Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность и основные понятия методики дополнительного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика преподавания в дополнительном образовании России представляет собой одну из сравнительно молодых педагогических наук, истоки которой следует искать в начале IX в. — в период возникновения первых внешкольных учреждений для детей. Она изучает процессы обучения, воспитания и развития в условиях свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности, ориентации на его личностные интересы. Чему… Читать ещё >

Сущность и основные понятия методики дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стержнем изучения любой науки является определение основных понятий. К таковым относится понятие «методика», которое трактуется современными учеными по-разному.

Методика — процедура использования комплекса методов и приемов безотносительно к личности субъекта их осуществляющего (В. А. Сластенин)[1].

Методика — опытно-экспериментальная наука о закономерностях организации массового процесса обучения, определяется как:

  • — совокупность способов, методов, приемов проведения занятий, практического выполнения чего-либо;
  • — учение о методах преподавания той или иной науки[2].

Методика преподавания в дополнительном образовании России представляет собой одну из сравнительно молодых педагогических наук, истоки которой следует искать в начале IX в. — в период возникновения первых внешкольных учреждений для детей. Она изучает процессы обучения, воспитания и развития в условиях свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности, ориентации на его личностные интересы.

Методика дополнительного образования опирается на принципы гуманистической педагогики. В ее основе лежат современные концепции воспитания (концепции социального воспитания В. А. Бочаровой, А. В. Мудрика, М. И. Шиловой, общественно ориентированные концепции коллективного воспитания И. А. Зимней, В. А. Караковского, А. А. Бодалева, 3. А. Мальковой, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, личностно-ориентированные культурологические концепции Е. В. Бондаревской, И. А. Колесниковой, Н. Б. Крыловой, В. В. Серикова, Е. Ш. Ямбург, личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания С. В. Кульневич, Н. М. Таланчука) и дополнительного образования (Концепция личностно-ориентированного дополнительного образования (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю. Ляшко, В. В. Усанов), Концепция образовательной деятельности учреждения дополнительного образования (Л. В. Алиева, А. А. Остапец), Концепция развивающего дополнительного образования (А. В. Суслов), Концепции социального воспитания средствами дополнительного образования (А. В. Золотарева, С. В. Кульневич, Б. В. Куприянов, Н. А. Соколова, М. И. Рожков, А. В. Фомина и др.)).

Методика обеспечивает такую систему образования, которая строго соответствует целям, задачам и функциям дополнительного образования, определенными социальными заказчиками (государством, общественностью, детьми и их родителями).

Эта наука представляет собой весьма сложную и разветвленную систему, которая объединяет в себе множество направлений: «Методика преподавания музыки», «Методика преподавания хореографических дисциплин», «Методика преподавания народного декоративно-прикладного творчества» и пр. Что связано с вариативностью и дифференцированностью педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности детей и их родителей.

Методика дополнительного образования опирается на тот факт, что здесь нет строгой стандартизации по аналогии с основным образованием. Для реализации функций и решения задач дополнительного образования методика выбирает оптимальные варианты организации образовательной деятельности. Основной формой организации образовательного процесса на сегодняшний момент можно считать занятие. Число занятий и объем учебного материала определяется самим педагогом на основе утвержденных программ и учебно-методических комплексов с использованием имеющегося в арсенале учреждения дополнительного образования оборудования — от тетрадей и доски с мелом до интерактивных досок, лингафонных кабинетов, студий звукозаписи, телевидения и компьютеров.

Методика дает рекомендации педагогам дополнительного образования по организации разноплановой образовательной деятельности, позволяющей обучающимся взаимодействовать с окружающим миром. Она имеет и теоретическую составляющую и практические решения, опирающиеся на познанные закономерности, на изученные трудности обучающихся. На познании закономерностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики.

Объектом методики является организуемая педагогом разнообразная деятельность (организаторская, методическая, управленческая), позволяющая ребенку овладеть способами толерантного взаимодействия с окружающим миром.

Предметом методики является образовательный процесс, включающий в себя.

  • — цели, задачи;
  • — содержание;
  • — деятельность педагога по отбору и «подаче» материала обучающимся, по организации их деятельности, по их развитию, по выявлению их знаний и умений;
  • — деятельность обучающихся по усвоению знаний, их творчество, основанное на применении знаний, выработка умений и навыков;
  • — результат.

Методика решает четыре задачи.

  • 1. «Зачем изучать», т. е. определение целей и задач образовательной деятельности в дополнительном образовании.
  • 2. «Чему учить», т. е. определение содержания; обоснование и составление программы, учебных комплексов для обучающихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений в области дополнительного образования, критерии их выявления и оценки.
  • 3. «Как учить», т. е. разработка технологий, методов и приемов обучения, конструирование занятий и их циклов, методических пособий и учебного оборудования.
  • 4. «Как контролировать усвоенное», т. е. определение критериев оценки, методов контроля.

Деятельность обучающихся и педагога методика дополнительного образования рассматривает как взаимодействие, совместную деятельность, сотрудничество при ведущей роли педагога.

  • [1] Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М., 2004. С. 7.
  • [2] Буйлова Л. Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М., 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой