Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы экологического права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип строгого целевого использования природных объектов обязывает использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Так, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность. Кроме того, право постоянного… Читать ещё >

Принципы экологического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы экологического права как отрасли права должны соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы. В силу этого им присущи следующие черты:

  • — объективная обусловленность. Правовой принцип является верным, если он соответствует природе, истории и обществу;
  • — историческая обусловленность. Принципы правового регулирования меняются с изменением государственной политики и государственного строя;
  • — системность. Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Рассмотрим каждую группу принципов подробнее.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права.

В основном эти принципы закреплены в Конституции РФ, поэтому они представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие.

Принцип народовластия. Многонациональный российский народ является единственным источником власти в России и носителем суверенитета (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ) и имеет возможность осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать население о предстоящем предоставлении земель и выявлять мнение общественности на местных референдумах, собраниях, сходах граждан и т. д.

Общественный экологический контроль является одной из форм экологического контроля, действует наряду с государственным экологическим надзором и производственным экологическим контролем.

Принцип гуманизма. Отношения экологопользования строятся с учетом интересов не только современных людей, но и будущих поколений. Этот принцип имеет две стороны:

  • а) недопустим такой порядок использования объектов природы, который бы наносил вред здоровью людей. Запрещается превышение предприятиями нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу, уровней шума, вибрации, магнитных полей и т. п.;
  • б) каждый субъект экологических правоотношений обязан осуществлять свою деятельность экологически безопасным способом. Так, принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.

Принцип социальной справедливости. Все граждане равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), государство гарантирует судебную защиту прав и свобод любого гражданина России (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т. п.

Данный принцип обеспечивает каждому субъекту экологических правоотношений равноправное положение в экологопользовании.

Принцип законности. Субъекты экологических правоотношений должны точно и безусловно выполнять все нормативные предписания. Составными элементами этого принципа являются:

  • а) принцип всеобщности, состоящий в распространении нормативных предписаний на всех без исключения субъектов экологических правоотношений. Каждый проживающий на территории России обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т. д.;
  • б) принцип безусловности, не допускающий отступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, не предусмотренных законом;
  • в) принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений на территории РФ.

Принцип интернационализма. Данный принцип имеет международную и национальную стороны. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 81 Закона об охране окружающей среды). Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными. Так, если международным договором России в области охраны окружающей природной среды, заключенным с иным государством (государствами), установлены иные правила, чем это предусмотрено национальным законодательством, то применяются правила международного договора (ст. 82 Закона об охране окружающей среды).

Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Он обеспечивается:

  • а) пресечением монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов. Органы Федеральной антимонопольной службы вправе осуществлять установленное законом вмешательство в деятельность предприятий-нриродопользователей вплоть до их принудительного разделения и ликвидации;
  • б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий-природопользователей. Предприятия могут взыскивать с органов управления и должностных лиц, виновных в принятии незаконных решений, ущемляющих права этих предприятий, полную сумму материального вреда, а также добиваться судебной отмены незаконных решений.

Принцип стимулирования надлежагцего исполнения экологополъзователями своих прав и обязанностей. Законом об охране окружающей среды предусмотрен экологический механизм охраны окружающей среды, установлена платность за использование природных ресурсов, введены налоговые и иные льготы при внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий и т. д. В экологическом законодательстве применяется позитивное и негативное стимулирование. Первое выражается в стимулировании экологонользователей к надлежащему исполнению ими своих обязанностей, второе — в наличии и применении юридической и иной ответственности за нарушения. Как правило, виды стимулирования используются в комплексе.

Принцип субъективного вменения. Эколого-правовая ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды).

Исключение составляет ответственность, применяемая к владельцам источников повышенной опасности, если данным источником причинен вред окружающей среде (ст. 1079 ГК РФ). Ответственность таких владельцев за причиненный ими ущерб при отсутствии их вины в этом введена в качестве меры, обеспечивающей соблюдение ими повышенной осторожности. Она не имеет характера административного, уголовного или другого вида наказания, а носит компенсационный характер.

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т. д.

Принцип сочетания убеждения и принуждения. Меры дисциплинарной ответственности применяются к отдельным лицам и в необходимых случаях. При малозначительности административного проступка, совершенного в сфере экологонользования, нарушитель может быть освобожден от ответственности, получив устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ); при совершении преступления в сфере экологических отношений, не представляющего общественной опасности, в определенных законом случаях виновный может быть освобожден от уголовной ответственности. Вместе с тем ни один виновный в совершении тяжкого экологического преступления (преступного посягательства и др.) не может уйти от ответственности.

Принцип гласности. Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ); должностные лица, виновные в искажении этой информации, несут административную и иную ответственность. Привлечение физических и юридических лиц к ответственности за экологические правонарушения должно предаваться гласности, поскольку это имеет важнейшее профилактическое значение.

Принципы Общей части экологического права. Эти принципы обусловлены спецификой регулируемого объекта — экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. В силу этого выделяются следующие принципы.

Принцип приоритета интересов народов, проживающих на соответствуюгцей территории, и защиты прав отдельного человека.

  • а) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ);
  • б) природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев, определенных законом;
  • в) управление в сфере использования и охраны природных объектов контролируется органами управления общей компетенции (надведомственными органами);
  • г) государство вправе вмешиваться в отношения по использованию природных объектов, в том числе изымать и принудительно выкупать их для государственных и муниципальных нужд.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Это право обеспечивается охраной окружающей среды; созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи.

Тесно примыкает к первому принципу и является его обеспечительным правилом принцип примата общегосударственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды, устраняющий возобладание ведомственных интересов над общегосударственными.

Принцип строгого целевого использования природных объектов обязывает использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Так, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность. Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком при его использовании не в соответствии с целевым назначением может быть принудительно прекращено.

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов состоит в получении наибольшего эффекта от хозяйственной эксплуатации природных объектов с минимальными затратами и без нанесения экономического и экологического вреда. Нерациональное использование природных объектов считается нарушением: наряду с наказанием для виновных оно может повлечь за собой прекращение права экологопользования (например, за бесхозяйственное использование земель для виновных должностных лиц установлен штраф, сам же факт такого землепользования является основанием для возможного изъятия участка).

Этот принцип имеет экономическую и экологическую стороны. С экономической стороны он предполагает максимальное достижение положительного эффекта в использовании объектов природы при оптимальных затратах; с экологической — обеспечение максимальной экологической безопасности в ходе экологопользовапия и охрану окружающей природной среды.

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов направлен на защиту природных объектов от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации. Всякое действие по хозяйственной эксплуатации того или иного природного объекта должно сопровождаться разработкой и осуществлением мероприятий по его охране: использование пахотных земель предполагает мероприятия по повышению плодородия почв, вырубка лесов — лесовосстановительные работы и работы по лесоразведению и т. д.

В случае конфликта экономических и экологических интересов в экологопользовании, т. е. в ситуации, когда выгодный способ экологопользования оказывается вредным для эксплуатируемого природного объекта, приоритет отдается экологическому интересу: способ экологопользования изменяется либо прекращается.

Принцип комплексного подхода в экологопользовании выражается в необходимости учитывать все экологические связи используемого природного объекта с другими объектами и окружающей средой в целом. В силу этого каждый конкретный вид экологопользования обычно характеризуется основной целью его осуществления и попутными целями, которые вытекают из основной. Например, землепользователь наряду с обязанностями и правами по поводу целевого, рационального и эффективного использования земельного участка неизбежно получает обязанности и права эксплуатировать его способами, обеспечивающими сохранность водных объектов, находящихся па его земле; не нарушать права и законные интересы соседних экологопользователей (лесопользователей, недропользователей) и т. д.

Принцип устойчивости экологопользования обусловлен потребностью в том, чтобы каждый экологонользователь был уверен в стабильности своего положения и мог производить все необходимые работы при эксплуатации природного объекта (так, например, аренда земли должна, как правило, носить долгосрочный характер, ибо в противном случае она будет использована «на износ»).

Принцип устойчивости экологопользования обеспечивается различными положениями законодательства:

  • а) в законе содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым может осуществляться изъятие природных объектов у лиц, их использующих;
  • б) в законе предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность лиц, использующих природные объекты;
  • в) законом определяется процедура защиты на случай незаконного вмешательства в деятельность экологопользователей.

Принцип платного использования природных ресурсов и природпых объектов. В 1991 г. Законом РФ № 1738−1 «О плате за землю» была введена плата за использование земли. Законом об охране окружающей среды предусмотрена платность природопользования, плата за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 и 16). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 установлены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Наряду с этим НК РФ установлены следующие федеральные налоги и сборы: водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 13). Земельный налог отнесен к местным налогам и сборам (ст. 15).

Принцип плановости экологопользования основан на том, что экологические отношения представляют собой одну из разновидностей исторически обусловленных производственных отношений, осуществляемых в сфере экономики. В связи с переходом к рыночной экономике указанный принцип стал играть менее важную роль, однако он остается весьма значимым. Для организации правильной хозяйственной эксплуатации и охраны всех природных объектов, входящих в экологическую систему РФ, необходимо:

  • — учитывать природные и социально-экономические особенности территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • — запрещать хозяйственную и иную деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;
  • — помнить о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также об ответственности органов государственной власти всех уровней за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности соответствующих территорий.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды и экологопользованию осуществляется в рамках программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды. Финансирование этих программ и мероприятий производится за счет различных источников.

Принципы Особенной части экологического права. Эти принципы составляют определенные приоритеты в использовании тех или иных природных объектов.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли, пригодные по своим свойствам для использования в сельском хозяйстве, в первую очередь должны предоставляться для сельскохозяйственных целей. Для несельскохозяйственных же целей должны предоставляться худшие земли, не пригодные для сельского хозяйства.

Использование любых земель должно сопровождаться работой по повышению плодородия почв. При выполнении работ, связанных с повреждением плодородного слоя земли, последний должен сниматься, храниться и направляться на осуществление мероприятий по повышению почвенного плодородия.

Приоритет вод питьевого и бытового назначения. Водные объекты предоставляются в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.

Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. В частности, запрещается застройка площадей залегания полезных ископаемых, за исключением случаев проведения мероприятий, обеспечивающих возможность извлечения полезных ископаемых.

Приоритет лесов защитного назначения. Леса, имеющие водоохранное, защитное, климаторегулирующее значение, относятся к лесам защитным, т. е. имеют правовой статус повышенной охраны. Незаконная порубка деревьев в этих лесах влечет за собой повышенную ответственность.

Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы. Не допускается пользование животным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природной среды или наносит вред среде обитания, а также использование животного мира с изъятием из среды обитания или нарушением этой среды.

Перечисленные принципы представляют собой «микросхему» экологического права. Они не являются чем-то раз и навсегда установленным: с изменением исторических условий и политических задач совокупность принципов может изменяться, дополняться новыми принципами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой