Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разные грани реалистической прозы: от Колдуэлла до Сарояна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перл Бак добивается эффекта присутствия, погружения читателя в этот новый для него материал. Делает ощутимым, наглядным то, что происходит в далекой экзотической восточной стране. «Земля», в известной мере, близка по жанру к «роману-реке»: самым незамысловатым художественным строем романистка передает ощущение плавного, лишенного событийной остроты течения жизни. Лейтмотив романа — образ земли… Читать ещё >

Разные грани реалистической прозы: от Колдуэлла до Сарояна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если у меня есть какое-то заветное желание, так это показать братство людей… Я вижу жизнь в ее единстве как одновременную жизнь многих миллионов людей на всей Земле.

У. Сароян

Послекризисное десятилетие — это время, когда в литературу вступило новое поколение писателей, каждый из которых отмечен своим «лица необщим выраженьем». Это прозаики Колдуэлл, Перл Бак и Фаррелл, драматурги Клиффорд Одетс и Сароян. Почти для всех них эти годы стали порой их творческого взлета.

Эрскин Колдуэлл: трагедии «глухого» Юга. Начало пути. Романист, новеллист, публицист Эрскин Колдуэлл (1903—1987) прожил долгую творческую жизнь и оставил обширное, но неровное наследие. Именно в 1930;е гг. он пережил взлет. Выходец из семьи пресвитерианского священника, провел детство и юность в штате Джорджия, наиболее отсталой части «глухого Юга». Он стал местом действия многих его произведений, сделался поистине страной Колдуэлла.

С 12 лет Колдуэлл стал работать на ферме, физический труд был ему хорошо знаком. Семнадцатилетним юношей он ушел из дома и переменил множество профессий. С 1922 по 1926 г. учился в Виргинском университете, занимаясь экономикой и социологией. Оставив университет, перебивался случайной литературной поденщиной. Наконец, в 1930 г. первые рассказы Колдуэлла увидели свет в журналах, а через год появился его новеллистический сборник «Американская земля» (1931); за ним следуют еще несколько: «Мы живые» (1933), «На коленях перед встающим солнцем» (1935) и др. Они принесли Колдуэллу заслуженное признание и выдвинули в число ведущих писателей, во многом определявших художественную атмосферу «красных тридцатых».

И хотя в США новелла по праву считается национальным жанром, Колдуэлл проявил себя в малой форме как оригинальный художник со своим узнаваемым почерком. В произведениях 30-х гг. открывается образ «Америки Колдуэлла»: край табачных и хлопковых плантаций, истощенная земля, полунищие хижины, населенные белыми бедняками, испольщиками, неграми, пребывающими в невежестве и нужде. В это время сложилась художественная методология Колдуэлла: жесткая, внешне бесстрастная манера; лаконизм; точное воспроизведение жестоких южных нравов, убийства и насилия; натуралистические подробности, оживленные грубоватым юмором, иронией; склонность к гротесковым, а то и к фарсовым ситуациям. Перед нами — бессмысленное «обыкновенное» убийство («В субботу днем»); духовное одичание провинциальных обывателей {"Полным полно шведов"); горький удел безработных {"Медленная смерть"); застойное упрямство фермеров («Весенний пал»). Но среди униженных людей, ведущих почти полуживотное существование, появляются те, кто протестует против расового угнетения и издевательств. Таковы негр Клем, не покоряющийся своему хозяину-садисту и гибнущий от рук линчевателей {"Перед восходом солнца"); Кристи Тэкер, защищающий ценой собственной жизни свое достоинство {"Конец Кристи Тэкера").

В 1932 г. выходит знаменитый роман Колдуэлла «Табачная дорога», в нем трагическое соседствует со смешным, почти фарсовым. Его тема — участь полунищего испольщика из Джорджии Джитера Лестера и его голодной семьи, состоящей из больной жены Адыу слабоумного 16-летиего сына Дьюда и дочери Элли Мэй с «заячьей губой». Лестеры деградировали, живут примитивными, растительными инстинктами. Изрытая дождями, с глубокими выбоинами «табачная дорога», пролегающая рядом с убогой хижиной Лестеров, становится в романе символом жалкого, нелепого существования бедняков.

Сюжет популярного романа с его странными гротескными персонажами, до того неведомыми литературе и сцене, был использован Джеком Кирклендом, сделавшим на его основе инсценировку для Бродвея. Пьеса оказалась небывалым коммерческим хитом, шла несколько лет и выдержала рекордное число представлений — более трех тысяч раз.

В 1930;е гг. Колдуэлл также немало сил отдает публицистике, очерку, много ездит, но хлопковым штатам, воспроизводя удручающую картину «другой Америки», «другой нации»: дети, ставшие уродами от недоедания; скверно одетые женщины; люди, обитающие в лачугах. Такова была невыдуманная реальность Юга в пору Великой депрессии. Колдуэлл был одним из первых, кто в 1930;е гг. стал соединять лаконичный публицистический текст с яркими выразительными фотографиями, выполненными фотокорреспондентом Маргарет Борк Уайт, женой писателя. Эти книги — один из ярких образцов того «публицистического бума», который характеризовал литературу 30-х гг.

Со второй половины 1930;х гг. Колдуэлл включается, вместе с другими американскими писателями, в антифашистское движение. Осуждение расизма продолжено им в повести «Случай в июле» (1940). Успех выпадает на долю одного из лучших произведений Колдуэлла «Мальчик из Джорджии» (1943). За комическими, анекдотическими ситуациями, данными через восприятие 12-летнего подростка, раскрываются драматические события в фермерской семье Страупов.

Перл Бак: «наводить мосты между людьми». В 1931 г. в США появился роман со скромным названием «Земля» (1934) (точное английское название «Добрая земля») мало кому известного автора Перл Бак. Роман имел сенсационный успех, был удостоен престижной Пулитцеровской премии; позднее переведен на многие языки, в том числе и русский. Он пленил не достаточно простым сюжетом, а неожиданной безыскусной достоверностью и свежестью самого материала. Это был роман о крестьянах Китая, а ее автору — Перл Бак суждено было через 7 лет стать третьим американским Нобелевским лауреатом (1938).

Перл Бак (1892—1973), настоящая фамилия Сайденстрикер, родилась в США, но ребенком была увезена в Китай, где ее родители занимались миссионерской деятельностью. В Китае она провела почти четыре десятилетия, выезжая на учебу в США, изучила китайский язык, культуру, традиции. В 1920;х гг. она несколько лет вместе с мужем, специалистом по агротехнике, прожила в северных районах Китая, где непосредственно соприкоснулась с укладом и бытом земледельцев.

Ее роман «Земля» сразу делает ее имя всемирно знаменитым. Он — своеобразная крестьянская сага, в центре которой два обстоятельно выписанных, истинно народных характера: крестьянин Ban Луи и его жена О Лаи. Ван Лун неотторжим от земли, которую любит, без устали трудится в поле. Он — жизнестоек, бережлив, одержим стремлением приумножать богатство. От первой до последней страницы романистка неутомимо открывает в своем герое все новые грани, показывает, как он, поначалу робкий крестьянин-бедняк, постепенно богатея, обретает уверенность в себе, чувство собственного достоинства. У богачей Хванов Ван Лун покупает себе жену О Лан, которая живет у своих хозяев на положении полурабыни. О Лан — воплощение привлекательных черт китайской крестьянки: работящей, безропотной и заботливой матери.

Повествование неспешное, эпически спокойное, строится как цепь эпизодов из жизни Ван Луна и его жены: земледельческие заботы, борьба с эпидемиями и наводнениями, рождение трех сыновей, появление в доме разбогатевшего Ван Луна наложниц, смерть О Лан.

Перл Бак добивается эффекта присутствия, погружения читателя в этот новый для него материал. Делает ощутимым, наглядным то, что происходит в далекой экзотической восточной стране. «Земля», в известной мере, близка по жанру к «роману-реке»: самым незамысловатым художественным строем романистка передает ощущение плавного, лишенного событийной остроты течения жизни. Лейтмотив романа — образ земли, главного источника жизни, вещественной сути матери-природы, неотторжимой от бытия сельского труженика. Когда идет речь о земле, стиль романа обретает патетические интонации. Земля для Ван Луна не только источник жизни, она определяет его бытовой уклад и своеобразие мировидения.

Роман открыл Западу неизвестный мир Востока. Но дело было не только в китайской экзотике: в книге шла речь об общечеловеческих ценностях: труде, семье, детях, жизни и смерти, которые одинаково значимы для разных людей в любых частях планеты. В годы Депрессии Перл Бак ненавязчиво утверждала нравственные понятия, столь необходимые ее соотечественникам: стойкость перед лицом невзгод, трудолюбие, терпение, надежду.

Перл Бак оригинальна не только своей тематикой, но и стилем. Ее метод — реалистический в своей основе, но в нем присутствуют и натуралистические элементы, и почти документальная точность в воспроизведении уклада китайского крестьянства. Бак органически восходит к китайской народной сказовой традиции, тесно связанной с фольклором.

Успех «Земли» сподвиг Перл Бак продолжить семейную сагу, которая вылилась в трилогию «Дом земли»; в ней уже развернута история трех сыновей Ван Луна. В 1934 г. Перл Бак выпускает роман «Мать» (1934), посвященный нелегкой доле крестьянки. Вся ее безрадостная жизнь — тяжелый унылый труд и постоянная борьба за выживание. В ней реализована тема материнства, актуальная для литературы 1930;х гг., и не только американской.

В том же 1934 г. Перл Бак покидает Китай и переселяется в США. В 1938 г. ей была присуждена Нобелевская премия по литературе «за ее глубокое правдивое эстетическое описание крестьянства в Китае и за ее биографические шедевры». Ее путь продолжался еще несколько десятилетий, она много писала, вела активную гуманитарную деятельность, но «китайские» годы остались как ее высшие творческие достижения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой