личностью.

Рассмотрим отдельные подструктуры.

Характер, темперамент, особенности мышления и т. д. оказывают заметное влияние на содержание поведения человека, его реакцию на внешние воздействия, особенно если они травматичны для психики. Нравственные особенности определяют выбор жизненных ситуаций и поступки в них, линию поведения, способы решения своих жизненных проблем и достижения своих целей, общение с другими людьми и членство в малых социальных группах. Навыки, умение, знания также очень значимы для реализации преступного поведения. Некоторые преступления могут совершаться только при наличии конкретных знаний, например преступления, связанные с высокими технологиями или просто с управлением и эксплуатацией техники. Так, преступления в сфере компьютерной информации под силу только тем, кто имеет соответствующие знания и умения.

Для понимания личности преступника (да и личности вообще) очень важны отношения к себе и окружающему миру. Эти отношения всегда заряжены огромной энергией, они имеют базовое, фундаментальное значение для индивида, его бытия, его духовности, его жизненных перспектив.

Такие отношения имеют и существенное нравственное значение. Например, Человек крайне недоволен собой, своей жизнью, своим положением в обществе, но считает, что все это имеет место потому, что окружающиеподлые, нечестные, бессовестные люди, да и вообще во всем мире не найти справедливости. Высока ли вероятность того, что такой человек решится на преступные действия, чтобы достичь чего-то очень значимого для себя, поднять свой статус и самоуважение к себе?

Па любое поведение людей влияют такие факторы, как пол, возраст, состояние здоровья. Женщины обычно не совершают действий, требующих большой физической силы; люди старших возрастов чаще всего оказываются неспособны на поступки, когда необходимо проявить быстроту, гибкость, ловкость. В то же время подростки очень редко совершают правонарушения, предполагающие особые знания, умение вести себя определенным образом (например, при мошенничестве) и т. д. Конечно, не только пожилой человек, но и инвалид зачастую неспособен на какое-то поведение в качестве исполнителя, но и тот и другой вполне могут выступать в качестве организатора преступления. Подобным образом нередко действуют преступники-рецидивисты старших возрастов.

Следует особо остановиться на криминологической роли психических аномалий, под которыми понимаются все расстройства психической деятельности, не достигшие психотического уровня (статуса психической болезни) и не исключающие вменяемость, но влекущие личностные изменения, которые могут привести к отклоняющемуся поведению. Такие аномалии затрудняют социальную адаптацию индивида и снижают его способность отдавать себе отчет в своих действиях, руководить ими. У лиц с психическими аномалиями преобладают нормальные психические явления и процессы, а потому они сохраняют в основном свои социальные связи, в подавляющем большинстве случаев трудоспособны, дееспособны и вменяемы. К числу психических аномалий следует отнести психопатии, олигофрении в степени легкой дебильности, остаточные явления травм черепа, органические поражения центральной нервной системы, алкоголизм, наркоманию.

Психические аномалии играют роль условий, способствующих преступному поведению, ведению антиобщественного образа жизни; детерминируют определенный круг, содержание и устойчивость социальных контактов и привязанностей. Такие аномалии содействуют формированию криминогенных взглядов, ориентации, потребностей, влечений и привычек. Расстройства психики развивают такие черты характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и в то же время снижают волевые процессы, повышают внушаемость, ослабляют сдерживающие контрольные механизмы. Они препятствуют нормальной социализации личности, усвоению ею общественных ценностей, установлению нормальных связей и отношений; мешают заниматься определенными видами деятельности или вообще трудиться, в связи с чем повышается вероятность совершения противоправных действий. Психические патологии могут протекать скрытно, явно не проявляясь каждый раз, и восприниматься окружающими не как патологии психики, а как странности характера, неуравновешенность, склочность, необъяснимая жестокость либо тупость.

Неотъемлемой подструктурой личности являются социальные и психологические аспекты жизненного опыта. Собственно говоря, все реакции человека на внешние воздействия, его собственные желания и влечения базируются на этом опыте. Он проявляется не только как определенные навыки, знания и привычки, в том числе антиобщественного характера, и не только выработанной всей прожитой жизнью системой отношений и оценок. Как показывают конкретные эмпирические исследования, названный опыт, даже имевший место в далеком детстве, особенно если он был эмоционально насыщен и психотравматичен, может застрять в психике и уже много лет спустя мотивировать преступное поведение. Об этом уже говорилось выше как об индивидуальном бессознательном.

Для иллюстрации приведу следующий пример.

К. с особой жестокостью убил своего девятилетнего пасынка. Как установлено следствием и судом, между ними были хорошие отношения, ребенок был привязан к нему и называл папой. Убийца ни во время следствия и суда, ни потом, отбывая наказание, ни разу нс высказал никаких претензий по поводу поведения мальчика. Преступление произошло после очередной ссоры с женой, которая, рассердившись на него, ушла из дома. Сын в это время спал. К., который был в нетрезвом состоянии, облил комнату керосином и поджег ее, запер дверь на ключ и ушел. Соседи по коммунальной квартире пытались взломать дверь, но это им не удалось. Они все время слышали крики заживо сжигаемого ребенка. Следствие и суд квалифицировали действия как совершенные из мести жене, однако обстоятельное изучение его личности и особенно жизненного пути позволяет прийти к совсем иным выводам, хотя здесь месть тоже присутствует.

Во-первых, К. и раньше ссорился с женой, в том числе из-за ревности, оснований для которой было немало. Однако он ни разу не применял никакого насилия ни к ней, ни к ее сыну. Во-вторых, как было установлено, у этого, несомненно, опаснейшего преступника было поистине трагическое детство, поскольку родители жестоко, в кровь избивали его, выгоняли из дома, постоянно унижали, попрекали куском хлеба, пока, повзрослев, он не смог уйти из дома. Из сказанного можно сделать вывод, что субъективным смыслом, мотивом крайне жестокого преступления К. является стремление ликвидировать психотравмирующие воспоминания собственного детства, уничтожив ребенка как живого и символического носителя таких воспоминаний, предварительно (на бессознательном уровне) психологически слив себя с ним. Эту же мысль можно выразить так: мальчик воспринимался им как живой символ его несчастного детства. Поэтому он должен был исчезнуть, а с ним все столь значимые для него переживания. Немаловажно, что убийство совершено с помощью огня, т. е. способом, который обладает максимальной разрушительной силой, уничтожает практически все.

О том, что переживания детства продолжали играть в жизни К. исключительно важную роль, свидетельствуют его рассказы о себе. Он вспоминает о жестокости родителей с гневом, страстно протестует, причем так, как будто все это произошло с ним, тридцатилетним человеком, совсем недавно, но сам никак не связывает это давно прошедшее событие с совершенным им преступлением. Психологическое изучение К. выявило такие его личностные черты, как ригидность, застреваемость эмоций и в то же время ранимость. Вспомним также, что преступление совершено им в нетрезвом состоянии, когда снимается или значительно снижается контроль сознания.

Одна из коренных проблем изучения личности преступника — соотношение социального и биологического. Эта проблема имеет научное, практическое, правовое значение. От ее решения во многом зависит объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с нею. Человек имеет общественную природу, а личность может формироваться только при условии включения индивида в систему общественных отношений. Социальный характер жизнедеятельности человека — его отличительная черта. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но не его причины.

В целом же названную проблему еще никак нельзя считать достаточно изученной, попытки как-то решить се с помощью общих рассуждений с позиций философии или психологии здесь хотя и важны, но их явно мало. Необходимы масштабные биологические исследования личности преступников, сравнение полученных данных с результатами обследования законопослушных людей с помощью тех же подходов и методов.

В подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к такому поведению биологически детерминирована и способна передаваться наследственно, часто приводят данные о том, что среди преступников немало лиц, страдающих расстройствами психической деятельности. Однако аномалии психики не являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъектов с такими аномалиями не так уж много (не более 20%). Во-вторых, даже наличие аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. Такие расстройства могут быть и нейтральны. В-третьих, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего содержания этих черт. В-четвертых, сами аномалии могут быть исключительно социального происхождения, например, последствия травм черепа в результате производственной аварии или преступной агрессии.

При рассмотрении такой сложной проблемы, как соотношение социального и биологического в личности преступника, необходимо иметь в виду одно исключительно важное соображение. Поскольку речь идет о личности, о роли этих факторов можно говорить лишь на личностном, психологическом уровне. Психология личности является, образно говоря, ареной, па которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне ее их соотношение попять невозможно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой