Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация деятельности кураторов в Центре содействия семейному воспитанию: модель «Куратор семьи особого ребенка»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересными в этой связи являются модели оказания услуг семье, воспитывающей особого ребенка, используемые на практике. В данном пособии мы не ставим перед собой цель проанализировать отечественные и зарубежные модели сопровождения семьи особого ребенка и приводим здесь лишь те, которые легли в основу разработанной нами модели «Куратор семьи особого ребенка»: модель «Ключевой работник» (Key… Читать ещё >

Организация деятельности кураторов в Центре содействия семейному воспитанию: модель «Куратор семьи особого ребенка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обратимся к анализу стратегии и тактики работы профессионалов для осуществления психологической помощи семье с особым ребенком.

Интересными в этой связи являются модели оказания услуг семье, воспитывающей особого ребенка, используемые на практике. В данном пособии мы не ставим перед собой цель проанализировать отечественные и зарубежные модели сопровождения семьи особого ребенка и приводим здесь лишь те, которые легли в основу разработанной нами модели «Куратор семьи особого ребенка»: модель «Ключевой работник» (Key worker models), модель «Консультирование родителя» (Parent counseling models), модель «Родитель-партнер» (Parent partnership models'), модель «Навыки копинга» (Coping skills models)[1].

Модель «Куратор семьи особого ребенка»: от прошлого до наших дней

Модель «Ключевой работник» (Dale, 1996; Appleton, Minchom Р. Е., 1991). Ключевым работником в модели назван профессионал, к которому родители обращаются за советом по поводу проблем, возникающих с ребенком, имеющим нарушения развития. Этот специалист регулярно контактирует с семьей, поддерживает ее членов и несет ответственность за координацию взаимодействия семьи с различными учреждениями. Особенно важным аспектом его деятельности является возможность доступа к информации по сопровождению семьи различными специалистами. В результате работы в рамках данной модели были выявлены позитивные изменения во взаимоотношениях членов семьи с профессионалами. Сравнение семей, которые пользовались услугами ключевого работника, и семей, которые не имели такой возможности, позволило выявить, что последние выражали большее неудовольствие неудовлетворенностью своих нужд и отмечали наличие проблем в семейной жизни (Sloperand Turner, 1992). Исследование, проведенное Glendinning (1986), в котором «ключевой работник» был назван «ресурсным работником», показало, что по сравнению с контрольной группой, в которой не использовалась данная модель, моральное состояние родителей было значительно лучше, они выражали большую удовлетворенность профессиональной поддержкой и высказывали меньшее ощущение изолированности. Самой большой ценностью использования данной модели для семьи, по результатам исследования, оказалась возможность обратиться за помощью к конкретному специалисту, который был знаком с нуждами и потребностями данной семьи. Целью диагностики в данной модели было определение нужд семьи и определение необходимости обращения семьи в то или иное учреждение.

Модель «Консультирование родителя». Результаты исследований деятельности профессионалов по поддержке семьи, проведенных учеными в США (Dunst, Trivette and Deal 1988, 1994), показали, что эффективность услуг зависит от интерперсональных аспектов взаимоотношений между семьями и профессионалами; от таких параметров коммуникации, как честность и прозрачность; от понимания специалистом трудностей семьи, семейных ценностей и целей. Профессионалы, использующие данную модель, исследуют различные проблемы, поднятые родителями: семейные материальные ресурсы, проблемы взаимоотношений, проблемы, связанные с поведением особого ребенка и др. Цель консультирования — помочь родителям прояснить проблемы, задать цели, сформулировать планы и наметить пути их выполнения. В сравнении с контрольной группой, матери, с которыми проводилась работа в соответствии с данной моделью, оценивали себя более поддерживаемыми профессионалами и констатировали появление более позитивного отношения к ребенку. В экспериментальной группе прогресс развития ребенка был более существенным, снизилось количество проблем, связанных с поведением особого ребенка, и, соответственно, выявлено снижение материнского дистресса.

Модель «Родитель-партнер». Современные ученые указывают, что взаимоотношения между родителями и профессионалами являются важнейшим аспектом, влияющим на эффективность оказываемой помощи. Отмечена необходимость перехода от экспертной модели, где профессионалу отводится роль эксперта, к модели, базирующейся на партнерстве специалистов и родителей ребенка с нарушениями развития. Такая модель характеризуется взаимодополняющими знаниями, учитывает различные точки зрения родителей и профессионалов по поводу диагностики, лечения и воспитания ребенка, осуществляет гибкий индивидуальный подход в отношении каждой семьи (Cunningham & Davis, 1985; Appleton & Minchom, 1991; Dale, 1996)[2]. Профессиональная практика, базирующаяся на модели «Родитель-партнер», помогает родителям и профессионалам достичь консенсуса по поводу потребностей семьи и необходимых действий.

В перечисленных моделях по-разному определены функциональные роли специалиста и семьи, формат их взаимодействий и взаимоотношений (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Функциональные роли специалиста и родителя при совместной работе.

Название

модели

Специалист

Родитель

Ключевой

работник

«Диспетчер-консультант»

Аккумулирует информацию о семье, координирует взаимодействие семьи с различными учреждениями.

«Поставщик информации»

Обращается за советом к Ключевому работнику, постоянно наблюдающему семью.

Консуль

тирование

родителя

«Компетентный специалист»

Владеет знаниями по решению специфических проблем семьи ребенка с нарушениями в развитии, снабжает родителей рекомендациями.

«Ученик»

Получает задачи и рекомендации.

Родитель-

партнер

«Партнеры»

Специалист и родитель — равные партнеры, совместно вырабатывающие стратегию и тактику решения проблем особого ребенка и семьи.

Так, в модели «Ключевой работник» психолог является центральной фигурой, которая аккумулирует информацию о трудностях, возникающих в семье особого ребенка, и координирует взаимодействие семьи с различными учреждениями для их решения.

Родитель в рамках данной модели — «поставщик информации», имеющий возможность обратиться за помощью и советом к одному специалисту, постоянно наблюдающему семью.

Модель «Консультирование родителя» подразумевает наличие роли консультанта, компетентного в решении специфических проблем семьи ребенка с нарушениями развития, и консультируемого — родителя, который обращается за помощью в решении конкретной проблемы, возникающей в связи с трудностями воспитания особого ребенка.

Модель «Родитель-партнер» основана на вовлечении родителя, его персонального опыта в работу команды специалистов на паритетной основе.

Представленный выше теоретический анализ различных моделей сопровождения семьи особого ребенка показывает, что профессионалы используют различные стратегии при организации помощи семье в решении проблем, поиске «слабого звена» семейной системы, которое нуждается в укреплении.

Далее мы представляем модель «Куратор семьи особого ребенка», которая была разработана и апробирована в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь». Данная модель охватывает проблемное поле «Специалист — особый ребенок — родитель».

В основу модели легли отечественные подходы к работе с семьей особого ребенка (Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Е. С. Набойченко, В. В. Ткачева, Л. М. Шипицина и другие), которые делают акцент на психолого-педагогическом просвещении родителей (за счет чего, по мнению ученых, у родителей ребенка с нарушениями в развитии снижается влияние хронического стресса), и зарубежные модели: «Ключевой работник» (Key worker models, Dale, 1996), модель «Родитель-партнер» (Parent partnership models, Appleton, Minchom P. E., 1991), которые доказали свою эффективность в течение последних пятнадцати лет.

Опыт внедрения разработанной нами модели «Куратор семьи» показывает, что родительская активность во многом зависит от качества взаимоотношений со специалистами, работающими с ребенком.

Работая с родительской активностью, повышая вовлеченность родителя в жизнь особого ребенка, мы создаем условия для принятия родителями его диагноза и обеспечения условий для воспитания такого ребенка в домашних условиях.

Понимая чрезвычайную важность создания рабочего альянса между членами семьи особого ребенка и профессионалами, для осуществления взаимодействия «семья — специалисты» в Центре определен профессионал особого рода — Куратор семьи, функции которого позволяют реализовывать координирующую и связующую роль в диаде «профессионал — родитель».

Деятельность куратора семьи в ракурсе нашей модели включает:

  • • установление рабочего альянса между семьей и специалистом (куратором семьи), благодаря которому осуществляется аккумуляция информации о состоянии ребенка и членов его семьи как со стороны родителей, так и со стороны профессионалов, в «одних руках» на протяжении всего процесса сопровождения семьи;
  • • регулярный мониторинг семьи, предполагающий отслеживание эмоционального состояния родителей, психологического климата

зо в семье, родительской активности и позиции по отношению к ребенку с целью предупреждения семейных и личностных кризисов, а также построения или уточнения плана дальнейшей работы специалистов с семьей;

• моделирование жизненных стратегий семьи ребенка с ментальными нарушениями и каждого ее члена с помощью коучинг — тренингов для родителей и работы профессионалов в формате «Группы равных».

Модель «Куратор семьи» позволяет сформировать связи между всеми профессионалами, включенными в процесс воспитания и обучения ребенка, и определить, кто, с кем и каким образом взаимодействует (рис. 1.1).

  • [1] Sloper Р. Models of service support for parents of disabled children. What do we know? What do we need to know? // Social Policy Research Unit University of York Heslington YorkUK. Child: Care, Health and Development. 1999. Vol. 25. № 2. P. 85—99.
  • [2] Cunningham С. С., Davis Н. Working with Parents: frameworks for collaboration, OpenUniversity Press, Milton Keynes, 1985; Appleton P., Minchom P. E. Models of parent partnershipand shil development centres. Child: care, health and development, 1991. № 17. P. 27—38;Dale N. Working with Families of Children with Special Needs: partnership and practice, Routledge, London, 1996.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой