Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идеи воспитания толерантности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных культур и этносов, — лишь нижняя ступенька одной из целей поликультурного образования. Так что броские лозунги типа «влюбленным можешь ты не быть, но толерантным быть обязан» красивы, но недостаточны в педагогическом отношении. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение и, наконец, активное сотрудничество… Читать ещё >

Идеи воспитания толерантности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В значительной мере с концепциями поликультурного образования пересекаются идеи толерантности. Проблемы толерантности в молодежной среде крайне остры. С начала XXI в. в России выполнялись федеральная и региональные программы, исследовательские проекты Российской академии образования по изучению и внедрению воспитания толерантности в многокультурной и многоэтнической школе. Обостренное внимание государства и педагогического сообщества к проблеме толерантности вполне объяснимо, поскольку ее решение для многонациональной школы выступает одним из системообразующих в поликультурном образовании. «Толерантность является центральным компонентом мультикультурализма и отражает общечеловеческое через особые отличия людей»[1].

У разных пародов понятие «толерантность» имеет различные смысловые оттенки и акценты. В русском языке существует два слова с близким значением — «толерантность» и «терпимость». В английском толерантность — это «готовность и способность без протеста воспринимать личность», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов», в китайском — «великодушие в отношении других», в арабском — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском — «терпение, готовность к примирению» и т. д.

Российские педагоги выявили многозначность понятия толерантного воспитания (образовательной толерантности) в многокультурной и многоэтнической среде, а также сформулировали некоторые педагогические дефиниции этого феномена (Т. В. Архипова, С. К. Бондырева, ?. Н. Гуров, В. Ю. Зорин, Д. В. Колесов, В. С. Собкин и др.). Предлагается считать толерантностью миролюбивость, уважение к другим языкам и к тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования «другого». Среди основных направлений воспитания толерантности выделяется формирование готовности быть открытым для понимания многообразия культур и истории других народов. При формулировке любых видов толерантности выделяют следующие характеристики: признание, принятие, понимание несхожести, различия, готовность к диалогу[2].

В научном мире предпочитают говорить о разных типах толерантности, которые, так или иначе, относятся к воспитанию. Помимо образовательной толерантности предлагается выделять толерантность этническую, межэтническую, межнациональную, расовую, религиозную и т. п.[3]

Как считают некоторые исследователи, понятие этнической толерантности непосредственно отражает процесс взаимодействия и взаимовлияния культур. В коллективной монографии российских ученых «Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде» в качестве дефиниций этнической толерантности определены готовность представителей той или иной этногруппы контактировать с другими этнокультурами, что выражается во взаимной терпимости при взаимном признании и уважении культурных различий и образа жизни[4].

Несколько иные трактовки этнической толерантности предложены ?. М. Лебедевой, которая, говоря об этнической толерантности, имеет в виду «наличие позитивного образа» иной этногруппы при «позитивном отношении к собственной этнокультуре[5].

По суждениям З. Ф. Мубиновой, межэтническая толерантность является составным элементом культуры межнационального общения и характеризуется высокой степенью межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей иных народов в той же мере, как и своего народа. При этом межнациональная толерантность определяется ученым как совокупность определенных психологических установок, чувств, знаний и социальных, мировоззренческих, поведенческих ориентиров и норм, которые предполагают терпимое отношение к тем или иным языкам, культурам, стилям жизни, нормам поведения и т. д.[6]

Как следует из вышеприведенных суждений, консенсуса и полной ясности при определении понятия толерантного воспитания в отечественной педагогике нет. Об этом же свидетельствуют и попытки в мировой педагогической мысли рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте. Подобные попытки зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этом смысле популярность аналогичного толерантности понятия «политическая корректность». Политическим документом является «Декларация принципов терпимости» (ЮНЕСКО, 1995), подписанная представителями европейских государств, включая Россию, где главные формулировки толерантности даны как не педагогические, а социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия. Между тем в идеологизированном и политизированном виде понятие толерантности затруднительно использовать в учебно-воспитательном процессе.

Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможно успешно запустить эмоциональную, психологическую, духовную консолидацию многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в многокультурных и многоэтнических обществах для формирования высокой толерантности.

Воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных культур и этносов, — лишь нижняя ступенька одной из целей поликультурного образования. Так что броские лозунги типа «влюбленным можешь ты не быть, но толерантным быть обязан» красивы, но недостаточны в педагогическом отношении. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение и, наконец, активное сотрудничество. Образовательная стратегия воспитания толерантности предусматривает позитивное отношение к этнической проблематике, отторжение всяческих проявлений расизма, ксенофобии, видение окружающего многонационального социума без каких-либо оттенков, а исключительно в черно-белом цвете.

Для поликультурного образования неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем у учащихся надо воспитать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.

Проблемы толерантности в молодежной среде крайне остры. Вызывает тревогу уровень толерантности российской молодежи. Этот уровень определяется множеством факторов: социальных, гендерных и особенно этнических. Так, российскими учеными выявлены определенные гендерные различия среди школьников при проявлении толерантности: наименьшую склонность к ней имеют мальчики-подростки. Отмечена также возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности. Центральным фактором формирования у школьника-подростка толерантности назван процесс национальной идентификации, прежде всего отнесение себя к национальному большинству или меньшинству.

Например, исследование, проведенное на Северном Кавказе сотрудниками Центра сравнительной педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, показало, что около 70% респондентов испытывают неприязнь к людям иной этнической принадлежности[7].

Начальные методики воспитания толерантности сравнительно несложны. Однако для систематического воспитания толерантности такие эпизодические приемы недостаточны. Необходим кропотливый и постоянный тренинг толерантности. Так, немалую роль играют методики педагогической риторики, когда педагог формирует у своих подопечных толерантность через сообщение информации, которая говорит сама за себя, а также путем интерпретации тех или иных фактов в ходе дискуссий. При этом речь учителя должна восприниматься как эталон, соответствующий содержательно и эмоционально той или иной ситуации подобных дискуссий.

  • [1] Lee J., Warner R. L. Multiculturalism and Multicultural Education in the USA: theory and Pedagogy // Public Policy and Politics in Sakhalin, Russia and Oregon. Oregon State University, 2004. P. 155.
  • [2] Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / под общ. ред. В. Н. Гурова. М., 2004.
  • [3] Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования// Век толерантности. 2001. № 3−4.
  • [4] Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / пол общ. ред. В. Н. Гурова. М., 2004.
  • [5] Этническая толерантность в поликультурных регионах России / отв. ред. Η. М. Лебедева, Л. Н. Татарко. М., 2002.
  • [6] Мубинова З. Ф. Этнонациональное воспитание в современном мире: теоретические и концептуальные подходы. Уфа, 2007.
  • [7] См.: Вестник ПГУ. 2003. № 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой