Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Действительные числа. 
Математика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом примере для решения всех трех уравнений «достаточно» множества рациональных (и даже натуральных) чисел, но так бывает далеко не всегда. Для уравнений: х2 = 2,. И а2 = 2Ь2, т. е. а2 — четное число. Но тогда и число, а — четное: а = 2n, (п е N). Поэтому а2 = 4п2 и Ь2 = 2п2, т. е. число b2 и, следовательно, b также четные числа. Число л, выражающее отношение длины / окружности с радиусом R к… Читать ещё >

Действительные числа. Математика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Напомним, что возведение в степень имеет две обратные операции: извлечение корня и логарифмирование.

Пример 1.6.

Соотношение З2 = 9 позволяет написать три уравнения: Решение Действительные числа. Математика.

В первом из уравнений неизвестна степень, во втором — основание степени, в третьем — показатель степени.

Первое уравнение, по определению, решается умножением:

Действительные числа. Математика.

Второе уравнение решается извлечением квадратного корня из 9: Действительные числа. Математика.

Третье уравнение решается логарифмированием числа 9 но основанию 3: Действительные числа. Математика.

В этом примере для решения всех трех уравнений «достаточно» множества рациональных (и даже натуральных) чисел, но так бывает далеко не всегда. Для уравнений: х2 = 2,.

2х = 3 формальная запись результатов: х = л/2, х = log2 3 (аналогичная приведенным выше записям) не имеет смысла на множестве рациональных чисел. Убедимся, например, в том, что среди рациональных чисел нет числа, которое мы обозначили л/2. Предположим противное, т. е.: Я = т>

О

где а е N, b е N и дробь — — несократима. Тогда а = bJ2.

и а2 = 2Ь2, т. е. а2 — четное число. Но тогда и число а — четное: а = 2n, (п е N). Поэтому а2 = 4п2 и Ь2 = 2п2, т. е. число b2 и, следовательно, b также четные числа.

Но если числа а Ь — четные, то дробь — можно сокра;

b

о, а тить на 2, а это противоречит условию, что — — несократимая дробь.

Итак, среди рациональных чисел нет корня уравнения х2 = 2. Между тем здравый смысл подсказывает, что это уравнение должно иметь корень! Посмотрим на геометрические задачи, приводящие к этому выводу.

Пример 1.7.

Диагональ х квадрата со стороной а удовлетворяет, по теореме Пифагора, уравнению: Действительные числа. Математика.

Поэтому при а = 1 приходим к уравнению х2 = 2.

Пример 1.8.

Площадь S квадрата со стороной а находится по формуле: S = а2. Какова сторона х квадрата, площадь S которого равна 2?

Решение

Имеем х2 = 2.

Таким образом, из геометрических соображений заключаем, что «в природе» должно быть число, удовлетворяющее уравнению х2 = 2. Это число называется иррациональным. Также иррациональны корни уравнений: х2 = 3, Jf3 = 5 и т. п. Эти иррациональные числа называются алгебраическими.

Корень уравнения 2х = 3, обозначаемый: х = log23, также является иррациональным числом. Это число и аналогичные ему иррациональные корни уравнений: 2х = 5, Зг = 4 и тому подобные называются трансцендентными числами.

Число л, выражающее отношение длины / окружности с радиусом R к диаметру d = 2R, также является трансцендентным: л = — (л" 3,14).

2 R

Пополнение множества Q рациональных чисел иррациональными числами (двоякой природы) приводит к множеству действительных чисел, обычно его обозначают R. Это основное числовое множество, с которым имеет дело математика.

Замечание. Термины «рациональное» {разумно обоснованное), «иррациональное» {недоступно пониманию), «трансцендентное» {выходящее за пределы сознания) происходят от латинских корней. Они встречаются и в обиходной речи: «рациональное предложение», «нерациональный путь достижения целей» и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой