Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воткнутые линии и другие обманы зрения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сей обманчивости все живописное художество основано, — писал гениальный ученый XVIII века Эйлер в своих знаменитых «Письмах о разных физических материях». — Ежели бы мы привыкли судить о вещах по самой истине, то бы сие искусство (т. е. художество) не могло иметь места, равно как когда бы мы были слепы. Всуе художник истощил бы все свое искусство на смешение цветов; мы бы сказали: вот на сей… Читать ещё >

Воткнутые линии и другие обманы зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начерченная на рис. 141 группа булавок не представляет на первый взгляд ничего особенного. Но поднимите книгу на уровень глаз и, закрыв один глаз, смотрите на эти линии так, чтобы луч зрения скользил вдоль них. (Глаз нужно поместить в той точке, где пересекаются продолжения этих прямых.) При таком рассматривании вам покажется, что булавки не начерчены на бумаге, а воткнуты в нее стоймя. Отводя голову немного в сторону, вы увидите, что булавки словно наклоняются в ту же самую сторону.

Поместите один глаз (закрыв другой) приблизительно в той.

Рис. 141. Поместите один глаз (закрыв другой) приблизительно в той.

точке, где пересекаются продолжения этих линий. Вы увидите ряд булавок, словно воткнутых в бумагу. При легком перемещении рисунка из стороны в сторону булавки кажутся качающимися Эта иллюзия объясняется законами перспективы: линии начерчены так, как должны были бы проектироваться на бумагу отвесно торчащие воткнутые булавки, когда на них смотрят описанным выше образом.

Способность нашу поддаваться зрительный обманам вовсе не следует рассматривать только как недостаток зрения. Она имеет и свою весьма выгодную сторону, о которой часто забывают. Дело в том, что, если бы глаз наш неспособен был поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Художники широко пользуются этими недостатками зрения.

«На сей обманчивости все живописное художество основано, — писал гениальный ученый XVIII века Эйлер в своих знаменитых „Письмах о разных физических материях“[1]. — Ежели бы мы привыкли судить о вещах по самой истине, то бы сие искусство (т. е. художество) не могло иметь места, равно как когда бы мы были слепы. Всуе художник истощил бы все свое искусство на смешение цветов; мы бы сказали: вот на сей доске красное пятно; вот голубое, здесь черное и там несколько беловатых линий; все находится на одной поверхности, не видно на ней никакого в расстоянии различия и не можно бы было изобразить ни единого предмета. Что бы на картине ни написано было, так бы нам казалось, как письмо на бумаге… При сем совершенстве не были ли бы мы сожаления достойны, лишены будучи удовольствия, которое приносит нам ежедневно столь приятное и полезное художество?».

Оптических обманов очень много, можно наполнить целый альбом различными примерами таких иллюзий[2]. Многие из них общеизвестны, другие менее знакомы, Привожу здесь еще несколько любопытных примеров оптических обманов из числа менее известных. Особенно эффектны иллюзии рис. 142 и 143 с линиями на сетчатом фоне: глаз положительно отказывается верить, что буквы на рис. 142 поставлены прямо. Еще труднее поверить тому, что на рис. 143 перед нами не спираль. Приходится убеждать себя в этом непосредственным испытанием: поставив острие карандаша на одну из ветвей мнимой спирали, кружить по дугам, не приближаясь и не удаляясь от центра. Точно так же, только с помощью циркуля, можем мы убедиться, что на рис. 144 прямая АС не короче АВ. Сущность остальных иллюзий, порождаемых рисунками 145,146,147,148, объяснена в подписях под ними. До какой степени сильна иллюзия рис. 147, показывает следующий курьезный случай: издатель одного из предыдущих изданий моей книги, получив от цинкографии оттиск этого клише, счел клише недоделанным и готовился было уже возвратить его в мастерскую, чтобы счистить серые пятна на пересечении белых полос, когда я, случайно войдя в комнату, объяснил ему, в чем дело.

Буквы поставлены прямо.

Рис. 142. Буквы поставлены прямо.

Кривые линии этой фигуры кажутся спиралью; между тем это окружности в чем легко убедиться, водя по ним заостренной спичкой.

Рис. 143. Кривые линии этой фигуры кажутся спиралью; между тем это окружности в чем легко убедиться, водя по ним заостренной спичкой.

Расстояния АВ и АС равны, хотя первое кажется большим.

Рис. 144. Расстояния АВ и АС равны, хотя первое кажется большим.

Косая линия, пересекающая полоски, кажется изломанной.

Рис. 145. Косая линия, пересекающая полоски, кажется изломанной.

Белые и черные квадраты равны, так же как и круги.

Рис. 146. Белые и черные квадраты равны, так же как и круги.

На пересечении белых полос этой фигуры появляются и исчезают, словно вспыхивая, сероватые квадратные пятнышки.

Рис. 147. На пересечении белых полос этой фигуры появляются и исчезают, словно вспыхивая, сероватые квадратные пятнышки.

В действительности же полоски совершенно белы по всей длине, в чем легко убедиться, закрыв бумагой прилегающие ряды черных квадратов. Это — следствие контрастов.

На пересечении черных полос появляются сероватые пятна.

Рис. 148. На пересечении черных полос появляются сероватые пятна.

  • [1] Издано в С.-Петербурге в 1774 г. в переводе Степана Румовского.
  • [2] В упомянутой выше моей книжке «Обманы зрения» собрано более 60 образчиковоптических иллюзий.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой