Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общие вопросы организации производственного обучения электромонтеров-кабельщиков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Планирование и учет являются основой учебно-производственного процесса подготовки электромонтажников. Научно обоснованное планирование и тщательный объективный учет создают необходимые условия для своевременного, полного и качественного выполнения учебного плана и программы производственного обучения и возможность для более эффективного осуществления межпредметных связей, полного и рационального… Читать ещё >

Общие вопросы организации производственного обучения электромонтеров-кабельщиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средние профессионально-технические училища подготавливают для народного хозяйства всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых квалифицированных рабочих. Выпускники училищ должны владеть профессиональным мастерством на уровне современного производства с учетом перспективы его развития.

Качество подготовки квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования в решающей степени определяется постановкой производственного обучения, основной задачей которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства.

Профессиональное мастерство учащихся характеризуется следующими показателями их учебно-производственной деятельности: качеством выполнения производственных работ; производительностью труда; умением выполнять рациональные приемы и способы работы, а также владением методами труда передовиков и новаторов производства и современной техникой и технологией; самостоятельностью; умением применять теоретические знания для решения практических задач; творческим отношением к труду; культурой труда; соблюдением в процессе работы правил безопасности труда.

Производственное обучение является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических учебных заведениях, специфика которого заключается в том, что оно осуществляется в ходе труда учащихся на производстве. Эта особенность определяет содержание, формы, методы и средства производственного обучения, которое складывается из деятельности мастера и учащихся.

Обучение как систематический сознательный и целенаправленный труд учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков проявляется в их трудовой деятельности, восприятии и осмыслении указаний мастера. Очевидно, это является основой формирования знаний, умений и навыков.

Объем знаний, умений и производственных навыков электромонтеров-кабелыциков обусловливается квалификационной характеристикой тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

Мастер должен в совершенстве владеть своей специальностью, следить за всем новым и передовым в организации производства работ электромонтеров-кабелыциков, в совершенстве владеть педагогическим мастерством, основанным на знании советской педагогики и психологии, знать и умело применять различные методы производственного обучения и воспитания учащихся, а также всегда помнить о большом воспитательном значении личного примера. Поэтому он должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, образцово относиться к труду, общественным обязанностям, быть требовательным и в то же время заботливым воспитателем.

Задачи производственного обучения могут быть успешно решены, если в основу будут положены следующие основные принципы обучения и воспитания: коммунистическая направленность и воспитывающий характер; научность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; сознательность и активность учащихся; наглядность; доступность; прочность усвоения знаний, умений и навыков.

Мастер должен не только знать эти принципы, но и уметь воплощать их в жизнь, для этого ему необходимо постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Обучение должно строиться по операционно-комплексной системе, позволяющей постепенно повышать квалификацию и производительность труда, отдельные операции должны чередоваться с освоением комплексных работ.

В процессе производственного обучения необходимо использовать новейшие достижения науки и техники, опыт новаторов производства, одновременно осуществлять связь теории с практикой и обучения с коммунистическим воспитанием.

Существуют различные формы и методы производственного обучения, которые непрерывно совершенствуются и уточняются.

К основным формам обучения относятся: урок производственного обучения; ученическая бригада (звено); производственная бригада (звено) кадровых рабочих базового предприятия; внеклассная работа.

Методы производственного обучения принято дедить на словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся беседа, объяснение, рассказ; к наглядным — демонстрация натурных образцов, плакатов, схем, диафильмов и других наглядных пособий, к практическим — различные упражнения в выполнении трудовых приемов, операций и комплексных работ, самостоятельные наблюдения учащихся, работа с технической и справочной литературой, экскурсии.

Планирование и учет являются основой учебно-производственного процесса подготовки электромонтажников. Научно обоснованное планирование и тщательный объективный учет создают необходимые условия для своевременного, полного и качественного выполнения учебного плана и программы производственного обучения и возможность для более эффективного осуществления межпредметных связей, полного и рационального использования инструментов и приспособлений, а также экономного расхода материалов.

Документами, планирующими в училище производственное обучение, являются: учебный план и программы; перспективно-тематический план мастера; перечень учебно-производственных работ; план и графики производственного обучения группы на месяц; план работы мастера на день.

Программа производственного обучения электромонтеров-кабелыциков предусматривает: изучение кабельной арматуры, материалов, инструментов и приспособлений; обучение приемам и способам выполнения концевых муфт и заделок, соединительных муфт в кабельной мастерской; производственное обучение на предприятии.

При планировании производственного обучения руководствуются учебным планом и программой.

Порядок выполнения упражнений по заданным темам мастер должен согласовывать с преподавателем специальной технологии, учитывая при этом способность учащихся к самостоятельной работе.

Для проведения комплексных работ необходимо разрабатывать план каждого занятия, который определит своевременную подготовку материалов, изделий, инструментов, приспособлений и наглядных пособий.

Как правило, план занятия (урока) включает вводный, текущий и заключительный инструктажи. Продолжительность вводного инструктажа ориентировочно должна составлять 35—40 мин, заключительного — 20—.

25 мин; остальное время должно быть отведено на упражнения.

При планировании предстоящего занятия необходимо учитывать, насколько успешно учащиеся освоили упражнения предыдущего занятия. Исходя из этого, можно распределить время, отведенное на каждое занятие, так, чтобы больший его объем был использован на доработку недостаточно освоенных навыков.

В течение урока производственного обучения выполняют одну или несколько операций (в зависимости от их сложности). По характеру отрабатываемых приемов упражнения должны следовать по возрастанию сложности.

Как правило, производственное обучение мастер начинает с краткого вводного инструктажа, содержание которого он заранее подготавливает и отражает в плане урока. Во время вводного инструктажа мастер сообщает учащимся тему и цель урока и проверяет их подготовку.

При показе приемов следует предложить одному или двоим учащимся повторить только что показанный прием.

Текущий инструктаж следует проводить при выполнении учащимися упражнений. Во время текущего инструктажа мастер дополнительно объясняет порядок выполнения тех приемов, по которым у учащихся возникают затруднения.

В плане урока следует также предусматривать целевые обходы, во время которых мастер контролирует выполнение определенного элемента упражнения.

Заключительный инструктаж (беседу) мастер проводит после выполнения упражнений, обобщает и закрепляет знания, полученные учащимися при их выполнении, сообщает им оценки и показывает лучшие работы учащихся.

В заключение инструктажа целесообразно сообщить тему следующего занятия и задание на дом. Домашнее задание должно включать повторение пройденных тем по учебнику, вычерчивание таблиц, составление технологических карт.

При оценке успеваемости учащихся основным показателем является правильность выполнения приемов и способов монтажа, рациональная организация труда и рабочего места, соблюдение технических требований к качеству учебно-производственных работ. Для этого целесообразно использовать оценочную ведомость.

ю.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой